Диктанты для 10 класса
материал по русскому языку (10 класс)
(1)Мохнатые сизые тучи, словно разбитая стая испуганных птиц, низко несутся над морем. (2)Пронзительный, резкий ветер с океана то сбивает их в тёмную сплошную массу, то, словно играя, разрывает и мечет, громоздя в причудливые очертания.
(3)Побелело море, зашумело непогодой. (4)Тяжко встают свинцовые воды и, клубясь клокочущей пеной, с глухим рокотом катятся в мглистую даль. (5)Ветер злобно роется по их косматой поверхности, далеко разнося солёные брызги. (6)А вдоль излучистого берега колоссальным хребтом массивно поднимаются белые зубчатые груды нагромождённого на отмелях льду. (7)Точно титаны в тяжёлой хватке накидали эти гигантские обломки.
(8)Обрываясь крутыми уступами с прибрежных высот, к самому морю хмуро надвинулся дремучий лес. (9)Ветер гудит красными стволами вековых сосен, кренит стройные ели, качая их острыми верхушками и осыпая пушистый снег с печально поникших зелёных ветвей.
(10)Бесследно проходят седые века над молчаливой страной, а дремучий лес стоит и спокойно, сумрачно, точно в глубокой думе, качает темными вершинами. (11)Ещё ни один его могучий ствол не упал под дерзким топором алчного лесопромышленника: топи да непроходимые болота залегли в его тёмной чаще. (12)А там, где столетние сосны перешли в мелкий кустарник, мёртвым простором потянулась безжизненная тундра и потерялась бесконечной границей в холодной мгле низко нависшего тумана. (По А. Серафимовичу.)
1.Какой тип речи представлен в тексте?
3.Из пр.5 выписать слово , в котором правописание приставки зависит от последующего согласного звука.
4.Из пр.5 выписать два слова с безударной проверяемой гласной в корне слова.
5.Из пр.3-4 выписать действительное причастие настоящего времени.
6.Среди пр.1-3 найти предложение с обособленными обстоятельствами, указать номер предложения.
7.Среди пр.4-6 найти предложение с однородными членами, указать его номер.
8.Среди пр.8-10 найти сложное предложение,указать его номер.
Утренняя заря мало-помалу разгорается. Скоро луч солнца коснётся по-осеннему оголённых верхушек деревьев и позолотит блестящее зеркало озера. А неподалёку располагается озеро поменьше, причудливой формы и цвета: воде в нём не голубая, не зелёная, не тёмная, а буроватая. Говорят, что этот специфический оттенок объясняется особенностями состава местной почвы, слой которой устилает озёрное дно.Оба эти озера объединены под названием Боровых озёр, как в незапамятные времена окрестили их старожили здешних мест. А к юго-востоку от Боровых озёр простираются гигантские болота. Это тоже бывшие озёра, зараставшие в течение десятилетий.
В этот ранний час чудесной золотой осени мы движемся к озеру с пренеприятным названием — Поганому озеру. Поднялись мы давно, ещё до рассвета, и стали снаряжаться в дорогу. По совету сторожа, приютившего нас, мы взяли непромокаемые плащи, охотничьи сапоги-болотники, приготовили дорожную еду, чтобы не тратить время на разжигание костра, и двинулись в путь.
Два часа пробирались мы к озеру, пытаясь отыскать удобные подходы. Ценой сверхъестественных усилий мы преодолели заросли какого-то цепкого и колючего растения, затем полусгнившие трущобы, и впереди показался остров. Не добравшись до лесистого бугра, мы упали в заросли ландыша.
1.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
ОтозвАла звонИл стАтуя красИвее
2.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
3. Укажите вариант ответа, в котором во всех словах одного ряда пропущена безударная гласная корня, не проверяемая ударением. Запишите номер ответа.
1) м…кал в воду, д…ить коров, упл…тнить сроки
2)тр…диция, к…мпозиция ф…нтазия
3) с…луэт, ув…ртюра, пасмурный день исс…кал
4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов
1) не..цененный, пр..игрыватель, з..работать
2) бе..домный, ра..думывать, в..бираться (на дерево)
3) пр..поднять, пр..шёл, пр..седание
4) от..грывать, от..скать, за..грывать
5 )меж..языковой, п..янящий, раз..ём
5. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) Наступила тишина, слышно было только, как фыркали и жевали лошади да похрипывали спящие. 2) Где-то плакал чибис и изредка раздавался писк бекасов, прилетавших поглядеть, не уехали ли непрошеные гости. 3) Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность. 4) Увидел он то же самое, что видел и до полудня: равнину, холмы, небо, лиловую даль. 5) Только холмы стояли поближе, да не было мельницы, которая осталась далеко позади. 6) От нечего делать Егорушка поймал в траве скрипача, поднёс его в кулаке к уху и долго слушал, как тот играл на своей скрипке. 7) Когда надоела музыка, он погнался за толпой жёлтых бабочек, прилетевших к осоке на водопой, и сам не заметил, как очнулся опять возле брички. 8) Неожиданно послышалось тихое пение. 9) Песня, тихая, тягучая, заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли, точно над степью носился невидимый дух и пел. 10) Егорушка оглядывался по сторонам и не понимал, откуда эта странная песня. 11) Потом уже, когда он прислушался, ему стало казаться, что пела трава. 12) В своей песне она, полумёртвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренне убеждала кого-то, что она ни в чём не виновата, что солнце выжигало её понапрасну, она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она ещё молода и была бы красивой, если бы не зной и засуха.
1. Из предложений 1-3 выпишите слова, правописание приставок в которых зависит от последующего согласного.
2. Из предложений 3-7 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
3. Из предложений 8-10 выпишите слово, в котором правописание н и нн определяется правилом: «В наречии пишется столько н , сколько в слове, от которого оно образовано».
4. Из предложений 8-12 выпишите действительное причастие прошедшего времени.
5. Из предложения 7 выпишите союзы.
6. Среди предложение 1-5 найдите сложное предложение, одна из частей которого осложнена обособленным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.
7. Среди предложений 8-10 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.
8. Среди предложений 1-4 найдите сложное предложение с разными видами связи (бессоюзной и подчинительной). Напишите номер этого предложения.
1. Из предложений 8-11 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от её значения «неполнота действия».
2. Из предложений 11-12 выпишите слово с чередующейся гласной.
3. Из предложений 8 10 выпишите слово, в котором правописание н и нн определяется правилом: «В наречии пишется столько же н , сколько в слове, от которого оно образовано » .
4. Из предложений 3-7 выпишите действительное причастие прошедшего времени.
5. Из предложения 12 выпишите неопределённое местоимение.
6. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение, одна из частей которого осложнена обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
7. Среди предложений 1-4 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.
8. Среди предложений 4-7 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением. Напишите номер этого предложения.
1) изредка, раздавался 1) прислушался
3) неожиданно 3) неожиданно
Максимальный балл — 13 (8 за грамматическое задание + от 1 балла до 5 баллов за диктант).
Текст диктанта с пронумерованными предложениями обучающиеся записывают под диктовку с указанием номеров предложений. Далее обучающиеся выполняют грамматическое задание по тексту диктанта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
математические диктанты 2 класс УМК ПНШ
математические диктанты 2 класс по УМК ПНШ.
математические диктанты 3 класс УМК ПНШ
математические диктанты 3 класс УМК ПНШ.
Графические диктанты, 6 класс
Графические диктанты представлены в види мини-презентаций. Разработаны по теме «Решение уравнений» ,6 класс. Даны три ГД: «Раскрытие скобок», «Подобные слагаемые», «Решение уравнений».
Диктанты 6 класс Вспомогательное отделение
Диктанты для вспомогательного отделения.
математический диктант 4 класс (май) 1 вариант
математический диктант 4 класс (май) 1 вариант.
математический диктант (4 класс, май, 2 вариант)
математический диктант (4 класс, май, 2 вариант).
Методическая разработка «Серия географических диктантов, 7 класс (Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География: Наш дом – Земля (материки, океаны, народы и страны). 7 класс. – М.: Дрофа, 2008 г. )».
Серия диктантов за 7 класс.
Источник
Наш сад диктант 10 класс
Сочинения
Меню сайта
- Сочинение на тему
- Сочинения на ОГЭ
- Українська мова і література
- ЕГЭ русский язык
- Сочинения по картинам
- Биографии
- Русская литература
- Характеристики героев (персонажей)
- Краткое содержание
- Сочинение по произведению
- Примеры сочинений
- Анализ произведения
- Диктанты по русскому языку
Осенний сад. Диктант для 10-11 класса по русскому языку
Осенний сад
С конца сентября сады пустели, погода, по обыкновению, круто менялась. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи. Иногда к вечеру между хмурыми низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый свет низкого солнца; воздух делался чист и ясен, а солнечный свет ослепительно сверкал между листвою, между ветвями, которые живою сеткою двигались и волновались от ветра. Холодно и ярко сияло на севере над теплыми свинцовыми тучами жидкое небо голубое, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков.
Ветер не унимался. Он волновал сад, рвал непрерывно бегущую из трубы струю дыма и снова нагонял зловещие космы пепельных облаков. Они бежали низко и быстро. Погасал его блеск, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно, и снова начинал сеять дождь. Сперва тихо, осторожно, потом все гуще и, наконец, превращался в ливень с бурею и темнотою.
Из такой трепки сад выходил совсем обнаженным, засыпанным мокрыми красными листьями и каким-то притихшим, смирившимся. Но зато как красив был он, когда снова наступала ясная погода, прозрачные и холодные дни начала октября, прощальный праздник осени! Сохранившаяся листва теперь будет висеть на деревьях уже до первых зазимков. Черный сад будет сквозить на холодном бирюзовом небе и покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске.
(По И. Бунину)
(Безударная проверяемая гласная в корне слова, правописание согласной в корне)
Похожие материалы:
Источник