Нескучный сад вид картина

А. Я. Головин. Нескучный сад. Выставка одной картины

В середине 1970-х годов в Радищевский музей поступила коллекция Михаила Федоровича Глазунова, патологоанатома, академика Академии медицинских наук СССР. Он интересовался живописной культурой Серебряного века – времени, когда мастера стремились к большей эмоциональности и выразительности искусства, к индивидуальности и неповторимости собственного художественного стиля. Собрание музея обогатилось произведениями Константина Коровина, Исаака Левитана, Николая Рериха, Игоря Грабаря, Бориса Кустодиева, Исаака Бродского, Константина Сомова, а также тремя театральными эскизами Александра Головина и его темперным пейзажем 1910-х годов «Нескучный сад».

Александр Яковлевич Головин (1863-1930) провел раннее детство в подмосковном Петровско-Разумовском, где располагалась знаменитая усадьба XVIII века. Детские впечатления будущего живописца найдут отражение в его изумительных парковых пейзажах. Он разделял любовь художников своего поколения к русской усадебной архитектуре и желание возродить поэтичную атмосферу прекрасного былого в живописи. Ностальгические элегии Станислава Жуковского и Виктора Борисова-Мусатова по настроению близки декоративным картинам-панно Головина, будто сотканным из тысяч изумрудных листочков. Таковы пейзажи Павловска, Царского Села и Нескучного сада – парка в Москве, получившего название от усадьбы князя Никиты Трубецкого «Нескучное».

Фантазия автора превращает один из павильонов сада, окруженный березами, в заколдованное царство, границу которого охраняют пни и искривленные ветки полусухих деревьев. Еще один грозный сторож – старая сосна с пожелтевшей хвоей. Преодолевший преграды путник окажется на берегу пруда. Вода в нем чиста и неподвижна, словно поверхность зеркала: обычные обитатели водоемов не нарушают покой этого места. А над водной гладью, среди тонких березовых стволов и кудрявых листьев, прячется каменная лестница, ведущая к белой башне с маленьким круглым окошком.

Читайте также:  Пакеты сад и огород

В эту галерею сказочных образов не вписывается лишь скамейка, уютно разместившаяся у переднего края полотна. Она возвращает зрителя в привычный ему мир и вместе с тем создает противоречие, свойственное искусству модерна: возвышенное и непостижимое в сознании творца соседствуют с бытовым и заурядным. Эта же скамейка сообщает пространству глубину, акцентируя первый план, поэтому картина походит на театральную сцену с роскошной пейзажной декорацией.

Как отмечает исследователь, «в истории русской живописи портреты и пейзажи обеспечили бы Головину достойное место, однако лишь театр поднял его на недосягаемый для других уровень». В разные годы художник работал над оформлением спектаклей Императорских театров, антрепризы Сергей Дягилева, Московского художественного академического театра. Десятилетнее сотрудничество с Всеволодом Мейерхольдом, который ратовал за зрелищность сценического действа, существенно повлияло на живописный стиль Головина. К орнаментальности и графичности его манеры добавились яркость чистого цвета и условность пространственных построений, идущие от опытов мастера в области сценографии. Порой сложно определить, является ли написанная художником картина театральным эскизом или же самостоятельным произведением.

«Нескучный сад» напоминает сказочное «Кащеево царство» – декорацию к постановке балета Игоря Стравинского «Жар-птица» 1910 года. В нем угадываются и черты эскизов 1925 года с изображением тихого сада семейства Лариных. Пейзаж из собрания Радищевского музея вобрал в себя самые характерные и эффектные особенности творчества Александра Головина. Так же как и другие работы прославленного сценографа и живописца он приоткрывает дверь в «страну Чудес».

Источник

LiveInternetLiveInternet

Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая

Общая 16:33 17.10.2016 Фотографий: 1

Цитатник

Ипатьевский монастырь – колыбель династии Романовых Свято-Троицкий Ипатьевский мон.

БЛЕДНЫЕ ДНИ . Андрей Ковалевский Сельский храм на ру.

10 прекрасных церквей в стиле «сибирское барокко» Сибирь — своего рода другая страна со своими.

Мюзет в живописи Заунывность волынки тревожит безмолвные горы, Только эхо гуляет, как.

Читайте также:  Отчетно выборное собрание сад

Жар-Птица в руках. Художница Екатерина Кулиш (KATE KULISH) Больше ник.

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Александр Головин «Нескучный сад»

Александр Головин «Нескучный сад»

Александр Михайлович Головин «Нескучный сад», 1910 год,1609*1600 см, Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

Пейзаж «Нескучный сад» был написан Александром Яковлевичем Головиным (1863-1930) в первое десятилетие 20 века, когда окончательно складывается живописный стиль художника.
В творчестве Головина стилистика модерна отразилась в полной мере.
В старом московском усадебном парке Нескучный сад Головин бывал неоднократно, любовь к подобным поэтичным местам сопровождала его всю жизнь.
Как известно, художник вырос в знаменитом имении Петровское-Разумовское, где при Земледельческой и лесной академии (ныне Тимирязевской) его отец служил настоятелем церкви. Головин на долгие годы сохранил детские впечатления и тонкое знание природы.
В пейзаже «Нескучный сад» автор изображает реально существующий мотив: узнаваемо выглядят один из парковых павильонов, каменная лестница с крутыми ступенями, садовая скамья на первом плане.
Но все эти реалистические подробности преображаются в более обобщенный образ русского усадебного парка, возникшего как мираж на полотне Головина.
Дрожание света на водной глади и трепет листьев на деревьях, созданные умелой рукой мастера, только усиливают ощущение призрачности.
Перед нами скорее сновидение, нежели реальный уголок московского парка. Легче представить присевших на скамью пушкинских персонажей, чем гуляющих современников автора.
Источником вдохновения для Головина-пейзажиста являлись старые парки, запущенные сады с поросшими ряской прудами и опустевшими аллеями.
Во многих его пейзажах угадываются черты реальных ландшафтов, но автор далек от непосредственного следования натуре.
В творчестве Головина некогда увиденный им мотив, как правило, воссоздается поэтически преображенным и условно стилизованным.
«В пейзажной живописи я предпочитал импровизировать, а не воспроизводить действительность», — вспоминал художник.
В «Нескучном саду» живописная импровизация мастера проявилась в полной мере: он свободно варьирует крупные цветовые пятна крон деревьев, создавая иллюзию глубины пространства; он изощренно выстраивает ритмическое разнообразие; его кистью прихотливо рассыпаны изогнутые и изломанные линии по всей поверхности холста.
Нескучный сад — старейший парк Москвы, находящийся почти в ее центре. Занимает территорию от Зеленого театра до Третьего Транспортного Кольца. Нескучный сад был создан по указу Николая I в 1847 году в результате слияния трех усадеб на берегу Москвы-реки, принадлежавших некогда Голицыным, Демидовым и Трубецким и купленных Дворцовым ведомством для императорской семьи.
Название свое сад, вероятно, наследовал от увеселительной усадьбы князя Н.Ю.Трубецкого «Нескучное», от которой сохранилась часть регулярного парка и кирпичная беседка «Охотничий домик».
Парк (Нескучный сад) имеет развитую регулярную террасную планировку. В 1834 году парк был перестроен в пейзажный, в нём частично сохранились мостики над оврагами и павильоны.
Главной достопримечательностью усадьбы был огромный ботанический сад с пятью тысячами видов растений.
Из парковых затей Нескучного сада, делавших его поистине «нескучным», сохранились домик графа Орлова 1796 года, домик с ротондой на берегу Елизаветинского пруда, трехпролетный каменный арочный мост, спуски-марши и мостики над оврагами.

Читайте также:  Кустарник для зимнего сада

Осень поздняя. Сад постарел.
Кудри медные молча теряет.
В небе солнечный виден пробел,
Но вершины деревьев его заслоняют.

Осень поздняя. День погрустнел.
С птичьей стаей тепло провожая.
С облепихой ноябрь поспел,
Крылья сизые он расправляет.

Ветер стылый на миг присмирел:
Краски он для небес выбирает.
И на листьях, как будто ,
На звездах гадая.
Робкий солнечный луч.
Светом сад обогрел.

© Copyright: Наталья Мурадова, 2014
Свидетельство о публикации №114103105453

источник: Ольга Крюкова для Эрмитажа

Источник

Оцените статью