Наш сад тип связи

Как определять вид связи в словосочетаниях, чтобы быстро и без ошибок?

Чтобы быстро и без ошибок определять вид подчинительной связи лексических единиц в словосочетаниях, надо кое-что знать и помнить, кое-что уметь и кое-что понимать. Это в идеале, ибо самые прочные знания у тех, кто теорию умеет применять на практике и практические вещи может объяснить, используя теоретические знания.

Начнём со ЗНАТЬ. Знать надо определения:

  • словосочетания;
  • способов подчинительной связи слов в таких единицах синтаксических, как словосочетания.

Многие не придают никакого значения определениям, тогда как в них сконцентрировано самое важное. Не зная первого определения, некоторые к словосочетаниям относят:

  • сочетание слова служебного со знаменательным;
  • предикативную (то есть грамматическую) основу,

тогда как в формулировке определения чётко сказано:

  • словосочетание содержит два слова самостоятельных (иногда больше), при этом слова служебные могут входить в состав словосочетаний;
  • в подчинительном словосочетании выделяется слово главное (слово-командир, говорят в младших классах) и зависимое (подчинённое, солдатик) и от главного к зависимому легко задаётся вопрос, тогда как компоненты основы грамматической равноправны и вопросы можно задавать и от подлежащего к сказуемому, и наоборот.

А в формулировках определений способов связи сконцентрирована практически вся информация, которая позволяет эти способы легко отличать друг от друга.

Необходимо УМЕТЬ:

  • свободно определять принадлежность единиц лексических к частям речи (следовательно, знать признаки грамматические каждой из них) – без этого в словосочетаниях разобраться крайне сложно, если не невозможно;
  • составлять словосочетания по любым схемам: «сущ. + прил.», «сущ. + сущ.», «сущ. + сущ. с предлогом», «глаг. + сущ.», «глаг. + глаг.», «глаг. + нар.» и др. – схемы строений подобных синтаксических единиц весьма разнообразны;
  • вычленять ВСЕ словосочетания из любого предложения (именно это даётся ученикам труднее всего).

ПОНИМАТЬ надо следующее: термины лингвистические – слова «говорящие», если мы вчитаемся и вдумаемся в их значения, то нам легче будет справиться с такой непростой задачей, как определение способов связи компонентов словосочетаний. (Словосочетания, которые я буду использовать в этой части ответа, я возьму из предложения _Сестра приобрела сегодня в книжном магазине прекрасно иллюстрированный сборник стихов молодого поэта Иванова._)

Термин «согласование» говорит о полном согласии зависимого слова с главным, со своим командиром; какие бы манипуляции мы ни производили с главным словом, зависимое тут же с ним «согласится» и примет те же формы (общие для них, конечно), которыми это слово главное обладает.

  • Возьмём словосочетание ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ СБОРНИК. Солдатик-прилагательное, как и его командир, в единственном числе, мужском роде, винительном падеже. Что может изменить в себе слово-командир? Конечно, число и падеж, например СБОРНИКАМИ – и солдатик тут же поддакнет своему командиру: примет множественное число и падеж творительный: ИЛЛЮСТРИРОВАННЫМИ.
  • Другое словосочетание – ПОЭТА ИВАНОВА; командует парадом здесь фамилия, изменим её форму – и зависимое слово (приложение ПОЭТА), согласно кивнёт и тут же уподобится главному: ИВАНОВУ – ПОЭТУ; ИВАНОВЫМ – ПОЭТОМ.
Читайте также:  Сад российско японской дружбы адрес

Термин «управление» предупреждает нас о том, что главные слова вовсю командуют своими подчинёнными: в какой им надо падеж поставить своих солдатиков, в тот и поставят и при этом потребуют полного подчинения. Существительное СБОРНИК требует, чтобы при нём стоял «солдатик» в родительном падеже (несогласованное определение) – число неважно. В нашем предложении это СБОРНИК СТИХОВ. При этом командир не позволит подчинённому изменить падеж, как бы сам ни менялся:

Термин «примыкание» прямо кричит о том, что общих грамматических категорий слова в словосочетаниях с подобным видом связи не имеют. Вот «притулилось, присоседилось, примкнуло» зависимое слово к главному – и всё тут. Грамматическая связь, выражающаяся окончаниями и предлогами, между ними напрочь отсутствует, есть только смысловая, позволяющая слову-командиру задать вопрос своему подчинённому:

  • ПРИОБРЕЛА (когда?) СЕГОДНЯ,
  • ИЛЛЮСТРИРОВАННОМУ (как?) ПРЕКРАСНО.

ЛЕГЧЕ ВСЕГО ОПРЕДЕЛИТЬ СПОСОБ СВЯЗИ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ ПО СЛОВУ ЗАВИСИМОМУ, ибо все части речи (самостоятельные, конечно) распределены по словосочетаниям с разными видами такой связи.

При согласовании слова зависимые – это:

  • прилагательные или слова, похожие на них, а к таковым относятся местоимения-прилагательные, порядковые числительные, полные причастия: жизнерадостный юноша, любой школьник, семнадцатый ряд, развалившийся домик;
  • существительные, являющиеся приложениями (кроме особого вида несогласованных приложений): поэт Пушкин, город Тамбов, женщина-домохозяйка, гигант завод;
  • количественные числительные: два стула, десять упражнений.

При управлении «солдатики» – это:

  • существительные и местоимения-существительные: зал кинотеатра, просмотреть журнальчик, красный (покрасневший) от смущения; встретиться с ним;
  • числительные количественные: умножить на шестнадцать, вычесть сорок.

При примыкании в качестве «подчинённых» выступают все неизменяемые слова (кроме несклоняемых существительных):

  • наречия: безответно любить, котлеты по-полтавски, очень сладкий, чрезмерно громко, неожиданно оглянувшись;
  • деепричастия: растерявшись, расплакаться; помолчав, сказал;
  • глаголы в форме неопределённой (инфинитивы): поехать навестить; попросим принести;
  • местоимения притяжательные ЕЁ, ЕГО, ИХ: его футболка, их рюкзачки.

Вот такую табличку я сейчас составила: в ней чётко просматривается распределение частей речи по зависимым словам в подчинительных словосочетания:

СПОСОБ ПРОВЕРКИ:

  • Если Вы решили, что способом связи слов является согласование, измените форму слова главного. Вы правы при условии, что форма зависимого слова при таком изменении тоже изменится (опускающийся туман, но тумана – опускающегося, туманом – опускающимся), Вы ошиблись, если «солдатик» останется при своей форме и откажется «поддакивать» командиру.
  • Если Вы решили, что способом связи слов является управление, тоже измените форму слова-командира. «Солдатик» при этом и «пикнуть» не посмеет: останется в той же форме, в какую его командир поставил (открыть шкаф, открыл шкаф, открою шкаф, открыв шкаф).
  • Если Вы решили, что способом связи является примыкание, менять форму слова главного (если оно изменяемое) бессмысленно, ибо «солдатик» наш статичен и просто не может изменяться. Проверьте ещё раз, действительно ли слово зависимое является неизменяемым.
Читайте также:  Сад крутовского сорта яблонь

Источник

Подчинительная связь в словосочетаниях

Выделяют три типа подчинительной связи в словосочетаниях.

подчинительная связь в словосочетаниях

  1. согласование:
    • полное согласование;
    • неполное согласование;
  2. примыкание;
  3. управление:
    • сильное управление;
    • слабое управление.

Согласование

Определение
Согласование — это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное. При согласовании если меняется форма главного слова, то меняется и зависимое. Пример: голубое небо — о голубом небе.

Подтипы
Различают полное и неполное согласование. При полном согласовании используются все существующие грамматические средства: род, число, падеж: большой сад, большого сада — согласуются в роде, числе, падеже. При неполном согласовании используются не все грамматические средства: увидела лося идущим — согласуются в роде, числе, но не в падеже.

Использование
Согласование наблюдается в случаях: главное слово (существительное) + зависимое слово (прилагательное, причастие, притяжательное местоимение, количественное числительное).

Примеры
Придём примеры словосочетаний с типом подчинительной связи согласование.

  • родной дом
    главное слово существительное «дом» + зависимое прилагательное «родной» ;
  • прибежавшему ребенку
    главное слово существительное «ребенку» + зависимое причастие «прибежавшему» ;
  • мои документы
    главное слово существительное «документы» + зависимое притяжательное местоимение «мои» ;
  • три богатыря
    главное слово существительное «богатыря» + зависимое количественное числительное «три» .

Примыкание

Определение
Примыкание — это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу, грамматических средств для выражения нет. Например: много ездить, очень полезный, слишком рано, желание приехать.

Использование
Примыкание наблюдается в случаях главное слово (глагол, имя существительное, имя прилагательное, наречие) + зависимое слово (неизменяемые знаменательные части речи: наречие, инфинитив глагола, деепричастие).

Примеры
Придём примеры словосочетаний с типом подчинительной связи примыкание.

  • говорить распевая
    главное слово глагол «говорить» + зависимое деепричастие «распевая» ;
  • желание учиться
    главное слово существительное «желание» + зависимый инфинитив глагола «учиться» ;
  • весьма приятный
    главное слово прилагательное «приятный» + зависимое наречие «весьма» ;
  • очень красиво
    главное слово наречие «красиво» + зависимое наречие «очень» .
Читайте также:  Огурец сибирский букет f1 7шт сиб сад

Управление

Определение
Управление — вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в определенной падежной форме с предлогом или без него по «требованию» главного слова. Различают сильное и слабое управление.

Сильное управление

Определение
Сильное управление — такой вид связи, при котором главное слово связано лексически и грамматически с зависимым словом и требует наличие этого зависимого слова в строго определенной падежной форме.

Использование и примеры
Обычно способностью к сильному управлению обладают переходные глаголы. При переходном глаголе необходимо существительное в винительном падеже без предлога. Примеры: проверять диктант, испытывать судьбу.
Но сильное управление возможно и при некоторых непереходных глаголах и других частях речи. Примеры: интересоваться новостями, любоваться закатом, нарушение закона, полный отваги.

Особенности
Отметим особенности сильного управления в словосочетаниях.

  • Главное слово сильного управления может быть разными частями речи.
  • Глаголы с сильным управлением требуют наличие при них зависимого существительного в определенной падежной форме.
  • Глаголы со значением совместного действия требуют при себе существительное в Творительном падеже с предлогом «с»: обниматься с мамой, целоваться с дочуркой.
  • Глаголы с приставками со значением «движение внутрь, наружу»: съехать с горы, спуститься с лестницы, подойти к дому.
  • Некоторые глаголы могут иметь несколько сильных управлений два или три: сорвать (что? с чего?) маску с лица, наградить (кого? за что? чем?) пожарных медалью за спасение.

Кроме глаголов, сильным управлением обладают другие части речи.

  • Отглагольные существительные: чтение (чего?) журнала (Р.п.), вера (во что?) в чудеса (В.п.);
  • Категория состояния: жаль (кого?) героя;
  • Количественные числительные: много (чего?) снега, несколько (чего?) пачек;
  • Существительные со значением количества: вязанка (чего?) хвороста, банка (чего?) молока, бочка (чего?) воды.

В толковом словаре у слов, имеющих сильное управление, перед толкованием лексического значения в скобках есть указание падежа. Большинство слов обладает слабым управлением.

Слабое управление

Определение
Слабое управление — такой вид связи, при котором наличие зависимого слова в том или ином падеже возможно, но не обязательно.

Пример
Дом с окнами (на море). Главное слово «дом» не управляет предложно-падежной формой зависимого слова «с окнами».

Историческая справка
Управление с развитием языка подвержено изменениям. Эта область русского языка наиболее быстро меняется.
Пушкин: писать к батюшке;
Островский: пренебречь его следует;
Толстой: радовался на юнкера;
В начале ХХ века: говорить в телефон, закончить в университете.

slovosochetaniya.ru — поиск и подбор словосочетаний, справочные материалы, синтаксический разбор.

Источник

Оцените статью