Молодой_японский_овощевод_томоюки_оно_сумел_вырастить_кубические_арбузы

Открытый урок по биологии 9 класс

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Основы учения о наследственности и изменчивости ”. З акрепить прочность знаний генетических терминов (наследственность, аллельные гены, генотип, фенотип, гомозиготность, гетерозиготность, анализирующее скрещивание, доминантность, рецессивность, моно-, ди- и полигибридное скрещивания); правило доминирования (первый закон Менделя). Закрепить знания с помощью интеллектуальной игры.

1. Образовательная: Обобщить знания учащихся об основных понятиях генетики, о типах наследования и их нарушениях, определять тип наследования и решать генетические задачи.

2. Развивающая: Развить умение учащихся работать с генетической символикой в группах и индивидуально. Совершенствовать монологическую речь, умение участвовать в диалоге, развивать логическое мышление.

3. Воспитывающая: Воспитывать коммуникативные навыки учащихся, способность работать индивидуально и в коллективе.

(Учащихся предварительно делят на 2 группы.

Вступительное слово учителя:

В одной притче говорится, что боги, создав мир, стали думать:

Где по — надежнее спрятать от Человека его самую главную тайну?

В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут ее.

На дне океана? Но и в морскую пучину они когда-нибудь спустятся.

На небе, среди звезд? Но даже туда со временем доберутся.

И, наконец, решили: давайте спрячем тайну внутри самих людей!

Уж в себя-то человек не догадается заглянуть.

Во многом Боги оказались правы.

Мы знаем о себе гораздо меньше, чем о Земле.
Вместе с тем Боги ошиблись, так как с каждым новым шагом в своем развитии человечество все смелее заглядывает в себя в поисках самой главной тайны.

Я рада приветствовать всех, кто сегодня будет участвовать в конкурсе знатоков генетики!

Давайте сохраним взаимопонимание, дружбу, но при этом не забудем и про дух соревнования.

А помогать оценивать команды будут специалисты в области биологии и генетики, поприветствуем их!

(Учащихся предварительно делят на 2 группы. За каждый правильный ответ начисляются баллы. Выигрывает тот, кто набрал больше баллов). Капитан победителей команды в конце игры выбирает лучших из своей команды.

Жюри фиксирует и подсчитывает баллы.

ТУР №1. Визитка команд (название, девиз, эмблема). И выбор капитана команды. ( на 2 минуты)

ТУР №2. Разминка – всем командам одновременно задаются вопросы, учащиеся отвечают на них кто первый поднял руку из команд. ( 5-7 минут)

Мы смотрим правильные ответы.

Члены жюри считают баллы:

2. На каком растении Грегор Мендель раскрыл законы наследственности? (Горох).

4. Что называется генотипом?

5. Что называется фенотипом?

6. Что называется наследственностью?

8. Определите рецессивный гомозиготный генотип?

9. Определите гетерозиготный генотип?

10. Молодой японский овощевод Томаюки Оно сумел вырастить кубические арбузы. Он утверждает, что плоды такой формы гораздо удобнее для перевозки и хранения. Эти кубические арбузы не являются особым сортом, форма плода не закреплена в наследственности. Как удается выращивать квадратные арбузы?

Читайте также:  Какие_фрукты_овощи_есть_при_пневмонии

(Завязавшийся плод арбуза помещают в квадратный ящик, в котором он и растет).

Он утверждает, что плоды такой формы гораздо удобнее для перевозки и хранения.

ТУР №3. Кроссворд «Основные понятия в генетике» ( приложение1)

ТУР №4. Решение задач

У мышей коричневая окраска шерсти доминирует над серой. При скрещивании чистых линий мышей с коричневой окраской с чистыми линиями мышей с серой окраской получили мышей с коричневой шерстью (рис. 2). Каковы генотипы потомства?

Родительские формы Р гомозиготные, имеют генотипы АА и аа . Мыши коричневого цвета несут доминантный ген А , серые мыши несут рецессивный ген а . Потомки первого поколения F1 гетерозиготные, получают от каждого из родителей по гену А и а. Так как ген А доминантен, все потомки будут иметь коричневую окраску шерсти (рис. 3).

Первый закон Менделя – закон единообразия гибридов первого поколения

При скрещивании двух гомозиготных организмов, различающихся по альтернативным вариантам одного и того же признака, все потомство от такого скрещивания окажется единообразным и будет нести признак одного из родителей.

Скрестим двух гетерозиготных коричневых мышей поколения F1.

Так как родительские организмы гетерозиготные Аа , они продуцируют гаметы двух типов: доминантный ген А и рецессивный ген а . Образуются генотипы, ¼ генотипов с АА , 2/4 генотипов Аа , ¼ генотипов аа (рис. 4). Все особи, которые имеют доминантный ген А , имеют коричневую шерсть, получаем расщепление в F2 по окраске шерсти 3:1.

ТУР №5. Вставь пропущенные слова

Генетика – наука о законах 1 и 2 . Основателем генетики является чешский ученый 3 . Основные закономерности наследования признаков были установлены им с помощью 4 метода.

Совокупность всех генов организма называется 5 . Под влиянием 6 и условий среды формируется 7 , который представляет собой совокупность всех 8 и 9 организма.

Генетика – наука о законах наследственности и

изменчивости. Основателем генетики является чешский ученый Грегор Мендель . Основные закономерности наследования признаков были установлены им с помощью гибридологического метода.

Совокупность всех генов организма называется генотип . Под влиянием генетики и условий среды формируется фенотип , который представляет собой совокупность всех внешних и внутренних признаков организма.

ТУР №6. Черный ящик
1. — Это растение разводится с древнейших времён ( еще в бронзовом и даже каменном веке). В Индии он разводился издревле.

— В 2004—2005 годах на Международной космической станции в экспериментах Института биологических проблем РАН получены несколько репродукций семян этого растения в состоянии невесомости.

— Колдуны в деревнях часто использовали для колдовских операций части этого растения как очень сильное магическое средство.

— Латинское название Pisum sativum

Подведение итогов урока. Подсчет баллов

«лучший специалист по генетике» —

Домашнее задание пояснить ( параграфы 28,29, задачи)

ТУР №1. Визитка команд (название, девиз, эмблема). И выбор капитана команды.

ТУР №2. Разминка – всем командам одновременно задаются вопросы, учащиеся отвечают на них кто первый поднял руку из команд. ( 5-7 минут)

ТУР №3. Кроссворд «Основные понятия в генетике» (приложение 1) (10 мин)

Читайте также:  Маринованные_овощи_простые_рецепты

ТУР №4. Решение задач (3-5 мин)

ТУР №5. Вставить пропущенные слова в текст. (3 мин).

ТУР №6. Черный ящик (2 мин)

Подведение итогов урока. Подсчет баллов (лучшая команда, лучшие игроки)

Слушаю мнение Жюри, спрашиваю у капитанов команды и выставляю оценки)
Выставление оценок ( мнение жюри кому поставим хорошие оценки?)

Команда победитель –


«лучший специалист по генетике» —

Домашнее задание пояснить ( параграфы 28,29, задачи)

Дополнительное задание

«биологическое лото». (работа в парах)

У вас на столах есть карточки 2 –х видов: на одних написаны термины, на других – формулировка терминов. Вы должны правильно составить пары, т.е. найти соответствие.

После выполнения задания группами – проверка

ТУР №4. Решение задач

У мышей коричневая окраска шерсти доминирует над серой. При скрещивании чистых линий мышей с коричневой окраской с чистыми линиями мышей с серой окраской получили мышей с коричневой шерстью (рис. 2). Каковы генотипы потомства?

Родительские формы Р гомозиготные, имеют генотипы АА и аа . Мыши коричневого цвета несут доминантный ген А , серые мыши несут рецессивный ген а . Потомки первого поколения F1 гетерозиготные, получают от каждого из родителей по гену А и а. Так как ген А доминантен, все потомки будут иметь коричневую окраску шерсти (рис. 3).

Первый закон Менделя – закон единообразия гибридов первого поколения

При скрещивании двух гомозиготных организмов, различающихся по альтернативным вариантам одного и того же признака, все потомство от такого скрещивания окажется единообразным и будет нести признак одного из родителей.

Скрестим двух гетерозиготных коричневых мышей поколения F1.

Так как родительские организмы гетерозиготные Аа , они продуцируют гаметы двух типов: доминантный ген А и рецессивный ген а . Образуются генотипы, ¼ генотипов с АА , 2/4 генотипов Аа , ¼ генотипов аа (рис. 4). Все особи, которые имеют доминантный ген А , имеют коричневую шерсть, получаем расщепление в F2 по окраске шерсти 3:1.

ТУР №5. Вставь пропущенные слова

Генетика – наука о законах 1 и 2 . Основателем генетики является чешский ученый 3 . Основные закономерности наследования признаков были установлены им с помощью 4 метода.

Совокупность всех генов организма называется 5 . Под влиянием 6 и условий среды формируется 7 , который представляет собой совокупность всех 8 и 9 организма.

Генетика – наука о законах наследственности и

изменчивости. Основателем генетики является чешский ученый Грегор Мендель . Основные закономерности наследования признаков были установлены им с помощью гибридологического метода.

Совокупность всех генов организма называется генотип . Под влиянием генетики и условий среды формируется фенотип , который представляет собой совокупность всех внешних и внутренних признаков организма.

ТУР №6. Черный ящик
1. — Это растение разводится с древнейших времён ( еще в бронзовом и даже каменном веке). В Индии он разводился издревле.

— В 2004—2005 годах на Международной космической станции в экспериментах Института биологических проблем РАН получены несколько репродукций семян этого растения в состоянии невесомости.

— Колдуны в деревнях часто использовали для колдовских операций части этого растения как очень сильное магическое средство.

Читайте также:  Выбрать_электросушилку_овощей_фруктов

— Латинское название Pisum sativum

Источник

Странности Азии.

Всем известно, что страны Дальнего Востока достаточно загадочны. Многие ритуалы и традиции остаются для нас экзотическими, а, порой даже и дикими для понимания. Несколько примеров азиатских особенностей.

Что такое икебана ?

икебана

В отличии от флористики, где основной принцип подбора цветов заключается в коммерции, икебана — это целое искусство. Если флористом движет желание самовыражения и коммерческая необходимость, то икебаной движет философия, путь познания себя и окружающего мира.

Русские матрёшки

Матрешки

Культура России для многих иностранцев состоит из нескольких вещей — водка, баня и матрешки. Любой иностранец приезжающий в Москву или любой другой российский город обязательно увозит с собой национальный русский сувенир — матрёшку. Но как они пришли в Россию?

Японская баня

японская баня

В Японии, как и в России, баня является не только средством обычной гигиены, но и своеобразным национальным достоянием, национальной традицией. Но кроме того, японская баня не похожа ни на какую другую: подобно древнеримским термам, она является и местом встреч, бесед и отдыха.

Съедобные цветы

салат из цветков

Министерство сельского хозяйства Японии разработало программу выращивания съедобных цветов.

В последнее время появилась мода на кушанья из хризантем, лепестков розы и даже цветов священной для японцев вишни.

Для чего нужна кошка на корабле ?

рыжая кошка

История морского дела полна курьезов. Например, в Японии XVII-XVIII веков один уважающий себя капитан не выходил в плавание без кошки. Больше всего ценились рыжие кошки.

Матросу, сумевшему перед отплытием поймать такую кошку, прощались все его прегрешения.

Кошку не заставляли ловить мышей, а берегли для более важного дела.

Как выращивают квадратные арбузы ?

квадратный арбуз

Молодой японский овощевод Томоюки Оно сумел вырастить квадратные арбузы. Он утверждает, что плоды такой формы гораздо удобнее для перевозки и хранения. Эти квадратные арбузы не являются особым сортом, форма плода не закреплена в наследственности.

Как отпугнуть акулу ?

Акула

Акула — опасный морской хищник, и поэтому борьба с нею ведется не одно десятилетие. Интересно, что попав в сеть акула чувствует себя не очень хорошо, если не сказать отвратительно. По своей натуре они настолько пугливы, что в этот момент у них от испуга может случится инфаркт.

Методов борьбы с акулами много, но вот одна японская фирма «Мурораки санояма» разработала новый метод.

Какой расход древесины на японские палочки «марибаши» ?

Японские палочки марибаши

В некоторых азиатских странах вместо вилок стали употреблять пластмассовые палочки. А вот в Японии до сих пор хранят верность деревянным палочкам «марибаши». Столовые, рестораны и отели Японии ежегодно закупают 11,3 миллиарда таких палочек. Используют их только один раз и затем выбрасывают.

Миражи для туристов

Миражи

Японский приморский городок Уоцу известен своими миражами. Весной и осенью в теплые дни многие здания сказочным образом начинают парить над заливом Тояма.

Ученные объясняют феномен волной холодного воздуха над морем, возникающего при таянии снега в окрестных горах.

Источник

Оцените статью