Промежуточный котрольный срез
материал по русскому языку ( класс) на тему
Контрольный диктант по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Контрольный диктат | 19.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Промежуточный контрольный срез
Среди высочайших гор есть прекрасное голубое озеро. Страшны над горным глубоким озером сильные бури. Высокие волны гуляют на широком просторе. Горе маленькой рыбачьей лодке, если она застигнута на озере бурей.
В тихую ясную погоду спокойна голубая озерная гладь. Легкие волны прибоя ласково набегают на береговой чистый песок. После трудного пути путешественнику приятно погрузиться в их прохладную влагу.
Прозрачны воды горного озера. В хорошую погоду на большой глубине видно озерное дно. Маленькие пароходы совершают обычные рейсы по высокогорному озеру. Капитан парохода может показать место, где на дне озера лежит древний город. Не раз добывали рыбаки со дна озера древнюю утварь.
Любители приключений, приезжайте на голубое озеро!
Миновав пустые огороды, Ксения вышла к реке, и в лицо ей повеяло студеной свежестью. Свет воды ударил в глаза, она зажмурилась и несколько минут стояла так, наслаждаясь охватившей ее тишиной. Река здесь текла покорно и тихо, отражая белые облака, порыжелые осенние берега, играя в омутных водоворотах последними яркими листьями. В копытных следах, которыми была изрыта вся кромка берегов, голубыми слитками блестела вода. Из одного следа, запрокидывая черную иголку клюва, пила желтая пичуга. Вспугнутая появлением Ксении, она вспорхнула на ветку ивняка и закачалась на ней, тоненько посвистывая. Под выдвинутым в реку деревянным мостиком захлюпала вода, и Ксения увидела сгорбленную старуху, неуверенно вступавшую на шаткий настил. Она несла на коромысле ведра, полные настиранного белья. Изучая ногами колыхавшиеся доски, седая старуха добралась до края мостиков, осторожно сняв ведра и кряхтя, она опустилась на колени. Несколько минут она сидела, полузакрыв глаза, отдыхая. Прополоскав пару белья, старуха подышала на озябнувшие пальцы, и тут Ксения, не выдержав, быстро побежала по мосткам, чтобы помочь старой женщине.
Когда-то считалось, что предсказывать будущее могут только прорицатели, наделенные способностью предугадывать события.
На самом же деле все мы ежедневно и ежечасно занимаемся довольно точными предсказаниями. Вот вы собираетесь в школу и берете с собой ручку. Почему? Вы предугадываете события, так как ручка вам обязательно понадобится. Вы отправляетесь за город и на вокзале покупаете билет не только туда, но и обратно. Опять предугадали события! Вечером вы будите возвращаться домой.
Так мы легко убеждаемся, что человек постоянно живет не только в настоящем, но и в прошлом и в будущем. И все это благодаря тому, что у него есть память.
Память-это способность человека запечатлевать в головном мозге, сохранять и воспроизводить то, что он ранее воспринимал, переживал , делал, думал. Благодаря памяти люди могут сохранять и использовать накопленный ими опыт, знания, передавать их следующим поколениям.
Напуганный двумя дурными ,по его мнение, предзнаменованиями наш проводник отказался идти дальше. Мы пытались его уговорить. Это, по всей вероятности, нам удалось бы, но один из путников решил над ним подтрунить. Проводник рассердился, повернулся и быстро пошел по тропе обратно. Задерживать его теперь было, конечно, бесполезно. Через несколько минут он скрылся в чаще леса .Обсудив положение мы решили продолжать путь без проводника, но, к величайшей нашей досаде, совсем потеряли тропу и не могли ее найти. Мы направились на шум прибоя. Но наши приключения не закончились. Мы попали в очень глубокие овраги с крутыми склонами. Один раз наш соратник чуть было не сорвался. К счастью, он вовремя ухватился за корни старой ели. Значит, необходимо держаться от берега на незначительном расстоянии, слышать и видеть морскую гладь. К несчастью, мы еще попали в бурелом. Сделав значительный крюк назад, мы благополучно из него выбрали. Посовещавшись, мы решили идти прямо к морю и продолжать путь.
Почти в каждом захолустном городке и в некоторых безвестных деревнях можно встретить хороших художников-самоучек, о работах которых никто не знает и не пишет.
Сколько раз случалось мне находить в глуши, в стареньких избах, стены которых увешаны выцветшими фотографиями и бумажными трескучими цветами, картины без рам. Иной раз к ним нельзя было прикоснуться без того, чтобы из-под них не побежали крупной рысью во все стороны тараканы.
Спросишь какую-нибудь бабку, чьи это картины, и почти всегда услышишь в ответ, что это сынок ее баловался. Неумелые, на взгляд утонченных ценителей, эти картины, открывающие красоту хорошо знакомых мест, полны примитивной прелести.
Лев Толстой-наиболее популярный из современных русских писателей, а «Война и мир», смело можно сказать, — одна из самых замечательных книг нашего времени. Это обширное произведение овеяно эпическим духом; в нем частная и общественная жизнь России в первые годы нашего века изображена рукой подлинного мастера. Перед читателем проходит целая эпоха, богатая великими событиями и крупными фигурами, встает целый мир со множеством выхваченных прямо из жизни типов, принадлежащих ко всем слоям общества. Способ, каким граф Толстой разрабатывает свою тему, столь же нов, сколь и своеобразен; это-не метод Вальтера Скотта и, само собой разумеется, также не манера Александра Дюма. Граф Толстой –русский писатель до мозга костей, и те французские читатели, кого не оттолкнут немногие длинноты и оригинальность некоторых суждений, будут вправе сказать себе, что «Война и мир» дала им более непосредственное и верное представление о характере и темпераменте русского народа и о русской жизни вообще, чем если бы они прочитали сотни сочинений по этнографии и истории. Здесь есть целые главы, в которых никогда не придется ничего менять; здесь исторические лица, чьи черты установлены навеки. Это-непреходящее… Это великое произведение великого писателя, -и это подлинная Россия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данная контрольная работа предназначена для проверки уровня сформированности лексических навыков и предназначена для обучающихся со средним уровнем обученности. Учебник Биболетовой М. З., Unit III.
Контрольная работа рекомендована в качестве срезовой работы за 1 полугодие на уроках русского языка в 9 классе. Работа разбита на 3 уровня: задания первого уровня с выбором ответа, задания второго уро.
Полугодовой срез в 10 классе. Содержит 5 тригонометрических заданий.
Контрольный срез (тестирование) за 1 четверть.
Задания для промежуточного контроля.
Промежуточный срез. 10 класс.
Контрольная работа содержит 10 заданий. Различающихся по содержанию, типу и уровню сложности. Содержание заданий определено на основе примерной программы и планируемых результатов.Работа по биологии.
Миновав пустые огороды ксения вышла
Миновав пустые огороды, Ксения вышла к реке, и в лицо ей повеяло студёной свежестью. Свет воды ударил в глаза, она зажмурилась и несколько минут стояла так, наслаждаясь охватившей её тишиной.
Река здесь текла покорно и тихо, отражая белые облака, порыжелые осенние берега, играя в омутных водоворотах последними яркими листьями. В следах копыт, которыми была изрыта вся кромка берега, голубыми слитками блестела вода; из одного следа, запрокидывая чёрную иголку клювика, пила желтобрюхая пичуга. Вспугнутая появлением Ксении, она вспорхнула на ветку ивняка и закачалась на ней, тоненько посвистывая.
Под выдвинутым в реку деревянным мостиком захлюпала вода, и Ксения увидела седую сгорбленную старуху, неуверенно вступавшую на шаткий настил. Она несла на коромысле вёдра, полные настиранного белья. Щупая ногами колыхавшиеся доски, старуха добралась до края мостков, осторожно сняла вёдра и, кряхтя, опустилась на колени. Несколько минут она сидела, полузакрыв глаза, отдыхая. Прополоскав пару белья, старуха подышала на озябнувшие пальцы, и тут Ксения не выдержала, быстро побежала по мосткам.
— Бабуся, дайте я вам помогу.
По Е. Мальцеву 163 слова.
АЭРОДРОМ В ЛЕСУ
Совершая воздушное путешествие над тайгой, я слышал от лётчиков много интересных рассказов о лесных и охотничьих приключениях. Лётчики рассказывали, как доводилось им наблюдать зверей в тайге. На лесном аэродроме мне показали живого маленького медвежонка. Доставленный из тайги на самолёте, лохматый авиатор чувствовал себя с людьми прекрасно. Он жил в клетке, устроенной на аэродроме. Иногда мишку выпускали гулять, и, смешно переваливаясь, как бы выполняя роль строгой охраны, он гонялся за козами, забиравшимися на запрещённую для посторонних посетителей зону. Кроме авиатора-мишки, жила в штабе лесного отряда, пользуясь общим дружеским расположением, Дуся, маленькая белочка, пойманная лётчиками в лесу во время ночёвки. Но самой большой любовью и почтением пользовался в авиационном отряде ручной журавль Василий Иванович. Важно, точно распорядитель-диспетчер, ходил он по аэродрому. Казалось, что он наблюдает за общим порядком, и можно было подумать, что без Василия Ивановича не отправляется ни один самолёт. Денно и нощно присутствовал он на аэродроме, и странно было видеть ночью стоявшую на одной ноге его высокую фигуру.
По И. Соколову-Микитову. 162 слова.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ВВОДНЫХ СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
1. Вы отгадаете, конечно, кто этот гость нежданный был? (Л.) 2. Разумеется, он не был счастлив. (Герц.) 3. Действительно, по дороге бежали Ваня и Петя, сыновья Дарьи Михайловны. (Т.) 4. Володя, конечно, поехал на берег, но смотреть было решительно нечего. (Ст.) 5. Мы, разумеется, начали разговор о вчерашнем. (Дост.) 6. Что до меня, разумеется, я и тогда уже умел себя держать и, конечно, не осрамил бы никого. (Дост.) 7. Действительно, вскоре рядом с нами причалил старый, кривой на один борт пароход «Палермо». (Пауст.) 8. Кроме них, разумеется, был и Ганя, (Дост.) 9. Тогда я ещё не знал, конечно, двойного смысла андерсеновских сказок. (Пауст.) 10. Витя, безусловно, справится с этой контрольной работой. 11. Наш преподаватель, без сомнения, поможет нам поставить этот спектакль.
1. С его опалённого лица, видно, никогда не сходило лето. (Ст.) 7. Этот разговор продолжался около часа и, по-видимому, произвёл на Андрея Ефимовича глубокое впечатление. 1. К сожалению, из-за холода я не мог взять с собой воды для химического анализа. (Аре.) 2. Отец очень любил обходить с ружьём по следу русаков, но, к сожалению, он не брал меня с собою. (Акс.) 3. К счастью, ливень прошёл стороной. (Кат.) 4. К счастью для врача, а ещё больше для матросов, серьёзных заболеваний почти не было. (Ст.) 5. Дорога, на её несчастье, пошла самая скверная. (Кор.) 6. В дверь постучались, и вошёл, к моему изумлению, Андрей. (Кае.) 7. Мы сказали, что, к сожалению, не узнали их, извинились и ушли. (Б. П.) 8. Ручей был последним серьёзным препятствием, и, к счастью, воды оказалось в нём меньше, чем он ожидал. (Марк.) 9. Я тогда знал азбуку Морзе наизусть и мог выстукивать на ключе, хотя теперь, к сожалению и стыду, не знаю ни одного знака. (Сим.) 10. К удивлению моему, мужик самым благодушным образом здоровается с перевозчиком Тюлиным. (Кор.) 11. К моему огорчению, мне не удалось достать туристскую путёвку, 12. Погода, к нашей общей радости, установилась тёплая, солнечная.
1. По словам окружающих, он считался лучшим охотником во всём уезде. (Т.) 2. По моим соображениям, до реки оставалось не более двух с половиной километров. (Аре.) 3. По его словам, неизвестных людей было трое. (Аре.) 4. Каждый посаженный им куст акации или сирени, по его словам, был совершенно необыкновенного сорта. (Пауст.) 5. По словам капитана, у него в полку был великолепный врач и хорошая сестра. (Пауст.) 6. По-моему, такие зимы были лучшим временем в Батуме. (Пауст.) 7. Все жители были одеты по-праздничному, и, говорят, это было одно из красивейших зрелищ на всём побережье. 4. Итак, в сумерки мы вошли в лес и уже в полной темноте заняли оборону на северной опушке его. (Вершигора.) 5. Колхоз привозит брёвна в село, и, таким образом, все оказываются с дровами. (Сол.) 6. С одной стороны, даже несколько смешной и наивной казалась мне эта его в огне войны уцелевшая обида. С другой стороны, он был прав. (Сол.) 7. Шотландец, например, не мог пользоваться лифтом. (Пауст.) 8. Скобеев посоветовал Алёшке израсходовать деньги по-разумному. Во-первых, одеться, обуться, во-вторых, вместе с ним, Скобеевым, кое-что купить к зиме Надюшке, в-третьих, приобрести необходимый комплект тетрадей, карандашей, наконец, положить часть денег на сберкнижку. (Марк.) 9. Ну, значит, ты не знаешь, кто такой Несчастливцев и как с ним разговаривать. (А. О.)
1. Читатель, конечно, подумает, что я был в ужаснейшем расположении, выйдя от Ефима, и, однако, ошибётся. (Дост.) 2. Книг было довольно много, и он, очевидно, их читал и, вероятно, садился читать или принимался писать с чрезвычайно важным и аккуратным видом. (Дост.) 3. Я, впрочем, может быть, сам виноват. (А. К. Т.) 4. У Серёжи, к счастью, оказались акварельные краски, и он, конечно, захотел написать Варварино. (Пауст.) 5. Во-первых, Олег — настоящий парень, во-вторых, он мой лучший друг — значит, парень надёжный. В-третьих, он лучше Жоры знает ребят из школы Горького с седьмого по девятый. 4. Он кажется моложе своих лет. 5. Ехал инженер-путеец или, может быть, архитектор с круглым деревянным футляром, в котором, наверно, были скатаны кальки. (Сим.)6. Рабочие обливались потом, но, казалось, не обращали на это внимания. (Ст.) 7. Работал он небрежно, нехотя, и казалось, что железо принимает разнообразные формы помимо его воли. (Ч.) Иногда искры садились на, плечи и руки рабочих и, казалось, не гасли, а, наоборот, рождались на этих разгорячённых работой людях, Наконец ему стало очень грустно, грустно от тревожной неизвестности. (Дост.) 12. Крепостная служба, правда, ему была мало знакома. (С.-Ц.) 13. Задача решена верно и без всяких исправлений. Читатель, может быть, припомнит молодожёнов-москвичей, что в стороне держались скромно, долгой заняты своей, своей безмолвною беседой про тот наверно, край земли, куда они впервые едут в составу собственной семьи.
1. Я, признаюсь вам, измучился. (Т.) 2. В это время, показалось ему, мелькнул перед ним какой-то странный образ человеческого лица. (Г.) 3. Впереди его манило что-то, казалось ему, необыкновенно хорошее, светлое и радостное. 4. Мы вообще, я бы сказал, немного равнодушны ко всему, что окружает нас на земле. Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу её снова. Но, подумал я, старый смотритель, может быть, уже сменён; вероятно, Дуня уже замужем. (П.) 12. Александра Павловна, правду сказать, поняла мало из всего, что говорил Рудин. (Т.) 13. Мы вдруг взглянули друг на друга, и, вспоминаю, я, кажется, покраснел. (Дост.)
1. Щёлкнула щеколда двери из горенки в сенцы, и мать — он узнал её по грузной походке,— шаркая босыми ногами по земляному полу, подошла к наружной двери. (Фад.) 2. Базаров вставал очень рано и отправлялся версты за две, за три, не гулять — он прогулок без цели терпеть не мог,— а собирать травы, насекомых. (Т.) 3. Вася перевозил художника на челне на другой берег озера, менял ему воду для красок (художник рисовал акварельными красками), подавал из коробки свинцовые тюбики. (Пауст.) 4. Ему с первого взгляда понравились наши горы, полярная ночь не испугала его (Григорий приехал в декабре), наоборот, жизнь при электрическом свете представлялась ему чем-то сказочным и необычайно привлекательным. (Чак.) 5. Белизна скатертей, безлюдье, поблескиванье стекла и полированного дерева, левкои на столиках — они дрожали от ветра из иллюминатора и слабо пахли — всё это напоминало последние часы перед праздником: залы убраны и освещены, но гостей ещё нет, (Пауст.)
1. Алексей — читатель уже узнал его — пристально глядел на молодую крестьянку. (П.) 2. Пьер стал рассказывать последнее время их отступления, болезнь Каратаева (голос его дрожал беспрестанно) и его смерть. (Л. Т.) 3. Он меня, вы знаете, очень уважает. (Т.) 4. Раз — это было в середине зимы — она целый день жаловалась на головную боль. (Григ.) 5. Корнев — так звали начальника эскадры — делал блестящую но тем временам карьег ру. (Ст.) 6. Мать и дочь Павловские (это была их фамилия) всё время сидели в своём флигельке и в саду не появлялись. (Кат.) 7. Один раз, сидя на окошке (с этой минуты я всё уже твёрдо помню), услышал я какой-то жалобный визг в саду. (Акс.) 8. На озере — оно называлось Лариным прудом — всегда плавало много ряски. (Пауст.) 9. Володя, Витя и Лёня — так само собой повелось, что они ходили вместе должны были встретиться с представителями партизанского отряда.
ХОЛОД НА СЛУЖБЕ У ЧЕЛОВЕКА
На первый взгляд может показаться, что от холода куда больше неприятностей, чем пользы. Приходится запасаться тёплой одеждой, отапливать дома, убирать с улиц снег и лёд. Словом, разных хлопот из-за мороза много. Правда, без мороза не было бы лыж, коньков и, конечно, мороженого. Всё это вещи приятные, но без них можно бы и обойтись.
Но мороз так нужен людям, что обойтись без него просто невозможно.
Прежде всего человек заставил работать природный мороз. Но в наших широтах он бывает только зимой. Можно, разумеется, зимой наколоть льда, укрыть его от жары опилками и летом держать продукты рядом с этим льдом. Но это не очень хороший способ. Во-первых, не всюду зимой бывает лёд, во-вторых, настоящего мороза всё равно не получается. Ведь как лёд не укутывай, он всё-таки постепенно тает. Значит, температура на таком леднике около нуля градусов. Это, собственно, не мороз, а оттепель.
Учёные и инженеры стали думать о том, как делать искусственный мороз. И, конечно, придумали. Сейчас построено много разных холодильных машин. Одну из них вы, наверное, видели. Это обыкновенный холодильник для хранения продуктов.
По Я. К р ы м о в у. 176 слов.
Через четверть часа мы уже сидели на дощанике Сучка. Нам не очень было ловко, но охотники — народ неразборчивый. Вода скоро появилась у нас под ногами. К счастью, погода была тихая, пруд словно заснул.
Мы плыли довольно медленно. Наконец мы добрались до тростников. Утки шумно поднимались с пруда, выстрелы дружно раздавались вслед за ними. Всех подстреленных уток мы, конечно, не достали, но всё-таки к обеду лодка наша через край наполнилась дичью.
Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял вовсе не отлично. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно. В пылу перестрелки мы не обращали внимания на состояние нашего дощаника, как вдруг от сильного движения Ермолая (он старался достать убитую птицу и всем телом налёг на край) наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте. Через мгновенье мы стояли в воде по горло. Теперь я без хохота вспомнить не могу бледных лиц моих товарищей (вероятно, и мое лицо не отличалось тогда румянцем), в ту минуту, признаюсь, мне и в голову не приходило смеяться.
По И. Тургеневу. 168 слов,
В РУССКОЙ ИЗБЕ
Деревня, в которой я очутился, была мне совершенно незнакома. Значит, не было у меня другого выхода, как стучаться в одно из чёрных окон и проситься переночевать.
Я брёл некоторое время вдоль деревни и неизвестно почему свернул к одной из изб (ничем она не отличалась от остальных, разве что была похуже). Есть, должно быть, у каждой из русских изб эдакое своё «выражение лица», которое может быть либо суровым, либо жалким, либо добрым, либо печальным. Наверно, этим-то я и руководствовался, выбирая, в какое окно постучать.
Сначала я постучал в дверь на крыльце, потом, осмелев, ноготком по морозному стеклу окна.
Через некоторое время я сидел на лавке без желания пошевелиться и блаженно озирался по сторонам. Женщина (ей на вид было лет пятьдесят — пятьдесят пять) достала из печи, погремев ухватом, небольшой чугунок. Я ел, а тётя Маша (так звали женщину) смотрела на меня, сидя напротив, думая о своём.
По В. Солоухину. 141 слово.
НА ПЛАТО УСТЮРТ
Было у Пыльной Бури своё царство-государство. Оно отмечено на картах жёлтым цветом пустынь. Но больше всего, как утверждают легенды, любила Буря каменистое ровное плато Устюрт в Каракалпакии. Было ей, конечно, где разгуляться. Ни кустика, ни деревца, только пыль, пыль, пыль. Без следа, говорят, пропадали в ней караваны.
Несколько лет назад появился на плато город. Большинству жителей его нет ещё, наверное, и тридцати лет. Вот и назвали город Комсомольск-на-Устюрте. В этом городе дети ещё, конечно, очень маленькие. И в школе пока не так уж много учеников. Но недавно они вместе с родителями вышли на решительный бой с Пыльной Бурей. На одиннадцати гектарах посадили сад. Одиннадцать тысяч деревьев, пятьсот кустов роз, две тысячи корней винограда! Воду для них берут из глубоких артезианских скважин. Теперь, без сомнения, можно закрасить зелёным цветом ещё один маленький кусочек на карте Устюрта. Берегись, Пыльная Буря!
По Н. Пижуриной. 138 слов.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ МЕЖДОМЕТИЯХ И СЛОВАХ-ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ДА И НЕТ
1. Ох, уж эти мне охотники! (Т.) 2. Ох, как тяжело, душно как! (А. О.) 3. Ох, ты, баловница! (Т.) 4. Ну, так вы теперь знаете всё. (Дост.) 5. Ну, начинайте, ребятки, начинайте! (Т.) 6. Ну, теперь, батюшка, можете идти. (Т.) 7. Э, да это гроза! (Т.) 8. Э, да что с тобой толковать! (П). 9. О! Зачем я не ворон степной? (Л.) 10. Увы, ни камни ожерелья, ни сарафан, ни перлов ряд, ни песни лести и веселья её души не веселят. (П.) 11. Зайдя в лес, я то и дело натыкался, увы, на следы грибов, а не на сами грибы. (Сол.) 12. Чу! Я слышу топот его коня. (Т.) 13. Чу! Восклицания послышались грозные! (Н.) 14. Ой, полна, полна коробушка, есть и ситец и парча. (Н.) 15. Ах, не говори этого, Кудряш! (А. О.) 16.. Ах, не терзайте меня! (А. О.) 17. Тишина, ах, какая стоит тишина! (Алигер.) 18. Ах ты бедный! (А. О.) 19. Эй, пошёл, ямщик! (П.) 20. У! Баловень! (Гонч.)
Вставить в каждое предложение подходящее по смыслу междометие.
1. Как больно! 2. Иди сюда поскорей, Петя! 3. Мои мечты не сбылись. 4. Зачем ты это сделал? 5. Как хорошо быть в лесу! 6. Раздались чьи-то громкие шаги. 7. Что же . ты молчишь, Андрей? 8. Наша команда победила! . Да, были люди в наше время. (Л.) 2. Да, это было, действительно зрелище любопытное, необычайное. (Марк.) 3. Да, нелегко и непросто расставались люди со старым укладом жизни. (Марк,) 4. Да чего же вам надобно? (Т.) 4.Да как же, брат, не ночевать же нам на дороге? (Т.) Да чего же они ждут? (Т.) 7. Да, мы умеем воевать, но не хотим, чтобы опять солдаты падали в бою на землю горькую свою. (Евт.) 8. Да, я это хорошо помню. (Гарш.) 9. Нет, я был слишком счастлив, я не мог спать. (Л. Т.) 10. Нет, моего к тебе пристрастья я скрыть не в силах, мать-земля! (Тютч.) 11. Нет! Никогда я зависти не знал. (П.) 12. Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою. (П.) 13. Нет, тонкий голосок Муму ни когда не раздавался даром. (Т.) 14. Нет у него ни отца, ни матери. 15. Нет, не догнать его уж нам. (А. К. Т.) 16. Нет дороги назад. 17. Нет, не забудет никто никогда школьные годы. (Ош.) 18. Нет, в таких условиях я никак не могу сосредоточиться. (Крут.) 19. О нет! Вы меня не проведёте!
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ
1. Вошла секретарша и доложила: «Инженеры ждут в кабинете директора». (Г. Ник.) 2. Андрей Павлович закричал не своим голосом: «Стой!» (Сол.) 3. Он слез с велосипеда и коротко потребовал: «Документы». (Сол.) 4. Я спросил: «Откуда ты?» 5. Машинист, добродушно улыбаясь себе, в бороду, говорил: «Мастеровому сейчас на селе не пропасть, работа найдётся». (И. О.) 7. Фёдор смотрел на мелькание лопат, на согнутые в напряжённом усилии спины и тихо сказал Якиму: «Митинг не нужен. Агитировать здесь некого». (И. О.). 8. Прощаясь с Токаревым, Рита крепко пожала ему руку и тихо сказала: «Желаем удачи». «У вас нет йоду, молодой человек?» — спросила она. 12. «Машенька! — попросила Нина.— Расскажи нам, что с тобой случилось?» 13. Вошла Серафима Максимовна, спросила: «Вы о чём всё думаете, ад Мария?»
1. На вершине горы стоял хорошо видный сарай, куда била целая противотанковая батарея. (Сим.) 2. Его повели на холмик, откуда были видны позиции неприятеля. Он всё вспоминал Лизу такой, какой он знал её в дни молодости. (Фед.) 3. Чувство, которое охватило Завьялова в вагоне электрички при первом известии о спутнике, сейчас снова
овладело им. (Чак.) 6. Где-то высоко в темноте промчался реактивный самолёт с шумом, который в иные времена
был бы под силу лишь ветру и морю в жестокий шторм. (Чак.) 7. Люди, круг которых всё расширялся по мере расширения поля деятельности Серёжи, уже не казались ему такими необыкновенными. (Фад.)
1. Тут он узнал приёмную, в которой сидел утром, и стал искать выходной двери. (Ч.) 2. Начальник пожелал
видеть Оленина, с которым он был в родстве, и предложил ему остаться в штабе. (Л. Т.) 3. Из передней, дверь в которую была открыта, доносился приглушённый говор. (Фад.) 4 . Вешнее солнышко приветливо глядело с голубого
неба, по которому двигались перистые облачка, и пригревало изрядно. (Ст)5. Оставить раненого командира в лесу, где были немцы, он не мог. 6.Мы пересекли асфальтированную дорогу, по которой только что пришли из города, и прошли с полкилометра в сторону гор. (Сол.) 7. Он довёл его до скамейки, на которой до этого сидел сам, и молча посадил его. (Сим.)
1.Вдруг с той стороны, где сидел отряд Ильина, донёсся раскатистый дружный залп, за ним другой, третий. (Л. Т.) 2. Он отыскал вчерашние следы оленя, подобрался под куст в чащу, в то самое место, где вчера лежал олень, улёгся около его логова. 4. Во время утреннего чая к столу, где сидел Дубава со своими арсенальщиками, протискивался Панкратов. 5. На девственном снегу пустынной лесной дороги вился за ним вялый извилистый нечёткий след, какой
оставляет раненый зверь. (Б. П.) 7. Море было блистающее-голубое, каким оно было всегда в ясные, тёплые, тихие
дни. (С.-Ц.) 6.3а десять лет, что он тут не был весь этот район застроился каменными домами.
1. С того момента, когда он велел Гавриле грести тише, Гаврилу снова охватило острое выжидательное напряжение. (М. Г.) 2. Было время, когда старый замок служил даровым убежищем всякому бедняку без малейших ограничений. (Кор.) 4. Уж целый год работает Павка подручным кочегара на электростанции, куда определил его брат Артём. (И. О.) 5.Бульвар вёл к центральной площади города, откуда лучами расходились недлинные улочки. 6.За окном в ночных потёмках шумела буря, какою обыкновенно природа разражается перед грозой. 7. В один из тех студёных и ясных дней, когда леса одеваются мохнатым, сверкающим инеем, на столичном аэродроме приземлился воздушный корабль. 8. Ты запой мне ту песню, что прежде напевала нам старая мать. (Ее.)11. Гроза, что так уверенно находила с вечера, не дошла до Юрьева. (Сол.) 12. Ёлки, что скромно прятались в роскоши лиственных деревьев, теперь вытянулись вперёд и протянули ветки. (Г. Ник.) 13. Отец взял с собой всё, что полагалось брать в дорогу. 14. На субботник должен прийти каждый, кто хочет видеть свой город чистым.
Дописать рассказ, используя в нём сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.
ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ
В центре небольшой орловской деревни Овсянниково есть восьмилетняя школа. Её построили на месте, где
в годы войны шли бои с фашистами.
Недалеко от школы большая воронка от многотонной бомбы, которую весной заливают талые воды. Все лето около этого «бассейна» раздаются весёлые голоса ребят. После дождя края воронки обрушились. Саша Борзенков, который проходил мимо, увидел странный металлический предмет, наклонился и замер. Из земли торчал остов стабилизатора. Это была бомба, которую.