Можно ли использовать шины для клумбы

Почему в России запретили клумбы из автомобильных покрышек?

В нашей стране из автомобильных покрышек любят делать не только свалки в лесу, но и разную садовую или дворовую красоту – используют в качестве клумб, украшений для огорода, а также спортивных снарядов. Но, оказывается, использовать шины для эстетики нельзя – это запрещено по российскому законодательству. И вот почему.

Согласно российским законам, резина, из которой изготавливают автомобильные шины, — это отходы четвертого класса опасности. К таким отходам относят вещества, которые наносят пагубное влияние на экосистему безвозвратно. А если покрышки нагреются или загорятся, тогда уровень опасности и воздействия на окружающую среду вырастает в разы. Ведь при горении автомобильная резина выделяет ядовитые пары, они могут оказывать вредное воздействие на окружающую среду, даже если нагреваются в жару.

Поэтому покрышки включены в список отходов, которые запрещены к захоронению, объясняют специалисты Министерства природных ресурсов и экологии РФ. Но и это еще не все запреты – нельзя использовать автомобильную резину, бывшую в употреблении, даже в декоративных целях, напоминают эксперты. Когда покрышки отъездили свой срок, их нужно утилизировать по всем правилам, приводит слова специалистов Минприроды «АиФ».

Конечно, шины нельзя выбросить в контейнер для мусора у дома. Перерабатывают их на специализированных заводах, где дробят в резиновую крошку, которая затем уходит на предприятия химической промышленности или применяется как продукт вторичной переработки для изготовления дорожного покрытия.

Источник статьи: http://www.drivenn.ru/journal/novosti/pochemu-v-rossii-zapretili-klumby-iz-avtomobilnyh-pokryshek-id34384

Опасные клумбы: экологи рекомендуют отказываться от дворового декора из покрышек

Автомобильные покрышки – самый популярный элемент дворового благоустройства еще с советских времен. Умельцы вырезают из них лебедей и медведей, а менее талантливые люди просто красят яркой краской и превращают в клумбы. Такой способ облагородить территорию, к сожалению, хорош только одним – своей доступностью. В остальном ни эстетики, ни красоты, ни пользы для окружающей среды подобный «ЖКХ-арт» не приносит.

Старые автопокрышки еще с советских времен используются во дворах в качестве ограждений от проезда автомобилей, в качестве клумб, а также для благоустройства детских и спортивных площадок. Это доступно, бесплатно и не требует никаких навыков для установки. В результате многие дворы буквально завалены разномастными шинами, покрашенными или вырезанными с разной степенью привлекательности.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), утвержденному приказом Министерства природных ресурсов от 02.12.2002 № 786, отработанные и потерявшие свойства автомобильные покрышки относятся к отходам 4-го класса опасности, так как являются пожароопасными, а их использование в целях благоустройства не рекомендовано. В некоторых муниципальных районах Приморья, например, в Арсеньеве, делать клумбы из автомобильных шин и вовсе запрещено местными властями именно по этой причине.

Четвертый класс экологической опасности – это мало опасные вещества с низкой степенью вредного воздействия опасных отходов на окружающую среду. Эти вещества приводят к определенным нарушениям экологической системы, но при удалении вредного вещества среда способна восстановиться в течение нескольких лет. К этому классу опасности относятся сульфаты, хлориды, алюминий, метан, аммиак, этанол и другие вещества. Кроме того, ими же считаются остатки строительного мусора, уличный и дорожный мусор, отходы битума и асфальта, обломки мебели, упаковки, остатки пищи, осколки стекла, опилки, отходы пуха и перьев, перепревший навоз и помет птицы, отработанный загрязненный уголь.

«Автомобильные покрышки могут разлагаться 35-40 лет, – объяснил начальник отдела экологической безопасности администрации Владивостока Сергей Козлов. – При разложении они, конечно, выделяют вредные вещества, и определенная степень опасности от их использования есть. Любые предметы при ненадлежащем хранении становятся опасными. В развитых странах автошины в качестве элемента благоустройства уже давно не применяются. И у нас, например, жители новостроек тоже не облагораживают территорию таким образом. Шины используют во дворах старых домов, причем чаще всего – для предотвращения заезда автомобилей на клумбы и газоны. Такое решение часто принимается от безысходности, но однозначно при благоустройстве территории лучше от шин избавляться».

Многие жители действительно стремятся защитить свои клумбы от наглых водителей: практика парковки на любом свободном клочке земли стала, к сожалению, слишком распространенной. Специалисты же в этом случае советуют использовать не автомобильные шины, тем более что они все равно не всегда помогают.

Читайте также:  Как собрать теплицу дельта

«Лучше использовать обычные природные камни, валуны, – говорит Сергей Козлов. – Они выглядят эстетичнее и оригинальнее. К тому же достаточно большой камень тяжело переехать, в отличие от той же шины. Автомобилей повышенной проходимости, которые могут легко переехать покрышку, у нас в городе довольно много».

В качестве альтернативы покрышкам экологи советуют использовать природные материалы – выкорчеванные пни, крупные палки, плетень из веток или даже отслужившую деревянную мебель.

А автомобильные шины лучше все-таки утилизировать. В рамках городского экологического проекта «Свалкам нет» отслужившие покрышки принимают для отправки на переработку в шиномонтажных мастерских (адреса лицензированных пунктов приема). Также компании, занимающиеся вывозом и утилизацией шин, можно найти на FarPost.

Источник статьи: http://www.newsvl.ru/vlad/2018/04/24/169714/

Можно ли размещать шины во дворах МКД и кто отвечает за их вывоз

Летом жители домов и управляющие организации активно благоустраивают дворы. Использование для организации клумб и площадок автомобильных шин – весьма распространённое явление. Рассказываем, можно ли размещать такие объекты на придомовой территории и как должны утилизироваться старые шины.

Автомобильные шины отнесены к отходам III – IV группы опасности

Отработавшие свой век автомобильные шины с советских времён активно используются для обустройства клумб, парковок, детских и даже спортивных площадок. В них сажают цветы, ими отделяют газоны от проезжей части, их вкапывают в землю для игр детей.

Найти шины для создания подобных объектов несложно: весной, после таяния снега, автомобилисты десятками складывают их на контейнерных площадках или даже во дворах, не говоря уже о стихийных свалках в лесополосе или за городом.

Сложенные на контейнерных площадках шины могут лежать там неделями или даже месяцами: они не относятся к твердым коммунальным отходам и поэтому регоператор в рамках договора по обращению с ТКО их не вывозит.

Согласно ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности» и ФККО, утверждённому приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, автомобильные шины отнесены к отходам III – IV класса опасности, которые повреждают экосистему и не могут быть размещены на придомовых территориях.

К III – IV группе опасности отходов автомобильные шины отнесены из-за токсичного химического состава. При нагревании шины эти вредные вещества выделяются в воздух и почву, проникают в грунтовые воды, отравляя окружающую среду.

Частицы каучука и смолы, которые входят в состав автопокрышки, проникнув в лёгкие человека с вдыхаемым воздухом, могут стать причиной возникновения аллергии, астмы, конъюнктивита и даже онкологических заболеваний.

Шины нельзя складировать в местах сбора ТКО и утилизировать вместе с бытовым мусором

Автомобильные шины вредны для экологии, и поэтому их не стоит размещать на территории многоквартирного дома в качестве клумб, ограждений и спортивных объектов. Нельзя их складировать на контейнерных площадках, потому что регоператор в рамках договора по обращению с ТКО вывозить их не будет. Это запрещено из-за IV класса опасности автопокрышек как отходов.

Просто сжечь их тоже нельзя: при сгорании происходит выделение опасных химических веществ, которые загрязняют атмосферу. Полностью разлагаются шины более века.

Поэтому для утилизации отработавших свой срок покрышек в регионах должны быть организованы специальные полигоны и заводы, которые их перерабатывают в резиновую крошку. Утилизированная шина становится вторичным сырьём, которое используется на химпредприятиях и при изготовлении дорожного покрытия.

Остаётся вопрос о том, кто должен доставлять шины на утилизацию, то есть нести финансовые затраты на доставку отходов к месту утилизации. Озадачиться этим должен автовладелец: ему следует узнать, куда можно сдать старые покрышки. Обычно приёмом отработавших свой век покрышек занимаются компании, специализирующиеся на шиномонтаже или работающие с вторсырьём.

Но иногда автовладельцы решают этот вопрос просто: шины складируются на мусорной площадке или во дворе вплоть до возникновения на придомовой территории стихийной свалки из покрышек.

Случаются ситуации, когда у собственников нет иного выхода, кроме как оставить шины в месте сбора ТКО: например, в таком положении оказались автовладельцы Петрозаводска в 2018 году. Ни один из пунктов приёма покрышек не брал шины от физических лиц. Для ликвидации стихийных свалок из опасных отходов муниципалитету пришлось заключать договор со специализированной компанией.

Шины с территории многоквартирного дома вывозятся по отдельному договору

Складирование автошин в месте сбора ТКО может стать головной болью УО/ТСЖ. Ведь именно они отвечают за надлежащее содержание придомовой территории, которая входит в состав общего имущества многоквартирного дома. В том числе они следят за состоянием контейнерных площадок и дворов.

Размещённые на земельном участке шины – нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований к безопасному проживанию граждан в многоквартирном доме. И ответственность за эти нарушения при проверке надзорным органом будет возложена именно на УО/ТСЖ.

Читайте также:  Теплицы с обогревом солнечными батареями

Возникает закономерный вопрос: что делать управляющей домом организации или ТСЖ, если на придомовой территории складируются отработанные шины. Конечно, можно попытаться установить личности автовладельцев, которые оставили шины на территории дома, если, например, двор оснащён камерами видеонаблюдения.

В таком случае УО/ТСЖ может обратиться с заявлением в полицию, чтобы привлечь нарушителей к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. Чтобы не получить предписания от органа Госжилнадзора за свалку колёс на контейнерной площадке, УО следует заключить договор со специализированной компанией на вывоз опасных отходов. Затем УО имеет право через суд взыскать убытки с бывшего владельца шин.

Вывоз шин с оформленной придомовой территории должны оплачивать собственники

Найти того, кто оставил использованные шины на контейнерной площадке многоквартирного дома, все-таки сложно. И управляющей организации придётся самостоятельно решить проблему, заключив договоры на вывоз автопокрышек с придомовой территории. Если контейнеры расположены на муниципальной земле, то соответствующий договор заключает орган местного самоуправления.

Если же земля принадлежит собственникам, то возникает вопрос о финансировании таких работ. Если УО из года в год сталкивается с проблемой складирования шин на придомовой территории, то при формировании перечня работ и услуг по договору управления в него следует включить услуги по вывозу этого вида отходов.

В ином случае УО придётся самостоятельно искать средства для оплаты услуг компании, которая вывезет автопокрышки. Или же оплачивать штраф, выписанный надзорным органом за нарушение правил содержания общего имущества многоквартирного дома.

Вопрос о легитимности арт-объектов из шин во дворах МКД решается на муниципальном уровне и в судах

Если ситуация с вывозом шин с мусорных площадок и стихийных свалок в общем ясна, то вопрос с ликвидацией объектов, сделанных жителями из шин на придомовой территории, остаётся открытым. Убирать их или нет, УО чаще всего решает в зависимости от позиции муниципалитета и надзорных органов, а иногда – суда.

Сейчас надзорные органы редко обращают внимание на шины во дворах домов и штрафуют за это: слишком много в жилфонде других проблем. Однако в некоторых городах России муниципалитеты уже начали бороться не только со складированием шин на мусорных площадках, но и с «арт-объектами» во дворах многоквартирных домов.

Так, во Владивостоке в п. 2.4 Правил благоустройства от 15.08.2018 № 45-МПА прописано, что на территории городского округа запрещено использование автомобильных покрышек в качестве декоративного ограждения или малых архитектурных форм. Мэрия посчитала, что покрышки экологически небезопасны. Подобные ограничения есть во Владимире.

О запрете на размещение покрышек во дворах говорят администрация Перми и профильный комитет в органах исполнительной власти Волгоградской области:

Письмо комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области

Судебная практика по вопросам размещения во дворах МКД объектов из автопокрышек противоречива: например, в 2015 году суд в Костроме запретил использование шин для благоустройства придомовой территории и постановил демонтировать 63 вкопанных во дворе шины и отправить на утилизацию.

В 2018 году в Хабаровске судья счёл вред от покрышек недоказанным и отказался привлекать УО к ответственности из-за отсутствия состава нарушения. Судья отметил, что шины в виде клумб под цветы, фигур, ограждений по периметру двора в результате окраски, резьбы, заполнения землёй, частичного вкапывания стали осуществлять функции действующих элементов благоустройства придомовой территории и к категории отходов производства и потребления не относятся.

А как дело с утилизацией шин обстоит в вашем городе? Следует ли убирать с придомовых территорий арт-объекты из этих отходов? Поделитесь мнением в комментариях.

Источник статьи: http://roskvartal.ru/vyvoz-tko/10415-mozhno-li-razmeschat-shiny-vo-dvorah-mkd-i-kto-otvechaet-za-ih-vyvoz

Дворовые поделки из шин — большая опасность. Почему? Разбираем с экологами

Инициатива жителей домов в вопросах благоустройства двора — безусловный плюс. Высадить у подъезда цветы, починить лавочку, облагородить старые качели. а с конца 80-х особенно творческие соседи делают прекрасные инсталляции из шин. Матрешки, лебеди, персонажи сказок и мультфильмов: разноцветные поделки с особым креативом украшают сегодня некоторые территории в Томске.

Но не все так однозначно. Оказывается, шинный лебедь (или клумба) таит в себе серьезную опасность для земли. Мы сделали большой разбор с экологами ОГБУ «Облкомприрода» (Областной комитет охраны окружающей среды и природопользования). Эксперты рассказали, чем на самом деле опасны такие инсталляции. Спойлер: все серьезнее, чем мы думали.

На фото: кажется, такие поделки настолько прочно вошли в наши дворы, что и мысли не возникнет, как «колесико из детства» может быть опасно.

Правда, что автомобильные шины относятся к отходам опасных групп? В чем их опасность для экологии?

Да, это правда. Автомобильные шины относятся к отходам III – IV класса опасности, которые осуществляют негативное воздействие на окружающую среду и не могут быть размещены на территории жилых домов и детских площадок (согласно ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности»; ФККО, утверждённый приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242).

Читайте также:  Планкен для пола террасы

А лебеди и матрешки из шин во дворах — выходит, нарушение норм? Какие последствия для экологии несет собой такая дворовая творческая конструкция?

С точки зрения экологии, это — вред окружающей среде и как следствие – здоровью людей. Пусть и не самый тяжелый, если сравнивать с другими источниками экологического загрязнения. По сути, это «мина замедленного действия». Автомобильные покрышки разлагаются очень долго (более 500 лет), однако в процессе разложения, особенно при нагревании на солнце, покрышки выделяют в почву и воздух вредные (по классификации ГОСТ – малоопасные) вещества. В воздух «выходит» из шин бензапирен (вещество первого класса опасности), нитрозамины (канцерогены, мутагены – вызывают онкологические заболевания), фенолы (токсичные вещества). Тоже самое происходит при трении колес о твердую поверхность – неспроста вдоль автомобильных дорог не рекомендуют собирать травы и грибы.

Сколько химикатов выделяет в год шина, да еще и покрытая краской, однозначно сказать нельзя, как и оценить степень вреда для людей – таких исследований пока не проводилось. Тем не менее, покрышки на детских площадках однозначно не имеют права на жизнь уже хотя бы потому, что любая конструкция, которая будет использоваться детьми, должна иметь как минимум сертификат безопасности и качества. «Отмотавшая» свой километраж шина никаким подобным требованиям не соответствует.

Считается, что от шин, окрашенных фасадной краской, меньше испарений в воздух (и поэтому они безопаснее для людей, которые гуляют рядом или спят с открытой форточкой), но даже при этом они не перестают быть вредными для почвы при разложении.

Как правильно избавиться от шин? Можно ли их оставлять в местах сбора ТКО, сжигать? Как организован вывоз шин в Томске?

Автомобильные шины относятся к промышленным отходам и попытки их утилизировать вместе обычным мусором являются нарушением действующих экологических норм. Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р с 1 января 2019 года шины относятся к отходам, захоронение которых запрещено, а следовательно региональный оператор не будет их вывозить на полигоны ТКО. Но есть и хорошая новость: автомобильные шины можно перерабатывать. Каждый автолюбитель может ответственно подойти к вопросу утилизации опасного типа отходов и снизить потенциальный экологический ущерб. Покрышки (в том числе те, из которых уже вырезаны «лебеди и матрешки) можно безвозмездно передать на переработку в ООО «Экошина» (ул. Ивановского, 4 стр. 6). У переработчиков одна просьба: шины должны быть чистыми. То есть они могут быть с окрашиванием, главное, чтобы не было бытовой грязи: песка, пыли и так далее.

Как сейчас контролируются творческие инициативы жителей? Что грозит нарушителям? Регламентируется это как-либо на государственном/законодательном уровне? Кто решает эти вопросы? У меня во дворе красивая матрешка. Но из шин. Куда мне обратиться и как воздействовать на добродушных соседей, которые по доброй душе сделали такой подарок двору?

Пока в Томске широкой практики понуждения к демонтажу конструкций из шин во дворах и на детских площадках нет. Наверное, потому, что нет и широкого распространения вкапывания покрышек – все-таки это уже «привет из прошлого». Если вы хотите избавиться от матрешки из покрышек в своем дворе, начать стоит с обращения в свою управляющую компанию.

Листайте вправо галерею с фото: подборка милых, но опасных установок.

Какие альтернативы можно предложить, чтобы не использовать шины для изготовления объектов во дворах?

Здесь фантазии нет предела. При желании украсить свой двор, можно начать как с разбивки цветника или устройства газона, так и до размещения фигур из дерева и других безопасных долговечных материалов. Нужно помнить, что ваша инициатива не должна нарушать интересы соседей или мешать управляющей компании осуществлять свои функции по обслуживанию дома (придомовой территории).

Редакция также обратилась к областному центра развития городской среды. Их команда архитекторов в том числе разрабатывает общественные пространства в регионе. По словам руководителя Центра, Константина Казанцева, импровизированные деревянные вазоны вполне могут быть альтернативой

Благо, у нас есть прекрасные примеры экологичного благоустройства. Tomsk.ru сделал свою подборку экспонатов в городе (кстати, некоторые из них — призеры конкурса «Томский дворик». Посмотрите, как круто можно обходиться без шин:

Вот пример деревянной инсталляции у дома на пр. Кирова

Если захотелось создать фигурку — можно сделать аналогично:

Камень — тоже альтернатива. Посмотрите, как на ул. Мокрушина украшает улицу каменный фонтан:

Кстати, разукрасить часть подъезда (согласованно) — тоже вариант преображения придомовой территории, как на ул. Профсоюзной в Томске:

А тут — целая живая изгородь! Экологичнее варианта не придумать:

А деревянные совы на ул. 79 Гвардейской дивизии в сочетании с каменной декоративной мельницей — гораздо интереснее шинных поделок.

Источник статьи: http://www.tomsk.ru/news/view/153632-dvorovye-podelki-iz-shin—-bolshaya-opasnost.-pochemu-razbiraem-s-ekologami

Оцените статью