Мраморные скульптуры летнего сада в

Скульптурное убранство «Летнего сада»

«Летний сад» в Санкт-Петербурге — это целый мир. Это и наша история — ведь Летний сад почти ровесник Северной столицы, и в то же время это Красота, которая продолжает радовать людей разных поколений, в том числе и наших современников.

Коллекция скульптур Летнего сада — это первая значительная коллекция скульптур в России, которая приобреталась под непосредственным руководством Петра I.

Цель самодержца была самая благая: приподнять культурный уровень своих придворных, привить хороший художественный вкус, познакомить их с античным искусством, мифологией.

Не все из приобретенных скульптур и бюстов были установлены в Летнем саду, некоторые нашли свое пристанище в Петергофе, в Царском селе, в Павловске, в Эрмитаже (знаменитая Венера Таврическая).

Например вначале Венера украшала Летний сад (была выставлена в 1720 году), но потом была перемещена в сад Таврического дворца, а уж потом переехала в Эрмитаж. Это была копия греческого оригинала II или III века до н. э. и предположительно найдена в Риме, при раскопках 1719 года.

Когда скульптуру привезли в Петербург и поставили в Летнем саду, то царь так дорожил этим сокровищем, что приставил к скульптуре часового.

Трудно представить — Прекрасная Венера, рядом часовой с ружьем и… капуста на грядках. Но Летний сад имел когда-то и такой образ.

Венера положила начало собиранию императорской античной скульптуры, которая в потоке времени становилась все более масштабной, все более ценной.

Каждая скульптура сада — это захватывающая история и нет возможности рассказать о каждой.

По тематике скульптуры Летнего сада можно разделить на три группы исторического, аллегорического и мифологического содержания.

В ряду первых скульптур, появившихся в Летнем саду, была аллегорическая скульптура П.Баратта «Мир и изобилие», заказанная Петром I в1722 году, в честь подписания Ништадского мира.

Таким образом некоторые скульптуры имеют своих авторов — в основном это итальянские мастера конца 17 начала 18 веков, но есть и работы безвестных авторов, которые делали копии с античных образцов.

Читайте также:  Бантики для сада своими руками

Некоторые скульптуры покупались для России и привозились с дефектами, которые нужно было исправлять реставраторам. Их все чаще стали приглашать в Россию из Италии, чтобы они и сами потрудились и передавали свое искусство ученикам. Постепенно формировалась школа русских реставраторов и все благодаря Летнему Саду.

Вначале Летний сад был регулярным парком (в духе того времени), поэтому скульптуры располагались строго волной: скульптура-бюст-скульптура. Это было красиво на фоне зеленых насаждений.

Впоследствии скульптуры много раз переставлялись. Иногда причиной становились разросшиеся деревья, другие насаждения, а также изменившиеся вкусы новых эпох.

В 1956 году на основе описей 1728, 1736, 1771, 1794 годов и более поздних, был составлен план перестановки скульптур.

Однако посетители Летнего сада не всегда желали принимать результаты таких вот фундаментальных научных исследований по воссозданию «первоначального облика». Вот и последние видоизменения от «романтического парка Анны Ахматовой» к обновленному саду, с чертами регулярного парка, многих петербуржцев, да и не только жителей города, несколько огорчило. Ведь мы все храним в душе свои любимые черты этого удивительного по красоте сада и не желаем изменений. Впрочем, все уже стали привыкать и к новому образу Летнего сада — так устроен человек.

Было некоторое разочарование и оттого, что в настоящее время подлинники скульптур заменили на копии — что ни говори, но живой, шёлковый, чуть матовый мрамор несет совсем иную информацию, нежели мрамор искусственный.

Сегодня оригиналы скульптурного убранства Летнего сада находятся в Инженерном замке — это совсем рядом, так что мне, во время последнего посещения Летнего сада, очень захотелось сравнить копии и оригиналы — так сложилась эта прогулка.

Вид из Летнего сада на Михайловский замок, который сегодня является одним из филиалов Русского музея (как и Летний сад).

Источник

Скульптуры Летнего сада

Одним из главных украшений Летнего сада были замечательные мраморные скульптуры. Основу коллекции составляют итальянские скульптуры конца 17 – начала 18 веков, выполненные в мастерских Венеции и Рима. Приобретением скульптур в Италии занимались доверенные лица Петра I, знатоки искусства Савва Рагузинский и Юрий Кологривов. К 1728 году количество мраморных статуй и бюстов достигло около 200.

Читайте также:  Искусственный сад в аквариуме

В 1720 году была установлена в Летнем саду (галерея вдоль берега Невы)
Венера Таврическая — мраморная статуя купающейся Венеры в натуральную величину (высота 167 см), выполненная во II или III веке до н. э. по греческому оригиналу Афродиты Книдской или Венеры Капитолийской.

«В средней галерее стоит мраморная статуя Венеры, которою царь до того дорожит, что приказывает ставить к ней для охранения часового. Она в самом деле превосходна, хотя и подпорчена немного от долгого лежания в земле.»
— Берхгольц, 17

Предположительно найдена при раскопках в Риме в феврале 1719 года. По преданию, скульптура была приобретена Петром I у папы Климента XI в том же самом году в обмен на мощи св. Бригитты. В действительности она была подарена Петру папой в знак благодарности за пропуск католических миссионеров в Китай и стала первой в России античной статуей женщины.
Приобретением статуи было положено начало императорской коллекции античной скульптуры.
Интересно, что Петра I подвергали критике за то, что «в царских палатах и садах повсюду выставлены «нагие языческие боги».
В настоящее время античная статуя находится в собрании Государственного Эрмитажа.

Скульптуры Летнего сада логично делятся на три крупные группы: мифологического, аллегорического и исторического содержания. Мифологические скульптуры изображают Беллону, Минерву, Немезиду, Флору, Эвтерпу, Вакха и т. д. Аллегорические – Славу, Архитектуру, Правосудие, Мореплавание, науки, искусства, различное время суток. Исторические скульптуры изображают римского императора Марка Аврелия, древнего полководца Александра Македонского, шведскую королеву Христину, польского короля Яна Собесского.

Многие скульптурные произведения подписаны их исполнителями.

В коллекции представлены работы итальянских скульпторов:

Пьетро Баратта (Pietro Baratta) — статуи «Милосердие», «Правосудие», «Слава», «Мир и Победа» («Ништадский мир») (1722)
Джованни Бонацца (Giovanni Bonazza) (1654—1736) — статуи «Полдень» (1717), «Ночь» (1717), «Закат» (1717)
Марино Гропелли (Marino Gropelli) — статуи «Искренность», «Истина», «Нимфа воздуха» (около 1719), «Талия» (около 1719), «Терпсихора» (около 1722)
Джованни Зорзони (Giovanni Zorzoni) — статуи «Аллегория красоты» (около 1719), «Сивилла Ливийская» (1717), «Сивилла Европейская» (1717), «Сивилла Дельфийская» (1719)
Антонио Коррадини (Antonio Corradini) (1668—1752) — статуя «Нереида» (около 1717)
Франческо Пенсо (Кабианка) (Francesco Cabianca) — статуи «Вертумн» (1717), «Сатурн» (1716), «Помона» (1717)
Антонио Тарсия — статуи «Рок» (около 1716), «Юность» (около 1722), «Немезида» (1716)
Альвизе Тальяпьетра (1670—1747) — статуя «Беллона» (около 1718)
А также фламандского скульптора Томаса Квеллинуса (T. Quellinus) (1661—1709) — статуи «Минерва» (1690-е), «Нимфа Летнего сада» (1690), «Церера» (1690-е) и других скульпторов[9].

Читайте также:  Ландшафтный дизайн английских садов

В конце XVIII — начале XIX века часть статуй была увезена в Царское Село, Петергоф, Павловск, часть попала в Эрмитаж. Некоторые скульптуры погибли от наводнений. К нашему времени в Летнем саду можно было видеть 91 произведение скульптуры.

Скульптуры, располагающиеся на открытом воздухе, требуют особого внимания, особой защиты, т.к. они постоянно подвергаются воздействию и атмосферных осадков, и токсичных выбросов. Разрушают мрамор и температурно-влажностные перепады. В результате этих воздействий меняется внешний вид памятников, появляется пористость верхнего слоя, трещины. Сажа, копоть, грязь оседают на памятниках, проникают в поры и трещины.
Средний срок службы мрамора на открытом воздухе в условиях нашего климата может доходить до 110-160 лет.

А статуи в Летнем саду простояли почти 300 лет. Но разрушали их не только неблагоприятные климатические условия. К сожалению, многие из них неоднократно подвергались актам вандализма. Поэтому все скульптуры были отремонтированы и перевезены в Михайловский замок на хранение. Теперь Летний сад украшают 90 скульптур – копий, выполненных из искусственного мрамора ( натуральной мраморной крошки и полимеров ).

Источник

Оцените статью