Невидимые_нити_зимнего_леса

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Невидимые нити в зимнем лесу

Цель урока: формирование представлений о связях между природными объектами, выявление этих связей на конкретных примерах, определение роли человека в сохранении природных объектов.
Задачи:
• мотивировать обучающихся к учебной деятельности;
• учить оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации;
• учить устанавливать взаимосвязи в природе, выявлять роль человека в нарушении или сохранении этих взаимосвязей;
• развивать познавательный интерес, творческие способности, коммуникацию;
• формировать экологическую культуру, бережное отношение к природе.
Прогнозируемые результаты:
личностные:

• учить проверять себя;
• учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
• развивать способность контролировать и оценивать свои достижения;
метапредметные:
• учить анализировать и выделять общее, классифицировать;
• учить составлять наглядную модель;
• учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;
• учить действовать с учетом выделенных учителем ориентиров;
• учить представлять результаты работы, излагать своё мнение, аргументировать;
• формировать готовность слушать собеседника, вести диалог;
предметные:
• вспомнить понятия «животные», «зимующие», «перелетные», «хищники», сформировать понятие «невидимые нити в природе»;
• учить находить взаимосвязи между объектами живой и неживой природы, растениями и животными, природой и человеком;
• закреплять умение работать в паре, находить информацию в учебнике, подтверждать свои предположения;
• учить понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнять.
Межпредметные связи: математика, русский язык, технология, литер. чтение.
Дидактические средства: учебник, карточки с животными, картинки, презентация.
Оборудование: компьютер, интерактивная панель Smart, документ-камера, карандаши, клей, ножницы, клубочек, магниты;

Лесовичок: (бросает в класс клубочек и заходит следом за ним, держась за ниточку)
— Здравствуйте, ребята. (Здрвствуй) Я – лесовичок. Меня в ваш класс привел мой волшебный клубочек. Не знаю даже почему. А вы знаете?
(предположения детей)
Учитель:— А может клубочек хочет поиграть? Я знаю одну игру, она называется «Волшебная ниточка».

Игра: Я хочу передать этот клубочек Лизе, потому что она моя помощница. Лиза берись за ниточку, как я. А кому бы ты передала дальше клубочек?
(лесовичок помогает передавать клубочек)
5-ти ребятам передать.

Учитель: Ребята, что у нас получается? (ответы: как-будто паутина) Клубочек можно передавать бесконечно, но в какой-то момент все ученики нашего класса возьмутся за ниточку. И что, нам больше некому будет передать клубок? (ответы: родители, друзья в соседнем классе). И даже Лесовичок мог бы передать клубочек своим друзьям и помощникам.

Лесовичок:
— Ребята, посмотрите, клубочек показал нам, что вы все связаны, будто невидимыми нитями.

Учитель: А ведь и правда, каждую минуту, каждую секунду кто-то для кого-то делает что-то хорошее. Пока вы в школе, мама готовит обед, папа зарабатывает деньги для всей семьи, вы делаете подарок для братика или сестренки. Если мы уберем клубочек, связи прекратятся? (нет) Вы правы, мы постоянно с кем-то связаны.

Лесовичок:
— Ребята, а ведь и у нас в лесу, есть невидимые нити!

Учитель:-Кажется я догадалась зачем клубочек привел к нам лесовичка. А вы? (предположения) Он хочет, чтобы сегодня на уроке мы поговорили о невидимых нитях в зимнем лесу.
Отправимся на поиск невидимых нитей в зимний лес.

Читайте также:  Обнаружены_элементы_гриба_мицелий

Лесовичок:
— Лесные жители приготовили для ребят загадки. Определите кто лишний в каждой группе.

«4 лишний» на эл. доске появляются картинки:
Волк, лиса, заяц, рысь (хищники)

Лишние животные остаются на доске, Лесовичок раздаёт детям после правильного ответа «фото» лишнего животного (1 на парту). Последний слайд на доске.

Учитель:— Клест знает, что такое сибирская зима, а вот перелетные птицы никогда ее не видели, верно, Лесовичок?

Лесовичок:
— А ведь правда, ребята. Может вы могли бы немного рассказать нашим перелетным птицам Что такое зима?

Поют песню «Что такое зима?» Показывают движения. 2 куплета и припев

Лесовичок:
— Спасибо, ребята, познавательно повеселили. А я услышал, что вы в вашей песне поете про живой объект из моего зимнего леса. Догадались что это?

Ель! (Лесовичок держит в руках картинку ели или слайд на доске)

Лесовичок:
— Вот перед нами красавица-ель. Это прямое, стройное дерево. Оно может быть очень высоким. А живёт до 500 лет! Густо покрывают ствол ветви с зелёной хвоей. На многих из них мы увидим шишки, а в них обнаружим семена.
(раздать ели на парты)

Учитель:-Для лесных жителей ель — кормилица и защитница. Как связана ель с нашими животными? Возьмите карточки, клей и попробуйте расположить на картине ели всех наших животных. Найдите невидимые нити зимнего леса. (Определите невидимые нити). Откройте учебники на станице . изучите текст и разместите животных.

(Лесовичок подсаживается к ребенку без пары, либо к любой паре. По окончании под лампой на доске рассматривается чья-то работа.)

Клест в гнезде, белка в дупле (а где еще она могла быть? на ветке), дятел на стволе, заяц под елью, мышь около ели.

Учитель+ученики, с опорой на текст объясняют результаты своей работы:-На ели растут шишки, в которых есть семена. Белки, дятлы, клесты умеют ловко доставать семена из её шишек. Это для них главный корм в зимнее время. А то, что они не съедят, уронят, подберут на снегу лесные мыши.
В густых еловых ветвях белки и птицы укрываются от врагов. А клесты здесь зимой ещё и гнёзда вьют, птенцов выводят! Холод им не страшен, если корма достаточно.
Лесовичок:
-У многих елей ветви почти до самой земли дотягиваются. За этим зелёным занавесом хорошо зайцу прятаться от ветра и хищного зверя.
Учитель:-Вот какими важными невидимыми нитями связаны растения и животные в лесу. Жизнь ЭТИХ животных зависит от…. (ели). А недавно был большой любимый детьми праздник. Какой. (Новый год). У кого в квартире была настоящая, живая ель? Какой она примерно была высоты? Сколько дней она простояла? (немного) А вы знаете сколько лет растет ель, чтобы достигнуть такой высоты? Лесовичок, расскажи ребятам.

Лесовичок:
— Вначале ели вообще растут очень медленно. Если начинать с семечка, то до высоты 2 м ели нужно расти лет 10-15.

Учитель:— Представляете, ребята? В вашем доме стояла елка, которая росла столько же лет, сколько и вы от самого своего рождения. Как много нужно времени, чтобы она выросла, а срубленная к Новому году, погибает очень быстро.
А кто был в Эдеме и видел там огромную ель? Обычно ели на площадях и в торговых центрах высотой 18-20 метров, а расти до такого размера им нужно…..(ответы) более 100. лет! Разумно ли губить растение ради нескольких дней праздника? (ответы) А что можно сделать, если уж такое произошло? (Зоопарк, «Зеленая белка» – на корм животным, опилки для подстилок, переработка в щепу для отсыпки грядок).
Давайте помнить всегда, что нужно беречь нашу природу, потому что столько невидимых нитей связывают все объекты живой и неживой природы.

Читайте также:  Приготовить_вкусный_грибной_салат

Какие-то невидимые нити
Связали воедино все вокруг.
Они влекут необъяснимой силой
Шмелей, жуков и бабочек на луг.
Разводят врозь и сталкивают вместе
Зверей и птиц, деревья и людей.
Незримые, но сильные донельзя
Влекут меня к тебе, тебя ко мне.

Лесовичок:
— Ребята, как с вами интересно, вы мне очень понравились, но к сожалению мне пора уходить.

Учитель:-Давайте попрощаемся с Лесовичком. Будем ждать еще тебя к нам в гости.
Лесовичок:
-До свидания, до встречи в лесу.
(уходит)
Учитель:— А вам понравился наш сегодняшний урок? Если он вам понравился, все было понятно и интересно, то нужно посадить в нашем зимнем лесу ёлочку. Если у вас возникали большие трудности или вам было не очень интересно, то добавьте пенек.

Мне тоже было приятно с вами работать. Меня порадовало, что вы столько всего знаете о лесных обитателях, умеете беречь природу. Мне было интересно наблюдать, как вы находите невидимые нити. Дома нужно подумать: какие еще есть невидимые нити в зимнем лесу между другими его обитателями, рассказать о них. По желанию можно сделать такую же модель, как мы сегодня делали, только выбрать другое растение.
Всем спасибо за урок, до свидания.

Источник

Презентация по окружающему миру на тему «Невидимые нити в зимнем лесу» (2 класс)

Окружающий мир 2 классТема: «Невидимые нити в зимнем лесу»Презентацию подго.

1 слайд Окружающий мир
2 класс
Тема:
«Невидимые нити в зимнем лесу»
Презентацию подготовила: учительница начальных классов общеобразовательной школы № 62 с углубленным изучением отдельных предметов Аксакова Н.Г.

Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн.

2 слайд Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и
подо мной полон неизведанных тайн.
И я буду их открывать всю жизнь, потому что
это самое интересное, самое увлекательное
занятие в мире

Зима

Признаки зимы:Температура воздуха ниже нуля градусов. Короткие дни и длинные.

4 слайд Признаки зимы:
Температура воздуха ниже нуля градусов. Короткие дни и длинные ночи. Земля покрывается снежным покрывалом.

Признаки зимы:Солнце поднимается низко над землей. Небо почти всегда затянуто.

Признаки зимы:Замерзает почва и водоемы Осадки в виде снега

Явления природы: гололед, снегопад, вьюга, иней, изморозь, метельПризнаки зимы:

Растения зимой:Лиственные растения и кустарники сбросили листья; Хвойные стоя.

8 слайд Растения зимой:
Лиственные растения и кустарники сбросили листья;
Хвойные стоят зелеными;
Все травы в основном отмирают – приобретают жухлый выгоревший цвет;
Зимой происходит дозревание почек.

Животные морозы.

теплый мех
нет корма
летние запасы
впадают в спячку
ближе к жилью человека
снег
смена окраски

Назовите тех животных, которых не встретишь в зимнем лесу.

Почему мы не встретим зимой медведя, барсука, ежа?Они впадают в спячку

Связаны ли между собой растения и животные?Как?ДаРастения служат для животных.

12 слайд Связаны ли между собой растения и животные?
Как?
Да
Растения служат для животных укрытием и пищей, а животные помогают растениям тем, что разносят их семена и защищают их

НЕВИДИМЫЕ СВЯЗИ В ЗИМНЕМ ЛЕСУ

ЕЛЬ -одно из самых интересных и красивых деревьев нашего лесаВетки ели растут.

14 слайд ЕЛЬ-одно из самых интересных и красивых деревьев нашего леса
Ветки ели растут как бы этажами. По ним можно точно (с разницей в один год) сказать, сколько дереву лет. Для этого надо сосчитать этажи и прибавить три или четыре (в первые три-четыре года ель не дает боковых побегов).
Растет ель медленно: к десяти годам она не выше 1,5 м
Сколько лет этой ели?

Шишки елиВ конце зимы - начале весны созревают шишки ели. В это время чешуйк.

Шишки ели
В конце зимы — начале весны созревают шишки ели. В это время чешуйки отгибаются и выпускают на свободу семена. Многие из них падают на снежный наст. Ветер «надувает» имеющиеся на семенах небольшие крылышки, и они мчатся по снегу.
Кто может питаться этими семенами?

Читайте также:  Изготовление_малинового_вина_дома

123 клест-еловик4

65

Из года в год ищут клесты-еловики место, где уродила ель, так как плодоносит.

18 слайд Из года в год ищут клесты-еловики место, где уродила ель, так как плодоносит ель 1 раз в несколько лет. Во время своих кочевок залетают во все области нашей страны. Клесты живут на хвойных деревьях стаями. Питаются семенами хвойных растений.

Гнездо клеста расположено на ели, у ствола или в «лапе». А ко времени созревания еловых семян клесты обзаводятся потомством. Клесты могут вывести птенцов даже зимой, когда еще короток день, стоят морозы, нередки метели и снегопады. Размножение у них определяется не длиной дня, как у других птиц, а обилием еловых семян, которых в урожайный год вызревает по несколько десятков килограммов на гектар леса.

Клест-еловик величиной с воробья или чуть крупнее. У него особое строение кл.

19 слайд Клест-еловик величиной с воробья или чуть крупнее. У него особое строение клюва: концы надклювья и подклювья заходят, крестообразно перекрещиваясь, друг на друга. Похожим на ножницы клювом клест-еловник легко добывает семена из-под чешуек шишек.
Клесты умеют ловко подвешиваться к шишкам вниз головой. В таком положении птица за считанные секунды извлекает из шишки семена, но только те, которые легко достать. Сброшенные клестами шишки долго сохраняются под снегом, и оставшиеся в них семена служат подкормкой белкам и другим животным.

Белки питаются грибами, орехами, семенами хвойных. Важную роль в их питании в.

20 слайд Белки питаются грибами, орехами, семенами хвойных. Важную роль в их питании в неурожайные годы играют шишки, сброшенные на землю клестами. В голодные годы белки питаются даже еловыми почками, откусывая концевые побеги и сбрасывая их в обилии на снег.

Дятел зимой питается семенами хвойных деревьев. Чтобы было удобнее расклевать.

21 слайд Дятел зимой питается семенами хвойных деревьев. Чтобы было удобнее расклевать шишки, он находит щели в стволах деревьев и заклинивает в них шишки.

Королек - самая маленькая из птиц, гнездящихся в России. Он похожа на маленьк.

22 слайд Королек — самая маленькая из птиц, гнездящихся в России. Он похожа на маленький шарик. Обитает в лесах, чаще всего еловых или в местах , где растут старые ели.
Гнездо устраивает обычно на больших елях, на высоте 4-12 м от земли. Зимой королек питается еловыми семенами.

Днем заяц лежит, в укромных местах, например, под елью. Выбор места для лежки.

23 слайд Днем заяц лежит, в укромных местах, например, под елью. Выбор места для лежки зависит от сезона и погодных условий. Зимой в сильные морозы заяц роет в снегу норы 0,5-1,5 м длиной, в которых может проводить целый день. Роя нору, беляк уплотняет снег, а не выбрасывает его наружу. Зимой беляк кормится побегами и корой различных деревьев и кустарников.
Заяц-беляк

С какими животными дружит ель?

Каких животных и птиц кормит ель?

Какие животные и птицы живут на ели?

А теперь представьте, что нашу ёлочку кто-то срубил. Что бы произошло?Животны.

27 слайд А теперь представьте, что нашу ёлочку кто-то срубил. Что бы произошло?
Животные остались бы без
дома,
пищи,
укрытия.

Тестовые задания

В каком ответе зимние месяцы перечислены в правильном порядке?а) январь, дека.

29 слайд В каком ответе зимние месяцы перечислены в правильном порядке?
а) январь, декабрь, февраль.

К зимним явлениям в неживой природе не относятся …а) метель б) снегопад в) от.

30 слайд К зимним явлениям в неживой природе не относятся …
а) метель
б) снегопад
в) оттепель
г) спячка животных
д) гололедица

Семенами ели не питается …а) белка. б) клёст. в) дятел. г) мышь. д) заяц.

31 слайд Семенами ели не питается …
а) белка.
б) клёст.
в) дятел.
г) мышь.
д) заяц.

Зимой в ветвях ели вьет гнездо и выводит птенцов …а) дятел. б) клёст. в) коро.

32 слайд Зимой в ветвях ели вьет гнездо и выводит птенцов …
а) дятел.
б) клёст.
в) королёк.
г) снегирь..

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 99 рублей
  • 4 300+ видеолекции для каждого

Сертификат

XII Международный дистанционный конкурс «Старт»

Доступно для всех учеников 1-11 классов и дошкольников

Источник

Оцените статью