Наземная_экосистема_лес_урок

Конспект урока по биологии на тему «Лес- природное сообщество» ( 6класс)

Форма проведения урока: индивидуально-групповая.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Оборудование урока:

1. Организационный момент (направлен на положительный эмоциональный настрой детей)

– Ребята! В этот весенний день нам так хочется солнечного тепла. Давайте закроем глаза и представим как солнечные лучи согревают нас своим теплом, дарят всем на Земле радость и счастье. Давайте откроем глаза и пожелаем друг другу любви и добра!

2. Формулировка темы урока

–Несколько последних уроков были посвящены теме «Природные сообщества».Наш урок сегодня мы посвятим подробному изучению одного из сообществ. О чём пойдёт речь, вам предстоит отгадать.

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.

Загадка появляется на экране проектора.

Учитель. Что это? Верно, это – лес. Сегодня мы с вами в него отправляемся для того, чтобы встретить давно знакомых жителей леса и разгадать новые загадки о них.

Он будет нашим проводником в лесу. Работать будем в группах. У вас на партах лист оценивания работы группы. Помните, что недаром говорят «Один за всех и все за одного».
На уроке будет несколько видов работы. Из общего количества баллов, полученных на уроке будет складываться ваша отметка.
После каждого вида работы я предлагаю фиксировать уровень новизны, уровень трудности, отношение к заданию. В строке уровень правильности каждая группа будет обозначать числом количество правильных ответов. Дополнительный балл начисляется группе быстрее всех справившейся с заданием.
Итак, приступаем к работе.

В лес нельзя войти, пока не вспомним, как нужно вести себя в нем.

Поставьте номер утверждения в нужный столбик таблицы.

На экране проектора появляются правила поведения в лесу и дети распределяют высказывания на две группы (верные – неверные).

– Можно срывать цветы.
– Нельзя ловить насекомых.
– Нельзя уничтожать жаб, лягушек и змей.
– Нельзя близко подходить к гнездам птиц.
– Можно уносить из леса детенышей зверей.
– В лесу можно шуметь и громко разговаривать.
– Ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
– Весной и в начале лета брать с собой собаку.

Появляется слайд с правильными ответами. Рефлексия (лист оценивания)

Учитель. Поработайте с листом оценивания. Я рада, что все справились с заданием! Итак, представьте, что мы входим в лес.
Эмоциональный настрой учащихся на тему урока (чтение стихотворения наизусть).

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь – мы свои!

Читайте также:  Сорт_баклажан_грибной_красавец

У. Деревья – главные лесные жители, они определяют весь облик леса и многие его особенности. Леса делятся на разные типы. Назовите основные типы лесов по преобладающему виду растений.

Хвойные, или тайга.
– Широколиственные.
– Смешанные.

У. Посмотрите на экран, здесь изображены различные деревья.

Задание № 2 «Напишите названия типа леса, к которому относят эти деревья»

Рефлексия (лист оценивания)

Физкультминутка. Игра «Деревья, кустарники, травы»

Настало время отдохнуть. Проведём эту минутку с пользой для здоровья и ещё раз проговорим хоть и мысленно названия деревьев, кустарников и трав.
Если называется дерево – «прыжок на месте», кустарник – «руки вверх», травянистое растение – «приседание»
Ель европейская, гусиный лук, сосна обыкновенная, черемша, багульник, лиственница сибирская, бересклет, ландыш майский, бузина.

У.Под сенью деревьев находят приют множество лесных жителей. Все они живут в содружестве, не мешая друг другу. Лес –это природное сообщество животных, растений , грибов, бактерий. Все они являются представителями круговорота веществ в природе. И прежде. Чем мы обратимся к научному разьяснению смысла этих слов, вам предстоит самостоятельно сделать маленькое научное открытие.

Задание № 3 « Работа с текстом»

Прочитав текст ответьте на вопрос:

какие группы организмов живой природы вам известны?

Живая природа – это бактерии, грибы, растения и животные. Все живые организмы участвуют в круговороте жизни и каждый имеет свою роль. Так бактерии и грибы – это организмы-разрушители. Они превращают останки растений и животных в перегной. Растения – это организмы-производители. Под действием солнечного света, тепла и влаги они образуют из неорганических веществ – органические. Животные – это организмы-потребители. Они потребляют растения или других животных.

Схема «Группы живых организмов

Появляется слайд с правильными ответами. Рефлексия (лист оценивания)

У. По какому основному признаку можно разделить животных леса?

(способ питания)

У.На какие группы они делятся?

(1.растительноядные, 2.насекомоядные, 3.хищные, 4.всеядные.

У. Выполни задание, поставив рядом с названием животного соответствующую цифру.

Волк, белка, сойка, заяц, кукушка, медведь, ласка, лось, ястреб, синица, дятел, ёж, кабан, лиса, сова, бобр, клест.

Появляется слайд с правильными ответами. Рефлексия (лист оценивания)

У. При помощи каких связей растения и животные, связаны между собой?

Пищевая цепочка состоит из звеньев.
Первое звено – это растения. Второе звено – это разнообразные животные, которые питаются растениями. Третье звено – это животные, которые питаются другими животными, их называют плотоядными или хищниками.
Всех животных объединяет одно – они организмы-потребители.

Читайте также:  Можно_ли_хомякам_джунгарикам_малину

Обобщённая схема «Цепи питания»

Задание №5 « Составь схему цепей питания из предложенных картинок»

Появляется слайд с правильными ответами. Рефлексия (лист оценивания).

У. На живые организмы постоянно действуют различные условия среды обитания-экологические факторы. Какие экологические факторы вы знаете

(факторы неживой природы, живые организмы, деятельность человека)

Задание №6 «К каким экологическим факторам относят перечисленные ниже примеры?»

1. Лоси и зубры питаются ветвями деревьев и кустарников.

2. Загрязнение атмосферы выхлопными газами.

4. Лягушка питается насекомыми.

5. Снижение урожая из-за нехватки урожая в почве.

6. Снижение численности популяций морских организмов из-за разлива нефти.

7. В кишечнике крупного рогатого скота обитают бактерии, разлагающие клетчатку.

10. Клещи питаются только кровью животных.

11. Сосуществование белки и лося на одной территории.

12. Растения – эпифиты поселяются на деревьях, которые служат им местом прикрепления.

14. Резкое снижение численности популяции северных оленей из-за сильных морозов.

16. Рыбы-лоцманы поедают остатки пищи акул и дельфинов.

17. Борьба хищников одного леса за пищу.

18. Загрязнение пригородного водоёма промышленными стоками.

19. Обитание большого количества морских животных в коралловых рифах.

20. Искусственное орошение полей пшеницы.

Появляется слайд с правильными ответами. Рефлексия (лист оценивания)

9. Итог урока

У. Предлагаю вам взглянуть на лист оценивания.

– Какие выводы вы можете сделать?
– Знаний по каким вопросам у вас недостаточно?
– Какие задания вызвали интерес?
– О чём бы вам хотелось узнать подробнее?

Окончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Хочу, чтобы знания вам пригодились.

Источник

Наземная экосистема — лес

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученики узнают характерные черты наземной экосистемы «лес» и ярусного распределения растений в данной экосистеме. Учащиеся осознают значение леса, знакомы с правилами поведения в лесу, продолжают формировать умения составлять цепи питания.

Просмотр содержимого документа
«Наземная экосистема — лес»

Отгадайте загадки 1.Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом, Чудеса увидишь в нем! 2.Весной одевается. Осенью раздевается.

1.Дом со всех сторон открыт.

Наземная экосистема - лес

 ЛЕС Единое иерархическое сообщество взаимозависимых растений, животных и микроорганизмов, находящихся под влиянием различных природных факторов и процессов.

КАКИЕ БЫВАЮТ ЛЕСА: ЛИСТВЕННЫЕ ЛИСТВЕННЫЕ ЛИСТВЕННЫЕ ЛИСТВЕННЫЕ ЛИСТВЕННЫЕ ХВОЙНЫЕ ХВОЙНЫЕ ХВОЙНЫЕ ХВОЙНЫЕ ХВОЙНЫЕ СМЕШАННЫЕ СМЕШАННЫЕ СМЕШАННЫЕ СМЕШАННЫЕ СМЕШАННЫЕ

  • Единое иерархическое сообщество взаимозависимых растений, животных и микроорганизмов, находящихся под влиянием различных природных факторов и процессов.

КТО ОБИТАЕТ В ЛЕСУ? РАСТЕНИЯ МИКРОБЫ ЖИВОТНЫЕ ГРИБЫ ЛЕС

  • ЛИСТВЕННЫЕ
  • ЛИСТВЕННЫЕ
  • ЛИСТВЕННЫЕ
  • ЛИСТВЕННЫЕ
  • ЛИСТВЕННЫЕ
  • ХВОЙНЫЕ
  • ХВОЙНЫЕ
  • ХВОЙНЫЕ
  • ХВОЙНЫЕ
  • ХВОЙНЫЕ
  • СМЕШАННЫЕ
  • СМЕШАННЫЕ
  • СМЕШАННЫЕ
  • СМЕШАННЫЕ
  • СМЕШАННЫЕ

РАСТЕНИЯ МИКРОБЫ

Выделяют 5 ярусов: 1-й ярус - высокие деревья 2-й ярус – низкие деревья 3-й ярус – низкие и высокие кустарники 4-й ярус – низкие и высокие травы 5-й ярус - лесная подстилка

1-й ярус — высокие деревья

2-й ярус – низкие деревья

3-й ярус – низкие и высокие кустарники

4-й ярус – низкие и высокие травы

5-й ярус — лесная подстилка

Отгадайте загадки 1.Дерево – долгожитель, живет до 2000 лет. 2.Листья этого дерева похожи на сердечки. Взрослое дерево дает до 2 кг меда. 3.А цветок-то – медок, лечит от гриппа, кашля и хрипа. 4.Это хвойное дерево после «смерти» хорошо сохраняется. На сваях из его древесины по велению Петра I построили город Санкт-Петербург. 5.Что летом и зимой в рубашке одной?

1.Дерево – долгожитель, живет до 2000 лет.

2.Листья этого дерева похожи на сердечки. Взрослое дерево дает до 2 кг меда.

3.А цветок-то – медок, лечит от гриппа, кашля и хрипа.

4.Это хвойное дерево после «смерти» хорошо сохраняется. На сваях из его древесины по велению Петра I построили город Санкт-Петербург.

Читайте также:  Листья_брусники_при_мочекаменной_болезни

5.Что летом и зимой в рубашке одной?

Правила поведения в лесу 1.Не ломайте ветви деревьев и кустарников. 2.Не повреждайте кору деревьев. 3.Не рвите цветы в лесу. 4.В лесу старайтесь ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. 5.Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей. 6.Не разводите костер в лесу, если в этом нет необходимости. 7.Не сбивайте грибы, даже несъедобные. 8.В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. 9.Не оставляйте после себя в лесу беспорядок.

1.Не ломайте ветви деревьев и кустарников.

2.Не повреждайте кору деревьев.

4.В лесу старайтесь ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.

5.Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.

6.Не разводите костер в лесу, если в этом нет необходимости.

7.Не сбивайте грибы, даже несъедобные.

8.В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум.

9.Не оставляйте после себя в лесу беспорядок.

Составить цепи питания Жук-короед, ястреб, кора деревьев, дятел; Гусеница, муравьи, листья деревьев; Хищная птица, сойка, желудь; Улитка, лягушка, ягоды земляники, уж.

Составить цепи питания

Жук-короед, ястреб, кора деревьев, дятел;

Гусеница, муравьи, листья деревьев;

Хищная птица, сойка, желудь;

Улитка, лягушка, ягоды земляники, уж.

Домашнее задание Изучить § 24. Ответы на вопросы после §. Каждой группе подготовить загадки, стихи, пословицы о порах года.

Домашнее задание

  • Изучить § 24.
  • Ответы на вопросы после §.
  • Каждой группе подготовить загадки, стихи, пословицы о порах года.

-85%

Источник

Наземная экосистема — лес

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученики узнают характерные черты наземной экосистемы «лес» и ярусного распределения растений в данной экосистеме. Учащиеся осознают значение леса, знакомы с правилами поведения в лесу, продолжают формировать умения составлять цепи питания.

Просмотр содержимого документа
«Наземная экосистема — лес»

Отгадайте загадки 1.Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом, Чудеса увидишь в нем! 2.Весной одевается. Осенью раздевается.

1.Дом со всех сторон открыт.

Наземная экосистема - лес

 ЛЕС Единое иерархическое сообщество взаимозависимых растений, животных и микроорганизмов, находящихся под влиянием различных природных факторов и процессов.

КАКИЕ БЫВАЮТ ЛЕСА: ЛИСТВЕННЫЕ ЛИСТВЕННЫЕ ЛИСТВЕННЫЕ ЛИСТВЕННЫЕ ЛИСТВЕННЫЕ ХВОЙНЫЕ ХВОЙНЫЕ ХВОЙНЫЕ ХВОЙНЫЕ ХВОЙНЫЕ СМЕШАННЫЕ СМЕШАННЫЕ СМЕШАННЫЕ СМЕШАННЫЕ СМЕШАННЫЕ

  • Единое иерархическое сообщество взаимозависимых растений, животных и микроорганизмов, находящихся под влиянием различных природных факторов и процессов.

КТО ОБИТАЕТ В ЛЕСУ? РАСТЕНИЯ МИКРОБЫ ЖИВОТНЫЕ ГРИБЫ ЛЕС

  • ЛИСТВЕННЫЕ
  • ЛИСТВЕННЫЕ
  • ЛИСТВЕННЫЕ
  • ЛИСТВЕННЫЕ
  • ЛИСТВЕННЫЕ
  • ХВОЙНЫЕ
  • ХВОЙНЫЕ
  • ХВОЙНЫЕ
  • ХВОЙНЫЕ
  • ХВОЙНЫЕ
  • СМЕШАННЫЕ
  • СМЕШАННЫЕ
  • СМЕШАННЫЕ
  • СМЕШАННЫЕ
  • СМЕШАННЫЕ

РАСТЕНИЯ МИКРОБЫ

Выделяют 5 ярусов: 1-й ярус - высокие деревья 2-й ярус – низкие деревья 3-й ярус – низкие и высокие кустарники 4-й ярус – низкие и высокие травы 5-й ярус - лесная подстилка

1-й ярус — высокие деревья

2-й ярус – низкие деревья

3-й ярус – низкие и высокие кустарники

4-й ярус – низкие и высокие травы

5-й ярус — лесная подстилка

Отгадайте загадки 1.Дерево – долгожитель, живет до 2000 лет. 2.Листья этого дерева похожи на сердечки. Взрослое дерево дает до 2 кг меда. 3.А цветок-то – медок, лечит от гриппа, кашля и хрипа. 4.Это хвойное дерево после «смерти» хорошо сохраняется. На сваях из его древесины по велению Петра I построили город Санкт-Петербург. 5.Что летом и зимой в рубашке одной?

1.Дерево – долгожитель, живет до 2000 лет.

2.Листья этого дерева похожи на сердечки. Взрослое дерево дает до 2 кг меда.

3.А цветок-то – медок, лечит от гриппа, кашля и хрипа.

4.Это хвойное дерево после «смерти» хорошо сохраняется. На сваях из его древесины по велению Петра I построили город Санкт-Петербург.

5.Что летом и зимой в рубашке одной?

Правила поведения в лесу 1.Не ломайте ветви деревьев и кустарников. 2.Не повреждайте кору деревьев. 3.Не рвите цветы в лесу. 4.В лесу старайтесь ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. 5.Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей. 6.Не разводите костер в лесу, если в этом нет необходимости. 7.Не сбивайте грибы, даже несъедобные. 8.В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. 9.Не оставляйте после себя в лесу беспорядок.

1.Не ломайте ветви деревьев и кустарников.

2.Не повреждайте кору деревьев.

4.В лесу старайтесь ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.

5.Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.

6.Не разводите костер в лесу, если в этом нет необходимости.

7.Не сбивайте грибы, даже несъедобные.

8.В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум.

9.Не оставляйте после себя в лесу беспорядок.

Составить цепи питания Жук-короед, ястреб, кора деревьев, дятел; Гусеница, муравьи, листья деревьев; Хищная птица, сойка, желудь; Улитка, лягушка, ягоды земляники, уж.

Составить цепи питания

Жук-короед, ястреб, кора деревьев, дятел;

Гусеница, муравьи, листья деревьев;

Хищная птица, сойка, желудь;

Улитка, лягушка, ягоды земляники, уж.

Домашнее задание Изучить § 24. Ответы на вопросы после §. Каждой группе подготовить загадки, стихи, пословицы о порах года.

Домашнее задание

  • Изучить § 24.
  • Ответы на вопросы после §.
  • Каждой группе подготовить загадки, стихи, пословицы о порах года.

-82%

Источник

Оцените статью