Монастырские сады эпохи средневековья

Тема 13. Сады и парки средневековья – Монастырские сады

Характеристика художественной культуры Средневековья. Особенности средневекового сада: изменение функций и назначения, символический и миниатюрный характер, своеобразие декоративных элементов. Сад и книга в Средние века. “Цветочки” святого Франциска Ассизкого.

Три типа средневековых садов: монастырские; мавританские и феодальные.

Монастырские сады — их планировка и основные черты. Символика монастырского сада. Типология монастырских садов: плодовые сады, огороды, сад цветов для церковных служб, аптекарские сады. Вертоград — декоративный монастырский сад.

Италия — родоначальница монастырских и ботанических садов. Сады Бенедиктинского Ордена, элементы римского садово-паркового искусства: симметрия, приоритет утилитарной функции. Монастырско-дворцовый характер садов при Карле Великом (768-814 годы). Сад монастыря Галлен (Швейцария, 820 год). Монастырские сады Франции, Англии.

Литературные памятники средневекового садоводства. Альберт Больштэдский (1193-1280) и его трактат о садоводстве.

Тема 14. Сады и парки средневековья – Мавританские и феодальные сады

Мавританские сады (патио), их происхождение, специфические черты и декоративные элементы. Виды мавританских садов: внутренние и внешние. Ансамбли в Гранаде, Толедо, Кардове (XI — XIII века). Альхамбра — чудо испано-мавританской архитектуры. Сады Альхамбры: сад Мирт, Львиный сад и др. Ансамбль Альказар в Севилье.

Феодальные сады — сады замков и крепостей. Кремлевский сад Фридриха II (1215-1258 годы) в Нюренберге. Сады Крепостного дворца в Будапеште. Розенгартены. Французские Королевские сады XV века. “Сад — земной рай” (Данте “Божественная комедия”).

Городские сады домедицейской эпохи. Появление и развитие Ботанических садов: 1525 год — Пизанский ботанический сад — первый в Европе; Ботанические сады в Падуе (1545 год), Болоньи, Флоренции, Риме; 1597 год — первый ботанический сад во Франции; в Германии в Лейдене (1577 год), в Вюрцбурге (1578 год), в Лейпциге (1579 год).

Причисление садоводства к разряду “свободных искусств” (1415 год, Германия, Аусбург). Сад Фуггеров (Германия). Нюрнбергские сады. Создание коронованного “Цветочного Ордена” (1644 год, Германия).

Превращение утилитарного сада в “потешный”. Сады позднего Средневековья. “Сады любви” и “сады наслаждений”. Растительность и убранство садов. Садовый быт. Бокаччо “Декамерон”.

Переход от садов Средневековья к садам Ренессанса.

Читайте также:  Декоративная тачка в саду

Тема 15. Садово-парковое искусство возрождения в италии.

Культура Возрождения. Природа в литературе и философии Возрождения. Концепция природы в трактате Л.Альберти “О живописи”. Пейзаж в итальянской лирике Возрождения. Природа в итальянских утопиях позднего Возрождения. Понятие “Natura” в мировоззрении Ф.Петрарки.

Три этапа развития итальянских садов: XIV — XV века — сады раннего Ренессанса (Флорентийский период); XV — конец XVI веков — Римский период; XVI — XVII века — сады Барокко.

Типы итальянских садов: а). террасные; б). учебные; в). медицейские; г). сады при дворцах; д). сады при виллах; е). ботанические.

Флорентийские сады раннего Возрождения, их композиционное построение. Планировочное единство садовых композиций, создание “идеальной” природы. Вилла Кареджи (1430 — 1462, арх. Миколоццо).

XV — XVI века — век медицейской культуры. Медицейские сады, их характеристика. Сады при виллах Ланте, Боргезе, Альбани, Мадама и др. Вилла Медичи во Фьезолло (1457 год). Гуманистические традиции древнего Рима. Соединение учебного учреждения и сада. Итальянские общества. Флорентийская платоновская Академия (1459 год). Сал Сан-Марко — академия и музей античной скульптуры.

Сад виллы д’Эсте в Тиволи (XVI век), архитектор Пирро Лигорио. Его планировка, основные художественно-композиционные приемы. Вилла д’Эсте — шедевр садово-паркового искусства эпохи Возрождения, ее отличительные черты: законченность каждого отдельного участка и целостность общей композиции; продуманная последовательность и разнообразие восприятия.

Характерные черты садов Ренессанса: новое обращение к античности; секуляризация символико-аллегорической системы садово-паркового искусства; расширение архитектурной стороны садов. Светкость и историчность символики ренессанских садов. Единство садов и природного ландшафта.

XVI век — садоводство римских пап. Усиление пышности и интеллектуального элемента в садово-парковом искусстве Ренессанса. Двор Бельведера.

Источник

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

Период времени, насчитывающий тысячелетия между падением Рима (конец IV в.) и эпохой Возрождения в Италии (XIV в.), называется средними веками, или эпохой средневековья. Многочисленные феодальные государства постоянно воевали друг с другом, что вынуждало возводить оборонительные сооружения, защищать города стенами. Города за крепостными стенами были плотно застроены, что ограничивало возможности садово-паркового строительства.

В средние века в Европе получили широкое распространение так называемые монастырские сады. Монастырский сад – его планировка и растения в нём, наделялись аллегорической символикой. Сад, отделенный стенами от греха и вмешательства темных сил, был символом райского сада. Позднее, с распространением в католической Европе культа Богоматери, сад стал аллегорией девы Марии, символом её чистоты и девственности.

Читайте также:  Сады придонья этот где

Монастырский двор, обычно квадратный, делился узкими дорожками крестообразно на четыре квадратные части (что имело символическое значение – крест, образуемый дорожками, должен был напоминать о мучениях Христа). В центре, на пересечении дорожек, сооружался колодец, фонтан, небольшой водоем для водных растений и поливки сада, умывания или питья воды. Фонтан тоже был символом – символом чистоты веры, неиссякаемой благодати или «дерево жизни» – райское дерево – небольшое апельсиновое или яблоня, а также устанавливался крест или высаживался куст роз.

В условиях расчлененного рельефа, при наличии крупных перепадов уровней, (характерных для монастырей Италии, Папских резиденций) строгая геометрия реализовывалась на каждом отдельном уровне сада, композиционно соединяя три различных сада (Апостольский сад с двором Святого Дамасо, дворы Бельведерского дворца в Ватикане, вилла папы Пия IV в садах Ватикана).

По назначению сады делились на аптекарские огородысо всевозможными травами и лекарственными растениями, кухонные огороды с овощными культурами для нужд монастыря и плодовые сады.Травянистые лекарственные растениявыращивались вместе с декоративными видами.Красоту аптекарским грядкам придавали розы, лилии, гвоздики, маргаритки и ирисы (Сент-Галленский, или Санкт-Галленский сад в Швейцарии).

Основной чертой монастырского типа садов были их уединенность, созерцательность, тишина, утилитарность,малое число видов растений и водных устройств. Популярны были стриженые кустарники и деревья в кадках, горшках. Композиционно сад всегда был связан с окружающими его монастырскими постройками и стенами.

Монастырские сады как элемент планировки монастыря были привнесены на Русь из Византии и распространились вместе со строительством монастырей.Особенно был известен Макарьевский сад, Глебков, Гальятевский, а также сад, который был создан митрополитом Алексием.

Для садов русских монастырей (по отношению к западноевропейским) характернабольшая связь с природным окружением; больший размер сада по отношению к размерам зданий;большая свобода и живописность в размещении строений и отсюда – в планировке садов;монастырский сад не ограничивался стенами монастыря.

В монастырских садах нашли отражение две идеи русского ландшафтного искусства допетровского времени. Первая – это создание замкнутого регулярного сада, который олицетворяет рай на земле, а вторая – единство с природным ландшафтом. Т.е. планировочное решение монастырских садов выражалось в организации в центральной части храмовой территории регулярной планировки, прилегающие к монастырю земли сохранялись или создавались пейзажными планами, что способствовало слиянию с окружающим природным ландшафтом.

Читайте также:  Хвоя в саду баумана

Для них характерна большая сдержанность в использовании декоративных элементов; естественная красота природы – основа выразительности.Большинство из них носили утилитарный характер. Еще в XI в. при каждом монастыре существовали сады, в которых выращивали в основном плодовые деревья.

За многовековой период активной деятельности монастырей ими был накоплен громадный опыт по выращиванию всех сельскохозяйственных растений, включая плодовые и ягодные культуры. Особенно интересен опыт монастырских садов, расположенных или располагавшихся в свое время в северной зоне. Это существующий сейчас сад Валаамского монастыря, расположенного на островах Валаамского архипелага в северной части Ладожского озера, ранее существовавший сад Соловецского монастыря, расположенного на Соловецких островах в Белом море, и ряд других подобных садов.

В суровых климатических условиях практически на насыпном грунте поверх скальной породы в саду Валаамского монастыря монах Поисий прививкой развел 21 сорт яблони, причем сад ежегодно приносил отличный урожай (до 230 ц/год).Сад является ярким примером преобразования природы и умения ее понимать.

В петровскую эпоху в монастырских садах начинают появляться различные декоративные элементы (гроты, мосты, мощенные дорожки) и смешение декоративного сада и огорода.

Монастырские сады конца XIX века сильно различались по богатству и по-разному благоустраивались. Стиль диктовался модой того времени и тем, что монастырские власти всячески старались угодить правящей верхушке.

Создание парковой среды в монастырских садах шло по двум направлениям: в основном это были преобразования ландшафта, связанные с повседневной и хозяйственной деятельностью с последующей эстетизацией, и, второе (присутствующее не во всех монастырях) – создание ландшафта, соответствующего каким-либо образцам (например, создание подобия Святой земли).

Таким образом, монастырский сад в России является многоуровневой системой определенным образом организованных природных территорий внутри и вокруг монастыря, связанной с изменением естественного ландшафта и разведением растений.

Сады островных монастырей имеют наиболее полный набор составных элементов, и также могут служить идеальной моделью монастырского сада. Их отличает гармония рукотворных элементов в естественном природном окружении.

Монастырские сады – значительная часть национальной художественной культуры – требуют изучения, осмысления и восстановления.

1. Боговая И.О., Фурсова Л.М. Ландшафтное искусство. М.: Агропромиздат, 1988. — 220 с.

2.Теодоронский В.С. Садово-парковое строительство. – М.: Изд-во МГУЛ, 2003.

3. Смирнова Т.И. Возникновение и развитие монастырских садов. // Лесной вестник. № 5, 2000. С. 101-103.

Источник

Оцените статью