Модель_цепи_питания_леса

Содержание
  1. Как составить модель пищевой цепи на примере елового леса?
  2. Жизнь леса стр. 164 – 169
  3. 1. Рассмотрите в гербарии растения смешанного леса. Определите их с помощью атласа — определителя.
  4. 2. По рисунку учебника (с. 166 — 167) познакомьтесь с разнообразием живых организмов леса. Назовите их, закрыв подписи полоской бумаги, а потом проверьте себя.
  5. 3. С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в смешанном лесу.
  6. Пример экологических связей в смешанном лесу для 4 класса
  7. 4. Что же такое лес? Попробуйте дать определение. Проверьте себя по тексту учебника.
  8. 5. По своим наблюдениям расскажи, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах вашего края.
  9. 6. Построй модель цепи питания, характерной для лесного сообщества вашего края.
  10. Пример модели цепи питания лесного сообщества для 4 класса
  11. Например:
  12. 7. Прочитай текст. Используй полученную информацию при рассказе о связях экологических.
  13. Рассказ об экологических связях в сообществе леса для 4 класса
  14. 8. По приведённому на с. 165 плану дай характеристику лесного сообщества. При раскрытии пунктов 4—6 используй знания, полученные на уроке «Лес и человек».
  15. Характеристика лесного сообщества по плану для 4 класса
  16. Обсудим!
  17. Какие нарушения экологических связей могут произойти в лесу по вине человека? К чему это приведёт? Что нужно делать, чтобы таких нарушений не было?
  18. Проверь себя по теме «Жизнь леса»
  19. 1. Что такое лес?
  20. 2. Почему лес называют единством живой и неживой природы?
  21. 3. Какие группы организмов составляют природное сообщество леса?
  22. 4. Как обитатели леса связаны между собой?
  23. Задания для домашней работы
  24. 1. Запиши в словарик: природное сообщество.
  25. 2. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Лесные тропинки», «В лес по ягоды», «Пожалейте берёзы». Проанализируй своё поведение в природе: были ли поступки, за которые тебе стыдно, или такие, которыми ты гордишься.
  26. 3. Понаблюдайте за жизнью леса. Воспользуйтесь атласом-определителем для распознавания его обитателей.
  27. На следующем уроке
  28. Вспомни свои наблюдения на лугу. Какие растения и животные там живут? Чем луг отличается от леса?
  29. Полезные ссылки:

Как составить модель пищевой цепи на примере елового леса?

Большая просьба не путать этот вопрос с пищевой цепью просто леса.

Нужен именно еловый, т.е. в цепи питания должна быть либо хвоя, либо шишки, обязательно ель, а не просто листья. Можно писать словами, можно в виде схемы. Желательно, чтобы примеры были не только из 2, но и из 3 звеньев.

Лес — это целая система, в которой существует живая и неживая природа в тесной взаимосвязи друг с другом. Природное лесное сообщество образуют образуют вместе все живые обитатели леса: растения, птицы и животные. Внутри такого вот лесного сообщества о взаимоотношениях живых организмов помогут нам узнать, так называемые, пищевые цепочки. Каждый живой организм в пищевой цепочке кем-то или же чем-то питается, а также становится пищей для кого-то.

Читайте также:  Как_пишется_черника_по_английски

Пищевая цепочка состоит из нескольких групп живых организмов:

  • 1 группа — это растения, бактерии;
  • 2 группа — это растительноядные животные;
  • 3 группа — это хищники.

А так как сильные хищники по обыкновению питаются более слабыми, поэтому к этому списку можно добавить 4 группу — сильные хищники.

Самую обширную часть суши занимают хвойные леса, которые кормят своих обитателей. Семенами шишек питаются птицы, грызуны, а иногда и хищники. Излюбленной пищей кедровок, бурундуков, полёвок и белок являются семена кедровой сосны. Врагом грызунов является куница, хотя и небольшой, но очень быстрый и ловкий хищник. Куницы, в свою очередь, — это пища для более крупных хищников, например, для рыси.

Пищевые цепочки на примере елового леса:

  • кора ели -> заяц -> волк;
  • хвоя ели -> глухарь -> лиса -> бурый медведь;
  • кора ели -> благородный олень -> волк;
  • семена шишек -> белка -> куница -> рысь;
  • гриб -> мушка грибная -> землеройка -> змея гадюка -> ястреб;
  • короед -> дятел -> сокол.

Источник

Жизнь леса стр. 164 – 169

Окружающий мир

Из этой темы учебника «Окружающий мир» четвероклассник узнает о том, как протекает жизнь леса, почему его нужно беречь и охранять.

1. Рассмотрите в гербарии растения смешанного леса. Определите их с помощью атласа — определителя.

В гербарии растений могут оказаться как листья и плоды деревьев, так и травы.

Типичными деревьями являются берёза, осина, ель, сосна, тополь, рябина, черёмуха.

Гербарий растений смешанного леса

Обычными травянистыми растениями являются купальница, ландыш, земляника, хохлатка, копытень.

2. По рисунку учебника (с. 166 — 167) познакомьтесь с разнообразием живых организмов леса. Назовите их, закрыв подписи полоской бумаги, а потом проверьте себя.

В лесах обитает много зверей, птиц, насекомых. Здесь можно встретить кабанов, белок, ласку, полёвку, лесную мышь, дятла, иволгу, дрозда, бабочке, жуков — короедов.

3. С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в смешанном лесу.

Пример экологических связей в смешанном лесу для 4 класса

Мы видим, что в смешанном лесу производителями оказываются различные деревья, кустарники, травы. Ими питаются растительноядные животные — кабаны, белки, мыши, жуки, бабочки.

Есть здесь и хищники. Это насекомоядные птицы — дятлы, иволги, дрозды. Это хищные млекопитающие, например, ласка, которая охотится на мышей и полёвок.

Органические остатки жизнедеятельности попадают в почву, где обитают микроорганизмы и дождевые черви. Эти животные разлагают останки и превращают их в минеральные соли, необходимые для роста растениям. Эту же роль играют и грибы.

4. Что же такое лес? Попробуйте дать определение. Проверьте себя по тексту учебника.

Лес – это сложное природное сообщество, которое состоит из деревьев, кустарников, трав, животных, а также объектов неживой природы — почвы, воды, солнца, воздуха.

Читайте также:  Как_готовится_компот_из_ягод

5. По своим наблюдениям расскажи, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах вашего края.

В нашем крае как раз преобладают смешанные леса. В них растут берёзы, сосны, осины, боярышник, черёмуха, рябина, иногда тополя. В нижнем ярусе много трав, есть земляника и грибы. Из грибов здесь можно найти маслята, рыжики, сыроежки, подберёзовики, валуи, боровики, грузди.

Здесь много птиц, это дятлы, синицы, сороки. Я видела ежей, белок, бурундуков. Водятся здесь и змеи.

А также под деревьями много насекомых. Это различные бабочки, жуки, комары, клещи.

6. Построй модель цепи питания, характерной для лесного сообщества вашего края.

Пример модели цепи питания лесного сообщества для 4 класса

Любая цепь питания начинается с организмов-производителей, то есть с растений, а заканчивается организмами-разрушителями.

Например:

  • Дуб, жёлудь — сойка — сова — микроорганизмы.
  • Дуб, жёлудь — кабан — дождевой червь — микроорганизмы
  • Лесные ягоды — полёвка — ласка — грибы — микроорганизмы.
  • Сосновые шишки — белка — куница — микроорганизмы.

Модель цепи питания лесного сообщества

7. Прочитай текст. Используй полученную информацию при рассказе о связях экологических.

Рассказ об экологических связях в сообществе леса для 4 класса

Все объекты живой и неживой природы, составляющие сообщество леса, связаны между собой.

Рост растений невозможен без солнца, воздуха и воды. А без растений невозможна жизнь тех живых организмов, которые питаются их листвой, плодами, древесиной. Но и эти организмы, в свою очередь, необходимы для жизни хищникам. Не станет растительноядных организмов, вымрут и хищники.

Невозможна жизнь сообщества и без почвы. На ней растут растения, из неё получают питательные вещества, необходимые для их роста. А питательные вещества в почве образуются благодаря деятельности микроорганизмов, червей, грибов, которые разрушают отходы жизнедеятельности других животных и растений.

8. По приведённому на с. 165 плану дай характеристику лесного сообщества. При раскрытии пунктов 4—6 используй знания, полученные на уроке «Лес и человек».

Характеристика лесного сообщества по плану для 4 класса

  1. Название сообщества: лес.
  2. Организмы: Растения (деревья, кустарники, травы), животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, насекомые, микроорганизмы, черви), грибы.
  3. Связи экологические: Растения растут благодаря солнцу, воздуху, почве, воде. Растениями питаются травоядные животные. Ими питаются хищные животные. Микроорганизмы, черви, грибы, разлагают органические останки, формируя плодородный перегной.
  4. Лес — лёгкие планеты, фабрика кислорода. Лесные ягоды и плоды используются в пищу, также как мясо животных. Древесина применяется в промышленности. Лес — место отдыха.
  5. Влияние негативное: вырубка, лесные пожары, охота на животных, сбор ягод, грибов, растений, накопление мусора.
  6. Охрана: создание природных парков и заповедников, высадка молодых насаждений, соблюдение правил поведения в лесу.

Обсудим!

Какие нарушения экологических связей могут произойти в лесу по вине человека? К чему это приведёт? Что нужно делать, чтобы таких нарушений не было?

Главным нарушением таких связей оказывается вырубка лесов. Так человек лишает животных дома, корма, и они могут умереть.

Читайте также:  Иди_через_темный_лес_жанр

А также, нарушением этих связей является браконьерство, когда человек уничтожает какой-нибудь вид животных или растений. Все животные и растения связаны между собой. А значит исчезновение одного звена в такой цепочке приведёт к уничтожению других видов животных и растений.

Выбрасывание мусора, протаптывание тропинок, разорение гнёзд и ловля насекомых, также нарушают экологию.

Чтобы не было таких нарушений, нужно беречь и охранять леса, заботиться об их чистоте, знать и соблюдать правила поведения.

Проверь себя по теме «Жизнь леса»

1. Что такое лес?

Это природное сообщество, единство живой и неживой природы.

2. Почему лес называют единством живой и неживой природы?

Лес не может существовать без объектов живой природы — деревьев, трав, животных, и без объектов неживой природы — солнца, воздуха, воды, почвы.

3. Какие группы организмов составляют природное сообщество леса?

4. Как обитатели леса связаны между собой?

Они связаны пищевыми цепочками и разнообразными связями, которые называются экологическими.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: природное сообщество.

Это совокупность живых организмов и объектов неживой природы, связанных экологическими связями.

2. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Лесные тропинки», «В лес по ягоды», «Пожалейте берёзы». Проанализируй своё поведение в природе: были ли поступки, за которые тебе стыдно, или такие, которыми ты гордишься.

Я никогда не ломаю ветки деревьев и этим могу гордиться. Я не всегда передвигаюсь по тропинкам, но только тогда, когда собираю грибы. Этим я тоже могу гордиться. Грибы я собираю только молодые, съедобные, и срезаю их ножиком. Это тоже правильно.

Я не разоряю птичьих гнёзд, не бросаю мусор, не жгу костры.

Я считаю, что правильно веду себя в лесу.

3. Понаблюдайте за жизнью леса. Воспользуйтесь атласом-определителем для распознавания его обитателей.

Я специально ходила в лес, чтобы понаблюдать за жизнью его обитателей. Мне удалось увидеть, как дятел, прицепившись к стволу сосны, долбит клювом кору. Так он добывает из-под неё личинки насекомых.

Я видела, как бабочки перелетают с одного лесного цветка на другой. Они питаются нектаром. Вместе с ними летают пчёлы и шмели.

Однажды, через тропинку перебежал ёж. Он торопился в своё гнездо.

На следующем уроке

Вспомни свои наблюдения на лугу. Какие растения и животные там живут? Чем луг отличается от леса?

Луг отличается почти полным отсутствием деревьев. На лугу растут только травы и редко кустарники. Зато там много птиц, животных, насекомых. А когда на лугу цветут его многочисленные травы, то он становится разноцветным и очень красивым.

Полезные ссылки:

Источник

Оцените статью