Урок русского языка в 7-м классе для умственно отсталых детей VIII вида обучения
Ладони с растопыренными пальцами лежат на поверхности стола, поочередно поднимаем пальчики 1-2-3-4-5 и 5-4-3-2-1.
1. Перечисли самостоятельные части речи( с вопросами и примерами).
2. Вспомни, какую часть речи мы начали изучать на прошлом уроке.
3. Расскажи, что ты знаешь о причастии.
Вымытая тарелка сияет чистотой.
Вымытая ребенком тарелка сияет чистотой.
(вывод о различении одиночного причастия и причастного оборота)
Котенок свернувшийся клубком грелся на солнце.
Свернувшийся клубком котенок грелся на солнце.
(вывод: — если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми, если причастный оборот стоит перед определяемым словом, то он не выделяется запятыми)
2. Запись темы урока: «Причастный оборот»
3. Работа с учебником: чтение вслух параграфа 12, проговаривание.
V. Минута здоровья «Отдыхает правый глаз»
Правая рука согнута в локте, глазки смотрят на ноготь среднего пальца; кисть поворачивается вправо, затем вся рука отводится вправо, при этом глазки не отрываются от ногтя.
VII. Минута здоровья «Отдыхает левый глаз».
Левая рука согнута в локте, глазки смотрят на ноготь среднего пальца; кисть поворачивается влево, затем вся рука отводится влево, при этом глазки не отрываются от ногтя.
VIII. Тренировочные упражнения.
Упражнение 73 (списать, обозначая границы причастного оборота и расставляя пропущенные знаки препинания)
Ветер дувший с моря все время усиливался.
Листва сорванная с деревьев закружилась в вихре и стала подниматься кверху.
Мыс возвышавшийся над поверхностью озера был похож на утюг.
Дорога вся изрытая глубокими колеями шла темным хвойным лесом.
Остров озаренный солнцем пышно и ярко сиял над холодной и неприветливой водой.
Упражнение 74 (найти в предложениях причастие и причастные обороты, выбор обосновать)
В начале пятидесятых годов в Новгороде ученые нашли берестяные грамоты написанные без единой капли чернил.
Буквы на бересте процарапаны тщательно заостренным писалом.
Новгородцы в древности буквально ногами ходили по грамотам брошенным на землю.
От брошенного в грязь современного бумажного письма уже спустя небольшое время не останется даже следа а процарапанное берестяное письмо при благоприятных условиях даже в грязи пролежит многие столетия.
IX. Домашнее задание: параграф 12, карточка №9 (списать, графически обозначить причастные обороты).
Над лесом глухо шумевшим своими вершинами нависло темно-серое небо покрытое тяжелыми тучами. Собирался дождь и от этого я утомленный долгой дорогой чувствовал себя еще более одиноким и несчастным. Я надеялся найти какое-нибудь жилье скрытое за деревьями.
Наконец тянувшийся на много верст лес кончился. Обрадованный этим я ускорил шаг и через несколько минут увидел горевшие вдали огни деревни.
Я пошел через поле раскинувшееся за лесом и поросшее какими-то травами и к полуночи добрался до своей цели.
X. Конструирование словосочетаний и предложений.
XI. Закрепление изученного материала.
Тренировочное упражнение (разнести по столбикам)
(поднимающиеся альпинисты, поднимающиеся в гору, вспыхнувший свет, вспыхнувший ярко, аккуратно пишущий, пишущий письмо, колеблющийся тростник, резко замолчавший, незасеянные поля, еще не засеянные поля, отправленное письмо, отправленное мною).
С какой частью речи мы продолжаем работать?
Что такое причастный оборот?
Перечисли условия выделения причастного оборота запятыми.
Ладони с растопыренными пальцами лежат на поверхности стола, поочередно поднимаем пальчики 1-2-3-4-5 и 5-4-3-2-1;
Руки расслаблены, раз -ладони с сомкнутыми пальцами касаются поверхности стола, два-кисти касаются ребром поверхности стола, три-сжатые в кулак ладони касаются поверхности стола;
3. Упражнение 1 «От себя-к себе»
Руки согнуты в локтях, кисти расслаблены, спина прямая; подносим к подбородку кисти поочередно то кончиками пальцев, то тыльной стороной кистей.
Источник