Не жалею не зову не плачу все пройдет как с белых яблонь дым синтаксический разбор

Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу. «

Содержание этого стихотворения конкретно и в то же время условно. Стихотворение наполнено поэтическими деталями гармоничного реального земного мира («белых яблонь дым», «страна березового ситца», «весенней гулкой ранью»).

В то же время в стихотворении присутствует и образ символический – образ розового коня. Розовый конь – символ восхода солнца, весны, радости, начинающейся молодой жизни, невоплотившейся мечты (теперь сердце героя тронуто холодком безверия, разочарования в надеждах). Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. На таком коне скакал Есенин в детстве и юности на родной рязанщине.

Затем следуют строки о бренности всего земного и розовый цвет переходит в холодную, почти траурную медь:

Но поэт не останавливается на этой траурной ноте. Человек в восприятии поэта – часть мира природы, а в природе все разумно. И жизнь человека подвержена тем же неотменимым и мудрым законам природы, что и все в мире. И со смертью одного жизненный круговорот не прекращается, на смену придут новые поколения, чтобы тоже процвесть, тоже познать радость жизни, а затем тоже умереть. Вот почему все венчают строки, благословляющие жизнь, весну, цветение:

Обычно в стихотворении выделяются первое и последнее слово в строке в силу своего положения. Тем большую роль должно играть в стихотворении слово, которым завершается весь текст – «последняя точка». В этом же стихотворении ситуация иная. Хотя стихотворение фактически и заканчивается на слове «умереть», акцентируется в последней строке все-таки емкое слово «процвесть» (чему служат фонетические особенности слова и логическая интонированность). Кстати, слово «процвесть» тоже из мира природы. Это стихотворение – благодарственная песнь жизни, благословение всего сущего. Само слово «умереть» звучит «мягче», приобретает элегический оттенок, оно как бы теряется среди других, благословляющих жизнь и цветение. И. Бунин в «Жизни Арсеньева» утверждал, что люди совсем не одинаково чувствительны к смерти: «Есть люди, что весь век живут под ее знаком, с младенчества имеют обостренное чувство смерти (чаще всего в силу столь же обостренного чувства жизни)». По отношению к теме смерти у Есенина это наблюдение И. Бунина особенно справедливое.

По своему философскому содержанию – размышление о жизни в предчувствии смерти – есенинское стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу. » перекликается с пушкинским «Вновь я посетил тот уголок земли. » Но эта вечная для поэзии тема у Есенина, как и в свое время у Пушкина, звучит оригинально и неповторимо.

Читайте также другие статьи о творчестве Сергея Есенина:

Источник статьи: http://licey.net/free/14-razbor_poeticheskih_proizvedenii_russkie_i_zarubezhnye_poety/66-russkaya_poeziya_xx_veka__ocherki_poetiki_analiz_tekstov/stages/3081-analiz_stihotvoreniya_ne_zhaleyu__ne_zovu__ne_plachu.html

Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина

Пейзажную лирику С. Есенина изучают в 1–4 классах. Философский же пласт творчества поэта младшим школьникам понять сложно, зато старшеклассники знакомятся с ним с удовольствием. В программу старшей школы входит стихотворение, о котором пойдёт речь. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Не жалею, не зову, не плачу» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Не жалею, не зову, не плачу.

История создания – вышло из-под пера поэта в 1921, впервые было напечатано в журнале «Красная нива» за 1922 г.

Тема стихотворения – быстротечность человеческой жизни, воспоминания о молодости.

Композиция – Произведение по смыслу делится на 2 части: воспоминания лирического героя о молодости, раздумья над вечным вопросом жизни и смерти. Формально стихотворение состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым», «страна березового ситца», «пламень уст», «тихо льётся с клёнов листьев медь».

Эпитеты«Дух бродяжий»,«утраченная свежесть», «сердце, тронутое холодком».

Сравнения«всё пройдёт, как с белых яблонь дым», «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне».

История создания

Анализируемое стихотворение С. Есенин написал в 1921 г., когда ему было 26 лет. Казалось бы, ещё рано думать о том, что молодость прошла, а смерть неумолимо близится. Однако начало ХХ века обозначилось войной. Поэт не был участником военных событий, но входил в Царскосельский военно-санитарный поезд. Там он узнал, что жизнь граничит со смертью. К моменту написания стихотворения Сергей Александрович уже успел издать несколько сборников. В том же 1921 г. он встретил женщину, с которой создал семью. Эти факты объясняют, почему поэт считал себя зрелым человеком.

Читайте также:  Описание яблони которые цветут

Часто историю написания произведения связывают с «Мёртвыми душами» Н. В. Гоголя. В лирическом отступлении повести есть строки, смысл которых отобразился в творении Есенина: «…что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои неподвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!».

Впервые стихотворение увидело мир на страницах «Красной нивы» в 1922 г.

Раздумья над человеческой жизнью традиционны для мировой литературы. С. Есенин в анализируемом стихотворении раскрыл тему быстротечности человеческой жизни, с которой тесно связан мотив воспоминаний о молодых годах. В центре произведения лирический герой. Строки написаны от первого лица единственного числа.

Уже в первых стихах лирический герой признаётся в том, что не жалеет о том, что молодость ушла безвозвратно. Свою зрелость он считает порой увяданья, но увяданье это золотое. Видимо, герой понимает, что прошедшие годы подарили ему бесценный опыт. Ему уже чужды юношеские забавы, не хочется больше «шляться босиком» , даже сердце теперь бьётся по-другому.

Вместе с молодостью позади остался «Дух бродяжий» , поэтому речи зрелого мужчины обдуманны, спокойны, а глаза больше не наполняются буйством. С. Есенин считает, что с возрастом чувства перестают бурлить.

Лирический герой замечает и то, что у него меньше желаний. В какой-то момент он начинает сомневаться, не приснилось ли ему то, что он называет молодостью. Во время этих раздумий рождается оригинальный метафорический образ юности. С. Есенин называет её розовым конём. Розовый цвет символизирует беззаботность, а конь – быстрый бег молодых лет.

В последнем катрене автор обобщает сказанное, поэтому написан он от первого лица множественного числа. Лирическое «мы» повторяет известную истину: «все мы в этом мире тленны» . С каждым днём человек потихоньку приближается к концу своей жизни. Так будет всегда, поэтому С. Есенин «благословляет и жизнь, и смерть» .

Композиция

Стихотворение делится на две смысловые части: воспоминания лирического героя о молодости, раздумья над вечным вопросом жизни и смерти. Формально оно состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу. Последнее четверостишие – вывод, который позволяет автору сделать философскую составляющую более выразительной.
Стихотворный размер – пятистопный хорей. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Жанр произведения – элегия, так как автор грустно раздумывает над вечными философскими проблемами. Хотя лирический герой утверждает, что «не жалеет, не зовёт, не плачет», в монологе преобладает грустное настроение.

Средства выразительности

Для передачи мыслей и эмоций лирического героя С. Есенин использовал богатый арсенал средств выразительности. В их наборе преобладают индивидуально-авторские тропы. Главную роль в произведении играют метафоры: « увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым», страна берёзового ситца», «пламень уст», «тихо льётся с кленов листьев медь» . Дополняются пейзажи эпитетами: «Дух бродяжий», «утраченная свежесть», «сердце, тронутое холодком» и сравнениями – «всё пройдёт, как с белых яблонь дым», «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне».

Источник статьи: http://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/esenin/ne-zhaleyu-ne-zovu-ne-plachu.html

Не жалею не зову не плачу все пройдет как с белых яблонь дым синтаксический разбор

Каким размером написано стихотворение С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу. »? (Дайте ответ без указания количества стоп.)

Читайте также:  Как правильно произвести обрезку плодового дерева

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12 ; СЗ, С4.

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна берёзового ситца

Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с клёнов листьев медь.

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

С. А. Есенин, 1921

Назовите жанр классической поэзии, черты которого присутствуют в стихотворении С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу. ».

Элегия — стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем.

Как называется стилистический приём, основанный на повторе одинаковых согласных в строке: «Дух бродяжий! ты все реже, реже. »?

Аллитерация — повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков, один из видов звукописи. Имеет художественно-выразительное значение в соотнесении с содержанием текста.

Назовите средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов или явлений на другие по сходству (например, «белых яблонь дым», «увяданья золотом охваченный»).

Метафора — скрытое сравнение одного предмета или явления с другим по принципу их сходства. В отличие от сравнения в метафоре предмет сравнения не называется, но подразумевается.

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении. (номера укажите в порядке возрастания)

5) риторический вопрос

Повтор: «Дух бродяжий! ты все реже, реже». Повтор усиливает эмоционально-образную выразительность художественной речи.

Анафора: «Не жалею, не зову, не плачу», «Все мы, все мы в этом мире тленны». Анафора — повторение в строфе, стихе начальных слов, несущих основную смысловую нагрузку.

Риторический вопрос: «Жизнь моя? иль ты приснилась мне?» Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа, обращенный к читателю или слушателю, чтобы привлечь их внимание к изображаемому.

Разве в этих строках есть анафора? «Не жалею, не зову, не плачу», «Все мы, все мы в этом мире тлен­ны» Это максимум лексический повтор, здесь нет единоначалия.

Анафора имеет множество разновидностей, в том числе существует и лексическая анафора, с которой мы и имеем дело в данном случае.

АНАФОРА — единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший.

Почему как правильный ответ тут идет анафора? Тут нет двух и более строк с одинаковым началом.

И всё-таки это анафора. В школе не разбирают примеров лексической анафоры, ограничиваются синтаксической.

Примеры лексической анафоры можно найти и в стихотворениях Тютчева, Фета.

Например, у Тютчева:

«Сумрак тихий, сумрак сонный»,

где повторением слова «сумрак» поддерживается определенное мелодическое воздействие стиха.

1. «Сумрак тихий, сумрак сонный» — это лексический повтор.

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь — но только песня зреет.

Вот здесь повторение слова «рассказать» — анафора, потому что анафора — это единоначатие.

«Не жалею, не зову, не плачу» — что тут начинается с частицы «не»?

2. Если Вы утверждаете, что этот вид анафоры не проходят в школе, зачем давать его здесь? По-моему,экзамен проверяет знания, полученные в школе, а этот сайт призван помочь к экзамену подготовиться. Несостыковочка у Вас.

Читайте также:  Схема плетения цветущей яблони

Да это же не мы даём, это давали на экзамене в 2013 году на Урале.

И я не согласна с тем, что это анафора.

Но ладно. Предположим, анафора.

Как в таком случае отличать анафору от повтора?

Во многих стихотворениях, произведениях и прочем есть высказывания аналогичного построения, однако везде кодификатор засчитывает это как повтор, в пояснениях тоже дан повтор.

И как их тогда отличать, если ЭТО — анафора?

Вы знаете, да я согласна, что задание составлено некорректно. О том, что в стихотворении есть анафора, да ещё такого вида, о какой в школе говорить не принято, можно говорить бесконечно и бесконечно с этим не соглашаться. Прочтите пояснения к заданию и ответы на предыдущие вопросы, уже заданные здесь по этому поводу. Но вариантов других ответов на вопрос задания нет. Что ж, действуйте методом исключения. Вы же не станете утверждать, что из оставшихся неназванными можно выбрать еще хоть один вариант, кроме анафоры? Эпифоры в стихотворении нет точно, равно как и гротеска.

Почему размышления поэта о прощании с молодостью, так трагично звучащие в стихотворении, завершаются светло и спокойно?

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» — монолог поэта, который делится своими самыми сокровенными думами и чувствами. Основная интонация стихотворения исповедальная, доверительная, грустная, прощальная и в то же время благодарная за счастье жить на этой земле. Жизнь быстротечна, молодость безвозвратно уходит — об этом поэт жалеет. Но в стихотворении звучат и жизнеутверждающие ноты: ему довелось испытать жизнь с ее радостями и горестями — и это прекрасно.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с клёнов листьев медь.

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть, —

говорит поэт в последней строфе и от этих слов остается ощущение покоя и света.

В каких произведениях русских поэтов звучит мотив быстротечности жизни и в чём эти произведения созвучны стихотворению С. А. Есенина?

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» — монолог поэта, который делится своими самыми сокровенными думами и чувствами. Жизнь быстротечна, молодость безвозвратно уходит — об этом поэт жалеет. Но в стихотворении звучат и жизнеутверждающие ноты: ему довелось испытать жизнь с ее радостями и горестями — и это прекрасно.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с клёнов листьев медь.

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть, —

говорит поэт в последней строфе и от этих слов остается ощущение покоя и света.

В философской лирике А.А. Фет ставит вечные проблемы бытия: смысл человеческой жизни, смерть и вечность, добро и зло, правда и справедливость. Свобода, любовь, дружба, искусство, природа — высшие философские ценности для поэта. В стихотворении «Элегия» – отражение того, что в жизни человека есть страдания, заботы, «закат печальный», но всё же главным становится то, что составляет высший смысл существования, — чувство прекрасного, радость творчества, способность «мыслить и страдать», вера в чудные мгновения любви. Лирический герой принимает жизнь, несмотря на все её испытания.

Очей тех нет — и мне не страшны гробы,

Завидно мне безмолвие твое,

И, не судя ни тупости, ни злобы,

Скорей, скорей в твое небытие!

Лирический герой в стихотворении Лермонтова «И скучно и грустно» предстает перед нами в образе одинокого человека, которым овладевает уныние: он скучает в настоящем, ни к чему не стремится в будущем. Он ощущает, как быстро течет время, что «годы проходят – все лучшие годы!» и он не в силах противиться судьбе:

В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и все там ничтожно.

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,

Источник статьи: http://lit-ege.sdamgia.ru/problem?id=1406

Оцените статью