Не с причастиями
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Совершенствование изученного материала. Оптимальные формы работы над повторением изученного, развивающие умения видеть орфограммы, использованы различные формы самоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_nli.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок на тему « Не с причастиями»
(2 урок, совершенствование изученного).
Автор Насонова Л. И, учитель высшей категории
МОУ Мешковская СОШ, Верхнедонского района,
Тема: « Не с причастиями» (2 урок, совершенствование изученного).
Цели для учителя:
— образовательная: создать условия для повторения изученных орфограмм. Совершенствование орфограммы не с причастием;
— развивающая: развивать умения учащихся видеть орфограммы в словах, формировать навыки самоконтроля, развивать при формировании речевых ситуаций;
— воспитательная: воспитывать чувство доброты, внимания к людям.
Цели для учащихся:
— правописание не с причастиями;
— правописание о и е после шипящих;
_ правописание и-ы после ц.
— правильно строить предложения при решении речевых ситуаций;
— применять правила на практике.
Оборудование: магнитофон, мультимедийная установка, компьютер, распечатанные тексты, дидактический материал, индивидуальные тесты .6 класс . М.П. Книгина, учебник «Русский язык» 6 класс. М.М.Разумовская.
Слайд 1 . Хризантема.
1. Урок начнем с интеллектуальной разминки. Ассоциативная игра.
— Посмотрите, пожалуйста, на доску.
У – горячий, холодный
1 столбик – начало названия слова.
2 столбик – ассоциации, связанные с этим словом.
Дети угадывают слова. (Кенгуру, Буратино, летающая тарелка, каникулы).
2. Но каникулы нескоро, поэтому повторим морфологические нормы.
Определим род несклоняемых имен существительных:
тюль, кофе, рельс, шампунь, манжета, бра, сулугуни, брокколи, кенгуру,
ООН, МГИМО, иваси, Тбилисси, какао.
1 ряд определяет слова ж.р.
2 ряд определяет слова м.р.
3 ряд определяет слова с.р.
(Дети быстро встают, когда находят «Свое слово»).
3. Великий Гомер сказал: «Какое слово ты скажешь, такое в ответ и получишь».
— А какой раздел русского языка изучает слово и его значение? (Лексика).
Слайд 2. Лексика.
Замените, пожалуйста, заимствованные слова на исконно русские:
( общительный, разрешение, положительный, зрелище, представление)
4. Вот сейчас мы и посмотрим презентацию «Правописание о и е после шипящих, и и ы после ц ».
— Внимание! Какая гласная пишется в названиях этих предметов?
Слайд 3-5. Слова на орфограмму о , е после шипящих .
Расческа, шоколад, жокей, жонглер, шофер, желудь, шорты, желтый, трещотка, щетки, крыжовник, шоссе.
Слайд 6. Слова – ответы.
— Почему же в слове шоу – пишется о ? (3 слова: шоу, санкция и презентация записаны на доске).
5. Слайд 7 . Слова на орфограмму ы, и после ц .
— Вставьте буквы после ц .
— Проверим написанное! (На экране буквы занимают «свои места»).
— Обобщим! Когда же пишутся ы, и после ц ?
Слайд 8. Вывод, таблица-схема.
— Так почему же в словах санкция и презентация пишется и ?
6. Исследовательская работа.
— Угадайте слово и объясните, почему пишется именно эта буква. Отвечайте четко, быстро.
Слайд 9. Кроссворд. (После выводов учащихся плавно появляются предложения-ответы).
7. Слайд 10. Хризантема.
Вы, ребята, слышали такое высказывание Ш. Монтескье:
«Надо много учиться, чтобы знать хоть немного».
— Сейчас мы будем учиться говорить.
Слайд 11 . Текст «Плохо» (В.А. Осеева)
— Ира, прочитай, пожалуйста, текст и вопросы к нему.
(Читает заранее подготовленный учащийся).
8. Слайд 12 . Хризантемы.
— А сейчас мы посмотрим фрагмент передачи «Пятерка по русскому».
— Внимательно послушайте, как на вопросы текста В.А.Осеевой «Плохо» ответили мальчики.
— Проанализируйте их ответы.
Слайд 13. Сережа и Дима. Речевая ситуация (видеоклип)
Анализ речевой ситуации .
— Я считаю, что ребята ответили правильно.
9 . Физкультурная минутка.
(Дети вместе с учителем выполняют движения под музыку).
10. Слайд 14 . Хризантемы.
— Какую тему мы сейчас изучаем? (Причастие).
— Назовите признаки прилагательного у причастия?
— Назовите признаки глагола у причастия?
Слайд 15. Предложение с причастием.
— Найдите причастие и дайте ему характеристику.
— Не будите спящую собаку .
В предложении является –
Слайд 16. Предложение с причастием.
— В степи ночующий обоз.
В предложении является –
Слайд 17 . Предложение с причастием.
— По морфологической характеристике найдите в предложении причастие.
«Так прозрачно золотист играющий на солнце лист». М.Ю.Лермонтов «Мцыри».
Согласуется с существительным в роде, числе, падеже.
В предложении является определением.
11. Слайд 18. Хризантема.
— Что вы знаете о правописании не с причастием?
При ответе пользуйтесь лингвистической статьей учебника §39, стр. 199.
— Когда частица не всегда с причастиями пишется слитно?
— А когда всегда отдельно?
— Что вы знаете о правописании частицы не с полными причастиями?
12. Откройте тесты стр.29 .(Индивидуальные тематические тесты).
Задание № 2. Отметь предложения, в которых не с причастиями пишется раздельно:
а) На давно (не) ухоженных клумбах пробились нарциссы.
б) Он выглядел (не) доумевающим и растерянным.
в) Уроки еще (не) выучены.
г) (Не) отшлифованный алмаз резко отличается от самого лучшего граненого стекла.
д) Однажды из гнезда выпал оперившийся, но (не) умевший летать птенец.
е) В тазу лежало (не) выстиранное, а только что замоченное белье.
Задание № 3. Выдели строки, в которых не пишется слитно со всеми словами:
а) (не) зябнувшие ноги; (не) разобранные вещи;
б) (не) годующий; (не) занята;
в) (не) проверенная учителем; (не) решенная задача;
г) (не) закрытое; (не) разбросанные, а сложенные;
д) (не) взлюбивший; (не) понимающий.
-Комментируемое письмо (объяснить каждый случай).
13. Слайд 19. Текст о хризантеме.
— А сейчас послушайте текст и ответьте на вопрос: « Каким нужно быть человеком, чтобы прикоснуться к чудодейственному цветку хризантеме?»
(Нужно быть искренним, не желающим зла людям).
Текст о хризантеме читает учитель.
Мало кого уже удивляющее слово «хризантема» в переводе с древнегреческого звучит как «золотой цветок».В странах Востока с этим растением связывают ( не) знающую пределов радость, и ( не) выразимую печаль, и (не) проходящую со временем скорбь.
Одна из легенд рассказывает, что в ΙΙΙ веке до н. э. (не) имеющий жалости император узнал о существование (не) описуемой красоты цветка, который рос на одном из неведомых островов. Мудрецы говорили, что из этого растения можно было приготовить необыкновенный эликсир, помогающий избавиться от (не) изличимых болезней и уйти от неминуемой смерти. Но только искренний, (не) желающий зла окружающим человек мог прикоснуться к чудодейственному цветку. Триста девушек и юношей отправились за (не) распутившимся сокровищем. Но (не) навидящему людей императору так и не удалось дождаться возвращения оказавщихся в райском уголке смельчаков.
На островах возникло новое государство- Япония. На гербе этой страны и сегодня шестнадцатицветковая золотая хризантема.
14. Работа в группах:
Обсудите в группах правописание слов со скобками, оформите в тетради, представитель ответит, баллы ставятся каждой группе, соревнование продолжается. ( Итоги работы в группах подводятся систематически с выставлением баллов).
15. Слайд 20. Хризантема.
— Конечно, нелегко было в те далекие времена добыть эликсир жизни. Но нам с вами зачастую требуется не меньше труда, чтобы правильно образовать причастия и употребить их в речи.
16. Слайд 21. Предложения.
— Прочитаем неправильно образованные предложения, образуем правильно.
- Хризантема, не боящая заморозков, считается постоянным спутником осени.
- Не понимающий цветов японец не может считаться счастливым.
- Одна из высших японских наград, не утратящих своей ценности, называется орденом Хризантемы.
17. — Давайте продолжим подбирать причастия для описания хризантемы. Каждый из вас выбирает уровень сложности.
(У учащихся распечатанные тексты).
Задание — составить словосочетания.
1 уровень. Есть подсказка.
2 уровень. НЕ – приставка.
3 уровень. НЕ – частица.
(Не) разбирающийся; (не ухаживающий); (не) смотрящий; (не отказавшийся); (не) пришедший.
От цветов; на цветы; в цветах; с цветами; за цветами.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/06/28/ne-s-prichastiyami