Межпоколенческая мобильность яблоко от яблони

Работа родителей влияет на способность детей адаптироваться к онлайн-обучению

Чем более рутинным трудом заняты родители, тем хуже их дети были адаптированы к дистанционному формату обучения во время пандемии коронавируса. Такой вывод сделали эксперты Института образования НИУ ВШЭ, опросив несколько десятков семей из девяти российских городов. Так, семьи, где взрослые на работе выполняют «ежедневно повторяющиеся однотипные задачи», удаленный формат обучения приняли в штыки. Там же, где родители обычно сами принимают решения на работе, в дистанте видят преимущество. По мнению авторов исследования, эти факторы больше влияют на восприятие школьниками онлайн-образования, чем, например, уровень семейного дохода. Впрочем, в родительской ассоциации с этим не согласны.

В исследовании Института образования НИУ ВШЭ приняли участие 36 семей из 9 городов России, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Томска, Сыктывкара и Тюмени. В 14 семьях дети учатся в начальной школе, в 18 — в средней школе, в 12 — в старших классах.

Сейчас большинство российских школ вернулись к очным занятиям. Как ранее сообщал “Ъ”, претензии к введенному из-за пандемии дистанционному формату обучения родители высказывали на протяжении всего прошлого года. В частности, жаловались они, не во всех семьях есть возможность обеспечить ребенка персональным компьютером на несколько часов (см. “Ъ” от 23 марта 2020 года). Многие называли такой формат преподавания «самообразованием».

Кроме того, эксперты указывали на возможные психологические последствия такого формата обучения: согласно прошлогоднему исследованию Минздрава, у 83,8% российских школьников из-за самоизоляции и дистанционного обучения наблюдается ухудшение психического состояния.

Авторы исследования выявили связь между работой родителей и способностью их детей адаптироваться к дистанционному формату обучения. Так, в семьях, где родители были заняты «рутинным физическим или умственным трудом» (ежедневно выполняют повторяющуюся работу, следуя заданному алгоритму действий), по отношению к удаленному формату обучения были настроены резко негативно. Взрослые отмечали, что учеба на дому — «пробел в знаниях», учителя «ничего не объясняют», «программу не раскрывают». При этом сами родители зачастую не могли помочь детям в освоении школьной программы. По словам одного из авторов исследования Марии Добряковой, эта категория родителей привыкла, что школа полностью держит весь учебный процесс в своих руках. «В каком-то смысле это полное доверие школе. Необходимость вмешательства в этот процесс вызвала у таких родителей стресс»,— говорит она.

Почему в России стремительно растет протест родителей против дистанционного образования

В тех семьях, где хотя бы один взрослый занимается «нерутинным умственным трудом», особенно с акцентом на коммуникации, например HR-менеджер, который ежедневно взаимодействует с разными людьми, родители и дети ощутили стресс во время перехода на дистанционку, но смогли увидеть и позитивные моменты. «Дети стали лучше высыпаться,— говорят в таких семьях.— Стало больше общения».

Родители из третьей группы — занимающиеся нерутинным трудом, которые чаще сами принимают решения на работе,— увидели преимущества в дистанционном образовании и хотят их сохранить и в очном формате. В таких семьях с одобрением указывали на возможность подстраивать расписание и приоритеты под себя.

Профессии родителей из третьей группы необязательно связаны с креативностью в привычном понимании, но они все были связаны с необходимостью совершать выбор, принимать самостоятельные решения, говорит Мария Добрякова. «В этой группе были и финансисты, и менеджер клинингового объекта, и дама, которая сдавала апартаменты в аренду туристам. Нам было важно не название профессии, а то, как о ней человек рассказывает. Например, один воспитатель в детском саду будет работать, как машина, делать, что ему скажут, а другой искать какой-то индивидуальный подход»,— добавила она.

При этом в большинстве опрошенных семей средний уровень дохода, в четырех — ниже среднего, а в пяти — выше среднего.

«Были состоятельные люди, которые были недовольны тем, как школы организовали этот процесс,— говорит Мария Добрякова.— Они привыкли, что дают четкую инструкцию, как учиться и работать. Поэтому у них новый формат, требующий больше самостоятельности и индивидуального вклада, вызывал раздражение».

«Чем сильнее родители в плане образования и самоорганизации, естественно, у них и контроль сильнее, и сами они более заинтересованы, чтобы их дети были максимально активными и получали больше знаний»,— говорит исполнительный директор Национальной родительской ассоциации Лариса Санатовская. Впрочем, по ее мнению, уровень дохода в семьях все же играет ключевую роль в том, насколько школьники смогли адаптироваться к дистанционке, «если в семье несколько детей, каждого нужно было обеспечить компьютером для занятий, своим рабочим углом».

Источник статьи: http://www.kommersant.ru/doc/4710820

Яблоко от яблони.

Яблоко от яблони, как говорится, недалеко падает.

Да ещё и других задевает. Иногда по голове.

И эта девочка Алиса, точно из неведомой страны, где всё решается силой, запугала всю детскую площадку минут за десять. А лет-то ей не больше трёх.

От мамы тоже поначалу все шарахались. Она визжала вместе с дочкой, слишком эмоционально и громко общалась с ней, а попутно и по телефону с подругой, вставляя иногда крепкое словцо.

Читайте также:  Как привить яблоню грушей весной

Забравшись на комплекс с горками и различными препятствиями, где уже было полно детворы в тёплый выходной день бабьего лета, девочка Алиса начала толкать каждого, кто попадался на её пути. Старшие ребята с удивлением отодвигались, малыши падали, некоторые начинали плакать. Родители кинулись их успокаивать, объясняя, что девочка нечаянно, что ничего страшного.

Мама агрессивной Алисы нервно хихикала, громко поясняя поведение дочки желанием всех обнять. Но на обнимание это совсем не было похоже. Родители и дети терпели. Пока Алиса не толкнула двух мальчишек, на вид чуть старше обидчицы, которые вынужденно кувырком скатились с горки, получив по паре синяков по дороге. Тут мама одного из ребят не выдержала и гневно попросила маму Алисы внимательнее следить за своей дочкой, чтобы та не обижала других детей.

«Что вы кричите, женщина, — возмущённо ответила мама проказницы, — Может ещё полицию вызовете? Ничего страшного не произошло!»

На удивление все промолчали. Некоторые родители позвали своих детей перейти на другие детские комплексы, от греха подальше.

Алиса вместе с мамой торжествовали. Мама нарочито громко хвалила дочь за успехи на детских тренажёрах.

Идиллия продлилась недолго: Алиса вдруг сорвалась и побежала на малышку, мирно катившуюся на трёхколёсном велосипеде рядом по дорожке. Девочка от удара Алисы слетела с велосипеда, потянув его за собой. Об упавший велосипед малышка разбила нос. Бабушка, шедшая за пострадавшей девочкой, кинулась успокаивать внучку, осматривая её попутно. Подошли и другие родители, предлагая платочки, воду.

Мама Алисы взяв за руку дочку, не сказав ни слова, пошла с площадки, на ходу звоня кому-то по телефону.

Хорошо, что Алиса появляется на площадке только в выходные.

Приходит на детскую площадку с двухгодовалым Мишей особенная парочка: всегда в спортивных костюмах, с угрюмыми лицами, как коршуны кружась около своего малыша.

Миша хочет взобраться на горку не по ступенькам, а по скатывающейся поверхности? Все дети должны, по приказу родителей Миши, стоять и терпеливо ждать вскарабкивающегося малыша. Кто-то задел Мишутку? Мама с папой тут же выговаривают обидчику, запугивая физическим наказанием. За обидчика вступились его родители? Мишин папа начинает провоцировать драку.

А Миша всё понимает и потихоньку начинает показывать свою силу, при поддержке мамы и папы: то толкнёт другого ребёнка, то игрушку отберёт.

Многие родители, видя приближающееся «спортивное» семейство, забирают своих детей и уходят от напряжённой обстановки. Остальные терпят.

И как взаимодействовать с такими семьями? Терпеть, как большинство? Чтобы «особенные» чувствовали своё особенное превосходство над окружающими и воспитывали детей, которым позволено всё?

Вступать с ними в конфликт? А они изначально настроены только на ссору, не воспринимают спокойно ни одно обращение от окружающих, всё «в штыки». Ни один адекватный родитель не смог спокойно поговорить и разрядить обстановку. Всё переходило в ругань и угрозы.

Вот и уходим мы с дочкой при появлении «особенных», хотя поначалу пытались играть рядом.

А ведь в жизни придётся и с такими общаться. В каждой группе детсада, в каждом классе будут такие, как Алиса и Миша. Да и всегда были. Только с пресловутой толерантностью их становится всё больше. И не знаю я как правильно научить своего ребёнка достойно, но без конфликтов взаимодействовать с «особенными».

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5de4e8b83d008800ad7b67c0/iabloko-ot-iabloni-5f71870c6e33974a01994746

Почему яблоко падает недалеко от яблони или Почему дети похожи на родителей?

Иногда кажется, что русские варианты одного из постулатов генетики «Яблоко от яблони недалеко падает» были сформулированы неподкупными стражами подъездных дверей – бабушками, которым их незнакомство с господином Менделем и его тремя законами совершенно не мешает с удовлетворением констатировать справедливость его выводов на примере вашей отдельно взятой семьи.

Почему дети повторяют судьбу родителей?

Многие, наверное, скажут, что мол у каждого своя судьба, и что дети, даже если что-то унаследуют от родителей, то все равно проживают свою жизнь, а не родительскую.

Да, это так. Но здесь идет речь не о копии судьбы, чтобы прожить жизнь один в один.

Здесь речь о том, что ребенок, неосознанно скопировав с родителей их установки о своем «Я», о других людях, о мире вообще, а также способы чувствования, мышления и поведения, создаст себе схожий сценарий жизни — счастливый или неудачливый.

И тут не важно, что папа разбивал себе лоб, наступая на грабли, а ребенок разобьет голову, упав с мотоцикла — суть одна, несчастье.

Или если мама была счастлива и удачлива в браке, пусть даже в нищете, но счастлива, то и дочь найдет свое счастье в супружестве, но может и в богатстве.

Ваша судьба — это и есть сценарий жизни, скопированный с родителей или лиц их заменяющих. Но скопирована не вся жизнь до мелочей, а сама суть — счастье и удачливость, посредственность и «коекакерство» или «лузерство» и несчастья… Отсюда и поговорка: «Яблоко от яблони недалеко падает»…

Ну сами подумайте, насколько вы сейчас счастливы по 10-ти бальной шкале, и насколько родитель вашего пола был счастлив в таком же возрасте (если нет родителя своего пола, то кто-то его заменяет…может мама играет и роль папы, или бабушка…).

И что любопытно, это то что с родителя противоположного пола ребенок копирует установки — быть счастливым или несчастным, а с родителя своего пола — копирует как это надо делать.

О происхождении и значении пословицы «Яблоко от яблони недалеко падает»

Конечно, эта старинная русская пословица появилась на свет задолго до подъездных посиделок российских пенсионерок и впервые была напечатана в «Пословицах русского языка» В. И. Даля в варианте «Не далеко от дерева яблочко падает». В этом же разделе «Род-Племя» приведено и необычно большое количество её аналогов: «Мимо яблоньки яблочко не падает», «От яблоньки яблочко, а от ели шишка», «Не растут на ели яблочки, а шишки», «Каково деревце, таковы и яблочки», «Каково дерево, такова и отрасль (и плод)», «Каков корень, таков и отпрыск», «От доброго кореня добрая и отрасль», «От худого семени не жди племени», «От доброго дерева добрый и плод», «Каков корень, таково и семя», «Что посеяно, то и вырастет (и взойдёт)», «Злое семя крапива: не сваришь из него пива» и др.

Читайте также:  Как растить плодовые деревья

Обилие разных вариантов одного и того же выражения свидетельствует о том, что для народа всегда очень важное значение имело происхождение человека, которое оказывало влияние на его судьбу. В этом и заключается смысл данной пословицы. Существуют и более непохожие по виду, но имеющие тот же смысл, вариации этих слов – «Каков отец, таков и сын», «От осинки не родятся апельсинки», «Отец рыбак, и дети в воду смотрят».

Любопытно, что и библейские заповеди в данном случае оказываются вполне созвучны законам генетики: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? (Матфей 7:16)».

Первоначально пословица имела нейтральный характер, но затем стала использоваться с негативным окрасом, указывая на то, что в детях повторяются не только внешние черты, характерные жесты, привычки, но, в первую очередь, недостатки, пороки их родителей.

Как сделать так, чтобы яблоко от яблони далеко падало?

Если вам «не повезло с родителями» — в плане их удачливости и счастливой судьбы — то вы можете «повезти» себе сами (если можно так выразиться).

И если вы только захотите, то поговорка «Яблоко от яблони недалеко падает» — будет не про вас (в случае неудачливости родителей). Или наоборот — про вас (в случае счастливой родительской семьи).

Родителей, конечно, нужно любить, какие-бы они не были — родителей не выбирают. И к престарелым родителям нужно относится с почтением и заботой, в меру сил и возможностей.

И неважно, кто растил яблоко — сладкая и садовая или кислая и дикая яблоня, стройная береза для элитной мебели или сухая береза для дров, твердый дуб, дрожащая осина или высокомерный баобаб…

Важно то, чтобы яблоко стало яблоком, т.е. самим собой, и проживало свою судьбу, которую само выбрало, а не судьбу своих родителей.

Что для этого нужно? Как прожить свою судьбу, как выстроить свой собственный, по своему желанию, потребностям и возможностям, сценарий жизни? Как избежать действия пословицы: «Яблоко от яблони недалеко падает»?

Очень просто. Нужно лишь захотеть и потратить на это некоторое время.

Ломаем действие пословицы «Яблоко от яблони недалеко падает»

Первое, что нужно сделать, чтобы пословица «Яблоко от яблони недалеко падает» (при яблоне неудачнице) не относилась к вам, это проанализировать вашу семью до третьего колена.

Т.е. посмотреть у кого из ваших родных и близких (мама, папа, бабушки и дедушки с обеих сторон, даже если вы их никогда не видели) есть или были схожие личные, эмоционально-психологические и жизненные проблемы.

Конечно, нужно понять свой сценарий — кто вы были, есть и будете в жизни («удачник»-победитель, «покрайнемерщик» или «коекакер»-посредственность или лузер и полный неудачник).
Т.е вам нужно пройти тест «КТО ТЫ ПО ЖИЗНИ» — трижды. Первый раз — о прошлом, второй — о настоящем, и третий — о будущем). Будет понятно что ломать и к чему стремиться.

Второе, после осознания сходства проблем с родственниками и своего действующего сценария, нужно составить список своих основных проблем в жизни, особенно тех, которые повторяются — в чем-то постоянно не везет.

Третье — сложнее, хоть и легко на первый взгляд, — нужно составить список своих желаний — причем реальных, а не фантастических.

Главное и сложное здесь (в избегании поговорки «Яблоко от яблони недалеко падает»)) — это…

  1. составить предложения так, чтобы они были в положительной форме («не быть дураком» — неправильно: правильно — «быть умницей»),
  2. без долженствования, требований и запретов («бросить курить» — неправильно; правильнее — «стать свободным от табака»; также, «должен получать удовольствие от общения — неправильно; правильно — «хочу получать удовольствие…»),
  3. с детальной конкретикой, без абстракций (хочу быть счастливым — неправильно; «хочу радоваться отношениям с мужем» — уже лучше…),
  4. ну и что очень важно — на языке, понятном 7-ми летнему ребенку, т.е. без «заумных, взрослых слов».

Четвертое, четко осознать для себя, что в вашем неудачном сценарии никто не виноват — не вы, не родители. Но в ваших, именно в ваших силах изменить его (родителей учить жизни и изменять не нужно).

Также, для лучшего изменения своих «несчастливых» установок, нужно научиться расслабляться и отвлекаться от внутренних «левых» мыслей и внешних раздражителей.

Для этого вам подойдет психотренинг по Сильва (лучше сами запишите, чем скачивать в сети).

Или тренинг как расслабиться…

Также, хорошо помогает релаксу дыхание животом…, его можно интегрировать в тренинг…

И пятое, берете первую в выписанной иерархии проблему (одну, самую актуальную, или самую простую, а не все сразу) и выписанное желание, и начинаете работать наз изменением поговорки «Яблоко от яблони недалеко падает» — т.е. своего негативного сценария жизни.

Читайте также:  Обработка садовых деревьев при обрезке
Конкретные упражнения по изменению своего сценария неудачника

Итак, вы выполнили все пять пунктов, описанных выше, и теперь готовы сломать для себя поговорку «Яблоко от яблони недалеко падает» — т.е. вы решили не повторять судьбу родителей.

Не ленитесь, практикуйте — иначе ничего не выйдет. Упражнения на исполнение своих реальных желаний — такие же реальные, и к парапсихологии, эзотерике и прочему бреду отношения не имеют.

Знайте для себя, что вашим невезением и несчастьями управляют установки в голове, а не Фортуна, которая отвернулась от вас.

Установки в голове — в подсознании, они восприняты и сохранены в виде образов и картинок, поэтому и изменять их будете аналогично — образным мышлением и практическим закреплением, а не словами и мечтательностью.

«Яблоко от яблони теперь далеко падает» — упражнения по шагам:

Упражнения начинаем после выполнения первых пяти пунктов подготовки (см. выше) — помните об этом:

  1. Берем свое первое желание, которое не реализуется в соответствующей проблеме — по списку
  2. Выбираем удобное место, где никто вас не потревожит (смартфон отключаем). Расслабляемся с помощью тренинга и дыхания (ссылки выше);
  3. Как полностью расслабитесь и отвлечетесь от других мыслей, сразу представляйте себе в уме ту самую проблемную ситуацию, которую хотите отработать и больше не повторять. Представить как можно ярче, в самых мелких деталях. Включая все что видно, что слышно, чем пахнет, какие телесные и вкусовые ощущения.
  4. Как только ярко представите, вообразите проблему и почувствуете негативную эмоцию — прямо здесь и сейчас, в реальности… Так сразу же «отматывайте» свой видеоролик в голове в начало, где вы себя еще хорошо чувствовали. Можно усилить расслабление, если разволновались.
  5. Теперь снова представляете ту же ситуацию в голове, но в положительном раскладе — изменяете «концовку» так, чтобы в реале появилась положительная эмоция или чувство умиротворения, спокойствия и удовлетворенности.

Испытать положительную эмоцию или чувство — очень важно. Чувство вызовет именно ваше яркое представление в расслабленном состоянии.

  • Теперь, с хорошей эмоцией, можно выйти из расслабленного состояния… И займитесь чем-то в настоящем времени, без думок о прошлом и о будущем, будьте здесь и сейчас и душой и телом.
  • Т.к. схожих ситуаций в жизни, по этой одной проблеме, было много — т.е. неудачи повторялись в прошлом. Чтобы закрепить результат в голове, необходимо элементарное повторение.

    Т.е. нужно взять и также отработать в голове, минимум еще пару-тройку схожих ситуаций — тогда подсознание запомнит новые образы и чувства, к тем же схожим ситуациям — и негативы больше не будут повторятся в вашей жизни…

    И ваше желание не само исполнится, а вы его исполните для себя…

  • После это нужно закрепить на практике — в реальной жизни… — несколько раз, и осознанно…
  • После, как закончите с одной проблемой — это произойдет довольно быстро — все зависит от давности и глубины проблемы (обычно уже на первой неделе выполнения упражнений…), перейдете к следующим проблемам и желаниям.

    Главное здесь — не расслабляться, когда как бы вдруг все станет хорошо — может быть рецидив, если не закрепить как следует.
    И не старайтесь сделать все и сразу — психической энергии не хватит. Лучше что-то одно, но качественно…

    Вот и все, что вам нужно знать о пословице «Яблоко от яблони недалеко падает» — как не повторять судьбу родителей и сделать свой сценарий жизни счастливым.

    И важно чтобы не только счастливый конец (happy end), но и вся жизнь, весь ее процесс — счастливый…

    Почитайте о сценарии и судьбе…

    Тесты про жизнь и судьбу:

    Аналоги выражения в английском и прочих языках

    Практически во всех языках мира существуют похожие по смыслу или даже дословно повторяющиеся аналоги этого устойчивого выражения, свидетельствующие о наличии у народов из разных стран, несмотря на разницу менталитетов, одинакового мышления и умения делать правильные выводы:

    • The Apple does not fall far from the tree (англ.) – Яблоко падает недалеко от дерева.
    • Cual cuervo, tal su huevo (исп.) – Каков ворон, таково и яйцо.
    • Jaka jabłoń, takie jabłko (польск) – Какова яблоня, таково и яблоко.
    • Der Apfel fällt nicht weit vom Stamm (нем.) – Яблоко от ствола недалеко падает.

    В соответствии с исключением из общего правила, также предельно чётко сформулированным как «В семье не без урода», впоследствии у данной пословицы появилось продолжение «Яблоко от яблони недалеко падает, но далеко катится».

    Синонимичные выражения

    В русском языке о связи привычек в семьях говорят:

    • От плохого семени не жди доброго племени;
    • От осинки не родятся апельсинки;
    • Отец – рыбак, а дети в воду смотрят;
    • Отсеки собаке хвост – не будет овца;
    • У доброго батюшки добры и детки.

    В иностранных языках множество выразительных эквивалентов:

    • Одинаковый корень – одинаковый плод. (лат.);
    • Каково дерево – такова и груша. (нем.);
    • Как старый петух кукарекнет, так сделает и молодой. (англ.).

    Чтобы обидную пословицу не произнесли в ваш адрес, следите за собой так же строго, как за своими детьми. И пусть, глядя на вас, ваши наливные яблочки с удовольствием падают рядом: стать продолжением славного рода не только не стыдно, но и почётно!

    Источник статьи: http://ggn64.ru/chelovek-i-psihologiya/yabloko-ot-yabloni-nedaleko-padaet-kak-ne-povtorit-sud-bu-roditeley.html

    Оцените статью