Анализ занятия в детском саду: методические аспекты проведения
Главная задача детского сада в настоящее время — помочь вырастить здорового и любознательного ребёнка, который способен сопереживать и понимает ценность семьи и дружбы. Поэтому педагогу важно выстроить работу с ребёнком так, чтобы способствовать его гармоничному развитию. Для этого в детских садах предусмотрено много различных программ и видов деятельности с воспитанниками. А для проверки соответствия всем стандартам регулярно проводится анализ занятия. Стоит учитывать, что контроль не самоцель, а средство для помощи педагогу, которое позволит вовремя заметить недостатки в работе и принять меры.
Цели и задачи проведения анализа занятия в ДОУ
Анализ занятия в детском саду — важный процесс, который к тому же является регламентированным.
Его цели направлены на оценку следующих критериев:
- проработанность и структура урока;
- подготовка и уровень профессионализма педагога;
- уровень знаний, умений и навыков дошкольников и их соответствие требованиям, которые обозначены в ФГОС.
ФГОС предполагает, что по окончании каждого урока специалист проводит самоанализ. Это помогает найти недостатки в подготовке детей и даёт лучшее представление о слабых местах в организации учебного процесса.
Основная задача самоанализа — помочь воспитателю проследить соотношение желаемых результатов с реальными.
Такая форма контроля бывает очень субъективной, поэтому привлекаются сторонние специалисты — коллеги, методисты, руководство ДОУ.
- Общая оценка цели урока, её точности и разумности.
- Прослеживание совмещения различных видов деятельности.
- Оценка корректности проведения урока.
- Наблюдение за ходом занятия.
- Уровень усвоения детьми материала.
- Оценка осуществления индивидуального подхода и методической грамотности специалиста.
Мониторинг занятия — это очень важный элемент, который позволяет определить степень эффективности образовательного процесса, выделить направления развития, а также получить советы старших коллег и услышать мнение со стороны.
Добро пожаловать в «МЭО Детский сад» — безопасное пространство воспитания, формирования и развития личности дошкольника.
- Система занятий по ФГОС
- Индивидуальный подход к каждому ребенку
- Удобная схема коммуникации
- Контент и инструменты для обучения детей с ОВЗ
- «Бесшовный» переход от дошкольного к общему образованию
Чтобы убедиться в преимуществах «МЭО Детский сад», получите демодоступ к цифровой образовательной среде прямо сейчас!
Приёмы проведения анализа занятия
Для анализа занятия применяются различные приёмы:
- Словесный приём. На педсовете педагог представляет доклад. Обычно всё проходит в устной форме.
- Наблюдение. Основной приём. Наблюдение проводится со стороны.
- Анализ конспекта. Воспитатель предоставляет проверяющему конспект после занятия, который оценивается не только по содержанию, но и по форме его составления. Мониторинг проводится на всех видах деятельности: развитие речи, физкультура, грамота и другие. Кроме того, обязательным является проведение анализа образовательной деятельности в рамках прогулки, утренника и развлечения.
Схемы анализа
Схемы проведения любого анализа могут отличаться в зависимости от целей. Они могут быть общими и предназначены скорее для субъективной оценки. Карта такого открытого урока будет содержать в себе характеристику программы, деятельности специалиста и детей на занятии, а ещё — условия его проведения. Обычно общий анализ проводится для постоянного контроля и оценки деятельности молодых специалистов.
Но не стоит забывать о педагогическом анализе, который даёт более развёрнутую характеристику профессионального подхода самого педагога и обязательно имеет балльную систему оценивания каждого критерия. Именно он является обязательным при аттестации и должен оформляться в соответствии со всеми требованиями.
ФГОС предусматривает определённую структуру проведения анализа занятия и составления отчёта по нему.
Подробнее ознакомиться с ними можно здесь.
Методическая работа каждого педагога обязательно должна включать в себя анализ занятий. В первую очередь, это позволяет самому специалисту контролировать процесс и повысить его эффективность. Ведь целью современного дополнительного образования является развитие ребёнка, его личностных и творческих качеств.
Источник