Контрольно — измерительные материалы для 6 класса
В августе в окрестных лесах появляется много грибов. Собираемся и идём в лес.
За деревней расстилаются широкие поля. По тропинке направляемся к дальней роще. Здесь всегда много грибов. Из-под листика виднеется шляпка сыроежки, но мы решаем собирать только «благородные» грибы: белые, подосиновики и подберёзовики. Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса.
Вот у берёзки два крепких боровика. Они плотно прижались друг к другу. Аккуратно срезаю их и очищаю от земли. Лисички! Целая семейка разрослась у осинки. И они попадают в корзину.
День выдался тёплый, и лес освещают яркие лучи солнца. Уже не слышишь звонкого пения птиц. Они готовятся к отлёту на юг. (104 слова)
Грамматические задания
1. ПРОИЗВЕСТИ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
1в. За деревней расстилаются широкие поля.
2в. Они готовятся к отлёту на юг.
2 РАЗОБРАТЬ ПО СОСТАВУ СЛОВА.
1в.- подосиновики, освещают, осинки.
2в. – подберёзовики, расходятся, берёзки
Диктант № 2 по теме «Словообразование и орфография».
Цель: проверить уровень усвоения знаний по данной теме.
(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6 классе» М.: Просвещение. 2011 г.)
Леса в Мещёре глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам, пробираться сквозь заросли кустов, по дорогам к дальнему озеру.
Путь в лесах – это километры тишины, безветрия.
Я люблю лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью, в траве горят светлячки.
Закат тяжело пылает на кронах деревьев и золотит их. Последний луч солнца ещё касается их верхушек. А у подножия сосен уже темно и глухо. Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. На западе ещё тлеет зорька.
Вот и озеро. Здесь под берёзой расположились знакомые рыбаки. Их лиц я не вижу из-за дыма костра, который то разгорается, то гаснет. (100 слов.)
Грамматические задания
1. ВЫПИСАТЬ СЛОВА С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ, ВЫДЕЛИТЬ КОРЕНЬ.
2. РАЗОБРАТЬ ПО СОСТАВУ СЛОВА.
1в. – рыбаки, безветрия, пробираться.
2в. – лесные, подножия, разгорается
Контрольный диктант № 3 по теме «Словообразование и орфография»
ЦЕЛЬ: проверить, насколько хорошо усвоена данная тема.
(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6 классе» М.: Просвещение. 2011 г.)
Соседские ребятишки предложили нам пойти с ними на рыбалку. Собирались мы весь вечер, приготовили удочки, приманку.
Солнце едва показалось над горизонтом, когда мы отправились на речку. Его лучи едва касались верхушек деревьев, и они приобретали причудливые очертания. В низинах ещё расстилался туман.
Узкая дорожка привела нас к речке. Лёгкий ветерок шевелил листьями деревьев и приятно освежал лицо. Мы отыскали удобное место и закинули удочки.
Между тем солнце пригревало землю. Его лучи осветили окрестность и преобразили всё вокруг. На траве заблестели капельки росы, в прибрежных камышах зашевелились утки.
К обеду мы вернулись домой с хорошим уловом.(95 слов)
Грамматические задания
1.ПРОИЗВЕДИТЕ МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР СЛОВ
1в. – соседские, предложили, расстилался
2в. – дорожка, собирались, прибрежных
2.ВЫДЕЛИТЕ В СЛОВАХ ПРИСТАВКИ ПРЕ- И ПРИ-.
Контрольный диктант № 4 по теме «Имя существительное»
Цель : проверить уровень усвоения данной темы.
(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6 классе» М.: Просвещение. 2011 г.)
Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.
Как прекрасна берёзовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Ёлочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.
В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.
«Здравствуй, зима!»- радостно говорят люди. (101 слово)
Грамматические задания
1. ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ
2. ПРОИЗВЕСТИ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1в. Побелели дорожки и крыши домов.
2в. Загораются, блестят разноцветные искорки инея.
Источник
Муравьи безобидные полезные жители леса
Трудно пройти в лесу мимо муравьиной кучи.
В яркий солнечный день тысячи муравьёв копошатся, что-то делают, куда-то торопятся.
Вот один муравей забегает то спереди, то сзади, с большим усилием втаскивает на муравейник длинную еловую хвоинку. Муравьи тащат хвою на сооружение своего муравейника, который строят много лет. Они хорошо знают свой дом, похожий на сложное инженерное сооружение.
Догорает день. Муравьишка очень спешит, приостанавливается, кружится, разыскивает дорогу к своему дому. Ему помогает запах. Если бы муравьи не различали запахи, они не отличали бы своих муравьёв от чужих. Чужих в свой дом они не пускают.
Ударьте слегка прутом по муравейнику, присмотритесь. В прут вцепились сразу десятки муравьёв. Они защищают своё жилище.
Хочется сказать всем: «Не разоряйте муравейников!» Ведь муравьи – безобидные, полезные жители леса, они истребляют вредных насекомых.
2) Выполните фонетический разбор слова ХВОЮ
3) Выполните морфемный разбор слов:
трудно, вцепились, длинную, муравьишка, втаскивает.
4) Выполните словообразовательный анализ слова ПРИОСТАНАВЛИВАЕТСЯ
5) Выполните синтаксический разбор предложения:
Муравьишка очень спешит, приостанавливается, кружится, разыскивает дорогу к своему дому.
6) Выполните пунктуационный разбор предложения:
Ведь муравьи – безобидные, полезные жители леса, они истребляют вредных насекомых.
7) Выполните морфологический разбор слова ВРЕДНЫХ (из №6)
Источник