Ландшафтные нарушения в результате негативного воздействия транспортных сооружений
Вследствие негативного влияния дороги на почву, воду, растения и животных картина ландшафта и его естественная пригодность изменяются. Могут нарушиться состояние природной среды, при котором обеспечиваются саморегуляция и воспроизводство основных компонентов биосферы (воды, воздуха, почвенного покрова, животного и растительного мира), и здоровые условия жизни человека.
Основные причины ландшафтных нарушений следующие:
· рассечение природной среды дорогой (фрагментация ландшафта);
· снижение продуктивности почв;
· развитие геодинамических процессов (эрозии, оползней, суффозии и т.п.) (рис. 3.1);
· деградация экологических систем;
· эстетическое загрязнение [10].
Экологические системы на придорожных территориях деградируют в результате чрезмерного химического и физического загрязнения воздуха, воды и почвы; наличия тепловых аномальных полей, приводящих к иссушению почвы и (или) подтоплению территорий (вследствие утечек воды из инженерных коммуникаций); нарушения травянистого покрова и его обеднения (следствием чего является снижение численности представителей полезной энтомологической фауны в фитоценозах); изменения фотопериода
(светового дня) растений и поведения насекомых-фитофагов (их скопление в зеленых насаждениях приводит к сильному повреждению последних) при освещении дорог в ночное время.
Характерные признаки эстетического загрязнения, или негативного визуального воздействия, следующие:
· невыразительные объекты транспортных сооружений;
· здания с однообразной архитектурой;
· отсутствие гармоничного единства транспортного сооружения с природной средой.
Особенно значимо эстетическое загрязнение для карьерных работ (цв. вкл., рис. III, IV). Эстетическое загрязнение связано с негативным визуальным воздействием транспортного сооружения на окружающую среду, которое состоит из комбинации трех компонентов:
· элементов, контрастных по форме, высоте, массивности и цвету, создающих несовместимость в восприятии ландшафта;
· элементов, воспринимаемых как ассоциации с индустриальными процессами, нарушением и повреждением природной среды;
· продолжительности восприятия транспортного сооружения, связанной с длительным сроком его существования.
Различают два типа негативного визуального воздействия: вторжение и преграда. Визуальное вторжение происходит, когда существовавший ранее ландшафт неблагоприятно нарушен новым элементом, который имеет более бедное визуальное качество. Визуальная преграда блокирует или затрудняет видимость любого объекта ландшафта (озера, холма, рощи).
Ландшафтные архитекторы разработали методы, которые гарантируют достаточно объективную оценку визуального воздействия. Первичные функции такой оценки следующие: идентифицировать участки, со стороны которых это воздействие будет наиболее сильно; оценить чувствительность к внешним воздействиям выявленных критических участков обзора; оценить воздействие рассматриваемых объектов на видимость и изменить технологии строительных работ, чтобы свести потенциальное визуальное негативное воздействие к минимуму.
Оценку визуального воздействия транспортного сооружения начинают с изучения картографических материалов, полевой проверки и анализа данных. Начальное изучение картографических материалов состоит из подготовительных работ и включает в себя исследование локальной геологии, топографии и ландшафта; определение политики планирования; изучение эстетических особенностей ландшафта; выбор потенциальных критических участков обзора. Наиболее чувствительные участки обзора, в которых наблюдатель чаще всего видит нарушенный ландшафт, — это объекты дорожного сервиса, транспортные коммуникации (каналы, реки, автомобильные и железные дороги), населенные пункты, индивидуальные здания, рекреационные и туристские объекты. Эстетическое восприятие этих объектов усиливается вблизи заповедников, особо охраняемых территорий, мест, обладающих особыми эстетическими свойствами.
Создаваемая компьютером модель визуального влияния дороги отображает участки, со стороны которых дорога может быть заметна. Цель натурной съемки состоит в том, чтобы оценить транспортное сооружение и проводимые на нем работы в терминах потенциального негативного визуального воздействия на выбранные участки обзора.
Показатели, по которым может быть оценено визуальное воздействие, должны учитывать масштаб визуального влияния (локальное, региональное, национальное), продолжительность восприятия, постоянство визуального влияния (обратимое, необратимое), рекуррентное соотношение (кумулятивное действие).
В число основных показателей визуального воздействия входят:
· уровень рекреационной нагрузки;
· коэффициент ландшафтных изменений вследствие строительства дорожного полотна, разработки карьеров, устройства просек, вырубки деревьев, снятия или повреждения дернового покрова, изменения стока поверхностных или грунтовых вод;
· уровень изменения рельефа в результате оползней, обвалов, карстовых явлений, наличия отвалов грунта, карьеров, высоких насыпей и глубоких выемок, крупных искусственных сооружений, просек, снятия дернового покрова, изменения береговой линии, русла водотоков, озеленения;
· степень сохранения культурной ценности ландшафта (исторических, культурных, архитектурных, природных памятников, особо охраняемых территорий).
Показатели должны быть оценены на линейной шкале в баллах.
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.)
Источник статьи: http://studall.org/all-167372.html
1.8. Ландшафтные нарушения
Ландшафтное загрязнение приводит к разрушению местообита ния организмов и нарушению регенерационной способности при родных ландшафтов. В результате экасистемы деградируют, разру
шаются. Может нарушиться состояние природной среды, при
котором обеспечиваются саморегуляция и воспроизводство основ ных компонентов биосферы (воды, воздуха, почвенного покрова, животного и растительного мира) и здоровые условия жизни чело века (экологическое равновесие).
Основная причина ландШафтных нарушений — воздействие на
окружающую среду дороги как инженерного сооружения, которое
появляется в виде рассечения природной среды дорожной трассой
(фрагментация ландшафта); снижения продуктивности почв; разви тия геодинамических процессов (эрозия, оползни, суффозия и т. п.),
что приводит к подтоплению, осушению, изменению уровня грунто
вых вод (рис. 2.15).
Экасистемы на придорожных территориях деградируют в ре
зультате чрезмерного химического и энергетического загрязнения
воздуха, воды и почвы; наличия тепловых аномальных полей, при-
2.15. Воздействие дороги на окружающую среду [34]:
1 — оврагообразование; 2 — эрозия почв; 3 — увеличение размывания водой грунта; 4 — изменения в растительности из-за понижения уровня грунтовых вод; 5 — вынос плодородного грунта с сель хозугодий в водоемы; б- вынос взвешенных частиц в понижения рельефа местности; 7 — суффо-
зия; 8 — деградация растительности выше по уклону из-за обратной эрозии
водящих к иссушению почв и подтоплению территорий (утечки
энергии и воды из инженерных сооружений); больших площадей территорий, находящихся под асфальтом, препятствующим нор мальному воздухо- и влагаобмену почв. В числе других факторов:
нарушение травянистого покрова и его обеднение, следствием чего является снижение численности представителей полезной энтомо
фауны в городских фитоценозах; изменение фотопериода расте ний, а также поведения многих видов насекомых-фитофагов (их скопление в пределах зеленых насаждений, что приводит к сильно му повреждению последних) в результате освещения дорог в ноч
В полосах отвода, резервно-технологической полосе дороги мо
гут возникнуть «краевые зоНЫ)) ландшафтов с нарушенными эка
системами, на которые действуют следующие группы факто
— барьерные (откосы, насыпи, выемки, уклоны, ограждения, эк раны, полотно дороги)- препятствуют естественной миграции ви дов к местам их временного и постоянного обитания, обмену гено фонда, размножению, питанию и т. д.;
— факторы беспокойства (шум, вибрация, свет от движущегося транспортного потока), пугающие, беспокоящие животных и нару шающие их среду обитания;
— факторы, обусловливающие химическое загрязнение местооби
таний человека, так и животных и растений, в том числе включаю
щихся в пищевые цепи. Это загрязнители, содержащиеся в выбросах
— факторы, обусловливающие столкновения с транспортными средствами и гибель на дорогах. Это факторы прямого риска для
биоты помимо риска от предыдущих факторов, «растянутого)) во
Воздействие перечисленных факторов на биоту необходимо учи
тывать, хотя оценить вызываемый ими экологический эффект доста
Одним из видов ландшафтных нарушений, связанных с деятель
ностью транспорта, является эстетическое загрязнение. Наиболее
характерные признаки: возведение соразмерных ландшафту зданий, линейных объектов; невыразительность объектов транспортного строительства; однообразная архитектура; отсутствие гармонично го единства с природной средой [18].
Эстетика природного ландшафта — красота, индивидуальность
местности, ее привлекательность для человека — является видом
природного ресурса, необходимого для сохранения психического здоровья и нормального отдыха людей, т. е. рекреационным ресур сом. Изучением процессов формирования ландшафта и взаимодей
ствия с ним жилой среды и транспортных коммуникаций занимает
ся ландшафтная архитектура.
Учет особенностей местности при строительстве и эксплуатации
транспортных сооружений осуществляется путем реализации задач
функционально-пространственной организации среды обитания че ловека, иреобразования природных пейзажей с сохранением их своеобразия; решения эстетических вопросов. Количественные кри терии оценки изменения эстетики ландшафтов в связи с осуществле нием транспортной деятельности пока не разработаны.
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
ПРОМЬIШЛЕННЫХ И ТРАНСПОРТНЬIХ
ОБЬЕКТОВ И ТЕХНОЛОГИЙ
Воздействие на окружающую среду транспортных объектов про
исходит на всех этапах их жизненных циклов, начиная от добычи
сырья, его переработки (получение материалов), изготовления, ис пользования (эксплуатации), поддержания работоспособности и за
канчивая утилизацией конструкций машин, сооружений и захороне нием отходов. На каждом из этих этапов происходит отчуждение
земель, потребление материалов, энергозатраты, загрязнение возду
ха, воды, почвы вредными и токсичными веществами, отходами, ви
броакустическое и электромагнитное излучение.
Э к о л о г и ч е с к и й б а л а н с транспортного средства — со вокупность всех видов негативного воздействия объекта на окру
жающую среду при реализации жизненного цикла. Экологический
баланс можно представить в виде поточных процессов обмена
энергией и веществом, выраженных в виде сумм объемов потреб
ления материалов, выбросов вредных веществ, энергозатрат на ка
ждом этапе жизненного цикла одиночного транспортного средства
или сооружения. Количественная оценка эколоmческого баланса
важна для определения значимости различных мероприятий по со
вершенствованию конструкций объектов транспортной техники и
технологий на каждом этапе жизненного цикла; а также для обос нования значений показателей при осуществлении их нормирова
Параметрические загрязнения не могут накапливаться в ланд шафтах биосферы, т. е. не обладают аддитивностью и в экологичес кий баланс транспортного объекта не входят. Однако они являются составляющей поточного процесса обмена энергией и поэтому явля ются предметом рассмотрения в данной главе.
Оценим составляющие экологического баланса через призму ис
пользуемых технологий на каждом из этапов жизненного цикла
транспортного средства и дороги как инженерного сооружения.
3.1. Поnучение минеральных
н энергетических ресурсов
Схема циркуляции (минералооборота) включает извлечение сы
рья, обработку и удаление примесей, превращение в желаемую фор му, производство продукции (изделий), эксплуатацию (использова ние), превращение в отходы, утилизацию отходов, повторное использование (рис. 3.1).
Рис 3.1. Обобщенная схема извлечения и обработки сырья для получения материалов, используемых в ЖЦ транспортных объектов [19]
Сырь е (руда, уголь, нефть, газ, песок, древесина, горные по
роды), используемое в жизненном цикле объектов транспорта, из влекаются с поверхности или из верхнего слоя литосферы.
М и н е р а л — неметаллическое или металлическое твердое ве щество, образующееся в земной коре в ходе природных процессов. Неметаллические минералысоль, глина, силикаты, песок, гравий.
Источник статьи: http://studfile.net/preview/2983765/page:6/
Участок, сын ошибок трудных
Еще вчера вы были обычным человеком, а сегодня стали землевладельцем. То, о чем мечтали в коробке квартиры, сбылось. Вы купили участок с красивым видом и речкой неподалеку, да и соседи, кажется, исключительно приятные люди. Начинается новая жизнь, которая раньше представлялась безмятежной и радостной. Но вы стоите на краю своих владений, осматриваетесь и, как говорит участница forumhouse.ru Полинка, «в голове ни одной мысли, кроме панических».
Это правда: в процессе освоения участка вы неминуемо наделаете ошибок и не раз наступите на разнообразные грабли. Но есть и хорошая новость: не обязательно набивать все шишки самому. Можно учиться на чужом опыте. Пользователи forumhouse.ru разбирают ошибки, которые они совершили в начале своей дачно-загородной жизни.
О каких бы своих неправильных поступках не рассказывали впоследствии опытные владельцы участков, они сходятся в одном: поспешили. Не спешить, обдумывать каждый шаг, «мерить, мерить, мерить и только потом резать» – вот главный совет, который каждый готов дать себе из прошлого. Сколько сил, времени и денег тогда удалось бы сэкономить!
«Не спешить» надо уже на этапе выбора подходящего места. Многие жалеют, что не соизмерили свои материальные ресурсы и физические силы с размером участка. Большой участок — это хорошо, но подумайте о том, сколько там работы! А райский уголок можно сотворить и на шести сотках, так же, как на двадцати – устроить вечный недострой и свалку.
Smocker «не отмерял семь раз» — сначала он хотел на своем участке только бытовку, потом маленький одноэтажный домик, потом пришел к дому площадью 6*7. Но котлован вырыли уже под маленький, и теперь придется переделывать.
У morz все зашло еще дальше. Поначалу они с семьей решили, что дача будет летней. Поэтому туалет и душ сделали на улице, а кухню — на веранде. Очень скоро всем захотелось на дачу и зимой, и вот тут-то и сказались последствия беспечности.
Leto99 с готовым и уже оплаченным проектом на руках вызвал прораба, разместил рабочих для строительства фундамента и только тогда осознал, что не измерил участок на предмет прямых углов. А это, как он теперь понимает, надо было сделать в первую очередь, еще до написания проекта! На глаз было не видно, что участок не прямоугольный. Пришлось на ходу принимать решение: или жертвовать частью земли, или менять проект. А на проект у форумчанина ушло полгода, и уже наступил сентябрь.
Когда уже была вырыта траншея под фундамент, Leto99 понял, что понадеялся на прораба и рабочих и не измерил участок на перепад высоты. На глаз перепад составлял не более 20 сантиметров, оказалось – метр.
Майло не проверил соответствие границ участка в кадастровом плане и на местности, не перемерил участок перед покупкой. Сейчас у него зреет конфликт с соседями.
Нельзя экономить на геодезисте. Эту ошибку совершали многие участники нашего форума, в том числе PEP. Он не разбил оси, шагами отмерял, где должен быть котлован. Когда котлован (17*13 м) уже вырыли, выяснилось, что форумчанин ошибся с углом расположения дома на участке. В итоге ему пришлось увеличивать котлован, а это — дополнительные расходы и время.
Вот вы расчистили свой участок от ненужных деревьев, выкорчевали пни и уже готовы превращать свою землю в рай. Остановитесь. Главное, не ровняйте участок до того, как у вас на руках будут ландшафтный и строительный планы. Форумчанка Ольга Savelolg сравняла на своем участке шикарные террасы в уклон 4 метра на длину 52 метра. Теперь опять делает их заново, только земля вся укатана тракторами, как катком.
По поводу трактора Savelolg сокрушается особо: не надо было перепахивать целину, лучше выровнять все маленьким легким планировщиком, экскаватором типа JCB. Дело в том, что при вспашке трактор смещает землю в одну часть участка, и в одном краю у вас будет бугор, а в другом – канава. Все это вам опять придется ровнять планировщиком или руками. А любая техника на перепаханном хоть раз месте будет вязнуть потом лет пять.
Ольга жалеет и о том, что сразу срубила все старые деревья: теперь у нее 20 соток адского пекла на южном склоне, и ни капли тени – работать просто невозможно. Надо было оставить, хотя бы временно, пару деревьев.
Ну и четвертая ошибка: ровняя, завалила коллектор 15-и кубовый, расположенный в нижней точке участка. Канализацию там делали для деревни еще в бородатые годы. Я смотрю, яма огромная, кирпичом выложенная по стенам, пол бетонированный, и вместо того, чтобы «спасибо» сказать за халявный слив, завалила. Еще упадет кто, думаю. Вот, теперь раскапывала. А раскапывать намного дороже, чем закапывать.
Начиная дачную жизнь, многие считают, что огораживать участок, пока не построишь дом, не надо – будет заезжать тяжелая техника, ей надо развернуться и так далее. Послушайте опытных людей: огородите хоть как-нибудь и чем-нибудь, чтобы были видны границы. Чтобы ваша земля не была местом, где автомобилистам удобно срезать угол, где пасется чужой скот, а соседи протоптали тропинку, потому что им так удобно.
По прошествии десяти лет садоводства Тимычу стало понятно, что его основные беды связаны с неправильными посадками. Он не учел, что одни растения хорошо растут в полутени, а другим необходимо много-много света. Сейчас он составил бы схему освещения участка, с учетом всех существующих и будущих построек. И ничего не пришлось бы пересаживать.
Вот еще о чем жалеют землевладельцы: что в первую же свою загородную зиму не пошли на курсы ландшафтного дизайна. Особенно, если участок — достаточно большой.
Главная моя ошибка при освоении целины в 20 соток — надо было в первую же зиму пойти на курсы ландшафтного дизайна. А то получилось, что через три года приходится переносить дорожки, перелопачивать тонны земли с одного места на другое, пересаживать кусты. Но сейчас, имея в руках план, я практически не думаю, куда что переложить или куда посадить очередную растенюшку. Потихоньку, по соточке-две за сезон, и осваиваем целину.
С большим участком хочется, чтобы было красиво, «как в синематографе». Поначалу кажется, что все можно придумать: всю зиму рисуешь планы, а потом начинается строительный сезон, когда не знаешь, за что схватиться в первую очередь. В общем, участок формируется кое-как.
После курсов Kern составила план с точностью до 0,5 м (зимой по снегу с рулеткой каждое дерево вымеряла), где учла все, от ширины дорожек до выбора растений в теневой зоне, инженерные коммуникации: полив, электричество, расположение теней и т. п.
После своего первого сезона в роли владельца участка форумчанин EESOM говорит: самое большое заблуждение — довериться профессионалам, верить в это: «мы заплатим, и нам все сделают быстро, качественно и в срок». На самом деле ничего подобного не происходит, и надо контролировать ход работ, изучать вопрос досконально, насколько возможно, и не позволять «впарить» себе то, что выгодно или удобно подрядчику или продавцу. Это касается и типа фундамента, и типа канализации, и колодца, и планировки участка – всего.
Грунт – это самые любимые грабли пользователей forumhouse.ru. На них наступал каждый второй. Надо так: вырыл фундамент — землю в кучку! Залил фундамент – землю, вырытую в процессе, в кучку! Зачем хоронить плодородную землю? Из-под фундамента 12*6 м выкапывается два-три КАМАЗа земли, из которой потом можно формировать грядки. Получается неплохая экономия.
Еще одна вещь, о которой впоследствии наши форумчане, как правило, горько пожалели — слишком тесная дружба с соседями. Хочется расслабиться, побыть со своими близкими людьми, а тут с одной стороны зовут поговорить, с другой — поужинать. Да и не всем приятно, стоя над грядкой с плоскорезом в руках, выслушивать советы и поучения, на которые всегда щедры общительные соседи. Самое правильное в этом случае – вежливое, но отстраненное поведение.
Мы составили для вас список мелких «косяков», о которых форумчане теперь жалеют: ведь их можно было их избежать, и потом уважать себя за предусмотрительность и хозяйственность. Итак, вот они:
- Не отбирали крупные камни, которые попадались при рытье котлована, колодца и т.п. Потом, когда дело дошло до ландшафта, эти камни приходилось покупать задорого
- Не следили, чтобы рабочие, перекапывая землю под грядки и клумбы, выбирали траву и вбрасывали ее в мусор. Это долго и нудно, но полоть потом придется вам.
- Покупали саженцы, где попало – в большинстве случаев вырастало совсем не то, что обещали продавцы. Вывод — только питомники!
- Использовали хлам при отделке клумб и цветников. Через пару лет все эти кирпичи и куски шифера уйдут в землю, а под каждым камешком или кирпичиком будет муравейник.
- Оставляли «на потом» всякие мелочи. Со временем их накапливается столько, что это может вылиться в отдельную стройку
- Экономили на инструментах. Это неправильно: участок — не каторга, и любая работа на нем должна приносить радость. Если инструмент раздражает качеством своей работы, с самого начала меняйте его на лучший. Это не значит, что надо «снимать последнюю рубашку», просто относитесь к инструменту уважительно, и он ответит вам тем же.
Став опытными загородными жителями, форумчане больше всего жалеют, что тогда, в начале пути, досконально не изучили опыт единомышленников.
Этот форум мне нужно было читать регулярно, а не от случая к случаю. Часть ошибок избежала благодаря ему, а где не проверяла через поиск, там и ошиблась. Вывод: перед каждым этапом — сюда, смотреть похожие проблемы.
Эта статья рассказывает, как освоить «дикий» участок, а здесь – отличное видео на эту же тему.
Источник статьи: http://www.forumhouse.ru/journal/articles/5594-uchastok-syn-oshibok-trudnyh