НАТЮРМОРТ.
Натюрморт — от франц. nature, итал. natura morta — дословно “мёртвая природа”; голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still life — дословно “тихая жизнь”.
1). Натюрморт — это жанр изобразительного искусства, демонстрирующий изображение предметов, вещей, иногда растений, цветов и др., окружающих человека в реальной жизни. Как и любое преимущественно станковое произведение искусства, натюрморт строится по законам композиции с учётом особенностей зрительского восприятия, то есть предметы не переносятся на лист или холст механически с натуры, а соотносятся, подбираются друг к другу, организуются в единый ансамбль по размерам, цвету, смыслу, фактурам и т. д. при помощи постановки и композиционных законов и правил.
2). Картина, фотография, иллюстрация, изображающая неодушевлённые предметы.
Мартирос Сарьян. Московский натюрморт. Холст, масло, 1956г..
Martiros Saryan — Oil On Canvas — 57 x 65 cm — 1956
Помимо “неживых” объектов: предметов быта, элементов одежды и аксессуаров, предметов культа или научной деятельности, в натюрмортах часто изображают битую дичь, растения и цветы, изолированные от живой природы (срезанные или в горшках). Реже дополняют изображения натюрмортов фигуры людей, животных, птиц и насекомых (например, Жан Батист Симеон Шарден “Натюрморт с рыбой, устрицами и кошкой”).
Часто натюрморт имеет символическое истолкование — предметы символизируют некоторые философские категории, христианские или любовные условно-знаковые обозначения, например, стекло олицетворяло хрупкость, зеркало — тщеславие и т.д.. Таким образом, художник в натюрморте не просто фиксирует знаки реального мира, но и включает зрителя в своеобразную интеллектуальную игру, пряча одни смыслы за другими, а натюрморт имеет несколько содержательных уровней.
Жанр натюрморта специфичен обилием деталей, повышенным вниманием к структуре, объёмам, фактурам. Цель искусства натюрморта не только символическая загадка, точная фиксация реального мира или декоративно-украшательская функция — посредством натюрморта художник создаёт яркий многослойный художественный образ со сложным смыслом.
Характер предметов в натюрморте, а также композиционное, цветовое, стилистическое, символическое решение картины данного жанра выражает характерные черты эпохи и передаёт авторскую идею.
История натюрморта. Натюрморт в истории искусств
Натюрморт в Древнегреческом искусстве.
Натюрморты включены в сюжетные изображения (росписи Помпеи).
Искусство Древнего Востока.
Натюрморт присутствует как часть композиции.
Натюрморт в Эпоху Возрождения.
Появление натюрморта как самостоятельного жанра. Это связано с вниманием художников к материальному миру. Появляются так называемые “обманки” — “trompe l’oeil” — жанр иллюзорно точно воссоздающий предметы (Якопо де Барби).
Натюрморт в XVII веке.
Натюрморт распространяется как жанр в конце XVI — начале XVII веков. На это повлияло развитие естественных наук, повышенное внимание к бытовой составляющей жизни людей (нидерландец П. Артсен, фламандец Я. Брейгель Бархатный и другие).
В XVII веке натюрморт получает наивысшее развитие в мировой живописи — становление национальных реалистических школ живописи и влияние ведущих художников эпохи (например, Караваджо в Италии и Испании) способствуют развитию жанра. Появляется множество типов и форм натюрморта.
Особенно выделяются в станковой живописи этого времени голландские и испанские натюрморты, в которых излюбленными темами стали цветы, фрукты, овощи, кухонная посуда, рыба и морепродукты. В испанских натюрмортах предметы особо строги и значительны (П.П. Бонци, М.Кампидольо, Дж. Рекко и другие).
Голландские натюрморты характерны особой интимностью, тщательной передачей освещения предметов, богатством живописных фактур, изяществом цвето-тональных отношений. Композиционный строй голландских натюрмортов разнообразен, а сюжеты и типы жанра разноплановы: от ограниченных по колориту завтраков В. Хеды до мощных, насыщенных по цвету десертов В. Калфа, от изображения рыб А. Бейерена до битой дичи Я. Венике, от “цветов и фруктов” Я. Д. де Хема до аллегорического “vanitas” М.Б. де Стомме. Характерные отличия голландского натюрморта — малый формат (картины покупали бюргеры, аристократы и даже зажиточные крестьяне для украшения сравнительно небольших домов), повышенная детализация, тщательность прописки, малофигурность. Только в голландских натюрмортах присутствует изображение карманных часов, олицетворяющих ход времени.
Фламандский натюрморт разительно отличается от голландского. Для фламандских натюрмортов характерно — декоративная выразительность композиции, пышность (такие натюрморты писались для украшения парадных залов, монастырских трапезных (Амброзиус Босхарт Старший, Питер Пауль Рубенс, Франс Снейдерс).
Также получает развитие жанр натюрморта в Германии (Г. Флегель, К. Паудис), Франции (Л. Божен, Ф. Депорт, Ж. Б. Моннуайе). Выдающимся мастером натюрморта эпохи Классицизма является Жан Батист Симеон Шарден. Его работы отличает характерная строгость и элегантность композиции, изящество колорита и особая “человечность” художественного образа.
Натюрморт в XVIII веке.
В середине века складывается академическая иерархия жанров и натюрморт отходит на второй план по отношению к историческом, батальному жанру и портрету, предпочитаемым художниками.
В России натюрморт появляется в виде картин-”обманок” Г.Н. Теплова, П.Г. Богомолова, Т. Ульянова.
Натюрморт в XIX веке.
“Воскрешают” жанр натюрморта в своих картинах художники, пишущие сюжетные композиции (Франциско Гойя, Эжен Делакруа, Густав Курбе, Эдуард Мане). Признанными мастерами натюрморта ХIХ века являются А. Фантен-Латур (Франция) и У. Харнет (США).
Второе своё рождение натюрморт получает в искусстве художников-постимпрессионистов, для которых мир человеческих вещей становится основой понимания бытия (Ван Гог, Гоген, Сезанн).
В России искусство натюрморта проявляется лишь в начале ХIХ века в картинах И.Т. Хруцкого, акварелях Ф. П. Толстого и художников школы А. Г. Венецианова. Позже натюрморт лишь эпизодически появляется в творчестве художников И.Н. Крамского, И. Е. Репина, В. А. Поленова и других, нося скорее этюдный характер. Как самостоятельный жанр натюрморт не востребован в художественной системе передвижников, отдающих предпочтение сюжетной картине.
Натюрморт в XX веке.
С появлением и развитием множества художественных течений натюрморт претерпевает изменения, связанные с поисками новых художественных форм и средств выражения (Анри Матисс, Жорж Брак, Пабло Пикассо и другие). Социальный характер носят натюрморты Диего Риверы, Ренато Гуттузо, Альфаро Сикейроса.
В русском искусстве натюрморт становится самостоятельным жанром, благодаря творческим поискам Михаила Врубеля, Виктора Борисова-Мусатова. Расцвет искусства натюрморта в России приходится на период существования объединения “Мир искусства”. Художники объединения и ближнего круга — К. А. Коровин, А. Я. Головин, И. Э. Грабарь — работающие на границе исторического и бытового жанров, придают натюрморту особую атмосферность, лёгкость, импрессионистическую выразительность.
Художники объединения “Голубая роза” — П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян создают особо выразительные декоративные натюрморты. А мастера “бубнового валета” — И. И. Машков, А. В. Куприн, П. П. Кончаловский — объединяют в своих картинах линии натюрмортов Сезанна с традициями русского народного творчества. Их натюрморты колористически богаты и насыщены.
Источник
Серия: Натюрморты с посудой и фруктами
Натюрморт является одним из самых популярных жанров живописи. Он наряду с другими требует от художника большого мастерства, чувства прекрасного, умения из нескольких элементов создать целостный образ. В любом натюрморте все составляющие композиции смотрятся гармонично, как одно целое. Здесь могут прекрасно сочетаться даже, казалось бы, не сочетаемые предметы.
Натюрморт с вазой и фруктами
Что же принято изображать в натюрмортах? Конечно же, роскошные букеты цветов в изящных вазах. Фрукты и овощи, разложенные на самых разных поверхностях или в роскошных тарелках. Композиции домашней утвари, обыденных предметов. Натюрморты являются уникальным элементом дизайна, который говорит об отличном вкусе.
Постеры из серии «Натюрморты с посудой и фруктами» смотрятся как настоящие картины. Это отличный элемент декора интерьера кухни, столовой и даже гостиной. Здесь видно мастерское владение техникой наложения краски, гармоничное сочетание цветов, прекрасная игра светом. Все предметы композиции выдержаны в едином стиле, так, что никакой из них не выбивается из общей гаммы. От них веет духом аристократизма и старины. Такой постер создаст у вас дом ощущение гармонии и уюта.
Источник