- Интересные факты о мостах через Фонтанку, часть 1
- Галерный мост
- Старо-Калинкин мост
- Английский мост
- Египетский мост
- Красноармейский мост
- Мост-призрак (Измайловский трамвайный мост)
- Измайловский мост
- Обуховский мост
- Самый старый каменный мост Петербурга — Прачечный имеет две легенды. Где он находится и почему так назван
Интересные факты о мостах через Фонтанку, часть 1
Набережные реки Фонтанки — это одно из самых романтичных мест для прогулок в Петербурге. И мосты, перекинутые через Фонтанку, являются ключевым элементом, на котором эта «романтичность» и держится. Да что там говорить — порой их можно назвать даже настоящими произведениями искусства! Сегодня я расскажу вам именно о них.
Не хотелось бы, чтобы статья показалась вам скучной, поэтому к каждому мосту я приведу лишь краткую статистическую справку: дата открытия моста и его месторасположение, после чего расскажу самые интересные факты и истории, связанные с этим мостом. Конечно, не о каждой переправе можно поведать что-то увлекательное, но я постарался найти всё самое любопытное и уникальное! Все фотографии в статье моего авторства (кроме исторических фото, они взяты из общего доступа).
Рассматривать мосты я буду по порядку, а статью я разобью на две части, иначе она будет слишком длинной, ведь через Фонтанку переброшено 15 мостов: 3 исключительно пешеходных и 12 мостов, предназначенных как для людей, так и для автомобилей (а также один «мост-призрак»).
Ну и перед началом отмечу, что на протяжении всего маршрута я буду идти, так сказать, против течения реки (от устья к истоку). Это не обусловлено какой то определённой задумкой, просто обычно я гулял по Фонтанке именно в таком направлении — мне так привычнее, а разницы в направлении пути особо то и нет.
Галерный мост
Дата открытия моста: 1977 год
В створе: улицы Степана Разина
Галерный мост — единственный мост через Фонтанку, недоступный для туристов. Всё дело в том, что находится он на закрытой территории завода «Адмиралтейские верфи». Благо, мост хорошо видно издалека (впрочем, ничего интересного в его внешнем виде всё равно нет).
Мост соединяет Галерный остров (хотя в наше время он, по факту, является полуостровом) с так называемым «Безымянным островом» (остров между Фонтанкой и Обводным каналом). Собственно, отсюда и появилось его название.
К сожалению, особо интересными фактами Галерный мост не отличился. Ну и что с него взять — обычный мост в пределах промзоны. Так что идём дальше, к более интересным переправам!
Старо-Калинкин мост
Дата открытия: в 1733 (деревянный) и в 1788 году современный
В створе: Старо-Петергофского проспекта
Один из двух сохранившихся мостов «с башенками». На самом деле, раньше их было семь — такие мосты через Фонтанку являлись типовыми, что упрощало их строительство и создавало в некоторой степени уникальный ансамбль реки Фонтанки. И даже легендарный Аничков мост вместо скульптур укротителей коней имел такие же точно гранитные башни! Кроме того, все переправы такого типа были разводными: в башнях моста располагался специальный механизм, который с помощью цепей поднимал средний пролёт моста так, что под ним могли проплывать судна.
Но со временем нужда в разведении моста пропала, и механизмы убрали, оставив башням единственное назначение — декоративное. Кроме того, мост несколько раз расширяли (в 1892 и в 1907 годах), а также по нему проложили трамвайные пути, по которым трамваи ездят и в наше время!
Важно упомянуть, откуда взялось название Старо-Калинкин. Слово «старо» присоединилось к мосту в 1873 году, однако и до этого переправа обладала приставкой — «большой», полученной им в 1820 году. Все эти изменения прежнего названия связаны с появлением Ново-Калинкиного моста через Обводный канал, расположенного южнее. Дабы избежать путаницы, решили не оставлять мост просто «Калинкиным» и усложнить его название.
Но откуда взялось само название «Калинкин»? Тут всё тоже довольно просто. Топоним Калинкин связан с Калинкиной деревней, в которой ещё до основания Санкт-Петербурга проживали ижорцы. Находилась она в районе современной Коломны (на Покровском острове). В итоге Петербург «поглотил» деревушку, но её упоминание сохранилось в нескольких современных топонимах!
Стоит заметить, что данный мост был упомянут в классической литературе, а именно в повести Гоголя «Шинель». Ниже я приведу цитату из данного произведения.
По Петербургу пронеслись вдруг слухи, что у Калинкина моста и далеко подальше стал показываться по ночам мертвец в виде чиновника, ищущего какой-то утащенной шинели и под видом стащенной шинели сдирающий со всех плеч, не разбирая чина и звания, всякие шинели.
Английский мост
Дата открытия: 1963 год
В створе: Английского проспекта
Первый в нашем списке пешеходный мост. Современный мост был открыт в 1963 году, хотя до этого на его месте уже была расположена небольшая деревянная переправа. Английский мост был открыт с главной целью — провести трубы отопления (внутри многих мостов проложены трубы разного назначения — такой способ пересечения трубами водоёмов куда проще и дешевле, чем прокладывание их на глубине).
Название мост получил в честь одноименного проспекта, который, в свою очередь, получил название от Английской набережной, которая именуется так в честь Англиканской церкви. Выходит, что мост назван в честь церкви, расположенной почти в 2 километрах от него — вот такие причуды топонимики.
Египетский мост
Дата открытия: 1826 (цепной) и 1955 в современном виде
В створе: Лермонтовского проспекта
Можно было подумать, что мост был оформлен в египетском стиле из-за названия, но на самом деле всё наоборот — мост стали именовать Египетским из-за его внешнего вида. А причина такого оформления проста — в начале 19 века была популярна тема Древнего Египта.
Изначально мост выглядел не так, как он выглядит сейчас — он был цепным. На старых конструкциях моста тоже были изображены различные символы Древнего Египта (сейчас они отражены в фонарных обелисках). Кроме того, главным символом данного моста являются 4 сфинкса, расположенных с каждой из сторон переправы. Кстати, сфинксы не имеют отношения к Египту (кроме культурного), так как были произведены в России специально для этого моста.
Ну а главный факт, из-за которого этот мост заработал свою известность — это катастрофа, произошедшая на нём в 1905 году. Я приведу вам выдержку из газеты о случившемся, датируемую днём происшествия:
Сегодня в 12 часов дня при следовании лейб-гвардии конного-гренадерского полка через Египетский цепной мост через Фонтанку, по направлению от Могилёвской улицы к Ново-Петергофскому проспекту, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строй справа по 3 в ряд, вместе с лошадьми упали в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов. Вся настилка моста вместе с перилами и скреплениями, разорвав цепи и сломав часть чугунной опоры, проломала лёд и оказалась на дне реки. К 2-м часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Серьёзно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось. Из лошадей одна затонула, две были искалечены и, вытащенные на берег, пристрелены.
Газета «Новости дня», выпуск от 21 января 1905 года
В итоге официальной версией причин происшествия стало некачественное железо, дефект которого послужил внезапному обрушению. Последствием катастрофы в итоге стала перестройка моста. Правда затянулась она на невероятно длительный срок — аж до 1956 года (до этого вместо Египетского моста по соседству, в створе переулка Макаренко, располагалась «временная» деревянная переправа). Кроме того, после этого случая в Петербурге появился скепсис по отношению к цепным мостам в целом (в итоге цепных мостов в городе не осталось вовсе).
Об этой истории я впервые прочитал в школьном учебнике по физике. В нём утверждалось, что данный случай — прямое доказательство явления резонанса. На самом деле этот интересный факт — выдумка. Мост рухнул не из-за резонанса (идею с резонансом опровергли очевидцы, рассказавшие, что солдаты шли не маршем, а в разнобой), а из-за дефекта конструкции самого моста, о чём я уже писал выше. История конечно красивая, но реальность куда прозаичнее — к катастрофе привела обычная халатность при строительстве, а не какое то невероятное стечение обстоятельств. К слову, эту легенду до сих пор можно часто увидеть в разных путеводителях или даже краеведческих книгах — настолько она понравилась людям!
Красноармейский мост
Дата открытия: 1956 год
В створе: —
Ещё один пешеходный мост, построенный в Советском Союзе. И возведён он был с теми же целями, что и уже рассмотренный нами Английский мост. Более того, Английский мост является почти точной копией Красноармейского (Красноармейский был построен на 7 лет раньше).
Симпатичный мост, стилизованный под дореволюционный Петербург и неплохо сочетающийся с исторической застройки набережных Фонтанки, однако интересных фактов про него просто нет — он довольно молод и не особо примечателен.
Мост-призрак (Измайловский трамвайный мост)
Период существования моста: 1876-1958
В створе: Никольского переулка
Единственный мост в данной статье, который некогда существовал и помогал людям переправиться с одного берега Фонтанки на другой, однако в наше время своё существование прекратил, оставив после себя лишь некоторые характерные следы.
Интересно то, что Измайловский трамвайный мост стал первой переправой, по которой была пущена трамвайная сеть. Более того, мост был уникальным для Петербурга на протяжении долгих лет: он был единственным мостом, по которому не ходили машины — вся проезжая часть была предназначена лишь для рельсов трамвайных путей.
Но со временем мост демонтировали в связи с его нецелесообразностью: слишком низкой была пропускная способность переправы, да и на соседнем Египетском мосту к тому времени уже тоже проложили трамвайные пути. В наше время от моста остались лишь два пандуса на набережной реки Фонтанки. По ним легко догадаться о существовавшей в этих местах переправе.
Измайловский мост
Дата постройки: 1753 (деревянный), 1788 (современный)
В створе: Измайловский/Вознесенский проспекты
Второй из семи мостов, построенный по типовому проекту Перроне (с башенками). Однако, в 1861 году башни разобрали — сделали это для того, чтобы расширить проезжую и пешеходную части моста. Как вы понимаете, из-за этого мост стал выглядеть куда менее интересно (сейчас он не обладает какими-либо запоминающимися внешними чертами, разве что оградой с симпатичным узором). Кстати, «след в истории» башенки таки оставили — если присмотреться к опорам моста, то станет видно, что они чересчур широкие и массивные для моста такого типа (сделано это было исключительно ради башенок).
Кстати, название мост получил в честь находившейся в этих местах Измайловской роты (весь квартал современных Красноармейских улиц занимали казармы и прочие военные сооружения при Измайловском полке).
Обуховский мост
Дата постройки: 1710 (деревянный), 1786 (каменный), 1939 (мост в современном виде)
В створе: Московского проспекта
Фактически, данный мост является первым мостом, переброшенным через Фонтанку — деревянная переправа на этом месте существовала аж с 1710 года! Однако, перестраивалась она трижды и тот мост, который мы видим в наше время, существует лишь с 1939 года. Кстати, в 1786 году мост перестраивался уже не раз упомянутым мною Перроне, и тоже имел гранитные башенки.
Последняя глобальная перестройка 1939 года была связана с необходимостью расширения моста — Московский проспект (в то время он назывался Международным) являлся чуть ли не главной магистралью города, и его пропускная способность на тот момент была слишком мала.
Забавно, что у прежней деревянной переправы была довольно странная особенность — посреди неё было отверстие: днём его закладывали досками, а ночью их вынимали, и сквозь данный проём по Фонтанке могли проплывать суда. Вот такой вот прототип разводных мостов!
Своё название Обуховский мост получил в честь построившего его «посадского человека»(сословие на Руси, обязанное платить денежные подати и выполнять повинности) по фамилии Обухов.
Нельзя не отметить расположенное прямо у моста главное здание (ректорский корпус) университета Путей Сообщения (ПГУПС). Построенное в 1950е годы, внешне здание выглядит старинным и очень хорошо вписывается в архитектурный ансамбль Московского проспекта — в этом видна заслуга архитекторов, постаравшихся не испортить внешний вид набережной Фонтанки (и, как мне кажется, это у них удалось).
На этом я завершаю первую часть нашей виртуальной прогулки по мостам реки Фонтанки. Об остальных мостах (от Московского проспекта до истока Фонтанки) вы можете прочитать в статье по этой ссылке .
Если вы знаете какие то другие интересные факты о мостах, которые были представлены мною в данной статье — пишите об этом в комментариях!
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/indturist/interesnye-fakty-o-mostah-cherez-fontanku-chast-1-5df003f0d7859b00af01366c
Самый старый каменный мост Петербурга — Прачечный имеет две легенды. Где он находится и почему так назван
Большинство из нас много раз прогуливались по небольшому гoрбатому мостику через Фонтанку, но даже не знали, как он называется и почему. Я была удивлена, когда узнала, что название моста — Прачечный.
Такое несуразное название рядом с великолепным Летним садом.
Прачечный мост соединяет 1-й Адмиралтейский и Безымянный острова, а если по другому сказать, то набережные — Кутузова и Дворцовую.
Это один из первых каменных мостов, построенных в Петербурге. Первый трёхпролётный каменный мост в городе.
Мост находится выше уровня набережных, поэтому от тротуара, в каждую сторону к набережным, выложены по десять ступеней.
Рядом с мостом расположен всем известный Летний Сад, Летний Дворец Петра I, а ниже по течению находится изысканный Пантелеймоновский мост. Но речь сейчас не о нём.
Своё название Прачечный мост получил благодаря расположившимся вдоль набережной Дворцовым прачечным.
Это были прачечные, которые обслуживали царскую семью. Они находились на углу Сергиевской ( сейчас улицы Чайковского) и реки Фонтанки. В настоящее время их уже нет.
Сейчас этот красивый мост обеспечивает пешеходное и автомобильное движение. Длина моста — 40,9 м., ширина — 14,3 м.
Прачечный мост — это так называемый «горбaтый» мост, имеющий значительный изгиб. Это характерная черта мостов того периода, необходимая для беспрепятственного прохождения судов.
Строительство Прачечного моста начали в 1766 году, а в 1769 году по нему уже можно было ходить и ездить.
Автором проекта был И.Л. Росси, а руководил строительством известный специалист по камню Н.И. Насонов. В то время подобных сооружений в Петербурге ещё не было. Это был первый каменный мост в городе.
Мост имеет три пролета, а его форма напоминает арку. Всё сооружение имеет гранитную облицовку. Конструкция моста была настолько прочной, что мост смог простоять больше ста лет без ремонта.
В 1887 году были перестроены два ледореза со стороны Невы. В 1908 году было проведено обследование моста и выявлены значительные деформации, которые привели к оседанию среднего пролета.
В том же году Городской комиссией было принято решение о перестройке моста, но только 1909 году Городская Дума поручила инженеру К. В. Ефимьеву составить проект перестройки моста в двух вариантах — с каменными и металлическими пролетными строениями.
Однако Академия художеств выступила против изменения вида Прачечного моста.
Перестройка моста была проведена лишь в 1926 году. Мост был огражден со стороны Невы и Фонтанки перемычками, вода из Фонтанки, около моста, выкачана! Представляете, какая работа проделана.
Ремонт производился под руководством инженера Б. Д. Васильева и занял шесть месяцев.
Прачечный мост сохранился до настоящего времени без всяких изменений, смягчили только уклон проезжей части, «гoрбик» стал меньше.
Легенды Прачечного моста
1. По одной легенде считается, что мост использовали как камеры для неплaтельщиков. Над опорами есть круглые решетчатые окошки, за которыми сидели нарушители, пока их родственники собирали нужную сумму. Во время половодья дoлжник мог оказаться буквально на дне.
2. А другая легенда говорит о том, что за этими решетками сидели пьяHицы, а мост был первым вытрeзвителем города.
На самом деле эти окна с решетками служили для того, чтобы во время наводнений ослабить давление воды на опоры.
С 1820 по 1930-е годы мост назывался Прачешный.
Красоту этого моста увековечили множество художников города. Прачечный мост представляет собой творение, которое стоит увидеть, побывав в Санкт-Петербурге.
Найти мост можно по адресу: Санкт-Петербург, набережная Кутузова, 36.
Ближайшие станции метро — Чернышевская и Горьковская
Подписывайтесь, комментируйте, ставьте лайки. Всем добра!
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5e80cc5e7efe4909b783cd2d/samyi-staryi-kamennyi-most-peterburga-prachechnyi-imeet-dve-legendy-gde-on-nahoditsia-i-pochemu-tak-nazvan-6000988fcad2204d6e25b64c