Мнемотаблица_овощи_старшая_группа

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Составление описательного рассказа по теме «Овощи» с использованием мнемотаблицы».

Цель : Закрепить знания детей о признаках овощей.

Задачи: Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях, закрепить представление об овощах.

Учить составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу.

Учить отвечать полным ответом, развернуто.

Способствовать формированию коммуникативных навыков, зрительного внимания и восприятия.

Продолжать развивать память , мышление через игры и упражнения.

Развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы.

Развивать связную речь у детей, активизировать словарь, совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными)..

Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, умение выслушивать ответы сверстников.

Наглядные: рассматривание иллюстраций, мнемотаблица;

Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,

Практические : дидактические игры и упражнения.

Оборудование: Иллюстрации на тему осень; картинки овощей, чудесный мешочек, муляжи овощей, осенние листья, мнемотаблица «Опиши овощи».

Организационный момент

— Чтобы разобраться ,о чем сегодня поговорим, нужно отгадать загадку:

Вот художник так художник

Даже самый лучший дождик эту краску не отмыл.

— Давайте вспомним её признаки, назовите, какие вы знаете? (часто идет дождь, желтеют и опадают листья, на улице прохладно, день становится короче ночи, солнце не так жарко греет и т.п.)

-Да, правильно, это все осенние признаки. Давайте мы с вами пройдем на ковер и продолжим занятие.

— Ой, ребята посмотрите, здесь какой-то мешочек!?

Хотите узнать что в нем? (ДА).

Основная часть занятия

Вы по очереди будете засовывать руку в мешочек и на ощупь определять, что там лежит. ( Дети называют овощи)

— Мы с на прошлом занятии говорили ,чтоовощи очень полезны для человека, а теперь давайте вспомним, какие блюда можно из них приготовить? (салат, суп, сок, запеканку, борщ, рагу и т.д.) А сейчас я буду называть овощ, а вы будете говорить какой суп, из него можно будет приготовить.

Горох, фасоль, картофель, свекла, тыква, баклажан, помидор.

— Отлично справились с заданием! Пойдем теперь разомнемся.

Д/и «На какую фигуру похожи овощи»

— Дети ,каждый овощ напоминает нам какую-то геометрическую фигуру, давайте с вами распределимся овощи к геометрическим фигурам к овалу, треугольнику, кругу.

Морковь, баклажан, кабачок, репа, свекла, огурец, помидор, тыква, горох, редис, картофель, капуста.

— Ребята, вы сказали, что осенью собирают урожай овощей. Сейчас мы вспомним, что растет на нашей грядке. (выполняют движения)
«Наша грядка»
Что растет на нашей грядке? ( поднимаем плечи )
Огурцы, горошек сладкий, ( загибаем пальчики )
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб. («Солим» пальчиками )
Есть редиска и салат –
Наша грядка просто клад. ( показываем «класс»)
Шесть овощей на нашей грядке ( шагаем )
Перечисли по порядку.
Если слушал ты внимательно, ( показываем, как слушаем – рука к уху )
Назовешь их обязательно.

Читайте также:  Классификация_эдельштейна_овощных_культур

Вспоминаем овощи и загибаем пальцы.
— Назовите одним словом, что выросло на грядке? (Овощи)

Составление описательных рассказов по мнемотаблице

— Ну вот, славно потрудились в огороде! Давайте вернемся на свои места и по очереди расскажем о своих овощах. Каждый о своем, который он вытащил из мешочка. А поможет нам в этом таблица.

Воспитатель дает образец описательного рассказа, последовательно показывая по схеме.

«Это баклажан. Он растет на огороде, над землей на кусте, имеет овальную форму. Баклажан большого размера, фиолетового цвета, он вкусный. Из него можно приготовить овощное рагу, запеканку, его можно пожарить».

Дети описывают овощи и фрукты с помощью мнемотаблицы.

Поздним летом в огороде
Собирается народ
Зрел все лето урожай!
Что собрали? Отгадай?
Здесь весною было пусто.
Летом выросла ….. (капуста)
Собираем мы в лукошко
Очень крупную…..(картошку)
От дождя земля намокла –
Вылезай толстушка….. (свекла)
Из земли – за чуб плутовку!
Тянем сочную……. (морковку)
Помогает деду внук –
Собирает с грядки …. (лук)
Вкусно выглядит синьор,
Ярко-красный ……(помидор)
Под листом укрылся молодец
Зеленый, длинный …….(огурец)
Вот и все! Хоть и устали,
Урожай мы весь собрали!

— Ребята, наше занятие подошло к концу. Вам оно понравилось?. И мне тоже понравилось, как вы отвечали на вопросы, играли в игры, описывали овощи. Вы большие молодцы. Я вами очень довольна.

Источник

Мнемотаблица по стихотворению Ю. Тувима «Овощи» (2 фото)

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Этапы работы над стихотворением :

1. Выразительное чтение стихотворения педагогом

2. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Публикация «Мнемотаблица по стихотворению Ю, Тувима „Овощи“» размещена в разделах

3. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу

Предлагаю мнемотаблицу по стихотворению Ю. Тувима «Овощи«

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку,

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох,

И суп овощной оказался не плох!

Мнемотаблица по стихотворению Ю. Тувима «Овощи»

Фото «Овощи»

Фотоотчет о коллективной работе по стихотворению Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы»

Фотоотчет о коллективной работе по стихотворению Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» Коллективная работа по лепке с природным материалом на тему: Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы». За основу своей работы мы взяли стихотворение.

Читайте также:  Фасоль_стручковая_овощами_тушеная

Фотоотчет «Рисование по стихотворению С. Есенина «Береза»

Фотоотчет «Рисование по стихотворению С. Есенина «Береза» Все знают как прекрасна бывает зима. как красива зимняя природа. Совсем недавно Мороз поиграл с природой. как в сказке «Морозка», где Дед.

Конспект индивидуального занятия с аутичным ребенком 5 лет по стихотворению «Мишка» Конспект индивидуального занятия с аутичным ребенком 5 лет. Цели: 1. учить ребенка чередовать кулак-ладонь. 2. формировать умение подражать.

Мнемотаблица для описания лисы и петуха к занятию «Путешествие в сказочный лес»

Мнемотаблица для описания лисы и петуха к занятию «Путешествие в сказочный лес» Что такое мнемотехника? Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоми-нания. Они происходят от греческого.

Мнемотаблица к стихотворению «Жаворонок» Жуковского

Мнемотаблица к стихотворению «Жаворонок» Жуковского .

Мнемотаблица на скороговорку Как же быстро и легко запомнить стихи, скороговорки, чистоговорки, загадки, рассказы? На помощь педагогам и родителям приходит метод — МНЕМОТЕХНИКА.

Фотоотчет «Мнемотаблица на тему 9 мая»

Фотоотчет «Мнемотаблица на тему 9 мая» Мнемотехника — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотаблица «Лето» Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение.

Сценарий музыкального представления по стихотворению С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»

Сценарий музыкального представления по стихотворению С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» Сценарий музыкального представления по стихотворению С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» Разработали воспитатели МБДОУ д/с «Золушка».

Фотографии «Зимние просторы» к стихотворению «Чародейкою Зимою» Ф. И. Тютчева

Фотографии «Зимние просторы» к стихотворению «Чародейкою Зимою» Ф. И. Тютчева Фотографии «Зимние просторы» к стихотворению «Чародейкою Зимою…» автор: Федор Иванович Тютчев (1803–1873) Как прекрасен зимний лес. Как.

Источник

Рассказ-описание с помощью мнемотехники «Овощи»

Образовательные задачи. Совершенствовать навык составления рассказа-описания с опорой на наглядный материал.

Развивающие задачи. Развивать диалогическую и связную речь, память, мышление, зрительное внимание.

Воспитательные задачи. Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества.

Ход занятия.

Воспитатель. Нравится ли вам время года, которое сейчас идет? А вы знаете, что осенью делают в огородах и на полях? (слайд 3).

Воспитатель показывает корзину в овощами.

Публикация «Рассказ-описание с помощью мнемотехники „Овощи“» размещена в разделах

Воспитатель. Я тоже собрала урожай. Как можно все назвать одним словом? (Овощи). О каждом овоще можно многое рассказать! Что можно рассказать про овощ? (Ответы детей). В этом может помочь наглядный план, который нарисовал художник (слайд 4).

Воспитатель делает пояснения по наглядному плану:

Воспитатель. Назовите овощи, похожие на круг, овал, треугольник (Ответы детей) (слайд 6). Какой вкус может быть у овощей? (сладкий, горький, кислый, пресный, острый, сочный, хрустящий и т. п.). Где могут расти овощи? (на земле, в земле, на кустике). Какие они могут быть на ощупь? (гладкие, шершавые, пупырчатые).

Педагог предлагает 2-3 детям составить рассказ-описание об овощах по наглядному плану (слайд 5).

Игра с мячом «Поварята».

Педагог бросает мяч ребенку и говорит название блюда (салат из моркови). Ребенок отвечает на вопрос «Какой? Какая? Какое? Какие?» (салат из моркови — морковный) (слайды 7-12).

Дети возвращаются на свои места.

Воспитатель. Ребята, что делать, если вы захотите составить рассказ-описание о других овощах, а наглядного плана у вас не будет?

Педагог подводит детей к тому, что можно каждому нарисовать свою схему.

Читайте также:  Можно_ли_той_терьеру_сырые_овощи

Воспитатель. А вы сможете так же нарисовать, как художник? Нам помогут условные обозначения (символы, которые мы с вами сейчас придумаем (слайды 13-20). У нас получилась дорожка из символов (слайд 22). Она называется «мнемодорожка». Скажите, вам понятны обозначения? (Ответы детей). Можно ли, глядя на эту дорожку, рассказать об овоще? (Ответы детей).

Воспитатель вызывает 2-3 детей для рассказа-описания овощей по своей мнемодорожке.

Воспитатель. Что мы с вами сегодня делали? (Ответы детей). Как вы думаете, символы в мнемодорожке легко запомнить? (Ответы детей). Они всегда будут у вас в памяти, и вы сможете без труда описывать овощи.

Прикреплённые файлы:

Источник

Использование мнемотехники при изучении темы «Овощи» с детьми 5-7 лет

· что можно приготовить из овощей на 1-ое (борщ, щи, гороховый, свекольный и картофельный супы; рассольник, окрошку и т.п.); на 2-ое (солянку, голубцы, морковные, капустные и картофельные котлеты, овощную икру и т.п.); на 3-е (соки: морковный, томатный, свекольный, огуречный …).

· как вырастить овощ: посадить семечко, поливать, солнышко будет греть землю, полоть- вырывать растения (сорняки), которые мешают расти нашему овощу, в конце лета (осенью) собирать урожай

1.Отхлопать количество слогов в названиях овощей

ОВОЩИ — по-ми-дор, о-гу-рец, кар-то-фель, свёк-ла, мор-ковь, ре-дис, редь-ка, ре-па, лук, чес-нок, пе-рец, ка-ба-чок, ка-пус-та, го-рох, фа-соль, бак-ла-жан, т.д.

2. Разучить (закрепить) стихотворение Ю.Тувима «Овощи» с опорой на таблицу:

Хозяйка однажды с базара пришла.

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Вот овощи спор завели на столе-

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка, капуста, морковка, горох,

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох,

И суп овощной оказался неплох!

3. Пальчиковая гимнастика “Овощи”

По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.

У Серёжки-сорванца – два зелёных огурца.

Да ещё у Петьки две хвостатых редьки.

4. Игра «Доскажи словечко»

В огороде пусто, если нет …(капусты).

Вот зеленый молодец, он зовется …(огурец).

Отлежал себе бочок наш зеленый…(кабачок).

Кто в земле укрылся ловко? Это сочная…(морковка).

Испытает много мук, кто без хлеба скушал…(лук).

Тому, кто занемог, поможет …(чеснок).

В огороде светофор- это красный…(помидор).

Посмотрите-ка, тетя Фекла, уродилась нынче …(свекла).

В земле засела крепко золотая …(репка).

5.Упражнение «Чего не стало?» (с овощами или картинками с их изображением) [Развитие зрительного внима­ния. Совершенствование грамматического строя речи (образова­ние формы родительного падежа существительных).]

6. Игра с мячом «Назови ласково». [Совершенствование грам­матического строя речи (образование существительных с умень­шительно-ласкательными суффиксами).]

7. Практиковаться в построении описательных рассказов об овощах с опорой на схему.

8.

Собери картинку из частей и наклей в тетрадь и раскрась

Источник

Оцените статью