Наш сад огород осенью

Интегрированное занятие «Наш огород осенью» (младшая группа)

Ирина Сереткина
Интегрированное занятие «Наш огород осенью» (младшая группа)

Программное содержание

1. Расширять представления детей об окружающем, в частичности об осеннем периоде в жизни людей (на огороде поспевают овощи: капуста, морковь, свекла, картошка и т. д. Люди хорошо потрудились и собирают урожай)

2. Закреплять знание детей об огородных культурах; умение узнавать овощи в натуре и на картинке; различать их по величине.

Выбирать овощи из большого числа(20-30 штук) картинок, относящихся к мебели, игрушкам, овощам. Расширять знания детей о пользе овощей (для чего нужны овощи)

3. Создавать образ тучки пластическими средствами. Отрывать кусочки пластилина разного размера и прикреплять их к фону.

4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Поощрять желание помогать взрослым.

ввести в активный словарь

Слова: овощи, огород, грядки, лук, морковь, картошка, капуста, свекла, огурец, помидор, кабачок.

Пассивный словарь: урожай

корзина с овощами, разнос, большая тучка (40 на 50) из синей бумаги на мольберте, маленькие тучки (5 на 10) на каждого ребенка, дощечки для лепки, синий пластилин, салфетки, зонт, магнитофон, аудиокассета «звуки природы», кусочки моркови на тарелке (для угощения).

30 штук картинок из серии «овощи», «мебель», «игрушки» (размер 20 на 30, пособие Л. Павловой «Ранее детство. Развитие мышления и речи», программа

капуста, морковь, свекла, картофель, лук по одной штуке

капуста, морковь, свекла, картофель, лук по 4 штуки

1. Подбор картинок об овощах, мебели, игрушках (пособие Л. П. Павловой);

2. Экскурсия на огород;

3. Выставка фотографий «Как мы ходили на огород» (20 на 30);

4. Рассматривание натуральных овощей;

5. Рассматривание картин «Осень», «Огород» (пособие Л. П. Павловой);

6. Рассматривание картинок «Овощи» (пособие Л. П. Павловой);

7. Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»;

8. Чтение потешек, загадок об овощах.

9. Слушание песни «Урожай» Филиппенко И. А.

10.Дидактические игры: «Покупка овощей», «Узнай и назови», «Определи по вкусу», «Кто что ест», «Большой — маленький»

11.Элементы сюжетно-ролевой игры: «Семья», «Хозяюшка», «Угостим зайку, мышку, козу», «Накормим куклу», «Сварим суп для кукол»

Активизировать Логинова Арсения в названии овощей во второй части занятия

План проведения занятия.

1. Вводная часть — 3 минуты

а) Рассматривание конверта с фотографиями «Как мы ходили на огород»

б) Приход зайчика с корзиной овощей

в) Дидактическая игра «Возьми и назови» (натуральные овощи)

2. Основная часть – 10 минут

а) Чтение потешки «Овощи»

б) Рассматривание овощей в корзине

в)Уточнение: «Для чего нужны овощи»

г)Упражнение на звукопроизношение: ш-ш-ш-ш

д) Дидактическая игра «Помоги зайчику найти овощи» (картинки)

е) Пальчиковая гимнастика «Заготавливаем капусту»

ж) модульная лепка «Тучки»

3. Заключительная часть — 2 минуты

а) Подвижная игра «Солнышко и дождик»

б) Обобщение воспитателя о работе людей на огороде и о пользе овощей

в) Анализ занятия

г) Угощение морковкой

Организация детей на занятии:

подгруппа 8 детей;

2 стола для лепки с мольбертом

2 стола вдоль стены с картинками

1 стол и мольберт перед детьми

8 стульчиков полукругом

В начале занятия дети сидят полукругом.

В ходе занятия двигаются вдоль столов с картинками.

Лепят, сидя за столами.

В конце занятия сидят полукругом.

Место проведения: групповая комната

Дата проведения: 24 ноября

Ход занятия:

Вношу конверт с фотографиями «Как мы ходили на огород».

— Давайте вспомним, как мы ходили на огород

Ставлю фотографии на мольберт

— Посмотрите, куда мы с вами пришли?

Дети: на огород

— Что растет на огороде?

— Где растут овощи?

Дети: на грядках

-Посмотрите, что сорвал на грядке Камиль?

-А что сорвал Рамзес?

— А на этой фотографии мы видим большой урожай картофеля

(раздается стук в дверь)

— Кто-то к нам пришел, пойду, посмотрю

(Входит зайчик с корзиной овощей)

-Откуда ты пришел с такой корзиной?

-Я иду с вашего огорода. Вот собрал последний урожай овощей и принес его вам.

— Давай посмотрим, что у тебя в корзине

Обращаюсь к детям

— Дети, что лежит в корзине?

«Оранжевый носик, зеленый хвостик. Что это?» (достаю морковью)

-Посмотри, какая она большая, а теперь достань из корзины маленькую

(Сравнивают большую и маленькую морковку)

-Вот она, какая оранжевая, сочная, вкусная, хрустящая морковка. Выросла большая и маленькая. Ее кладут в суп и делают из нее салат. (кладу морковь на разнос)

-Иди, Рамзес, достань из корзины овощ (ребенок достает)

— «Это малиновая свекла

Так толста как тетка Фекла»

Читайте также:  Как использовать байкал для огорода

Это какая свекла?

— А я достану маленькую.Вот они какие: у меня маленькая, а у Рамзеса большая.

-Полина, какая у меня свекла?

— Динар, а какая свекла у Рамзеса?

— Да, большая свекла круглая, бордовая. Из нее готовят борщ (кладу свеклу на разнос)

-Посмотрите, что у нас еще есть в корзине? (достаю картофель и раздаю детям) Поднимите руки вверх у кого маленькая картошка, (дети поднимают, а у кого большая?

-Айгуль, какая у тебя картошка?

-Из картошки варят суп, а еще картошку жарят, лежит она на сковородке,жарится и шипит: ш-ш-ш-ш. Давайте все скажем, как она шипит

-Скажи, Самат, ш-ш-ш-ш

-Положите картошку на разнос (кладут)

Заглядываю в корзину

«А вот сочная капуста

Зайке было б здесь не пусто!»

(достаю 2 капусты большую и маленькую)

-Иди, Айгуль, покажи, где большая капуста (показывает)

— Какая эта капуста?

-А вот эту маленькую подарим зайчику. «Зайка угощайся»

Зайчик: спасибо, Я люблю капусту, она вкусная сочная, у нее много листочков.

— Из капусты готовят щи, пекут пироги, делают салаты, заготавливают на зиму.

Давайте мы тоже заготовим капусту

Мы капусту рубим,

Мы капусту рубим.

Мы капусту режем,

Мы капусту режем.

Мы капусту солим,

Мы капусту солим.

Мы капусту жмем,

Мы капусту жмем.

Мы морковку трем,

Мы морковку трем.

(имитируем движения по показу воспитателя)

-Вот как много капусты мы заготовили. Иди, Арсений, посмотри, что осталось в корзине.

Арсений выходит и достает лук.

Арсений: большой лук и маленький (кладет на разнос)

-Посмотрите, какой большой урожай овощей вырос у нас на огороде

-Спасибо, тебе зайчик за то, что ты нам их принес. Зайчик, а у нас в группе, есть картинки с овощами, только они все перепутались. Давай мне тебе поможем выбрать, только овощи.

Дети выходят и ищут овощи на картинках. Если затрудняются, использую прием нашептывания.

Дети находят картинки, приносят их зайчику и называют, какой овощ изображен на картинке.

— Давайте подарим эти картинки зайчику.

Зайчик: спасибо, я очень рад.

-Вот и собрали мы весь урожай овощей. Наступила поздняя осень, на небе собрались тучи, идет дождь. Давайте мы сядем за столы и сделаем «пушистые» тучки.

-Чтобы тучки получились пушистыми, нужно отщипнуть кусочки пластилина и налепить их на макет тучки. Вот я беру пластилин, отщипываю кусочек и придавливаю пальчиком к тучке.

Дети лепят, включаю тихо музыку.

-А теперь соберем все маленькие тучки в одну большую. Прикрепляю детские работы на один большой макет. Посмотрите, какая огромная туча. Ой,сейчас начнется дождь:

Скорее все под зонт бегите.

Открываю зонт, дети прячутся под зонт. Идем на стульчики под зонтом.

Вот мы с вами пришли в группу.

Опять выглянуло солнышко и нам стало весело.

-Давайте вспомним, что мы сегодня делали.

Дети: лепили тучки

-Вот они овощи: морковь, капуста, свекла, картошка, лук. Они выросли на грядках. Овощи — это все, что растет на огороде. Чтобы овощи выросли, люди трудятся на огороде. Лопатой вскапывают землю, рыхлят ее граблями, делают грядки, сажают в землю семена, а потом поливают из лейки огород. Если ухаживать за овощами, то осенью можно получить хороший урожай. Овощей будет много. Они будут крупные, вкусные, полезные. Овощи нужны для еды, их варят, жарят, из них готовят салаты и заготавливают на зиму.

А сейчас я вас угощу вкусной морковкой, сладкой и хрустящей. А ты зайчик оставайся с нами в группе, мы с тобой будем играть.

«Чудо-овощи» Программное содержание: воспитывать бережное отношение к растениям. Расширять представления детей об овощах,учить различать и правильно.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Вот какие овощи» «Вот какие овощи» Цель занятия: 1. Закрепить, активизировать представления (и словарь) детей об овощах. 2. Пояснить детям смысл собирательного.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/integrirovanoe-zanjatie-nash-ogorod-osenyu-oznakomlenie-s-okruzhayuschim-razvitie-rechi-fyemp-modulnaja-lepka.html

Осенние работы в саду и огороде: что нужно сделать

Наступает осенняя пора и каждый садовод-огородник готовится произвести максимальное количество дел, которые принесут свои плоды по весне. Важно не только собрать урожай, но и подготовить грядки, убрать овощи на хранение, произвести осенние работы в саду.

Подготовка огорода к зиме

В огороде осенью хлопот побольше, чем в саду. Нужно собрать овощные культуры, очистить грядки от сорных трав, подготовить почву к будущему сезону. Но мы то с вами практически эксперты! Будем действовать основательно!

Сбор урожая и хранение

Те овощи, которые требуется убирать в сентябре, хранятся дольше. В большинстве случаев огородникам благоволит теплая и солнечная погода. Есть возможность собрать корнеплоды сухими и избежать процессов гниения. При сборе овощей обязательно просушите их несколько часов на солнце, стряхните лишнюю землю, проведите сортировку: крупные — мелкие, целые — травмированные.

Собирают в сентябре:

  • морковь;
  • свеклу;
  • картофель;
  • капусту;
  • и ряд других овощей в зависимости от сроков их созревания.

Чтобы обеспечить им длительную сохранность, стоит предусмотреть ящики, желательно деревянные. Уложить корнеплоды рядками: мелкие снизу, крупные сверху.

Некоторые дачники пересыпают морковь и свеклу песком. Делать это или нет, решать вам. С одной стороны, песок сохраняет влагу, и овощ дольше не портится. С другой, в песке множество вредных бактерий и микроорганизмов, которые вызывают быстрый процесс гниения, если попадется травмированный корнеплод.

Читайте также:  Размеры фундамента под теплицу 3х6

Видео: укрытие растений на зиму

Уборка огорода осенью

  1. Первым делом избавляемся от остатков культурных растений. Если они болели — сжигаем. Только обязательно в старой бочке или другой металлической емкости, но не на земле. Золу весной используете в качестве удобрения.
  2. Очищаем огород от травы. В сентябре не все сорные растения зацветают, можно успеть, если не сделали это на отдельных участках.
  3. Раскладываем по грядкам перепревший, подготовленный заранее навоз, торф, компост — будущее удобрение для растений.
  4. Обеззараживаем территорию весенних посадок. Использовать для обработки можно раствор марганцовки: 10 гр. на 100 литров воды или пищевой соды: 1 столовая ложка с горкой на 10 литров воды. Пролейте основательно. Вторым этапом используйте Фитоспорин. Действуйте по инструкции.
  5. Смените грунт в теплице и парниках. Не хотите менять — воспользуйтесь хлорной известью: 150 гр. на 1 м 2 . Такой обработки достаточно, чтобы не вспоминать о ней года три.
  6. Уберите капельную систему полива, чтобы не перемерзла. Снимите терморегуляторы с тепличных дверей и окон.

Посадка сидератов и внесения подкормок

Очищенное поле, грядки засейте сидератами. Широкое применение на даче нашли овес, белая горчица, рожь. Если у вас на участке почва песчаная — рожь использовать не стоит. Она иссушит землю. Ее лучше засевать на глинистых и суглинистых почвах. А вот белая горчица подойдет идеально.

Спустя дней 20 — 25 вы сможете скосить плоскорезом или мотыгой вершки полезных трав, и заделать их в землю. Не стоит перекапывать. Корни сидератов станут отличным лакомством для подземных жителей: червей и других насекомых. Поедая нижние части растений, они переработают их в биогумус. Пользу получите двойную: органическое удобрение от вершков и рыхлую землю от продуктов распада.

Помимо заделки сидератов, вы можете замульчировать землю.В качестве мульчи подойдут:

Польза от мульчирования

  1. Вы обеспечите землю естественным органическим удобрением.
  2. Мульча сыграет роль барьера для схода талых вод, которые по весне вымывают верхний плодородный слой земли.
  3. Под таким «покрывалом» можно сохранить озимые посадки.

При условии, что на вашем огороде летом и осенью росли и радовали цветением бархатцы, воспользуйтесь ими в качестве удобрения. Измельчите насколько это возможно, и перекопайте землю. Заделывая цветы в грунт, помните, что они спасут ваши будущие посадки от нематод, проволочника и колорадского жука. У бархатцев отпугивающий аромат. Многие насекомые-вредители не могут его терпеть и покидают такие места. Такое удобрение оздоровит ваш участок.

Засушите часть «оранжевых». Весной и летом следующего сезона сможете сделать из них настой и опрыскивать культурные растения, которые подвержены влиянию луковой мухи, тли, белокрылки и бабочек-вредителей.

Что и когда сеять?

Обычно семена овощей заделывают в почву в конце октября — начале ноября, а на юге страны можно высевать некоторые культуры вплоть до начала декабря (пр условии, что почва не слишком сухая). Сроки выбирают с таким расчетом, чтобы семена осенью не успели прорасти и дать всходы. В большинстве регионов центральной части и юга страны ноябрь для этих посевов подходит идеально. Если все получится так, как задумано (т. е. не подведет зимняя погода), весной посевы взойдут рано и дружно.

При ноябрьских подзимних посевах семена заделывают немного глубже, чем весной. Грядки делают на ровных возвышенных участках, избегая склонов, чтобы посевы не размыло дождями и талыми водами. Не всем огородникам известно, что в ноябре, кроме моркови и петрушки, можно сеять такие овощи:

• пастернак;
• лук-чернушку;
• редис;
• катран;
• укроп;
• тмин;
• котовник;
• салат;
• фенхель;
• огуречную траву.

Семена всех этих культур прекрасно зимуют в почве и весной радуют дружными проростками. Чтобы до появления всходов можно было безошибочно определять, где находятся грядки, в начале и в конце каждого ряда нужно поставить колышки.

Осенние работы в саду: что нужно сделать

Уборка урожая с деревьев

Мы рекомендуем всегда начинать с уборки урожая на плодовых деревьях. Требуется собрать все яблоки и груши. Исключение — это поздние сорта яблок, которые созревают в конце сентября, в октябре и ноябре. Не забывайте на деревьях ни одного плода, даже не пригодного к употреблению. В них могут остаться вредители, способствующие размножению и нанесению вреда дереву. Всю падалицу также следует собрать и выбросить на компостную кучу или в мусор. Главное не оставляйте яблоки и груши на деревьях и вокруг них!

Почему приходится вовремя убирать урожай с деревьев? На этот вопрос опытные садоводы отвечают так: плоды созревают до определенного периода, далее если их не убрать вовремя, то они только мешают деревьям готовится к зиме. Вкуснее они уже не станут! Далее идет работа по уборке кустарников. Как и с плодовыми деревьями, процедура похожа. Нужно собрать все ягоды, убрать осыпавшиеся плоды.

Обрезка растений осенью

Осенью обязательно обрезают ягодные кустарники. Удаляют сухие ветви на смородине, крыжовнике, малине. Как правило, старые ветки прорежают, удаляют больные и высохшие. Все обрезанные ветви лучше сжечь. Зола пойдет на удобрение и подкормку почвы.

Читайте также:  Регулярный ландшафт что это

Деревья осенью не обрезают, чтобы не заморозить обрезанные края ветвей. Эти работы проводят весной, за небольшим исключением: когда все-таки необходимо обрезать поврежденные ветви, больные или зараженные. Обрезку делают с запасом от обычного места среза на 3-4 см.

Обрезка и укрытие цветов

Осенью также стоит позаботиться о многолетних цветах. Засохшие кустарники необходимо обрезать и сжечь. Очень внимательно нужно отнестись к зимовке таких цветов, как розы. Многие сорта не смогут перезимовать, если их не укрыть полностью. Просыпать корневище опилками или ельником. Также не стоит забывать о том, что в сентябре розы обрабатывают антисептиком.

Обработка удобрением

Следующий этап сентябрьских работ в саду — это внесение удобрения. Обязательно перед зимой обильно подкормить ваши деревья и растения. О полезных свойствах удобрений много говорить не стоит, так как об этом знают все, но все-таки можно напомнить. Наш сад — это живой организм, который требует питательные вещества и микроэлементы. Все это помогут дать удобрения. Всю пользу мы увидим в будущем сезоне, в виде здоровой древесины и корневой системы.

Удобрений большое количество. Они бывают жидкие и сухие, органические или искусственные. Сухие удобрения распределяют по всему приствольному кругу, далее почву равномерно перекапывают и немного рыхлят. Опытные садоводы советуют добавлять удобрения вокруг деревьев и кустарников в небольшие ямки. Глубина ямок не более 30 см. Вокруг дерева примерно 5 ямок, больше не нужно. Для кустарников подойдут 2-3 шт.

Сразу после подкормки деревьев сухими удобрениями их стоит обильно полить, так как удобрения могут долго попадать к корневой системе растения. Частицы удобрения, такие как фосфор и калий, очень медленно поглощается необходимой корневой системой. Также хорошей подкормкой для растений будет зола. Зола очень хороший раскислитель, это может пригодится для кислой почвы. На кислотность почву необходимо проверять регулярно, так как химические удобрения могут ее окислять.

Полив растений и кустарников

Поливать почву сада и огорода осенью надо аккуратно. Если сильно и обильно залить почву, могут быть неприятные последствия, такие как, образование новых побегов на деревьях. Также на деревьях сильно набравшие в себя влагу, зимой может лопнуть кора — это называют морозобоины. Исключением к ограничению полива осенью, является жаркая и сухая погода. Конечно, в таком случае стоит поливать растения.

Перед наступлением морозов, почву вокруг кустарников и деревьев рекомендуется хорошо полить, чтобы сохранить тепло. Мокрая почва отлично хранит положительную температуру под замерзшим слоем земли. Высохшая земля с легкостью пропускает воздух и может стать причиной охлаждения корневой системы.

Обработка почвы осенью

Почва вокруг деревьев и кустарников также должна быть подготовлена к зиме. Сильно утрамбованная почва будет препятствовать пропусканию воздуха к корням. Кислород крайне необходим для роста корневой системы, поглощения удобрений и питательных веществ. Если воздуха не хватает, растение может погибнуть из-за болезни или потери энергии, необходимой для борьбы с вредителями.

Мы рекомендуем перекопать почву вокруг стволов деревьев и кустарников. Эта процедура поможет избежать кислородного голодания, а также при переворачивании земли, насекомые окажутся на поверхности. Последние, как правило, погибают и не вредят, что благоприятно скажется на растениях. После перекапывания необходимо разровнять почву.

Далее следует засыпать почву вокруг растений органическими удобрениями. Подойдет все: навоз, перегной с компостной кучи, а также листья. Это послужит также защитным слоем от переохлаждения и перепада температуры.

Побелка и покраска деревьев

Побелка или покраска деревьев необходима для защиты коры. Побелку так же делают осенью и это следующий этап подготовки сада к зимовке. В побелке используют несколько видов специальной краски или смеси из гашеной извести. Побелка служит защитным слоем от нескольких проблем, с которыми предстоит столкнуться деревьям:

  • солнечные ожоги
  • обморожение
  • насекомые

Побелка защищает дерево круглый год: летом от жаркого солнца, зимой от морозного ветра и круглый год от вредителей и насекомых.

Защита деревьев и растений от грызунов

Зимой, помимо морозов, растениям также угрожают мелкие грызуны. Мыши и зайцы не прочь погрызть необработанную побелкой и не укрытую питательную кору деревьев. Последствия от таких набегов очень печальны. Как же обезопасить деревья от таких набегов? Есть несколько способов, которые могут ограничить доступ грызунов к коре.

Деревья обматывают защитным материалом от корней на метр.

Укрывным материалом может послужить мешковина, рубероид, еловый лапник, мелкая сетка, пластиковые бутылки. По сути, подойдет любой материал, который будет препятствовать мышам и зайцам. Главное, не забыть снять защитный покров весной.

Работы в цветнике

Продолжаем высаживать многолетние луковичные цветы: крокусы, тюльпаны, нарциссы, гиацинты. До настоящих заморозков еще далеко, и времени для укоренения цветам вполне хватит. Собираем листву, чтобы окучить ею многолетники, и заготавливаем еловый лапник для укрытия роз. Нуждаются в укрытии также древовидные пионы, вейгела, гортензия крупнолистная, рододендроны. Сеем под зиму семена многолетников, которым необходима стратификация (воздействие холодных температур). Это относится к лукам, купальнице, акониту, дельфиниуму, лилейникам, примулам, традесканциям. Отметьте место посева, чтобы растение не потерялось.

Источник статьи: http://ogorod365.com/osennie-raboty-v-sadu-i-ogorode-chto-nuzhno-sdelat/

Оцените статью