Назови ласково огурец огурчик

УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД РЕКОМЕНДУЕТ РОДИТЕЛЯМ

Рассмотрите дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец. Объясните, что все это можно назвать одним словом «овощи». Обратите внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус. По возможности расскажите и покажите ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет…). Совместно с ребенком приготовьте любое блюдо из овощей. В качестве экскурсии можно посетить с ребенком рынок, овощной магазин и посмотреть, какие овощи там продают.

Ребенок должен усвоить следующий словарь и активно его употреблять в речи

Предметный словарь: Огород, грядка, овощи, картофель, огурцы, помидоры (томаты), свекла, лук, чеснок, капуста, редис, укроп, петрушка, кочан, горошинка, лопата, лейка, мешок, корзина, ящик, вредители, гусеницы, жуки, салат, суп, сок, овощевод, продавец.

Качественный: Садить, ухаживать, рыхлить, выращивать, расти, зреть, поливать, полоть, убирать, копать, срывать, выдергивать, срезать, собирать, варить, сушить, выжимать, тереть, угощать, чистить, делиться.

Глагольный: Разноцветный, большой, длинный, короткий, треугольный, овальный, спелый, неспелый, зрелый незрелый, сырой, вареный, твердый, мягкий, горький, сладкий, кислый, соленый, сочный, полезный, легкий, тяжелый, свежий, крупный, мелкий.

Словарь наречий: Высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.

Поиграйте с детьми дома

Игра «Веселый счет» (согласование числительных 2 и5 с существительными, употребление слов один – одна – одно, два – две) Одна морковка, две морковки. Один огурец, два огурца,….

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи

Тук! Тук! Тук! Тук! Раздается в доме стук. Мы капусту нарубили, Ритмичные удары ребром ладоней по столу.
Перетерли, Хватательные движения обеими руками.
Посолили Указательный и средний пальцы трутся о большой.
И набили плотно в кадку. Удары обеими руками по столу.
Все теперь у нас в порядке. Отряхивают руки.

Упражнение «Исправь ошибку». ( Развитие слухового внимания. Усвое­ние относительных прилагательных.)

Исправленные предложения дети должны проговорить целиком.

(Картофельное пюре приготовим из моркови. Свекольный салат приготовим из чеснока. Морковный сок приготовим из лука. Капустный пирог приготовим из кабачка. Огуречный салат приготовим из помидоров.

Гороховый суп приготовим из редиски. Тыквенное повидло приготовим из укропа.И т. д.)

Упражнение «Назови ласково». (Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе).

Огурец-огурчик – огурчики

Помидор – помидорчик – помидорчики

Картофель–картошечка–картошечки

Баклажан–баклажанчик- баклажанчики

Перец – перчик – перчики

Тыква – тыковка(тыквочка) –тыковки

Редис – редисочка – редисочки

Морковь –морковка (морковочка) – морковки

Свекла – свеколка (свеколочка) – свеколки

Чеснок –чесночок –чесночки

Лук (луковица) – лучок (луковичка) – луковички

Репа – репка (репочка) – репки Укроп – укропчик – укропчики

Капуста – капусточка – капусточки

Упражнение «Один – много». (Образование множественного числа существительных в именительном и родительных падежах).

Огурец — огурцы — много огурцов

Помидор – помидоры – много помидоров

Картофель – картофель – много картофеля (картошки)

Читайте также:  Зачем огурцы опрыскивают йодом

Баклажан – баклажаны – много баклажанов

Перец – перцы – перцев Тыква – тыквы – тыкв

Морковь – моркови – моркови

Свёкла – свёклы — много свёклы (свёкол – в значении «много штук»)

Лук (луковица) – лук (луковицы) – много лука (луковиц)

Репа – репы – реп Петрушка – петрушка – много петрушки

Игра «Чего не стало?» [Развитие зрительного восприятия и внимания. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме родительного падежа в единственном и множественном числе).]

Взрослый раскладывает перед ребенком четыре картинки.

Логопед. А сейчас мы поиграем в игру «Чего не стало?» По­смотри на картинки. Что на них изображено?

Ребенок. Баклажан, салат, свекла, укроп.

Взрослый. Запомни эти названия. Сейчас ты закроешь гла­за, а я уберу одну картинку. Ты должен будешь сказать, чего не стало.

Взрослый убирает одну из картинок.

(Аналогично: комплект – картошка, перец, петрушка, горох; огурцы, репа, лук, чеснок)

Развитие связной речи

Совместно с ребенком составьте описательный рассказ про овощи (по выбору), по следующему плану:

2. Как назвать по-другому (например: помидор это овощ)

4. Какой имеет внешний вид: форма

Работа по картинке-загадке «Помоги Пете». [Развитие зри­тельного восприятия и зрительного гнозиса. Профилактика нару­шений письменной речи.]

Взрослый. Рассмотри картинку, назови и покажи все овощи, изображенные на ней. Так ты поможешь мальчику собрать урожай.

ПОЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ ДОМА

Русская народная сказка «Вершки и корешки»,

Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники»

Ю. Тувим «Овощи», Дж. Родари «Чиполлино», А. Пластов «Костер в поле»

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Рекомендуем для прочтения:

Уровни развития группы Основные понятия. Понятие группы Группа — объединение людей.
Определение размеров таза Определение размеров таза чрезвычайно важно, так как их уменьшение или увеличение может приводить к существенному нарушению течения.
Показатели рентабельности и их анализ Рентабельность представляет собой доходность (прибыльность) производственно-торгового процесса.
Выделяют три способа: прямой, отсылочный и бланкетный При прямом способе статья акта содержит одну норму, причем все ее элементы сразу.
Основные этапы развития социальной психологии как науки. Социальная психология как наука. Предмет и задачи социальной психологии Социальная психология – это раздел психологии.

Источник

Лексическая тема «Овощи. Труд взрослых»

Рекомендации для родителей: побеседуйте с детьми об овощах (рассмотрите овощи на картинках или в натуральном виде) и о том, как их выращивают. Поиграйте в речевые игры, выбирая одну-две игры. В течение выходных дней, по возможности, поиграйте во все предложенные речевые игры. В них можно играть, идя по улице или, если вы едите в машине, а не только в специально созданных «учебных» условиях. Для игр можно использовать мяч.

Для закрепления темы, выполните задания на развитие мелкой моторики и графомоторных навыков. Эти задания необходимо выполнять простым или цветными карандашами.

названия: огурец, помидор (томат), картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, удобрение, вредители, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив;

Читайте также:  Китайский огурец самый вкусный

признаки: красный, зеленый, желтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, консервированный, сырой, вареный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной;

действия: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, сушить.

Материал для беседы может быть следующим:

Все знают, что такое сад и огород, у многих они есть.

На огородах на грядках растут овощи: картофель, огурцы, помидоры, редиска, свёкла, морковь, капуста, лук, чеснок, репа, редька. Много надо потрудиться, чтобы вырастить хороший урожай овощей: их поливают, когда нет дождя, удаляют сорную траву руками или тяпкой (пропалывают). Все овощи растут по-разному: помидоры — на кустиках, огурцы распускают по земле плети, на плетях растут и тыквы, и кабачки, и дыни; капуста — на одной ножке (кочерыжке). Есть овощи — корнеплоды: их корни-плоды находятся в земле, а сверху видна ботва — трава. Это картофель, редиска, свёкла, морковь, редька, репа. Когда у свёклы появляются молодые зелёные листья, их срывают и кладут в борщ, пекут с ними пироги. Лук и чеснок, петрушку и укроп используют в виде приправы к разным блюдам. Из овощей готовят салаты, супы, борщи; их солят на зиму в бочках, консервируют в банках, маринуют. Одни овощи едят сырыми: помидоры, огурцы; другие варят, жарят или пекут в духовке (печке): картофель, свёклу, баклажаны, перец. С картофеля и свёклы перед этим снимают кожуру, с лука — шелуху. В любом случае все овощи надо хорошо мыть и брать чистыми руками.

В овощах, фруктах и ягодах много разных витаминов и минералов, поэтому всем взрослым и детям надо больше их есть, чтобы быть сильными и здоровыми.

1. Игра «Назови ласково»

Огурец — огурчик — огурчики,

помидор — помидорчик — помидорчики,

картофель — картошечка — картошечки,

баклажан — баклажанчик — баклажанчики,

тыква — тыковка (тыквочка) — тыковки,

редис — редисочка — редисочки,

морковь — морковка (морковочка) — морковки,

свекла — свеколка (свеколочка) — свеколки,

лук (луковица) — лучок (луковичка) — луковички,

репа — репка (репочка) — репки,

чеснок — чесночок — чесночки,

петрушка — петрушечка — петрушечки,

укроп — укропчик — укропчики,

капуста — капусточка — капусточки,

фасоль — фасолинка — фасолинки.

2. Игра «Один — много»

Помидор — помидоры — помидоров,

картофель — картофель — много картофеля (картошки),

баклажан — баклажаны — баклажанов,

кабачок — кабачки — кабачков,

морковь — моркови — моркови,

свёкла — свёклы — много свёклы (свёкол — в значении «много штук»),

лук (луковица) — лук (луковицы) — много лука (луковиц),

Читайте также:  Как можно посадить красиво огурцы

редька — редьки — много редьки (редек — в значении «много штук»),

чеснок — чеснок — много чеснока (много головок чеснока),

петрушка — петрушка — много петрушки.

3. Игра «Мы считаем»

В ней много разных овощей,

Счет в игре ведется до пяти или десяти с каждым овощем.

4. «Назови, какой, какая?» — о бразование относительных прилагательных

Сок из огурцов — огуречный, .

сок из моркови — морковный, .

сок из капусты — капустный, .

сок из свеклы — свекольный;

грядка с огурцами — огуречная, .

котлета из моркови — морковная, .

5. «Скажи наоборот» — подбор антонимов

Кабачок большой, а огурец — маленький,

картофель крупный, а редис — . (мелкий),

перец внутри пустой, а морковь — . (полная),

помидор мягкий, а огурец — . (твердый).

6. Поиск соответствующего понятия «Беседа об овощах» (развитие связной речи)

Что это? (Название овоща.) Где растет? (В огороде, на грядке.)

Какие овощи растут в земле, на земле, на кустах?

Какие овощи можно выкапывать, какие срывать, срезать, выдергивать?

Какой овощ на вкус? Какой формы? Какого цвета? Какой овощ на ощупь?

Что можно из него приготовить?

7. Поиск соответствующего глагола

«Убираем урожай» (детям от 6 лет)

показать или назвать овощи и попросить детей ответить на вопрос: «Как убирают этот овощ?». Дети составляют предложения — например: капусту срезают и т.д.

Морковь, свеклу, репу, редис — . (дергают).

Огурцы, помидоры, горох — . (срывают).

8. Классификация понятий «Какие слова обозначают овощи?»

Лук, репа, подорожник, крапива (лук, река); чеснок, редис, роза, смородина (чеснок, редис); кабачки, огурцы, клубника, картофель (кабачки, огурцы, картофель);

ромашка, перец, патиссон, малина (перец, патиссон).

9. Игра «Повар» (поиск соответствующего понятия)

Назови блюда, которые можно приготовить из разных овощей.

Я положу в борщ — . Я положу в щи — . . Я положу в суп — . .

10. Задание «Измени слова по образцу»:

Слова: поливать, садить, собирать, снимать, нарезать.

11. Игра «Четвертый лишний». Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:

· картофель, лук, чеснок, груша;

· яблоко, апельсин, горох, слива;

· рис, редис, перец, картофель;

· капуста, свекла, морковь, редис;

· укроп, петрушка, тыква, сельдерей;

· баклажан, редис, помидор, перец;

· репа, кабачок, огурец, тыква.

12. Сравните овощи (закрепление сравнительной степени прилагательных)

Свекла — сладкая, а морковь – слаще.

Кабачок – плотный, а картофель —

Баклажан – твердый, а огурец —

Задания на развитие графомоторных навыков

(материалы необходимо скопировать, (по возможности) распечатать и предложить детям для выполнения). Если нет возможности распечатать материалы, можно предложить детям нарисовать, слепить или сделать аппликацию по данной теме. (выбрать что-то одно).

Работая с наложенными картинками, необходимо предложить детям сначала найти все овощи, изображенные на картинке, затем раскрасить 2-3 овоща или по выбору детей или по заданию «Раскрась перец и лук» или другие варианты набора овощей.

Используемая литература

Материалы для развития речи Вероники Смирновой

Источник

Оцените статью