Международное сотрудничество в области охраны и использования лесов
Основными целями международного сотрудничества являются дальнейшая интеграция России в мировое лесное сообщество с учетом выполнения принятых обязательств по межправительственным договорам, соглашениям, протоколам, а также использование результатов международного сотрудничества и мирового передового опыта в целях обеспечения стабильных и благоприятных условий для реализации преобразований российского лесного сектора на основе положений нового Лесного кодекса Российской Федерации.
В 2007 г. решались следующие основные задачи: развитие и реализация двусторонних и многосторонних программ сотрудничества в лесном секторе по направлениям, представляющим взаимный интерес; контроль выполнения Россией обязательств по межправительственным договорам, соглашениям, протоколам, касающихся лесного сектора; участие в международном переговорном процессе по лесам; изучение передового зарубежного опыта для внедрения на его основе в российских условиях прогрессивных достижений и современных методов устойчивого, экономически рентабельного и социально ориентированного лесопользования.
В 2007 г. при участии Рослесхоза и его подведомственных организаций на территории России проведено более 20 мероприятий международного характера. Наиболее значимыми явились следующие мероприятия: Международный лесной форум в октябре в Санкт-Петербурге; 4-й Международный юниорский лесной конкурс, в котором приняли участие более 120 молодых людей из 37 стран; неформальная встреча руководителей лесных служб 12 стран; состоявшееся в декабре в Москве 7-е заседание Межправительственного совета по лесопромышленному комплексу и лесному хозяйству стран СНГ, послужившее делу дальнейшей интеграции лесных хозяйств дружественных стран на постсоветском пространстве, на котором права председателя Россия передала Белоруссии. Проведено 5 заседаний рабочих органов двустороннего сотрудничества с основными странами-партнерами.
Подписан ряд принципиально важных документов: на Министерской конференции по защите лесов в Европе (Польша, ноябрь 2007 г.) – 5 документов, в том числе 3 декларации (Варшавская декларация, Варшавская декларация 1 “Леса, древесина и энергия”, Варшавская декларация 2 “Леса и вода”) и 2 министерских заявления (по панъевропейской лесной неделе и по лесным пожарам); в ходе визита в Швецию – 2 программных документа, свидетельствующих о большом внимании к преемственности и развитию существующих отношений (Меморандум о взаимопонимании при осуществлении сотрудничества в области лесных отношений между Федеральным агентством лесного хозяйства и Шведским лесным агентством; Программы российско-шведского сотрудничества в лесном секторе на 2009–2012 годы).
В 2007 г. Рослесхоз выступил с важной инициативой о проведении в России в начале октября 2008 г. Международной научно-практической конференции “Роль леса в управлении климатом” с упором на инновационные и инвестиционные ресурсы. Эта инициатива в комплексе с другими международными мероприятиями, с тематикой, затрагивающей взаимозависимость леса и климата, в том числе с панъевропейской неделей леса, позволила бы сконцентрировать внимание деловых кругов мира на роли леса в создании нормальных условий обитания человека и на имеющихся в этой области проблемах.
В ближайшие годы необходимо сосредоточить внимание на взаимодействии с мировым сообществом по следующим приоритетным для России направлениям: развитие сети модельных лесов с использованием перспективных скандинавских технологий; изучение проблемы усыхания северных лесов и выработка рекомендаций по ее решению; современные методы организации систем инвентаризации и мониторинга состояния лесов, в том числе в интересах борьбы с незаконным оборотом леса; изучение роли леса в процессе климатических изменений и выработка мер для снижения их негативных последствий для живой природы; современные методы защиты лесов, в первую очередь от пожаров.
Источник
Тема 11. Правовое регулирован и и охрана лесов
Вначале студентам следует усвоить роль нормирования. Нормирование и стандартизация и стандартизации в области охраны окружающей среды рассматриваются как основные правовые меры охраны окружающей среды, как функции управления в данной сфере и как институт экологического права.
От студентов требуется знание положений законодательства, регулирующего правовое закрепление лесов в приделах российской федерации – Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», и других нормативно правовых актов. В системе подзаконных актов важно знание государственных природоохранительных стандартов.
Более конкретные условия и порядок пользования лесами, согласно Конституции РФ, определяются на основе федерального закона (п. 3, ст. 36).
При изучении данной темы студенты в начале осознают роль лесов в жизни человека, в развитии растительного и животного мира, выясняют основные факторы воздействия на состояние лесов на современном этапе и пути сохранения и восстановления благоприятного состояния лесов. Для понимания категории лесов как объекта правовой охраны важно видеть различие между лесами городскими, защитными лесами и отдельных насаждений.
С учетом видов воздействия на состояние окружающей среды студенты должны дать полную характеристику видов, функций, критериев определения нормативов. При этом необходимо принимать во внимание специфику источников отрицательного воздействия на окружающую среду — предприятий, транспортных средств, «неточечных» и др.
Так как в природоохранительной практике России применяются разного рода нормативы и стандарты, студентам следует знать различия между ними Студенты должны дать также характеристику экологических стандартов в рассматриваемой сфере.
Основное внимание при этом важно уделить предусматриваемым государственными стандартами требованиям при использовании лесовдля удовлетворения потребностей потребителей.
Завершается изучение темы вопросами регулирования нормирования санитарных и защитных зон. Здесь обращается внимание на виды таких зон и требования к нормированию.
1. Понятие и общая характеристика государственного управления в области природопользования и охраны лесов.
2. Виды управления в экологической сфере. Система органов, осуществляющих управление в этой области.
3. Функции управления в экологической сфере.
4. Участие общественных объединений а также и граждан в охране лесов.
Тема 12. Международное право окружающей среды.
При рассмотрении данной темы студентам нужно помнить о том, что одной из существенных особенностей охраны окружающей среды является то, что нередко те или иные проблемы, возникающие в данной сфере, невозможно решить в рамках одного государства. К таким проблемам относятся охрана озонового слоя атмосферы, защита трансграничных водных объектов, мигрирующих животных и др., для решения которых требуются согласованные действия не одного, а нескольких государств, как правило, определенных, а иногда и всего мирового сообщества.
При подготовки к занятиям студентам рекомендуется более подробно ознакомиться и рассмотреть вопросы связанные: с целями, предметом и объектами международно-правовой охраны окружающей среды; возникновения международных экологических правоотношений.
Необходимо более подробно остановиться на вопросах связанных с рассмотрением нормативных актов как источников международного экологического права и их классификации. Принципы и субъекты международно – правовой охраны окружающей среды.
Источник