Занимательный материал по окружающему миру (3 класс)
Описание. Представляю Вашему вниманию занимательный материал о грибах. Это материал в виде загадок, игр, тестов, узнай гриб по описанию, стихов, экологических задач, сказок и рассказов. Все виды материала предназначены для учащихся начальных классов.
Назначение: оказание помощи педагогам в поиске материала о грибах для уроков и внеклассных мероприятий.
Цель: предоставление учителям занимательного материала для уроков окружающего мира и экологии.
Задачи: — расширять знания учащихся о пользе и вреде грибов
— развивать мышление, воображение и память школьников
— развивать желание детей узнать о грибах больше
Занимательный материал о грибах
«Отгадай загадку – покажи отгадку»
Потому что гриб он … (белый)
Бросить жалко, съесть сыро. (груздь)
В мох душистый две косички
Мы блестим на солнце красном.
Под сосной растут … (маслята)
Подняв над головой. ( моховик)
Беленькие конопушки. (мухомор)
Застигнутые тучкой. ( опята)
На пятнистом корешке. ( подберёзовик )
Шляпа красная на нём. (подосиновик)
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой. (подосиновик)
13. После дождика подружки
- На доске прикреплены две таблички (съедобные и несъедобные). Дети распределяют грибы (картинки) на две группы под табличками.
- Класс делится на группы. Каждой группе даётся конверт с картинками или названиями грибов. Победят те, кто правильно и быстро разложит грибы на две кучки.
- На доске – «лесная полянка», на ней растут грибы (из картона). К доске выходят и собирают грибы в лукошко. Все ли грибы возьмём с собой?
1. На доске – картинки грибов и деревьев. Дети прикрепляют грибы к тому дереву, с которым «дружит» данный гриб.
2. Соединить стрелкой на доске деревья и грибы.
3. Класс делится на группы, каждой группе даётся конверт с картинками грибов и деревьев. Выиграет та группа, которая быстро и правильно разложит грибы и деревья парами.
1. На доске – картинки грибов. Учитель читает описание гриба, дети угадывают, выходят к доске и показывают нужный гриб, прикрепляя под грибом название (табличка).
А) Эти грибы растут осенью на пнях. Они бывают настоящие и ложные. Шляпка у настоящего гриба желтовато-серая, как бы присыпанная сверху молотыми сухариками. Обратная сторона шляпки у него коричневая. Ножка тонкая, длинная, коричневая. (Опёнок)
Б) Этот гриб можно найти в берёзовой роще или в лесу на опушке под молодой берёзкой. У него плотная тонкая ножка белого цвета с серым оттенком. На ножке сидит круглая шляпка бурого цвета. Кто его найдёт, тот в свою корзинку возьмёт. (Подберёзовик)
В) У гриба должна быть ножка и шляпка, а тут просто белый шарик. И всё-таки это гриб. Своё название он получил за то, обычно появляется после дождя. Он белый и хорошо заметен в траве. В созревшем виде на месте белого шарика тёмно-коричневый сморщенный комочек. (Дождевик)
Г) Самый лучший гриб, в народе его называют «царём грибов», а иногда
«полковником». (Боровик, белый)
Учитель задаёт вопрос, дети отвечают «ДА»( + ) или «НЕТ» (- ) в устной или письменной форме.
- Грибы – это растения.
- Ложные опята, бледная поганка – несъедобные грибы.
- Рыжик, лисичка – съедобные грибы.
- Может ли гриб, вырасти на дереве?
- Животные едят съедобные грибы.
- Может ли гриб дерево съесть?
- Самый ядовитый гриб – мухомор.
- Съедобен ли дождевик?
- За грибами следует отправляться днём.
1. Какие птицы едят грибы? (Глухари)
2. Что такое «тихая охота»? (Сбор грибов)
3. Какой гриб называют «волчий табак»? или «дедушкин табак»? (Дождевик)
4. Шляпки этих грибов будто смазаны маслом. (Маслята)
5. У этих грибов шляпки бывают красными, жёлтыми, бурыми и лиловыми. (Сыроежки)
6. Какой из трубчатых грибов растёт быстрее всех? (Подберёзовик, по 4-5 см в сутки)
Но прошёл грибник с лукошком,
Вырос гриб в большой панаме.
Я – отважный, смелый груздь!»
- Лесу нет, и гриб не родится.
- Под большим деревом и гриб вольготней живёт.
- Будет дождик, будут и грибки, а будут грибки, будет и кузовок.
- И зимой съел бы грибок, да снег глубок.
- Где один гриб, там и другой.
- Первый туман лета – верная грибная примета.
- Грибы ищут – по лесу рыщут.
- Назвался груздем – полезай в кузов.
- Если дождь редкий – ожидай грибов.
- Появились опёнки – лето кончилось.
- Коли грибы уродятся – и на хлеб урожай.
1. Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блёклые старые да мухомор, которые Вова сбивал палкой.
— Зачем ты это делаешь?- спросил Коля.- Ведь они нужны лесу, животным!
— Они же несъедобные, поганки, — ответил Вова.
Кто из мальчиков прав?
2. Костя и Миша взяли корзинки и пошли в лес за грибами. Придя в лес, они разошлись в разные стороны. Костя набрал полную корзинку крепких боровиков и пошёл в условленное место, где друзья договорились встретиться. Выйдя на полянку, Костя увидел своего друга, у которого в руках была корзинка, полная мухоморов.
— Ты зачем набрал мухоморов? – удивлённо спросил Костя.
— Я их собрал, чтобы другие не отравились, — ответил Миша.
Правильно ли поступил Миша?
Мухомор и опёнок П. Машканцев
Выглянул из-за густого куста мухомор и крикнул:
— Эй, опёнок, никак не пойму, почему вас собирают люди, ведь вы некрасивые, бледные, как поганки. То ли дело я!
— Ну и что? Пусть бледные, зато вкусные! А ты хорош на вид, да ядовит!
— Дедушка! – обратилась Синица к старому грибу, который рос недалеко от берёзы. — Шляпка у вас коричневая, а называют почему-то вас Белым…
— Шляпки у нас могут быть разные, — улыбнулся Гриб на толстой, похожей на бочонок, ножке.- Чёрно-коричневые, красно-коричневые. А у моего внучка, вон у того, — серо-коричневая.
— Мякоть у этого Гриба всегда остаётся белой, — вмешалась в разговор прилетевшая Сорока. – Поэтому Белым его назвали.
— Си-си-си, — пропищала желтогрудая.- Но его можно спутать с подберёзовиком и с подосиновиком.
— Как бы не так, — расправила свои чёрные крылья Сорока. – У тех грибов ножки длинные и не такие толстые, как у Белого Гриба.
— Правильно говоришь, белобока, — Гриб приподнял шапку, — а ещё моя ножка вся в мелкой сеточке. Ни у кого такого рисунка нет!
— Какой у вас приятный запах, — Синица вздохнула и даже закрыла глаза отудовольствия.
— Поэтому-то грибники и стараются меня найти. Каждому хочется вкусного гриба отведать.
— Мама, отгадай, у какого гриба на шляпке волны? – спросил Лисёнок.
— Ну конечно же, у розовой волнушки. Поэтому её так и назвали. У этого гриба на шляпке красные кольца, будто волны, — ответила она.
— Такие волны бывают, если бросить камень в воду, — вспомнил малыш.
— Видишь, какой ты у меня уже большой. И это знаешь.
— Я, мамочка, почти все грибы знаю. А про волнушку мне тётушка Сорока рассказала. Теперь я ни с каким другим грибом её не спутаю.
— На Берёзе что-то выросло, странное и непонятное, — пропищала синица.
— Это гриб, зашелестев листьями, ответила Берёза. – Он растёт на многих деревьях. Этот, что на мне, назвали Берёзовым Грибом.
— А я слышала, что его называют Чагой, — затараторила длиннохвостая Сорока, оказавшаяся, как всегда, поблизости.
— Чага и Берёзовый Гриб – одно и тоже. Кому как нравится, тот так и называет, — объяснила Берёза.
— Теперь я буду знать, что это странное и непонятное на Берёзе – гриб Чага, — повертела головой желтогрудая и перелетела на другое дерево.
Всем желаю удачного использования этого материала. Наталья.
Источник
К уроку окружающего мира
Презентация к ууроку окружающего мира в 1 классе. УМК «Перспективная начальная школа» Интересные и необычные грибы.
Просмотр содержимого документа
«К уроку окружающего мира»
Диковины грибного царства Урок окружающего мира 1 класс ПНШ
Учитель начальных классов МОУ «ФСОШ» с/п «Соровская основная школа»
Матросова Светлана Леонидовна
- Подосиновики (красноголовики)
- Подберёзовики (обабки)
- Боровики (белые грибы)
- Маслята
- Лисички
- Грузди
- Рыжики
- Волнушки
- Сыроежки
- Синоним — бабушкино ушко.
- Встречается группами ранней весной (иногда в феврале), после таянья снега, на сухих веточках, погребенной древесине и других растительных остатках. Саркосцифа ярко-красная не только очень красивый, но и вкусный гриб. Жарят, варят.
- Саркосцифа — своеобразный экологический индикатор. Отмечено, что вблизи больших промышленных городов и шоссейных дорог с интенсивным движением она не встречается.
Грибная лапша или рогатики
Грибная лапша, рогатики, оленьи рожки
Рогатик аметистовый растет на почве в хвойно-широколиственных лесах, в конце лета — начале осени. Гриб пригоден для употребления в пищу.
Коралловый гриб, рогатик аметистовый
Коралловый гриб, рогатик тупой
Растет на почве в дубняках, реже в смешанных лесах, в августе — сентябре. Гриб несъедобен из-за горького вкуса, сохраняющегося после варки, не только в свежем виде, но и в сушеном и маринованном.
- В юном возрасте мутинус как голубиное яичко, лежащее на земле. Но вот яичко проклёвывается, и из него «вылупляется» … чудо-юдо. Молодые плодовые тела называются «ведьмиными яйцами», они яйцевидной или грушевидной формы. Затем «яйца» распадаются на несколько долей [1] .
- Представьте себе, что внутри старого дуба лешие замесили жёлтое тесто, оно «сбежало» и через трещины коры вылезло наружу. Да так и застыло – пузырями и наплывами. Кое-где подрумянилось – бледно-жёлтое стало ярко-жёлтым и даже оранжевым или розовым. Англичане называют гриб за его желтизну «древесным цыплёнком».
Съедобные грибы зонтики широко распространены в лиственных и смешанных лесах практически по всей территории нашей страны. Внешне гриб зонтик напоминает некоторые виды несъедобных грибов. Поэтому в корзинку он попадает только у тех грибников, которые хорошо разбираются в разновидностях представителей грибного царства.
Существует три основные разновидности грибов зонтиков. Это белый, пестрый и краснеющий грибы зонтики. Они различаются не только по своему внешнему виду, но и по местам своего произрастания.
Чемпион по размерам среди шляпочных грибов.диаметр шляпки достигает 25-30 см, а высота ножки до 30 см. Настоящий зонт!
- Быстрорастущий гриб. Появляется из яйца, которое на глазах увеличивается, трескается и распадается на две половинки. Из неё выскакивает ярко-оранжевая лакированная шляпка на длинной белоснежной шейке. Шейка быстро вытягивается. Это был гриб! Прямой как свеча, на стройной белоснежной ножке, он вытянулся за два часа на целых полметра в высоту. И вдруг новое чудо : из-под оранжевой шляпки гриба с треском выскочило ажурное белое покрывало. Оно упало почти до самой земли и, подобно широкому кринолину, окружило ножку удивительного растения. В тот же миг сильный и отвратительный запах падали стал распространяться от лесного чуда во все стороны. Одна за другой на запах начали собираться мухи и ночные бабочки. В сумерках они начали светиться. Гриб тоже светился – яркое изумрудное сияние струилось из-под его шляпки. Светилось и покрывало – нежным матовым отблеском. Наутро от гриба остался лишь небольшой комочек слизи.
- Гриб иудино ухо получил свое название из-за того, что чаще всего встречается на бузине, а по библейской легентде Иуда Искариот повесился именно на бузине.
- Гриб иудино ухо относится к группе дереворазрушающих грибов, сапротроф. Растет чаще всего на бузине и ольхе во влажных лиственных лесах. Иногда встречается на других видах деревьев — клен, вяз.
- Гриб имеет лечебные свойства
(Они нужны животным и насекомым)
- 2. Какие грибы появляются первыми ранней весной?
- (Строчки и сморчки)
- 3. Когда начинается грибная пора?
- (Вторая половина лета, осень)
- 4. В какое время суток следует отправляться за грибами?
- (С рассветом, когда гриб крепкий и душистый)
- 5. Как правильно собирать грибы?
- (Не нарушать грибницу, срезать ножом)
- 6. Может ли гриб съесть дерево?
- (Да. Трутовики разрушают древесину, превращая её в труху)
- 7. Каким грибом лечится лось?
- (Мухомором)
- 8. Какие грибы светятся в темноте, пугая случайных прохожих?
- (Старые сморчки)
- 9. Какой гриб называют царём грибов?
- (Белый гриб)
- 10.Какого цвета шляпка у белого гриба?
- (Зависит от места, где гриб вырос: светло-бурые и красновато-бурые)
- 11. Какие грибы чаще всего водятся в березняке?
- (Подберёзовики)
- 12. Какие грибы растут на трухлявом пне?
- (Опята и ложные опята)
- 13. Как отличить ложный опёнок от настоящего?
- (Ложные опята отличаются яркой окраской и неприятным запахом)
- 14. Какой гриб считается самым опасным для жизни человека?
- (Бледная поганка)
Источник