Практическая работа «Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда»
план-конспект по биологии
Цель:
- углубить знания о норме реакции как пределе приспособительных реакций организмов;
- сформировать знания о статистическом ряде изменчивости признака;
- выработать умение экспериментально получать вариационный ряд и строить кривую нормы реакции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_rabota_izuchenie_izmenchivosti_rasteniy_i_zhivotnyh_postroenie_variatsionnogo_ryada.docx | 36.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда»
- углубить знания о норме реакции как пределе приспособительных реакций организмов;
- сформировать знания о статистическом ряде изменчивости признака;
- выработать умение экспериментально получать вариационный ряд и строить кривую нормы реакции.
- наборы биологических объектов: семена фасоли, бобов, колосья пшеницы, листья яблони, акации и пр.
- не менее 30 (100) экземпляров одного вида;
- метр для измерения роста учащихся класса.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2020/03/24/prakticheskaya-rabota-izuchenie-izmenchivosti-rasteniy-i
Комплекс лабораторных работ по биологии в 10–11-х классах
Разделы: Биология
Цель:
- показать действие фермента каталаза на пероксид водорода (Н2О2) и условия, в которых он функционирует.
- обнаружить действие фермента каталазы в растительных тканях, сравнить ферментативную активность натуральных и поврежденных кипячением тканей;
Оборудование:
- 3% раствор пероксида водорода,
- раствор йода,
- лист элодеи (другого растения),
- кусочки сырого и вареного картофеля,
- сырого мяса,
- микроскопы,
- пробирки.
Информация для учащихся.
Пероксид водорода – ядовитое вещество, образующееся в клетке в процессе жизнедеятельности. Принимая участие в обезвреживании ряда токсических веществ, он может вызвать самоотравление (денатурацию белков, в частности, ферментов). Накоплению Н2О2 препятствует фермент каталаза, распространенный в клетках, способных существовать в кислородной атмосфере. Фермент каталаза, расщепляя Н2О2 на воду и кислород, играет защитную роль в клетке. Фермент функционирует с очень большой скоростью, одна его молекула расщепляет за 1с 200 000 молекул Н2О2:2 Н2О2 2 Н2О2 + О2
Ход работы.
! ! Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения!
? ?
- Чем объяснить сходные явления в опыте с листом элодеи и сырым картофелем, возникшие в результате проникновения в клетки пероксида водорода?
- Какие внутримолекулярные силы разрушились в ферменте каталазе при варке картофеля, и как это отразилось в опыте?
Л/р. № 2 “Наблюдение явления плазмолиза и деплазмолиза”
Цель:
- убедиться в существовании явления плазмолиза и деплазмолиза в живых клетках растений и скорости прохождения физиологических процессов.
Оборудование:
- микроскопы,
- луковица лука,
- концентрированный раствор NaCl,
- фильтровальная бумага,
- пипетки.
Ход работы
! ! Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения!
? ?
- Дайте определение терминам – плазмолиз, деплазмолиз, осмос, тургор.
- Объясните, почему в варенье яблоки становятся менее сочными?
Л/р. № 3 “Рассматривание клеток растений, грибов и животных под микроскопом”
Цель:
- рассмотреть клетки различных организмов и их тканей под микроскопом (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов.
Оборудование:
- микроскопы,
- готовые микропрепараты растительной (кожица чешуи лука), животной (эпителиальная ткань – клетки слизистой ротовой полости), грибной (дрожжевые или плесневые грибы) клеток,
- таблицы о строении растительной, животной и грибной клеток.
Работа в классе естественнонаучного направления может проводиться не на готовых микропрепаратах, а на приготовленных, а для этого:
- чашки Петри,
- луковица,
- лабораторные ножи,
- пинцеты,
- пипетки,
- стеклянные мазевые ложечки,
- выращенная культура плесневого гриба пеницилла или мукора.
Ход работы:
! ! Вспомните требования к составлению сравнительной таблицы!
? ?
- О чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных? Приведите примеры.
- О чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы? Приведите примеры.
- Выпишите основные положения клеточной теории. Отметьте, какое из положений можно обосновать проведенной работой.
Л/р. № 4 «Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда и кривой»
Цель:
- углубить знания о норме реакции как пределе приспособительных реакций организмов;
- сформировать знания о статистическом ряде изменчивости признака; выработать умение экспериментально получать вариационный ряд и строить кривую нормы реакции.
Оборудование:
- наборы биологических объектов: семена фасоли, бобов, колосья пшеницы, листья яблони, акации и пр.
- не менее 30 (100) экземпляров одного вида;
- метр для измерения роста учащихся класса.
Ход работы:
Размер объектов V |
Число объектов n |
! ! Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения; составления таблицы и графика!
? ?
- Дайте определение терминам – изменчивость, модификационная изменчивость, фенотип, генотип, норма реакции, вариационный ряд.
- Какие признаки фенотипа имею узкую, а какие – широкую норму реакции? Чем обусловлена широта нормы реакции, и от каких факторов она может зависеть?
Л/р. № 5 “Описание фенотипов растений”
Цель:
- убедиться в существовании модификационной изменчивости путем описания и сравнения фенотипов конкретных растений.
Оборудование:
- два экземпляра натуральных или гербарных образцов злаковых растений одного сорта.
Ход работы
! ! Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения; и составления сравнительной таблицы!
? ?
- 1. Дайте определение терминам – изменчивость, модификационная изменчивость, фенотип, генотип.
- 2. Можно ли на садовых участках, имеющих разную экспозицию, при одинаковом уходе, вырастить одинаковый урожай овощей? Почему?
Л/р. № 6 “Морфологический критерий в определении вида”
Цель:
- используя морфологический критерий, определить названия видов растений, относящихся к одному семейству.
Оборудование:
- гербарные или живые образцы растений одного вида.
Ход работы
Название семейства и общие признаки семейства |
Первое растение |
Второе растение |
Сделайте вывод о достоинстве и недостатках морфологического критерия в определении вида.
! ! Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения; и составления сравнительной таблицы!
? ?
- Дайте определение терминам – эволюция, вид.
- Перечислите основные критерии вида и дайте им краткую характеристику.
Л/р. № 6б “ Морфологические особенности растений различных видов”
Цель:
- обеспечить усвоение понятия морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений.
Оборудование:
- три комнатных растения разных видов.
Ход работы
“Морфологические особенности растений”
Доказательства принадлежности растений к одному виду (план описания, сравнения)
Доказательства принадлежности растений к разным видам
- описание стебля
- форма листа
- сложность листа
- жилкование листа
- тип корневой системы
- описание строения цветка
- принадлежность к классу
- принадлежность к виду
- Вывод: каким образом морфологический критерий помог вам в определении вида растений? Назвать виды растений, с которыми вы работали.
Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения; и составления сравнительной таблицы!
? ?
- Дайте определение терминам – эволюция, вид.
- Перечислите основные критерии вида и дайте им краткую характеристику.
Л/р. № 7 “Изучение приспособленности растений к среде обитания и относительный характер приспособлений”
Цель:
- на примере конкретного растения показать адаптивные черты строения и сделать предположение о причинах относительности этих приспособлений.
Оборудование:
- гербарные или живые образцы растений: светолюбивых, теневыносливых, ксерофитов, гидрофитов (гигрофитов).
Ход работы
Название растений | Среда обитания | Адаптивные черты строения | Причины относительности | Выводы |
! ! Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения; и составления сравнительной таблицы!
? ?
- Какие адаптации существуют у животных? Назовите их и приведите примеры.
- Дайте определение терминам – маскировка, мимикрия, адаптация
Л/р. № 8 “Изучение результатов искусственного отбора на примере сортов растений или пород домашних животных”
Цель:
- изучить результат искусственного отбора на примере сортов пшеницы и пород лошадей или собак;
- сделать предположение о причинности и механизме искусственного отбора.
Оборудование:
- гербарные образцы различных сортов пшеницы, иллюстрации различных пород лошадей или собак.
Ход работы
Название сорта растений или пород животных | Характерные особенности строения организма | Основная сфера использования особенностей человеком | Причина появления признака | Движущие силы появления признака |
Например: Пшеница яровая |
Лошадь скаковая
3. Сделайте вывод: каковы могут быть причины и механизмы искусственного отбора в данном случае.
! ! Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения; и составления сравнительной таблицы!
? ?
- Дайте определение терминам – естественный отбор, искусственный отбор.
- Какой вид искусственного отбора чаще применяют А) на конезаводах; Б) на селекционных растительных станциях? Почему?
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/508211