Нереида скульптура летнего сада

Дивы Петербурга. Летний сад. Нереида!

Статуя Нереиды – неизвестного скульптора начала XVIII вакв. Италия.
Нереиды — нимфы, жившие в глубине,
водили на досуге хороводы, катались на волнах, плясали взявшись за руки, на дне.
Нереиды покровительствуют мореходам и дают им счастливое плавание, благосклонны к людям,
не оставляют их в бедах, мореплавателем даруют попутный ветер.
Нереиды — морские божества, дочери морского бога Нерея и океаниды Дориды.
На просторах моря
имена указывают на глубину, изменчивость, стремительность и прихотливость моря.
____
Среди нереид выделяются Амфитрита, супруга Посейдона;
Фетида, мать Ахилла;
Галатея, в которую влюбился Полифем;
Немертея (греч. nemerteia, «истина»),
также в мифах упоминаются имена нереид Главки, Псамафы, Сциллы, Талии и Фоосы.
Они жили во дворце отца – в глубинах моря.
Там они пряли на золотых прялках, а на досуге водили хороводы в такт волнам,
катались на спинах дельфинов, в лунные ночи выходили на берег, пели песни и плясали,
состязались с тритонами – рыбохвостыми чудовищами.
«Весело плещутся юные нереиды в волнах морей,
сверкая красотой для каждого влюблённого в них мужчины.
Взявшись за руки, вереницей выныривывают они из морской пучины
и водят хоровод на берегу, под ласковый плеск тихо набегающих на берег волн спокойного моря.
Эхо прибрежных скал повторяет звуки их нежного пения, подобно тихому рокоту моря…»

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2023. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Источник

Скульптуры Летнего сада

Одним из главных украшений Летнего сада были замечательные мраморные скульптуры. Основу коллекции составляют итальянские скульптуры конца 17 – начала 18 веков, выполненные в мастерских Венеции и Рима. Приобретением скульптур в Италии занимались доверенные лица Петра I, знатоки искусства Савва Рагузинский и Юрий Кологривов. К 1728 году количество мраморных статуй и бюстов достигло около 200.

В 1720 году была установлена в Летнем саду (галерея вдоль берега Невы)
Венера Таврическая — мраморная статуя купающейся Венеры в натуральную величину (высота 167 см), выполненная во II или III веке до н. э. по греческому оригиналу Афродиты Книдской или Венеры Капитолийской.

Читайте также:  Zhenskiysait ru сад огород виноград формировка

«В средней галерее стоит мраморная статуя Венеры, которою царь до того дорожит, что приказывает ставить к ней для охранения часового. Она в самом деле превосходна, хотя и подпорчена немного от долгого лежания в земле.»
— Берхгольц, 17

Предположительно найдена при раскопках в Риме в феврале 1719 года. По преданию, скульптура была приобретена Петром I у папы Климента XI в том же самом году в обмен на мощи св. Бригитты. В действительности она была подарена Петру папой в знак благодарности за пропуск католических миссионеров в Китай и стала первой в России античной статуей женщины.
Приобретением статуи было положено начало императорской коллекции античной скульптуры.
Интересно, что Петра I подвергали критике за то, что «в царских палатах и садах повсюду выставлены «нагие языческие боги».
В настоящее время античная статуя находится в собрании Государственного Эрмитажа.

Скульптуры Летнего сада логично делятся на три крупные группы: мифологического, аллегорического и исторического содержания. Мифологические скульптуры изображают Беллону, Минерву, Немезиду, Флору, Эвтерпу, Вакха и т. д. Аллегорические – Славу, Архитектуру, Правосудие, Мореплавание, науки, искусства, различное время суток. Исторические скульптуры изображают римского императора Марка Аврелия, древнего полководца Александра Македонского, шведскую королеву Христину, польского короля Яна Собесского.

Многие скульптурные произведения подписаны их исполнителями.

В коллекции представлены работы итальянских скульпторов:

Пьетро Баратта (Pietro Baratta) — статуи «Милосердие», «Правосудие», «Слава», «Мир и Победа» («Ништадский мир») (1722)
Джованни Бонацца (Giovanni Bonazza) (1654—1736) — статуи «Полдень» (1717), «Ночь» (1717), «Закат» (1717)
Марино Гропелли (Marino Gropelli) — статуи «Искренность», «Истина», «Нимфа воздуха» (около 1719), «Талия» (около 1719), «Терпсихора» (около 1722)
Джованни Зорзони (Giovanni Zorzoni) — статуи «Аллегория красоты» (около 1719), «Сивилла Ливийская» (1717), «Сивилла Европейская» (1717), «Сивилла Дельфийская» (1719)
Антонио Коррадини (Antonio Corradini) (1668—1752) — статуя «Нереида» (около 1717)
Франческо Пенсо (Кабианка) (Francesco Cabianca) — статуи «Вертумн» (1717), «Сатурн» (1716), «Помона» (1717)
Антонио Тарсия — статуи «Рок» (около 1716), «Юность» (около 1722), «Немезида» (1716)
Альвизе Тальяпьетра (1670—1747) — статуя «Беллона» (около 1718)
А также фламандского скульптора Томаса Квеллинуса (T. Quellinus) (1661—1709) — статуи «Минерва» (1690-е), «Нимфа Летнего сада» (1690), «Церера» (1690-е) и других скульпторов[9].

В конце XVIII — начале XIX века часть статуй была увезена в Царское Село, Петергоф, Павловск, часть попала в Эрмитаж. Некоторые скульптуры погибли от наводнений. К нашему времени в Летнем саду можно было видеть 91 произведение скульптуры.

Скульптуры, располагающиеся на открытом воздухе, требуют особого внимания, особой защиты, т.к. они постоянно подвергаются воздействию и атмосферных осадков, и токсичных выбросов. Разрушают мрамор и температурно-влажностные перепады. В результате этих воздействий меняется внешний вид памятников, появляется пористость верхнего слоя, трещины. Сажа, копоть, грязь оседают на памятниках, проникают в поры и трещины.
Средний срок службы мрамора на открытом воздухе в условиях нашего климата может доходить до 110-160 лет.

Читайте также:  Деревья сада синтаксический разбор

А статуи в Летнем саду простояли почти 300 лет. Но разрушали их не только неблагоприятные климатические условия. К сожалению, многие из них неоднократно подвергались актам вандализма. Поэтому все скульптуры были отремонтированы и перевезены в Михайловский замок на хранение. Теперь Летний сад украшают 90 скульптур – копий, выполненных из искусственного мрамора ( натуральной мраморной крошки и полимеров ).

Источник

Летний сад (регулярный и современный)

фото

27 мая 2012 г. завершена комплексная реставрация Летнего сада, полностью изменившая его облик и приблизившая его к облику XVIII века. Восстановлены фонтаны, здания той эпохи, изменена планировка, ставшая вновь регулярной.

Площадь современного Летнего сада — 12 га. В 1980-х гг. в саду насчитывалось почти 3 тыс. деревьев, большей частью лип, посаженных еще в начале XIX в.

фото

Летний сад был заложен ранней весной 1704 г. Он был создан в регулярном (архитектурном) стиле.

Наводнение 1777 г. нанесло Летнему саду невосполнимый ущерб: полностью была разрушена фонтанная система, утрачены и повреждены многие статуи, разрушен лабиринт. Летняя императорская резиденция перебралась за город.

Со временем сад сократился в размерах, но сохранилась четкая геометрическая планировка аллей и на них уникальная коллекция мраморных статуй работы итальянских мастеров XVII-XVIII вв.

Решетка, оформляющая Летний сад со стороны Невы, была создана в 1770-1784 гг. арх-рами Ю. М. Фельтеном и П. Е. Егоровым. На высоком гранитном цоколе установлены 36 гранитных колонн, увенчанных поочередно урнами и вазами. Между колоннами расположены железные звенья в виде копий, выполненные тульскими мастерами.

В первой половине XIX в. сад открыли для петербургской публики. Он стал излюбленным местом поэтов, художников.

(Е. Николин. Коротко о Ленинграде. Лениздат, 1988;

Б.Г.Синюхаев. Садовая улица. Лениздат, 1974)

фото

фото

Порфировая ваза

— дар шведского короля, украшала площадку у входа в Летний сад со стороны Мойки. Установлена на высоком прямоугольном пьедестале из темно-красного порфира. Ваза исполнена в шведском городе Эльфдалене из местного розового порфира. Она собрана из пяти отдельно выточенных частей (по горизонтали). Высота вазы вместе с пьедесталом — 4, 85 м. Ваза была установлена 10.09.1839. В 1968 г. проведена реставрация.

Памятник И. А. Крылову

Коронный фонтан

Открыт в 1725 г., воссоздан в 2011 г.

Коронный фонтан был спроектирован архитектором Михаилом Земцовым в 1725 году и входил в фонтанную систему летнего сада. Фонтан располагался перед старым парадным входом в Летний сад — со стороны Марсова поля. Свое название фонтан получил по форме струй, которые образуют композицию, похожую на корону. Во время наводнения 1777 года фонтан пострадал и в 1786 году был засыпан.

В 2010-2011 гг. на основе иконографических материалов и археологических изысканий Коронный фонтан был воссоздан. Археологические исследования дали возможность уточнить его величину — размер чаши составил 12,5х10 м, расположение водопроводящих труб и декоративное убранство. Фонтан украшен золочеными маскаронами. За основу маскарона взят образец, найденный на территории Летнего сада в 1960-е годы и переданный на хранение в Государственный музей-заповедник «Петергоф».

Читайте также:  Грот в саду боболи

Конструкции фонтана «Лакоста»

Архитектор неизвестен, мастер-механик: П. Суалем.

Изначально фонтан «Лакоста» планировался быть затейливым — по аналогии с соседней «Фавориткой». Водомет проектировали двухкамерным: с механизмом и крутящимися на барабане фигурками. Центральной композицией фонтана могла быть фигура шута Анны Иоанновны — Лакосты, который начинал карьеру еще при дворе Петра Великого. Вероятно, по замыслу архитектора водомета, фигурка должна была «метать» воду и издавать звуки при помощи специальных механизмов, устроенных в конструкции фонтана. Однако, по всей видимости, механизм на «Лакосте» так и не был установлен, и первоначальный замысел был изменен. На плане Сент»Илера (конец 1760-х гг.) фонтан представлен как одноструйный, лишенный каких-либо затейливых фигурок. Археологические раскопки, проведенные экспедицией П. Е. Сорокина, установили, что кирпичные конструкции фонтана находились на глубине 0,6-0,7 м от поверхности земли. Хорошо сохранилась кирпичная кладка основания фонтана 1730-х гг., а также чугунный трубопровод, идущий через «Лакосту» в сторону Центральной аллеи. С восточной стороны к фонтану подходит кирпичный сводчатый коллектор, через который вода попадала в нижнюю камеру фонтана — к колесу и механизмам. Элементов облицовки обнаружено не было.

Благодаря расчистке и консервации фонтанных конструкций появилась возможность музеефикации водомета.

Фонтан на Царицыной площадке

Фонтан на Царицыной площадке, или Царицын фонтан, располагается на первой площадке от Невы по Центральной аллее Летнего сада. Фонтан назван в честь Екатерины I, супруги Петра Великого — здесь обычно императрица принимала дам. В ходе археологических исследований был уточнен диаметр фонтана — 8 м; под разрушенным участком кладки были найдены дубовые лаги, рядом с фундаментом — сводчатый коллектор, водопроводные трубы, определено направление коллектора.

Фонтан-статуя «Нереида»

Первоначально в центре боскета «Крестовое гульбище» была установлена скульптура «Вера» работы итальянского скульптура Антонио Коррадини (до наших дней не сохранилась). При воссоздании фонтана была установлена «Нереида» — статуя работы того же мастера из коллекции скульптур Летнего сада. По античной мифологии нереиды — морские нимфы, покровительницы моряков, оберегающие их в дальних плаваниях.

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

В южной части сада сохранился Карпиев пруд, соединенный трубами с Фонтанкой и Лебяжьей канавкой, вода в нем проточная.

Чугунная решетка со стороны Мойки с изображениями голов Медузы Горгоны установлена в 1826 г., арх. Л. И. Шарлемань.

27 мая 2012 г. завершена комплексная реставрация Летнего сада, полностью изменившая его облик и приблизившая его к облику XVIII века. Восстановлены фонтаны, здания той эпохи, изменена планировка, ставшая вновь регулярной.

Парфюмированный фонтан

Идея фонтана с запахом цветов принадлежит Гильдии парфюмеров Петербурга. До этого было известно только о четырех парфюмированных фонтаных во всем мире, фонтан в Летнем саду стал пятым. Для воплощения идеи был разработан ароматический концентрат. В России такого раньше точно не делали, рассказала хранитель садов Русского музея Ольга Черданцева.

Фонтан создали специально для фестиваля «Императорские сады России», который открылся в Летнем саду 21.06.2018.

Источник

Оцените статью