Конспект урока по биологии на тему «Лес- природное сообщество» ( 6класс)
Форма проведения урока: индивидуально-групповая.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Оборудование урока:
1. Организационный момент (направлен на положительный эмоциональный настрой детей)
– Ребята! В этот весенний день нам так хочется солнечного тепла. Давайте закроем глаза и представим как солнечные лучи согревают нас своим теплом, дарят всем на Земле радость и счастье. Давайте откроем глаза и пожелаем друг другу любви и добра!
2. Формулировка темы урока
–Несколько последних уроков были посвящены теме «Природные сообщества».Наш урок сегодня мы посвятим подробному изучению одного из сообществ. О чём пойдёт речь, вам предстоит отгадать.
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
Загадка появляется на экране проектора.
Учитель. Что это? Верно, это – лес. Сегодня мы с вами в него отправляемся для того, чтобы встретить давно знакомых жителей леса и разгадать новые загадки о них.
Он будет нашим проводником в лесу. Работать будем в группах. У вас на партах лист оценивания работы группы. Помните, что недаром говорят «Один за всех и все за одного».
На уроке будет несколько видов работы. Из общего количества баллов, полученных на уроке будет складываться ваша отметка.
После каждого вида работы я предлагаю фиксировать уровень новизны, уровень трудности, отношение к заданию. В строке уровень правильности каждая группа будет обозначать числом количество правильных ответов. Дополнительный балл начисляется группе быстрее всех справившейся с заданием.
Итак, приступаем к работе.
В лес нельзя войти, пока не вспомним, как нужно вести себя в нем.
Поставьте номер утверждения в нужный столбик таблицы.
На экране проектора появляются правила поведения в лесу и дети распределяют высказывания на две группы (верные – неверные).
– Можно срывать цветы.
– Нельзя ловить насекомых.
– Нельзя уничтожать жаб, лягушек и змей.
– Нельзя близко подходить к гнездам птиц.
– Можно уносить из леса детенышей зверей.
– В лесу можно шуметь и громко разговаривать.
– Ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
– Весной и в начале лета брать с собой собаку.
Появляется слайд с правильными ответами. Рефлексия (лист оценивания)
Учитель. Поработайте с листом оценивания. Я рада, что все справились с заданием! Итак, представьте, что мы входим в лес.
Эмоциональный настрой учащихся на тему урока (чтение стихотворения наизусть).
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь – мы свои!
У. Деревья – главные лесные жители, они определяют весь облик леса и многие его особенности. Леса делятся на разные типы. Назовите основные типы лесов по преобладающему виду растений.
Хвойные, или тайга.
– Широколиственные.
– Смешанные.
У. Посмотрите на экран, здесь изображены различные деревья.
Задание № 2 «Напишите названия типа леса, к которому относят эти деревья»
Рефлексия (лист оценивания)
Физкультминутка. Игра «Деревья, кустарники, травы»
– Настало время отдохнуть. Проведём эту минутку с пользой для здоровья и ещё раз проговорим хоть и мысленно названия деревьев, кустарников и трав.
Если называется дерево – «прыжок на месте», кустарник – «руки вверх», травянистое растение – «приседание»
Ель европейская, гусиный лук, сосна обыкновенная, черемша, багульник, лиственница сибирская, бересклет, ландыш майский, бузина.
У.Под сенью деревьев находят приют множество лесных жителей. Все они живут в содружестве, не мешая друг другу. Лес –это природное сообщество животных, растений , грибов, бактерий. Все они являются представителями круговорота веществ в природе. И прежде. Чем мы обратимся к научному разьяснению смысла этих слов, вам предстоит самостоятельно сделать маленькое научное открытие.
Задание № 3 « Работа с текстом»
Прочитав текст ответьте на вопрос:
какие группы организмов живой природы вам известны?
Живая природа – это бактерии, грибы, растения и животные. Все живые организмы участвуют в круговороте жизни и каждый имеет свою роль. Так бактерии и грибы – это организмы-разрушители. Они превращают останки растений и животных в перегной. Растения – это организмы-производители. Под действием солнечного света, тепла и влаги они образуют из неорганических веществ – органические. Животные – это организмы-потребители. Они потребляют растения или других животных.
Схема «Группы живых организмов
Появляется слайд с правильными ответами. Рефлексия (лист оценивания)
У. По какому основному признаку можно разделить животных леса?
(способ питания)
У.На какие группы они делятся?
(1.растительноядные, 2.насекомоядные, 3.хищные, 4.всеядные.
У. Выполни задание, поставив рядом с названием животного соответствующую цифру.
Волк, белка, сойка, заяц, кукушка, медведь, ласка, лось, ястреб, синица, дятел, ёж, кабан, лиса, сова, бобр, клест.
Появляется слайд с правильными ответами. Рефлексия (лист оценивания)
У. При помощи каких связей растения и животные, связаны между собой?
Пищевая цепочка состоит из звеньев.
Первое звено – это растения. Второе звено – это разнообразные животные, которые питаются растениями. Третье звено – это животные, которые питаются другими животными, их называют плотоядными или хищниками.
Всех животных объединяет одно – они организмы-потребители.
Обобщённая схема «Цепи питания»
Задание №5 « Составь схему цепей питания из предложенных картинок»
Появляется слайд с правильными ответами. Рефлексия (лист оценивания).
У. На живые организмы постоянно действуют различные условия среды обитания-экологические факторы. Какие экологические факторы вы знаете
(факторы неживой природы, живые организмы, деятельность человека)
Задание №6 «К каким экологическим факторам относят перечисленные ниже примеры?»
1. Лоси и зубры питаются ветвями деревьев и кустарников.
2. Загрязнение атмосферы выхлопными газами.
4. Лягушка питается насекомыми.
5. Снижение урожая из-за нехватки урожая в почве.
6. Снижение численности популяций морских организмов из-за разлива нефти.
7. В кишечнике крупного рогатого скота обитают бактерии, разлагающие клетчатку.
10. Клещи питаются только кровью животных.
11. Сосуществование белки и лося на одной территории.
12. Растения – эпифиты поселяются на деревьях, которые служат им местом прикрепления.
14. Резкое снижение численности популяции северных оленей из-за сильных морозов.
16. Рыбы-лоцманы поедают остатки пищи акул и дельфинов.
17. Борьба хищников одного леса за пищу.
18. Загрязнение пригородного водоёма промышленными стоками.
19. Обитание большого количества морских животных в коралловых рифах.
20. Искусственное орошение полей пшеницы.
Появляется слайд с правильными ответами. Рефлексия (лист оценивания)
9. Итог урока
У. Предлагаю вам взглянуть на лист оценивания.
– Какие выводы вы можете сделать?
– Знаний по каким вопросам у вас недостаточно?
– Какие задания вызвали интерес?
– О чём бы вам хотелось узнать подробнее?
Окончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Хочу, чтобы знания вам пригодились.
Источник
Наземная экосистема — лес
Ученики узнают характерные черты наземной экосистемы «лес» и ярусного распределения растений в данной экосистеме. Учащиеся осознают значение леса, знакомы с правилами поведения в лесу, продолжают формировать умения составлять цепи питания.
Просмотр содержимого документа
«Наземная экосистема — лес»
1.Дом со всех сторон открыт.
- Единое иерархическое сообщество взаимозависимых растений, животных и микроорганизмов, находящихся под влиянием различных природных факторов и процессов.
- ЛИСТВЕННЫЕ
- ЛИСТВЕННЫЕ
- ЛИСТВЕННЫЕ
- ЛИСТВЕННЫЕ
- ЛИСТВЕННЫЕ
- ХВОЙНЫЕ
- ХВОЙНЫЕ
- ХВОЙНЫЕ
- ХВОЙНЫЕ
- ХВОЙНЫЕ
- СМЕШАННЫЕ
- СМЕШАННЫЕ
- СМЕШАННЫЕ
- СМЕШАННЫЕ
- СМЕШАННЫЕ
РАСТЕНИЯ МИКРОБЫ
1-й ярус — высокие деревья
2-й ярус – низкие деревья
3-й ярус – низкие и высокие кустарники
4-й ярус – низкие и высокие травы
5-й ярус — лесная подстилка
1.Дерево – долгожитель, живет до 2000 лет.
2.Листья этого дерева похожи на сердечки. Взрослое дерево дает до 2 кг меда.
3.А цветок-то – медок, лечит от гриппа, кашля и хрипа.
4.Это хвойное дерево после «смерти» хорошо сохраняется. На сваях из его древесины по велению Петра I построили город Санкт-Петербург.
5.Что летом и зимой в рубашке одной?
1.Не ломайте ветви деревьев и кустарников.
2.Не повреждайте кору деревьев.
4.В лесу старайтесь ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.
5.Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.
6.Не разводите костер в лесу, если в этом нет необходимости.
7.Не сбивайте грибы, даже несъедобные.
8.В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум.
9.Не оставляйте после себя в лесу беспорядок.
Составить цепи питания
Жук-короед, ястреб, кора деревьев, дятел;
Гусеница, муравьи, листья деревьев;
Хищная птица, сойка, желудь;
Улитка, лягушка, ягоды земляники, уж.
Домашнее задание
- Изучить § 24.
- Ответы на вопросы после §.
- Каждой группе подготовить загадки, стихи, пословицы о порах года.
-85%
Источник
Наземная экосистема — лес
Ученики узнают характерные черты наземной экосистемы «лес» и ярусного распределения растений в данной экосистеме. Учащиеся осознают значение леса, знакомы с правилами поведения в лесу, продолжают формировать умения составлять цепи питания.
Просмотр содержимого документа
«Наземная экосистема — лес»
1.Дом со всех сторон открыт.
- Единое иерархическое сообщество взаимозависимых растений, животных и микроорганизмов, находящихся под влиянием различных природных факторов и процессов.
- ЛИСТВЕННЫЕ
- ЛИСТВЕННЫЕ
- ЛИСТВЕННЫЕ
- ЛИСТВЕННЫЕ
- ЛИСТВЕННЫЕ
- ХВОЙНЫЕ
- ХВОЙНЫЕ
- ХВОЙНЫЕ
- ХВОЙНЫЕ
- ХВОЙНЫЕ
- СМЕШАННЫЕ
- СМЕШАННЫЕ
- СМЕШАННЫЕ
- СМЕШАННЫЕ
- СМЕШАННЫЕ
РАСТЕНИЯ МИКРОБЫ
1-й ярус — высокие деревья
2-й ярус – низкие деревья
3-й ярус – низкие и высокие кустарники
4-й ярус – низкие и высокие травы
5-й ярус — лесная подстилка
1.Дерево – долгожитель, живет до 2000 лет.
2.Листья этого дерева похожи на сердечки. Взрослое дерево дает до 2 кг меда.
3.А цветок-то – медок, лечит от гриппа, кашля и хрипа.
4.Это хвойное дерево после «смерти» хорошо сохраняется. На сваях из его древесины по велению Петра I построили город Санкт-Петербург.
5.Что летом и зимой в рубашке одной?
1.Не ломайте ветви деревьев и кустарников.
2.Не повреждайте кору деревьев.
4.В лесу старайтесь ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.
5.Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.
6.Не разводите костер в лесу, если в этом нет необходимости.
7.Не сбивайте грибы, даже несъедобные.
8.В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум.
9.Не оставляйте после себя в лесу беспорядок.
Составить цепи питания
Жук-короед, ястреб, кора деревьев, дятел;
Гусеница, муравьи, листья деревьев;
Хищная птица, сойка, желудь;
Улитка, лягушка, ягоды земляники, уж.
Домашнее задание
- Изучить § 24.
- Ответы на вопросы после §.
- Каждой группе подготовить загадки, стихи, пословицы о порах года.
-82%
Источник