Моне в своем саду

Усадьба и живые картины Клода Моне в Живерни

Проезжая из Руана в Париж, не могла не заехать в Живерни, в усадьбу моего любимого импрессиониста, гениального Клода Моне. Попытаюсь поделиться моими впечатлениями.

Художник впервые увидел деревню Живерни, проезжая мимо на поезде. Клод Моне со своей большой семьей переехал в эту местность, арендовал дом и прилегающий участок в 1883 году и жил в усадьбе вплоть до своей смерти в 1926 году.

К 1890 году Моне смог распрощаться с материальными трудностями, наладить жизнь, выкупить усадьбу и посвятить себя искусству. Он расширил дом до 40 метров в длину, увеличил окна, выкрасил ставни в необычный для того времени зелёный цвет, увил фасад диким виноградом и приступил к обустройству великолепного цветущего сада.

Усадьба и живые картины Клода Моне в Живерни, фото № 1

Усадьба и живые картины Клода Моне в Живерни, фото № 2

Интерьеры дома Моне тоже обустраивал сам.

Усадьба и живые картины Клода Моне в Живерни, фото № 3

Усадьба и живые картины Клода Моне в Живерни, фото № 4

Усадьба и живые картины Клода Моне в Живерни, фото № 5

Картин Клода Моне в Живерни практически нет. Есть копии, которые показывают «рабочую обстановку» в мастерской. Сами картины находятся в основном в парижских музеях Орсэ, Оранжери и Мармоттан. Но именно в Живерни можно соприкоснуться с бытом и понять творчество импрессиониста столь непосредственно и живо.

Моне увлекался садоводством не меньше, чем живописью. Как художник, Моне и к оформлению сада подошел с фантазией, воспринимал его как любимое творение, как прекрасную натуру. В любое время года этот сад всегда пестрит яркими красками и просится на полотно.

«Как только какой-то цветок увядает, я его уничтожаю и заменяю новым. Цветы не могут стареть» — говорил Моне.

Усадьба и живые картины Клода Моне в Живерни, фото № 6

Он группировал растения по цвету на прямоугольных клумбах. В саду все подчинено цветовой организации. Жена художника Алиса как-то сказала: «Сад — это его мастерская, его палитра».

Усадьба и живые картины Клода Моне в Живерни, фото № 7

Усадьба и живые картины Клода Моне в Живерни, фото № 8

Усадьба и живые картины Клода Моне в Живерни, фото № 9

В 1893 году Моне приобрел по соседству участок земли с небольшим ручьем. Ручей запрудили, развели кувшинки, установили мостик в японском стиле, по берегам посадили плакучие ивы, бамбук, цветы. И пруд вместе с окружающей его территорией превратился в знаменитый Водный сад, изображения которого можно сегодня встретить в собраниях крупнейших мировых музеев.

Водный сад сам является настоящей «живой картиной». Он меняет облик в зависимости от часа дня, времени года, погоды, дуновения ветерка. При малейшем движении перед глазами зрителя предстает новая перспектива. В этом саду царят переливы, отблески, отражения. И облаков, и листвы.

Одно из главных очарований Водного сада — переброшенный через пруд изогнутый мостик в японском стиле. Восточную атмосферу поддерживают умело подобранные деревья и растения. Зелёный цвет для мостика был выбран самим Моне.

Усадьба и живые картины Клода Моне в Живерни, фото № 10

Игра света на поверхности пруда с кувшинками стала темой бесконечной серии картин Моне. Всю жизнь будучи «помешанным на цветах», в конце жизни Моне практически целиком отдался страсти к одному растению. Его завораживали отражавшиеся на поверхности воды венчики, и он не переставал пытаться передать эти эффекты на холсте. С самого утра он приходил на берег пруда и часами наблюдал меняющийся пейзаж.

Усадьба и живые картины Клода Моне в Живерни, фото № 11

Усадьба и живые картины Клода Моне в Живерни, фото № 12

Усадьба и живые картины Клода Моне в Живерни, фото № 13

Усадьба и живые картины Клода Моне в Живерни, фото № 14

Усадьба и живые картины Клода Моне в Живерни, фото № 15

Моне написал почти три сотни полотен в своем Водном саду. 40 из них были крупноформатными. Японский мостик Водного сада стал сюжетом для 45 полотен Моне. На смену серии картин с Японским мостиком пришли водяные лилии. Кувшинкам посвящено больше 250 полотен и почти 30 лет жизни.

Читайте также:  Farming simulator 19 фруктовый сад

Сад в Живерни оказался неистощимым источником вдохновения, идеальным местом для изучения водных пейзажей и отражений. На многих полотнах Моне мы видим одно только водное пространство с кувшинками и отражениями воды и деревьев, линии горизонта нет — вода занимает весь холст, всё становится эфемерным, растворяется, исчезает.

В 1909 году Моне представил 48 полотен из этой серии в галерее Durand-Ruel под заголовком «Кувшинки: серия водных пейзажей». Эта выставка имела огромный успех у критики. Ни один европейский художник до Моне не создавал серий картин, посвященных одному и тому же мотиву.

Некоторые картины Клода Моне из Живерни.

Японский мостик. Мостик в саду Моне, 1896 г.

Усадьба и живые картины Клода Моне в Живерни, фото № 16

Усадьба и живые картины Клода Моне в Живерни, фото № 17

Усадьба и живые картины Клода Моне в Живерни, фото № 18

Японский мостик. Мостик над прудом с водяными лилиями, 1905 г.

Усадьба и живые картины Клода Моне в Живерни, фото № 19

Усадьба и живые картины Клода Моне в Живерни, фото № 20

Планирую продолжить писать о местах и музеях, связанных с Клодом Моне и импрессионистами. Следите за моими публикациями.

Мою публикацию «Клод Моне и его «Кувшинки» в музее Оранжери» можно посмотреть здесь>>

Мою публикацию «Клод Моне в музее Мармоттан-Моне» можно посмотреть здесь>>

Использованы личные фотографии, некоторые фотографии Елены Буровой и фото картин из открытых источников интернета.

Источник

Говорит и показывает: цитаты Клода Моне о свете и воздухе, садоводстве и усталости

Картины Клода Моне как ничьи другие оставляют ощущение неповторимой легкости , воздушности , бесплотности. Складывается впечатление , что и писались они так же легко и просто , буквально несколькими взмахами кисти. Но стоит только вчитаться в письма художника , как эта иллюзия жестоко разрушается , и начинает казаться , что Моне каждую секунду находился в невероятном напряжении и крайней степени усталости. Он как будто не умел вовремя остановиться и называл свои полотна в лучшем случае « удовлетворительными». Однако , несмотря ни на что , этот изматывающий труд был едва ли не единственным , что приносило Моне радость.

Говорит и показывает: цитаты Клода Моне о свете и воздухе, садоводстве и усталости

Клод Моне. Тропинка через ирисы

Клод Моне. Японский мостик (Пруд с водяными лилиями)

Клод Моне. Утро на Сене

Клод Моне. Тополя на берегах Эпте

Люди обсуждают мое творчество и притворяются , будто понимают, как будто необходимо понимать его , а не просто любить.

Мне понадобилось время , чтобы понять мои водяные лилии. Я посадил их для удовольствия и выращивал , даже не думая о том , чтобы их нарисовать.

Клод Моне. Водяные лилии в розовом

Никто не может называться художником , если он не представляет себе готовой картины, техники ее выполнения и композиции , прежде чем начинать рисовать.

Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше

не существует сам по себе, ведь его внешний вид меняется каждую минуту. Но окружающая атмосфера делает его живым — свет и воздух , которые всегда различаются. Для меня лишь окружающая атмосфера придает предметам их истинную ценность.

Однажды я рисовал модель с натуры, и Глейр начал критиковать мою работу: «Не так уж и плохо, — сказал он. — Но грудь слишком тяжелая , плечи — мощные , а ступни — большие». «Я могу рисовать лишь то , что вижу», — робко ответил я.

Я полностью поглощен работой. Пейзажи с водой и отражениями стали моей одержимостью. Они непосильны для старика , однако я полон решимости изобразить то , что чувствую. Некоторые я уничтожаю , другие начинаю заново… И надеюсь , что из всех этих усилий хоть что-то выйдет.

Читайте также:  Годовой план семейного сада

Клод Моне. В норвежской лодке в Живерни

Когда вы рисуете , постарайтесь забыть о том , какие объекты вы видите перед собой: дерево , дом , поле… Просто думайте о том , что вот здесь есть маленький прямоугольник голубого цвета , здесь — продолговатая розовая фигура , там — желтая полоса , и рисуйте так , как это выглядит для вас , конкретный цвет и форму , пока не получите свой собственный наивный отпечаток

Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше

сцены , которую видите перед собой.

Впереди у меня осталось не так много лет , и я должен посвятить все свое время рисованию , в надежде получить в конце концов что-то стоящее , нечто , что , возможно , удовлетворит меня.

Я не становился импрессионистом. Насколько я помню , я всегда им был.

Я желаю недостижимого. Другие художники пишут мост , дом , лодку , и на этом всё. Они закончили. Я же хочу написать воздух , окружающий мост , дом , лодку , красоту воздуха , в котором существуют эти объекты , а это невозможно.

Мой сад — самый прекрасный мой шедевр.

Клод Моне. Сад художника в Живерни

Рисуйте то , что видите , а не то , что должны видеть. Не отдельные объекты , будто бы помещенные в пробирки , но объекты , окутанные солнечным светом и атмосферой , с голубым куполом небес , отражающимся в тенях.

Когда становится темно , мне кажется , будто я умираю, будто я больше не могу думать.

Трагично , что мы живем в мире , где физическое мужество так распространено , а мужество моральное столь редко.

Цвет — моя каждодневная одержимость и мое мучение. До такой степени , что однажды , оказавшись у смертного одра женщины , которая была и остается очень дорогой для меня , я поймал себя на том , что присматриваюсь к ее вискам и автоматически анализирую сочетание красок , которые смерть наложила на ее неподвижное лицо.

Я уверен , для того , чтобы по-настоящему хорошо нарисовать море, нужно смотреть на него каждый час каждого дня из одного и того же места , чтобы понять , как оно движется в этой конкретной точке. Вот почему я работаю над одними и теми же мотивами снова и снова , иногда по четыре или шесть раз.

Источник

Сад Клода Моне в Живерни.

«Увидев Клода Моне в его саду, начинаешь понимать, как такой великий садовник мог стать таким великим художником», — напишет поэт-символист Гюстав Кан после своей поездки в Живерни.

Читайте также:  Продам дом зимний сад

Клод Моне всегда любил цветы и всегда их рисовал. Поселившись в 1883 году в деревеньке Живерни, что находится в 80 км к северу от Парижа, художник так увлекся садоводством, что на его полотнах не было почти ничего кроме видов своего любимого сада и макового поля, которое находилось на краю деревни.
Участок перед домом, который просматривался из окон, художник превратил в цветочную палитру, смешивая и подбирая краски. Это не сад цветов, это прежде всего сад цвета, разбитый по строгому плану рукой художника. По желанию мастера удалено все, что не принадлежит определенному оттенку: весной здесь растут цветы только розовых и голубых тонов.

В саду Моне пестрый благоухающий ковер из цветов разделен прямыми дорожками, как краски в коробке. Моне писал цветы и рисовал цветами. Он как истинно талантливый человек был и выдающимся художником, и выдающимся ландшафтным дизайнером.

День за днем, год за годом Моне терпеливо создавал свой сад. Взгляд художника и руки садовода помогли ему превратить обычную усадьбу с фруктовыми деревьями в живую картину, в которой красота и изменчивость природы переданы с помощью цветовых сочетаний и форм.

После приезда в Живерни Клод Моне сразу начал сеять и разводить цветы. Друзья художника теперь дарили ему редкие семена. Жителей деревни приводила в изумление эта страсть. Однажды в 1891 году один земледелец собирался убрать стога сена с поля как раз в тот момент, когда Моне начал свою знаменитую серию картин. Тогда художник заплатил ему, чтобы закончить работу.

Моне оказался хорошим садоводом, он сделал аллею из вьющихся роз, по всему саду рассадил огромное количество цветов. Однако в саду роскошные розы растут рядом с васильками и маками с окрестных полей, возможно, в этом секрет живописности сада.

В саду Моне не было ничего лишнего, случайного, не было слепого коллекционирования — только гармония. У каждого времени года особая цветовая гамма. Весной — изобилие нарциссов и тюльпанов, затем расцветают рододендроны, сирень, глициния. Позже сад превращается в настоящее море ирисов, их художник особенно любил.

В этом саду художник создал также царство вод, где на поверхности прудов плавают нежные кувшинки, которые неоднократно изображал Моне на своих полотнах. Сама природа становится картиной, «освещаемой» внимательным глазом художника. Это чудесный гармоничный сад — самый первый эскиз или готовая к работе палитра.
Через пруд, который имеет очень извилистую береговую линию, переброшены несколько мостиков. Самый известный и большой из них – японский мостик, увитый глицинией. Его Моне рисовал особенно часто.

Сад — одно из любимых творений Моне, и он с удовольствием изображал его на своих картинах. Влюбленный в своё детище,художник писал уже только в своем саду, он увековечил его в большом количестве картин, теперь и в Лувре и в Метрополитэн сад в Живерни радует всех своей вечной весной.

Вся большая семья Моне, его вторая жена Алиса Гошеде, два их сына и еще шестеро детей от первого брака, поселились в Живерни. Сад стал появляться на картинах Моне, а сам художник превратился в заядлого садовода и создал собственный кусочек рая.

Источник

Оцените статью