Садово-парковое искусство Древней Греции
Сады в Древней Греции были регулярного типа, и как в наше время принято называть в итальянском стиле. Основа итальянского стиля берет начало из Древней Греции.
Поверхность такого сада геометрически разбивается прямыми или диагональными дорожками. В центре сада часто располагают фонтан или водоем, который окружает цветник или вымощенная площадка.
Итальянский сад можно назвать настоящим художественным произведением, в котором соединяются в гармонии природа и искусство.
Теперь остановимся подробнее на основных чертах, характерных для ландшафта в итальянском стиле:
Итальянский сад часто расположен на довольно сложном рельефе. В случае, если сад не имеет перепадов высоты, то делают насыпные террасы и подпорные стенки, облицованные камнем или украшенные скульптурами, нишами или балюстрадой. Также используют украшенные лестницы и пандусы, чтобы террасы были связаны между собой и составляли единую композицию.
Много камня — это одна из важных отличий итальянского стиля. Из него делают ограду, лестницы и пандусы для соединения террас, а также изготавливают фонтаны, каскады, павильоны в парке, балюстрады и т.д. Также каменными могут быть декоративные элементы, например, скамейки, вазоны и статуи. Из камня выполняют мощение площадок, дорожек и аллей.
В центре или по оси сада располагаются характерные для итальянского сада фонтаны, ручьи и некоторые другие водные композиции. Шум воды как бы вносит некоторую динамику в сад и становится его музыкальным сопровождением.
Огромное значение для устройства итальянского сада имеет растительность. Самыми популярными являются деревья с широкой кроной — кипарис и дуб. Для зеленой изгороди используют лавр, мирт или самшит. Составляющие зеленого массива — это в основном дубы, тополь, каштан, плодовые деревья, ильм, маслины. Для групп используют хвойные породы — кипарис и итальянскую сосну. В перголах применяются вьющиеся розы, плющи и виноград.
Итальянский сад — это вид регулярного сада, поэтому отличается замкнутостью и построен на внутренней композиции. С окружающим ландшафтом сад связывается одним или несколькими внешними видами.
Главные правила планировки сада в итальянском стиле:
- * Располагается сад на склоне с террасами;
- * Дом размещен у подножия, на вершине или в середине и является доминирующим;
- * Сад строится по осям, с главной осью поперек террас и поперечными осями, которые ей перпендикулярны.
- * Основная часть сада — это насаждения в боскетах, дающие тень и обрамляющие узлы и перспективы внутри сада;
- * Партерные газоны размещаются на главной оси, и расположены в зависимости от рельефа сада у подножия склона или перед домом. Являясь продолжением самого дома, газоны украшаются цветниками, скульптурами и фонтанами. Также есть возможность устройства на партере беседки, трельяжа или перголы.
- * Каменная полукруглая стена замыкает плоскую часть сада и заканчивается оформленным ступеньками откосом. Такая форма получила название амфитеатра. Каменные стены украшаются нишами со скульптурами и заканчиваются балюстрадой.
- * Как правило, итальянский сад имеет предназначенный для отдыха изолированный участок.
- Ш Топиарное искусство
Одной из основных черт итальянского сада является непременное использование фигурной стрижки кустов. Есть множество деревьев и кустарников (хвойных и лиственных), которые быстро растут и отлично переносят стрижку: туя, барбарис, ель обыкновенная, дерен и др.
Часто итальянский сад характеризуется использованием живых изгородей и растительных бордюров как фон для фонтанов, декоративных ваз или скульптур. Также в итальянском стиле используется сочетание как абстрактных, так и геометрических форм.
По географическому положению Древняя Греция занимала часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря и часть Малой Азии. Рельеф гористый, горные кряжи отделяют одну область от другой, речные долины не широкие, морские берега изрезаны. Климат — средиземноморский с засушливым жарким летом и достаточно мягкой зимой. Для Греции наиболее характерна следующая растительность: сосна приморская, пиния, кедр, кипарис, платан, дуб, вяз, мирт, гранат, инжир, маслина, роза, гвоздика, левкои, хризантемы, анютины глазки, лилии и другие. Большое внимание греки уделяли цветам, которым посвятили многочисленные поэтические сказания и легенды. Особенно много внимания уделено розам. Греки считали розы божьим даром, а Сапфо называл её царицей цветов. Розы использовались в радостных и печальных ритуалах. Цветок розы считался символом бесконечности и кратковременности жизни, что вращалось в округлой форме бутона, не имеющей ни начала, ни конца. Поэтому на могильных памятниках изображение розы стало традиционным.
В Александрии публичные и царские сады занимали 1/4 часть городской территории. Все внутригородские и загородные сады были связаны между собой. Еще больше, чем Александрия, славилась своими садами Антиохия. Город был распланирован следующим образом: главная улица представляла собой непрерывный портик, к одной стороне которого прилегали дома, а по другой тянулись сады вплоть до самого подножия горы. Они были украшены беседками и фонтанами.
Для садово-паркового искусства Древней Греции характерны следующие типы озелененных территорий:
Священные рощи (нимфеи и герооны) Нимфей — это священная роща дубовая, кедровая, из маслин иногда с включением других пород, водным источником в её центре, украшенная скульптурой, колоннадой, стелой (вертикально стоящей каменной плитой с надписью, или рельефным изображением), а также небольшими парковыми сооружениями и алтарем. В Древней Греции нимфей считался местом обитания нимф и муз. Героон первоначально представлял собою рощу, посвященную герою, служил местом его захоронения и носил мемориальный характер. В дальнейшем — это была священная роща героев, заложенная в честь основателей города и других выдающихся людей, которым в Древней Греции поклонялись, как богам. Постепенно герооны стали украшать статуями знаменитых личностей и колоннадами вдоль беговых дорожек, предназначенных для состязаний в честь ушедших из жизни людей. Впоследствии здесь создавались ипподромы и другие спортивные сооружения. Таким образом, герооны послужили прообразом современных спортивных парков. Кроме того герооны преобразовывались не только в зону наблюдения за гимнастическими упражнениями и состязаниями, но и для собраний и философских бесед. В последующем они переросли в «философские сады».
Философский сад — рощи в древних Афинах из платанов, тополей, маслин в древних Афинах, на дорожках которых принято было вести беседы на абстрактные темы. Важным и интересным изобретением в Древней Греции были гимнасии. Гимнасии, в период своего расцвета, представляли собой цветущие сады с огромным количеством деревьев и множеством лужаек, оснащенные скамьями и предназначенные для встреч философов с коллегами, учениками и друзьями. Афинские гимнасии создавались за городом и имели обширные площади. В черте же городов гимнасии были небольших размеров. Например, в Коринфе гимнасия находилась около театра, рядом с водным источником вокруг которого были воздвигнуты портики со скамьями для людей, гуляющих в летний период. Здесь же внутри портиков был сад, который и использовался философами для встреч с коллегами и учениками. Портик — это выступающая перед фасадом здания открытая галерея, образуемая колоннами, несущими перекрытие; обычно отмечает собою главный вход в здание и поддерживает фронтон или аттик. Портик играет роль переходного звена, композиционно связывающего интерьеры здания с парадным двором — курдонером, улицей, площадью или прилегающим парком: часто является архитектурным завершением пространственной оси, проходящей через центральную часть дворцово-паркового комплекса. Афинские гимнасии создавались за городом и имели обширные площади. Представляет интерес и такой факт. Один правитель Сицилии не желал терять время на пребывание в местах вне зеленых насаждений. Он решал свои дела в саду и даже на воде. Для этих целей был построен громадный корабль, на котором греческим садоводом был создан сад с использованием многих элементов композиции. На верхней палубе корабля были созданы гимнасии и дорожки для гулянья. На дорожках были устроены тенистые беседки из плюща и виноградных лоз, корни которых находились в почве свинцовых кадок. На грядах, устроенных в свинцовых ящиках выращивались цветы и кустарники. Плющи и виноградные растения были высажены в более высокие ящики. Из этих растений были устроены перголы явившиеся украшением, и устранили на палубе корабля дефицит тени. Два искусно оформленных садовых павильона и один рыбный водоём придавали саду живописный вид. Следовательно, впервые был создан «плавающий саде. Озеленение территорий общественного значения имеет ряд общих черт присущих Древнему Египту. На улицах вдоль дорог, а также вокруг сооружений закладывались, в основном, рядовые посадки. Аналогично озеленялись площади городов.
Частновладельческие сады — они носили утилитарный характер с элементами художественно-декоративной обработки. Садово-парковое искусство Древней Греции породило новые типы общественных объектов: гимнасии, стадионы, общественные сады. При создании зеленых насаждений достигнута идеальная связь регулярных композиций с окружающими ландшафтами. По сравнению с Древним Египтом новым в античных греческих садах являлось их террасообразное, уступчатое решение, более свободная композиция, декоративность, посадки больших деревьев на террасах, обилие украшений, витые лестницы, использование в парках цветов, архитектурных форм и скульптур, специально приспособленных к фону зелени или гротам. Грот — искусственное парковое сооружение, созданное по подобию естественного грота в скалах или в нагромождениях из естественных камней. Кроме того в Древней Греции была разработана и реализована в зеленом строительстве и архитектуре система пропорций — принцип «золотого сечения» и модуля пропорций как соотношение частей и целого, а также принципы равновесия, ритма и симметрии. Пропорция — это соразмерность или определенное соотношение отдельных частей предметов и явлений между собой; одно из проявлений гармонии. «Золотое сечение» — гармоническое деление отрезка на две части таким образом, что величина большей его части является средней пропорциональной всего отрезка и меньшей его части. В 146г. до н.э. Греция стала провинцией Рима, однако её ландшафтное искусство оказало большое влияние на развитие садов и парков в Древнем Риме и стало фундаментом для его развития.
сад искусство планировка парк
Источник