Мониторинг ландшафтов
Цель и организация работ
Маршрутные и площадные наблюдения за ландшафтами проводятся с целью получения данных об их состоянии и структуре, распространении различных типов ландшафтов по территории. Работы проводятся специалистами компании, как на эталонных площадях, так и в маршрутных наблюдениях. Протяженность маршрутов зависит от дифференцированности ландшафтов территории и уточняется после рекогносцировочного обследования. Маршруты для изучения ландшафтов совпадают с транспортными путями проезда к пунктам контроля, а также с пешими маршрутами наблюдений.
Размещение пунктов контроля
При полевых ландшафтных исследованиях «ячейками» сбора информации являются элементарные геокомплексы (или природно-территориальные комплексы — пространственно-временные системы географических компонентов (массы твердой земной коры; массы гидросферы (на суше это различные скопления поверхностных и подземных вод); воздушные массы атмосферы; биота — сообщества организмов растений, животных и микроорганизмов; почва), взаимообусловленных в своем размещении и развивающихся как единое целое.
Поскольку все элементарные ландшафты в пределах некоторой территории детально изучить невозможно, исследования проводятся на ограниченном числе эталонов (эталонных площадей, участков). Участок описания — площадь, которая выбирается, как правило, в пределах одного элементарного геокомплекса.
Контролируемые параметры и периодичность контроля, методы проведения работ
Ландшафты определяются согласно комплексным описаниям составляющих природных компонентов (горных пород, рельефа, почвы, растительных сообществ) по стандартным методикам.
Приборы и оборудование полевых ландшафтных исследований: сантиметр, лопата, компас, почвенный нож, простейший щуп для определения мощности торфа. Для регистрации полевых наблюдений существует две основные формы: бланки и полевые дневники.
Бланковый способ описаний более или менее формализован, в нем указывается позиции, которые обязательно должны быть заполнены: например, характер микрорельефа, проективное покрытие какого-либо яруса фитоценоза, глубина залегания грунтовых вод и т.п. Дневниковые записи производятся в свободной форме.
Периодичность работ – 1 раз в год (июль-август 2015 г). Результатом мониторинга ландшафтов является текстовый отчет, в котором содержится информация о разнообразии геокомплексрв, их распространении в пределах полигона, степени нарушенности и др.) а также ландшафтная карта, выполненная согласно полевым данным и космоснимкам.
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)
Источник статьи: http://studall.org/all2-54865.html
Мониторинг состояние охрана ландшафтов
Природа создала сложнейшие связи, соединившие в единое целое живые организмы со средой их обитания. Биота ландшафтов включает совокупность всех живых организмов, которые наиболее чутко реагируют на изменение среды своего местообитания, особенно на ее загрязнение. Когда действуют одновременно несколько неблагоприятных факторов среды, резко понижается биологическое разнообразие, быстро разрушаются геосистемы локального уровня. Мониторинги за состоянием, развитием, динамикой и деградацией отдельных природных компонентов или процессов, а также экологические мониторинги всех сред обитания необходимы. Но они всегда локальны, быстротечны, а поэтому малоэффективны, а главное, не позволяют сделать долгосрочных региональных, а тем более, глобальных прогнозов. Для мониторингов обычно используется гигантская масса данных. Однако необходим единый государственный фонд данных о загрязнении всех сред обитания биоты: геологической, атмосферного воздуха, пресных и морских вод, почв, а также территориальных (надводных) и аквальных ландшафтов в целом. Все мониторинги, которыми определены допустимые концентрации вредных для биоты и человека техногенных веществ сложившуюся экологическую обстановку не спасут. Установленными нормативами предельно допустимых концентраций (ПДК) или предельно допустимых уровней (ПДУ), разумеется, необходимо строго руководствоваться. Однако все виды загрязнений воздействуют на ландшафты не порознь, а совместно и, тем самым, создают критические условия для жизни биоты, приводят к быстрому сокращению видового разнообразия живых организмов и деградации ландшафтов. Все мониторинговые программы контроля за состоянием отдельных природных компонентов, а также всех сред обитания биоты должны базироваться на ландшафтной основе. Это позволит наиболее надежно и объективно оценить экологические и биологические качества среды обитания всех живых организмов, в том числе и человека.
Ландшафтный мониторинг основывается на системном анализе строения среды обитания живых организмов. Такой средой обитания являются геосистемы всех уровней организации, которые отличаются единством (целостностью) и динамичностью, обладают миграционными и аккумулятивными свойствами природных и техногенных веществ. Взаимодействие в геосистемах пяти основных природных компонентов (вещества литосферы, воды, воздуха, растительности и животных) является основой равновесного состояния (устойчивости) природных комплексов. Они трудно поддаются влиянию антропогенных воздействий, в том числе техногенных. Особенно устойчива геома ландшафтов, т.е. геолого — геоморфологические условия жизни биоты, которая наиболее динамична в пространстве и времени под влиянием эволюционных процессов и антропогенных факторов. Стабилизирующая роль геомы ландшафтов оказывает определяющее влияние на биопродуктивный, водный и миграционный режим химических элементов в геосистемах. От нее зависит потенциал их устойчивости. Первоочередной задачей является выбор эталонных мониторинговых индивидуальных геосистем в каждом типе ландшафтов (тундровых, лесотундровых, таежных, лесостепных, степных, полупустынных, пустынных и др.). Такими эталонными мониторинговыми регионами должны быть, прежде всего, геосистемы охраняемых природных территорий (заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы, природных парков). Главной задачей создания заповедных территорий должно быть сохранение их для сопоставления с однотипными деградируемыми геосистемами. Их надо было создать во всех природных зонах мира и на всех генетических типах геологических отложений с круглогодичными комплексными наблюдениями, а не ограничиваться изучением только экосистем, флоры или фауны. Тогда мы могли бы предвидеть многие нежелательные последствия техногенных воздействий. Но геосистемы охраняемых природных территорий также подвержены негативному техногенному прессу, если даже они расположены в арктических тундрах, в связи с пространственной миграцией химических элементов и загрязняющих техногенных веществ.
Эти уникальные природные объекты, а также естественные ресурсы, которые создала Природа для всех, должны быть под строжайшим контролем государства и не передаваться в личную собственность или аренду. На их основе должны создаваться модели восстановления нарушенных и деградированных однотипных индивидуальных ландшафтов суши, приуроченных к морским, моренным, зандровым, озерно-ледниковым, лессовым и другим генетическим типам поверхностных отложений с учетом их мощности. Ландшафтное картографирование таких геосистем с использованием аэрофотоснимков и материалов космической съемки позволит установить степень опасности для биоты техногенного загрязнения и условия миграции техногенных веществ.
Ландшафтный мониторинг дает возможность проследить изменения во времени нагрузок на биоту, установить регионы для проведения режимных наблюдений за источниками загрязнений, определить санитарно-гигиенические нормативы качества всех сред обитания и установить предельно допустимые нормы антропогенно-техногенного пресса на ландшафты.
Только на основании ландшафтного мониторинга можно создать районы фонового мониторинга, которые должны быть расположены во всех типах ландшафтов Земли и занимать индивидуальные ландшафты на разных генетических типах поверхностных отложений с учетом тех горных пород, которые вовлечены в процессы вертикальной и пространственной миграции химических элементов и техногенных веществ. Ландшафтный мониторинг должен основываться на сопоставлении данных космической информации разного времени залетов о динамике естественных процессов загрязнении природных компонентов и антропогенных преобразований биоты ландшафтов.
Никакие виды мониторингов и меры по улучшению использования природных ресурсов не приведут к ослаблению разрушения природных ландшафтов, поскольку развитие цивилизации и рост численности населения до сих пор являются неконтролируемыми, хотя современная наука способна помочь человечеству ослабить экстремальные нагрузки на природную среду. Предел природопользования, а следовательно и экологический, давно нарушен и этот процесс трудно приостановить, так как природопользователи не знают, а возможно, не желают учитывать природные законы и закономерности, восстановить деградированные природные ландшафты, так как это им экономически невыгодно. Чтобы спасти положение надо активно действовать на локальном уровне, где зарождаются региональные и глобальные экологические проблемы.
Работа представлена на II научную конференцию с международным участием «Мониторинг окружающей среды» 6-9 декабря 2004г.Рим (Италия)
Источник статьи: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5802
Направления работы Минприроды России
- Rss
- Youtube
- По техническим вопросам прохождения обращений в Министерство просим писать на почтовый ящик
Замечания и предложения по работе сайта просим отправлять на почтовый ящик .
Государственный экологический мониторинг Минприроды России
Глава X. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ) (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)
Статья 63. Осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)
Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных.
Статья 63.1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)
1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) создается в целях обеспечения охраны окружающей среды.
2. Задачами единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) являются: регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;
хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;
анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;
обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.
3. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) включает в себя подсистемы:
4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на ведение подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в соответствии с федеральными законами осуществляются:
поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации о состоянии окружающей среды, происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды;
поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, о характере, видах и об объеме такого воздействия;
оценка состояния окружающей среды и прогнозирование его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;
определение связей между воздействием природных и (или) антропогенных факторов на окружающую среду и изменениями состояния окружающей среды;
выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на окружающую среду и направление их в органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям;
направление в органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительные органы информации о нарушении нормативов в области охраны окружающей среды вследствие воздействия природных и (или) антропогенных факторов и предложений об устранении таких нарушений;
направление в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений для их учета при подготовке документов территориального планирования и (или) предложений об изменении указанных документов в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений;
выпуск экстренной информации о необходимости снижения негативного воздействия на окружающую среду природных и (или) антропогенных факторов; оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий;
создание и эксплуатация баз данных информационных систем в области охраны окружающей среды;
хранение информации о состоянии окружающей среды, о происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды и предоставление этой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам.
Статья 63.2. Государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)
1. Государственный фонд данных является федеральной информационной системой, обеспечивающей сбор, обработку, анализ данных и включающей в себя:
информацию, содержащуюся в базах данных подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);
результаты производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора;
данные государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
2. Создание и эксплуатация государственного фонда данных осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), обязаны направлять получаемую в ходе осуществления соответствующего мониторинга информацию в государственный фонд данных.
4. Порядок создания и эксплуатации государственного фонда данных, перечень видов включаемой в него информации, порядок и условия ее представления, а также порядок обмена такой информацией устанавливается Правительством Российской Федерации.
5. Информация, включаемая в государственный фонд данных, подлежит использованию органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
6. Информация, включенная в государственный фонд данных, предоставляется органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7. Информация, включаемая в государственный фонд данных и свидетельствующая об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе стихийного бедствия, а также о состоянии окружающей среды в границах зон чрезвычайных ситуаций, подлежит незамедлительному представлению в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
8. Информация, включаемая в государственный фонд данных и свидетельствующая о возможном вредном воздействии на человека состояния окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, подлежит незамедлительному направлению в органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
9. Обмен информацией в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также между единой системой государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предоставление такой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам осуществляются на безвозмездной основе.
10. На основе информации, содержащейся в государственном фонде данных, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти подготавливает ежегодный государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды, порядок подготовки и распространения которого устанавливается Правительством Российской Федерации.
Источник статьи: http://www.mnr.gov.ru/activity/directions/gosudarstvennyy_ekologicheskiy_monitoring/