Методическое пособие по оценке ландшафтов
для студентов-бакалавров и магистрантов
Института экологии и географии, обучающихся по направлениям
«География» (021000), «Экология и природопользование» (022000)
2011 УДК 712 К 63 Печатается по решению Редакционно-издательского совета ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
методической комиссии Института экологии и географии Протокол № 7 от 13.04.2011 г.
заседания кафедры физической и экономической географии Протокол № 8 от 31.03.2011 г.
проф., д.г.н. О.П. Ермолаев, доц., к.г.н. С.Г. Курбанова, асс. И.М. Гасанов, асс. И.А. Рысаева Рецензент – кандидат географических наук, доцент А.А. Куржанова Метод комплексного (ландшафтного) профилирования и балльной оценки природно-территориальных комплексов: учеб.-метод. пособие / О.П. Ермолаев, С.Г. Курбанова, И.М. Гасанов, И.А. Рысаева. – Казань: Казан.
Учебно-методическое пособие содержит рекомендации и указания по построению комплексного физико-географического (ландшафтного) профиля и балльной оценки природных компонентов и антропогенной нагрузки.
Главная цель построения профиля – изучение, как отдельных компонентов природы, так и взаимосвязи и взаимозависимости морфологических структур ландшафта, а также возможности оценки через условные единицы как природного потенциала ландшафта, природно-территориального комплекса, так и антропогенной нагрузки. Предлагаемое учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного обучения, бакалавров и магистрантов по географическим и экологическим профилям подготовки.
© Казанский университет, © Институт экологии и географии, © Ермолаев О.П., Курбанова С.Г., Гасанов И.М., Рысаева И.А.
Содержание Введение Тема 1. Изучение компонентов природы и их отражение на комплексном физико-географическом (ландшафтном) профиле Тема 2. Материнские породы и их отражение на комплексном физико-географическом (ландшафтном) профиле Тема 3. Построение почвенного профиля Тема 4. Работа с геоботаническим материалом при ландшафтном профилировании и составлении геоботанического профиля Тема 5.
Составление комплексного физико-географического (ландшафтного) профиля Тема 6. Методы балльной оценки Темы для самостоятельной работы Литература Приложения Введение Курс «Методы географических исследований» на современном этапе развития географической науки характеризуется стремлением усилить получение количественных показателей различных компонентов природы, процессов протекающих в природном комплексе, причем, связать все это воедино и определять современное состояние ландшафта и других морфологических единиц и оценить в условных баллах, не поддающихся стоимостной оценке значений, которые можно использовать при изучении антропогенной нагрузки и прогнозировании хозяйственного использования территории с определением через балльную оценку экологического состояния природных и природно-антропогенных комплексов, разработкой рекомендации их оптимизации, либо изменений направления того или вида их использования.
Такой подход к изучению взаимодействия всех сторон ландшафта, как на локальном, так и на региональном уровнях, возможен при комплексном (ландшафтном) профилировании, который является одним из основным методов комплексных физико-географических исследований.
Именно на комплексных профилях как нигде более ярко выявляются ряды сопряженных природно-территориальных единиц (фации) и природнотерриториальных комплексов (подурочище, урочище). Однако такой подход возможен только в том случае, когда исследователь имеет достаточные знания по отраслевым дисциплинам и умеет ими оперировать для познания многосторонних взаимосвязей природы и её оценки. Основными модулями, способствующими успешной подготовке по данному курсу являются география, почвоведение, геоморфология, геология, картография, топография, биогеография, геоботаника, метеорология и климатология, математические методы исследований и др.
Раздел физической географии, включающий исследования закономерностей территориальной дифференциации географической оболочки Земли, называется ландшафтоведением. Этот раздел географической науки изучает как отдельные компоненты природы, так и природно-территориальные образования разного ранга во взаимосвязи.
При изучении геокомплекса важно выявить отдельные компоненты природы в их взаимозависимости, поскольку каждый геокомплекс представляет собой сложную систему частного и общего, внутри которой происходит обмен веществом и энергией и которую можно в дальнейшем оценить.
Наиболее ярко выявление взаимосвязи и взаимозависимости и взаимодействия можно проследить на комплексном физико-географическом (ландшафтном) профиле.
Основными ландшафтными единицами при ранжировании ПТК (природно-территориальных комплексов), являются – ландшафт и его морфологические части: тип местности, урочище, подурочище, фация и др.
Тема 1. Изучение компонентов природы и их отражение на комплексном физико-географическом (ландшафтном) профиле.
Изучение рельефа. Рельеф представляет собой неровности земной поверхности и их закономерное сочетание. Изучение строения земной поверхности наряду с другими природными компонентами дает возможность познать закономерности формирования, существования и прогнозирования распространения геокомплексов. Особенно важно знания геоморфологического строения территории для выделения морфологического строения ландшафта.
Метод геоморфологического профилирования дает возможность выделить отдельные формы рельефа, их закономерное сочетание, т.е.
геоморфологические комплексы, определять морфометрические характеристики и т.п.
Используя линию орографического профиля можно видеть связь потоков вещества, как внутри отдельных форм рельефа, так и между генетически связанными геоморфологическими комплексами.
Для получения наиболее объективной картины линия профиля на топографической карте должна охватывать водоразделы, склоны, долины рек и другие геоморфологические объекты и проходить через максимальные и минимальные отметки высот. При достаточно большом разнообразии изображенного рельефа на топографической карте строятся рабочие профиля.
Топографические карты являются самыми крупными картографическими изображениями земной поверхности. Все топокарты (масштабы 1:100 000, 1:50 000, 1:25 000 и крупнее) унифицированы – обладают сопоставимой номенклатурой (разграфкой), строятся в одной проекции и системе координат, обладают общей системой условных обозначений и установками генерализации.
При построении профиля следует учитывать, что топографические карты ориентированы в направлении «север-юг» (тому направлению соответствуют боковые стороны листа топокарты).
Масштаб комплексного профилирования зависит от целей и задач исследований. При масштабе 1:100 000 охватывается довольно большая территория и на ней отражаются крупные ПКТ, что дает возможность выявить общие закономерности строения территории, при более крупном масштабе – на профиле все компоненты – рельеф, литология, почвы, растительность и др.
отражаются детально, но выявить общие закономерности затруднительно или вообще невозможно.
На аудиторных практических и лабораторных занятиях в качестве основных документов для построения комплексного географического профиля являются фрагменты топографических карт крупного масштаба (прил. 1), с общепринятыми условными обозначениями (прил. 2) и с подробным описанием всех составляющих природы по точкам.
1. На топографической карте наносится линия профиля с таким расчетом, чтобы она охватывала наиболее типичные и характерные участки территории с приуроченными к ним формами рельефа. Сама линия профиля проводится через максимальные и минимальные отметки территории, она по возможности должна проводиться перпендикулярно линиям горизонталей и пересекать все основные элементы рельефа в крест простирания (рис. 1).
2. Орографический профиль строится в прямоугольной системе координат. По вертикальной оси показывают в метрах абсолютные или относительные высоты точек, по горизонтальной – проложение между горизонталями. Поскольку на рабочих фрагментах топографических карт величины превышения точек т.е. колебания высот незначительны по сравнению с линией профиля по горизонтали, для большей выразительности профиля допускается преувеличение масштаба вертикального над горизонтальным в 5-10 раз и более. От выбора отношения обоих масштабов зависит наглядность и правильность изображения морфологических элементов рельефа.
3. Точки пересечения высотных отметок и отметки линии проложения на графике соединяются плавной линией. На линии профиля отмечаются точки исследования, представленные на карте фактического материала.
4. Ниже линии профиля (горизонтальной оси), отступая 3 см строится таблица фактического материала и природно-территориальных комплексов (рис.2).
МАТЕРИНСКИЕ ПОРОДЫ
РастительАссоциации Рис. 2. Физико-географический (ландшафтный) профиль и таблица ПТК 5. В графе «Длина» дается величина горизонтального проложения между горизонталями вдоль данного направления линии профиля в сантиметрах или километрах.
6. В графе «Углы» даются углы наклонов земной поверхности, полученные в результате измерения транспортиром между горизонталями.
7. В графе «Рельеф» после построения линии профиля используя фактические данные и результаты построения указываются характер мезомикрорельефа, который заполняется под графы «положение точки на микро- и мезорельефе» и «мезорельеф». Для этого необходимо использовать таблицу 1, где данные фактического материала дополняются характеристикой склоновых поверхностей. Например, средняя часть покатого склона приводораздельной поверхности; центральная часть пологой поверхности поймы и др.
Очень пологие (слабонаклонные поверхности) менее Тема 2. Материнские породы и их отражение на комплексном физико-географическом (ландшафтном) профиле.
Литогенная основа (структура и состав горных пород) создают каркас рельефа, а четвертичные отложения (материнские породы), через свой генезис участвуют в дифференциации ландшафта на более мелкие морфологические единицы. Литогенная основа в виде изверженных и метаморфических пород выходят на дневную поверхность сравнительно редко, они почти всюду. За исключением горных хребтов, перекрыты рыхлыми осадочными породами.
Эти отложения в зависимости от способа и условий образования могут быть подразделены на морские и континентальные. Наиболее распространены в пределах нашей страны континентальные отложения. Морские – встречаются главным образом на побережье морей и занимают ограниченное пространство.
Именно четвертичные отложения в большинстве случаев являются основой для развития почв и называются материнскими или почвообразующими.
Четвертичные отложения подразделяются на следующие группы:
гляциальные, флювиогляциальные, аллювиальные, пролювиальные, озерноледниковые, озерные, элювиальные, делювиальные, эоловые, морские и др.
В работе на комплексном физико-географическим (ландшафтном) профиле используются данные фактического материала фрагментов карт с описанием точек на территорию исследования.
1. На первом этапе работы с фактическим материалом составляется «рабочая» легенда материнских пород, где указываются генетические типы рыхлых отложений (табл. 2).
Генетические Формулы Номер Цвет Механический состав (пример) В «рабочей» легенде в таблице 2 отмечаются данные по генезису рыхлых отложений в общем порядке, как они отмечены на карте фактического материала.
2. Дальнейшая обработка фактического материала сопровождается их обработкой, группировкой, генерализацией по генезису и механическому составу. Точки с одинаковым генезисом в легенде сводятся в одну строку, например: делювий (d) встречается на точках 1, 5, 7. Последовательность заполнения строк с названиями четвертичных отложений осуществляется по общепринятым в геологии правилам. Вначале пишутся самые древние, затем постепенно доходят в описании до самых молодых пород.
3. Используя материалы орографического профиля и описания форм рельефа на карте фактического материала, ниже линии почв на ширине 1 см и в таблице «Материнские породы» отмечаются генетические типы материнских пород с механическим составом, и указывается формула. На профиле генетические типы изображаются в цвете (для определения окраски четвертичных отложений используется «Географический атлас…» (1983)), а механический состав наносится штриховкой (прил. 3).
Тема 3. Построение почвенного профиля.
Почва – это продукт функционирования геокомплексов, т.е. продукт устойчивого, длительного взаимодействия и совместного развития основных (климат, рельеф, литология, растительность и др.) природных компонентов ландшафта. В.В. Докучаев назвал почву «зеркалом ландшафта», вне ландшафта почва существовать не может. Так, если нет биоты, то в поверхностном слое земной коры формируется кора выветривания. Почва отражает в себе как прошлые этапы развития ландшафта, так и современные процессы его функционирования.
Важным свойством почвы является механический состав и агрегатное состояние.
Полное название почвы включает в себя генетический тип или подтип почвы, разновидность (механический состав по верхнему горизонту), подразряд (эродированность и намытость).
Работа над почвенной составляющей на комплексном физикогеографическом профиле так же делится на три этапа.
Первый – это классификационное определение таксономических единиц почв, данных на фрагментах карт и составление таблицы-легенды почвенного покрова.
Второй – работа с почвенной составляющей на комплексном профиле.
1) Второй этап включает в себя определение иерархичности почв изучаемой территории: типов, подтипов, разновидностей, подразряда, который происходит при составлении «рабочей» таблицы-легенды почвенного покрова, где указываются все точки фактического материала в последовательности их изображения на профиле. После фиксации всех данных о почвах составляется «генерализованная»
объединении однотипных почв разных точек. Таблица и у «рабочей» и «генерализованной» легенды однотипная (табл. 3).
Легенда почвенного покрова на комплексном профиле лесная серая суглинистая смытая (пример) 2) При составлении легенды почвенного профиля, представленные типы почв в основной легенде, располагаются в порядке соответствия с почвенными зонами с севера на юг. Последними в таблице указываются интразональные почвы.
3) Цвета, показывающие различные типы почв, берутся из условных обозначений почвенных карт (Географический атлас. 1983).
2. Третий этап – работа на профиле (рис. 2).
1) Ниже линии орографического профиля на ширине 1 см проводится параллельная линия, где цветом показываются типы, подтипы почв, соответствующие точки на профиле и карте, а штриховкой их механический состав (прил. 3).
2) Границы между почвенными таксонами в виде вертикальных линий доводятся по графе (рис. 2) «Почва». При выделении ареалов распространения почв следует учитывать весь комплекс природных факторов (растительность, литология, рельеф и т.п.).
3) В графе «Почва» даётся полное название почвы, представленное как на карте фактического материала и дополняется данными самостоятельно полученными при анализе фактического материала во взаимосвязи с другими компонентами ПТК.
4) Выше линии профиля у точек с карты фактического материала указывается формула почвенного таксона, дополненная индексом материнской породы. Например, П Тема 4. Работа с геоботаническим материалом при ландшафтном профилировании и составлении геоботанического профиля.
Работа с геоботаническим материалом, данным в описании фактического материала на точках исследования фрагментов топокарт, состоит из двух частей.
Первая часть – это приведение фактического материала в систему, где описанные фитоценозы на точках исследуемой территории группируются в ассоциации, группы ассоциаций, формации, типы растительности. Рассмотрим кратко основные признаки классификации каждого сообщества.
Ассоциация – основная (низшая) единица классификации растительных сообществ, где фитоценозы, сходные, прежде всего по флористическому признаку и по строению (должны совпадать виды господствующие в каждом ярусе, их количественное соотношение, жизненность, а также набор сопутствующих видов). В названии доминирующий вид ставится в конце, например, мятликово-полевицевая ассоциация (полевица – доминант).
Группа ассоциаций – совокупность ассоциации, отличающаяся по сходству состава одного или второстепенных ярусов. В одну группу ассоциации входят ассоциации с одинаковыми эдификаторами (преобладающие в фитоценозах виды растений с сильно выраженной средообразующей способностью, например, в тайге – ель, в степи – ковыль, осоки, в широколиственных лесах – липа, дуб и др.) ярусов. Пример:
ассоциация ельник брусниково-зеленомошный, группа ассоциаций – ельник зеленомошный.
Формация – группа ассоциаций, характеризующая присутствие общих преобладающих видов (или одного преобладающего вида) объединяется в формации. Например, хвойные леса, темнохвойные леса, сухие степи, пойменное влажнотравье и др.
Тип растительности – самая высокая таксонометрическая единица растительного покрова. Все типы растительности выделяются по экологоморфологическому признаку. Наиболее распространенное деление в типах растительности — это следующие фитоценозы: древесная, кустарниковая, травянистая, мохово-лишайниковая и т.п. Так же выделяют такие типы растительности, как гилея, мангры, льянос и т.п.
1. Обработка и группировка фактического материала происходит одновременно с построение «рабочей» легенды растительных сообществ, где в последовательности изучения растительности по точкам фактического материала строится легенда растительных сообществ (табл. 4).
Древесный Широко- Дубовый Липоволиственный лес с липой дубовый (пример) Травянистая Пойменное Влажно- Таволговоразнотравье травно- осоковые После окончания работы по составлению рабочей легенды, где указаны все точки с материалами исследования, строится генерализованная легенда растительных сообществ, объединяющая однотипные ассоциации в типы ассоциации, которые в свою очередь объединяются в формации и типы растительных сообществ. Однотипные фитоценозы в столбце «Номер точки»
объединяются, например, 1, 5, 8.
2. Вторая часть работы построения геоботанического профиля. На линии орографического профиля, где отмечены данные по точкам исследований, используя геолого-геоморфологические, почвенные данные, определяют границы смены ассоциации и группы ассоциации. От этих границ проводят вертикальные линии до графы «Растительность», где дается полное название.
Формула растительного сообщества дописывается к точке с индексами почв.
Примеры условных обозначений различных видов растений приведены в приложении 4.
3. Выше орографического профиля условными знаками на уровне ассоциаций наносится растительность, выделенная в таблице. Условные знаки растительности имеют определенные размеры: деревья – высота 1 см, кустарники – 0,5 см, кустарнички и травы – 0,3 см; цвет – зелёный.
Таким образом, работа по составлению легенды и самого геоботанического профиля требует определенных правил:
1) Определяется иерархичность растительных сообществ: ассоциация – группа ассоциаций – формация – тип растительности;
2) Составление таблицы-легенды растительных сообществ происходит в следующем порядке – древесная, кустарниковая, кустарничковая, травянистая и т.д. и заканчивается культурной растительностью;
3) Границы растительных сообществ на профиле должны учитывать воздействие всех компонентов геокомплекса;
4) У каждой точки исследования, где отмечены индексы почв знаками даётся формула растительного сообщества;
5) Все условные знаки растительного покрова используются в формулах и должны быть отмечены на профиле и расшифрованы в его легенде.
Тема 5. Составление комплексного физико-географического (ландшафтного) профиля.
Общие положения. Цель комплексных физико-географических (ландшафтных) исследований – не только изучение и картографирование отдельных природных компонентов, а комплексное исследование природных комплексов или геосистем локального уровня во взаимосвязи.
Ландшафтную подсистему рангов местность – урочище – подурочище фация принято называть морфологическими частями или элементами ландшафтов. Под морфологической структурой ландшафтных комплексов понимают их строение, т.е. состав и взаимное расположение морфологических частей. В ландшафтоведении, так же как и в других науках, чтобы лучше понять объект исследования, его последовательно расчленяют на все более мелкие, но функционально целостные составные части, вплоть до самой элементарной – названной фацией.
Фация – это элементарная природная геосистема, формирующаяся на одном элементе микрорельефа или части мезоформы рельефа и характеризующаяся однородными геолого-геоморфологическими условиями, одним микроклиматом, одним типом и степенью увлажнения (гигротопом), одной почвенной разностью, одной растительной ассоциацией и единым зооценозом.
Фация обычно занимает либо часть элемента мезоформы (верхняя, средняя, нижняя часть склона) рельефа, либо форму микрорельефа (микрозападина). Вследствие этого основным диагностическим внешним признаком фации является ее положение на одном из элементов микро-, мезоформы рельефа и один биоценоз, одна самая мелкая классификация почвенных единиц.
Следующий ранг внутриландшафтных геокомплексов (морфологических элементов) – подурочище.
Подурочище – цепочка связанных друг с другом фаций, объединенных единым потоком вещества и энергии, тесно связанных генетически, динамически вследствие их общего положения на одном из элементов формы рельефа одной экспозиции. Подурочища как элементы ландшафтных геосистем представлены не повсеместно. Обычно подурочище занимает тот или иной склон мезоформы рельефа. При плоском рельефе выделять подурочища не имеет смысла. При выделении подурочищ особенно важным показателем становится вещественно-энергетическая связь фаций между собой.
Урочища – являются достаточно хорошо выраженными морфологически частями ландшафта. Урочище – это природный территориальный комплекс, представляющий закономерно построенную систему фаций, подурочищ, генетически, динамически и территориально связанных между собой, и обычно занимающий одну мезоформу рельефа. Основным диагностическим признаком для их выделения может быть приуроченность к форме рельефа.
Компоненты природы в урочищах выделяются на уровне групп ассоциаций и подтипов, типов почв.
Местность – это природно-территориальный комплекс, структурногенетически и функционально объединяющий внутри себя закономерно сопряженные и повторяющиеся в определенной последовательности природные территориальные комплексы ранга урочище. Местности обычно соответствуют важнейшим элементам рельефа. На равнинах выделяются местности плакоров, придолинных склонов, надпойменно-террасовые, пойменные комплексы и др. Например, местность всхолмленной равнины, сложенной с поверхности покровными суглинками с определённым типом почв и формацией растительности.
Основным внешним диагностическим признаком для выделения местности может быть приуроченность повторяющихся однотипных сочетаний урочищ на элементе мезо-, макроформы рельефа (типы местности – плакоры (автономные); местность склонов (транзитные); местности местности пойм (аккумулятивные, гидроморфные)).
Ландшафт представляет собой сложно организованный природнотерриториальный комплекс, для которого характерна закономерная упорядоченная повторяемость урочищ нескольких видов и местностей, приуроченных к генетически и морфологически однотипному макрорельефу.
При выявлении ПТК учитываются зональные и азональные признаки на уровне мегаформы рельефа.
Диагностический обособленный контур ландшафта можно связать с одним генетическим типом рельефа и геологической структурой сравнительно низкого порядка (региональной морфоструктурой). Урочища, типы местности все изучаются и картируются. Фации, подурочища изучаются все, но картируются только основные.
Методические указания. Заключительным этапом комплексного подхода при изучении природных компонентов является составление ландшафтного профиля. Этому предшествует изучение всех ПТК и их генерализаций.
На основании фактического материала составляется таблица «Природнотерриториальные комплексы». В ней записываются все фации (коренные и производные), урочища (с указанием названий, фаций, из которых они состоят (1+3, 2+5 и др.)) и природно-территориальные геосистемы ранга местности.
Таким образом, на линии профиля показываются границы ПТК, а в таблице ниже линии профиля и имеющихся граф закладывается название природно-территориального комплекса (рис. 2). Границы ПТК на профиле, как и на карте должны совпадать. Таким образом, ландшафтный профиль, составляемый студентами по материалам покомпонентной характеристики природы, дает возможность оценить внутренние связи внутри ландшафта и её структурных единиц.
Практическая и лабораторная работа студентов как дневного, так и заочного обучения заканчивается оформлением фрагментов карт и таблиц в виде альбома и их защитой на семинарском занятии.
Для оценки ландшафтообразующих компонентов и антропогенной нагрузки может быть использованы разные методики получения оценочных коэффициентов. Рассмотрим несколько способов определения балльной оценки.
Тема 6. Методы балльной оценки.
Получение различий компонентов природы и ПТК в целом, внутри ландшафта для экономической оценки антропогенной нагрузки удобно использовать условные единицы (баллы). Такой подход – балльной оценки принят в почвоведении (прил. 5), в лесном хозяйстве, ресурсоведении, при изучении антропогенной нагрузки, условий жизни населения, природных ресурсов и т.п. Самый простой метод – оценка в условных баллах, при котором можно оценить почти не поддающиеся стоимостной оценке системы значений различных видов природных компонентов и их комплексов (ПТК разного уровня), а также природных ресурсов. Балльная оценка этой системы будет иметь не абсолютный, а относительный характер. Подобный пример – известная 10-ти балльная шкала определения твёрдости минералов.
Примерно по тому же принципу может быть составлена шкала современной относительной ценности (или полезности) различных природных составляющих ландшафта.
Обычно высшим баллом оценивают компонент чрезвычайной ценности по своим свойствам по сравнению с другими компонентами. Низшим баллом – наиболее распространённый или второстепенный по ценности ресурс (компонент). В случае невозможности или трудности определения абсолютных значений, часто используется оценка условными баллами. В качестве примера рассмотрим трёх ступенчатую шкалу значений или величин источников ресурсов: 3 балла – источники всероссийского значения; 2 балла – межрайонного и 1 балл – местного значения. Отсутствие в каком-либо районе, территории того или иного ресурса обозначается – 0 баллов.
При изучении компонентов природы, ресурсов и т.п. составляется таблица, в которой показывается ценность этих ресурсов, компонентов и т.д. в отдельности и в их сочетании (суммарная). Подобную оценку можно получить при изучении ПТК разного уровня (фации, урочище, тип местности, ландшафта и т.д.). Однако следует отметить, что подобная оценка имеет смысл лишь при оценке не отдельных компонентов или ресурсов, а их системы или сочетании. Подобные шкалы коэффициентов могут быть составлены не только по наличию компонентов природы и ресурсов, но и с учётом антропогенной нагрузки: освоенности территории, наличие транспортных путей и т.д.
Весовые коэффициенты, назначенные показателями антропогенной нагрузки неблагоприятному антропогенному воздействию:
Для оценки антропогенной нагрузки на ПТК применяются различные методики. В качестве метода оценки была выбрана линейная оценка следующего вида:
где ai — весовой коэффициент; Ri – нормированное значение показателя.
Каждой группе использования земель присваивается балл, который возрастает по мере увеличения хозяйственного воздействия, т.е. путём взвешивания влияния основных параметров создавалась своеобразная рейтинговая шкала.
Нормирование, т.е. приведение параметра к безразмерному виду, осуществляется разными методами. Главное условие, которое должно при этом соблюдаться – чтобы параметр при нормировании не принимал отрицательного значения и не был бы больше единицы. Этим условием удовлетворяет следующий способ:
После нормирования параметров дальнейшая задача заключается в выборе весовых коэффициентов. Выбор коэффициентов проводился экспертно, при этом выбранные показатели антропогенного воздействия оценивались по степени влияния на окружающую среду и вес параметра пропорционален его важности (табл. 5).
Ю.Г. Иванов и Б.И. Кочуров (Ландшафты…, 2007) предложили коэффициент относительной напряжённости эколого-хозяйственного состояния территории (КОТН), рассчитываемый для любых таксонов анализируемой территории. Он определяется как отношение площади групп земель с низкой степенью антропогенной нагрузки к площади групп земель с высокой степенью антропогенной нагрузки по следующей формуле:
где Р1 и Р2 – площади групп земель с низкой степенью антропогенной нагрузки; Р4 и Р5 – площади групп земель с высокой степенью антропогенной нагрузки.
Классификация групп земель с высокой и низкой антропогенной нагрузкой проводится в соответствии с балльными оценками, приведёнными в таблице 6.
При этом в оценке земель балл со значением 3 отсутствует, поскольку вид антропогенных нагрузок с этим баллом сложно отнести к этой или иной группе землепользования – интенсивного или экстенсивного.
Также Ю.Г. Ивановым и Б.И. Кочуровым (Ермолаев, 2007) при выделении зон экологического состояния территории по коэффициентам напряжённости использовались следующие критерии (табл. 7).
Виды и балльная оценка степени антропогенных нагрузок Земли основных категорий земельного Виды и подвиды Балл антропогенной — земли под лесами, кустарником, болотом 4. Земли государственного лесного фонда лесохозяйственная Интенсивность антропогенной нагрузки и значение коэффициента напряжённости экологического состояния территории антропогенной нагрузки экологического состояния территории, КОТН Кроме показателей антропогенной нагрузки учитывается местоположение ландшафтных выделов, а именно восприимчивость к оказываемому воздействию. Как известно, увеличение антропогенного воздействия, оказываемое в различных парагенетических частях бассейновых геосистем (водораздел – склон – пойма), может активизировать экологически неблагоприятные денудационно-аккумулятивные процессы, а также повлиять на потоки вещества и энергии в ландшафтах.
В итоге для оценки антропогенной нагрузки полученные суммы баллов можно проранжировать следующим образом:
— от 5 до 8 – низкая антропогенная нагрузка;
— от 8 до 10 – умеренная антропогенная нагрузка;
— от 10 до 13 – средняя антропогенная нагрузка;
— от 13 до 16 – высокая антропогенная нагрузка;
— более 16 – очень высокая антропогенная нагрузка.
Для оценки почвенного покрова в ранге местности (или сложных урочищ) и ландшафтов можно использовать следующие подходы (табл. 8,9).
В приложении 5 приведена шкала бонитировки некоторых автоморфных почв.
Продолжительность земледельческих нагрузок Уровень геохимического Травянистые формации Вторичные луга на месте лесных Средний бонитет лесных Средняя полнота лесных Средние запасы лесных Динамика площадей Редкие виды растений (буфер: 150, 300, 3000 м) Другие оценочные таблицы в составе методики, которая может служить для оценки состояния ландшафтных систем (ландшафты, ландшафтные районы, реже – типы местности).
Существуют другие методы, использующие удельные показатели и балльную оценку. Например, метод суммарной оценки геодинамических, ландшафтных, социально-экологических, антропогенных показателей напряжений на земную поверхность. В этом случае выделяются 3 блока показателей, которым присваиваются баллы.
Первый блок геодинамических показателей, вызывающих напряжения земной поверхности, определяются в результате анализа морфологических данных современного рельефа (табл. 10).
Второй блок – ландшафтные показатели связаны с анализом почвеннорастительного покрова. Эти критерии подсчитываются в процентном отношении ко всей исследуемой площади (табл. 11).
Третий блок – социально-экономические показатели определяются в процентном отношении ко всей исследуемой площади, выявляются постоянные критерии влияния антропогенно-техногенного фактора (АТФ):
площадные, линейные, социальные – освоение земель (табл. 12).
Геодинамические показатели экологического потенциала (В1) Геолого-геоморфологические особенности развития современного рельефа трещиноватости 3. Не выраженные в рельефе, известны Значение баллов: 5 – наибольшая изменённость рельефа; 4 – большая изменённость рельефа эрозионными процессами; 3 – средняя изменённость рельефа; 2 – незначительная изменённость; 1 – неизменённый рельеф.
Ландшафтные показатели экологического потенциала (В2) Почвенно-растительные сообщества природно-климатических зон природноприродно-климатические зоны пожарами, вырубками, антропогеннотехногенным фактором, химическими Значение баллов ландшафтных показателей: 5 – полностью изменённые ландшафты; 4 – сильно изменённые ландшафты; 3 – умеренно изменённые; 2 – слабо изменённые; 1 – почти не изменённые.
Ландшафтные показатели экологического потенциала (В3) Значение баллов: 5 – наибольшие, катастрофические нагрузки АТФ; 4 – большие нагрузки АТФ; 3 – средние нагрузки; 2 – умеренные нагрузки; 1 – слабые незначительные нагрузки.
После подсчёта балльности всех показателей (табл. 10, 11, 12) все баллы суммируются для определения коэффициента экологического потенциала на площадь исследуемого региона:
где Q – коэффициент экологического потенциала;
В1 – сумма геодинамических напряжений;
В2 – сумма ландшафтных напряжений;
В3 – сумма социально-экологических влияний антропогенно-техногенных факторов;
Р – площадь исследуемого региона.
Наибольшие показатели свидетельствуют об интенсивных напряжениях и могут быть отнесены к районам экологически повышенного риска.
Используя методики балльной оценки при изучении природнотерриториальных комплексов ранга типа местности, ландшафта через отдельные компоненты и их синтез, а также степень антропогенной нагрузки возможно изучение современного состояния ландшафта и его морфологических единиц, а также прогнозировать дальнейшее развитие территории или региона.
1. Объекты комплексных физико-географических исследований.
2. Что такое природно-территориальный комплекс (ПТК)?
3. Место фации в структуре ПТК.
4. Степень антропогенной изменчивости фации.
5. Урочище.
6. Тип местности.
7. Ландшафт.
8. Что включает в себя основные этапы комплексных географических исследований:
9. Глобальные, региональные и локальные уровни исследований.
10. Изменение комплекса методов при решении разноуровневых и разнокачественных задач.
11. Ландшафтное профилирование.
12. Ландшафтная карта.
13. Прикладные комплексные физико-географические исследования и их актуальность.
14. Методические приёмы решения эколого-географических задач.
15. Методика оценки земель и составление земельного кадастра.
16. Бонитировка почв, растительности.
17. Балльная оценка. Методы балльной оценки.
18. Методы ландшафтно-экологической оценки территории.
19. Фитоценозы. Их классификация.
20. Четвертичные отложения и их роль в формировании современного микро- и мезорельефа.
1. Берлянд Т.Г. Физико-географический атлас мира / Т.Г. Берлянд. – М.:
ГУГК, 1964. – 296 с.
2. Беручашвили Н.Л., Жучкова В.К. Методы комплексных физикогеографических исследований / Н.Л. Беручашвили, В.К. Жучкова. – М.: МГУ, 1997. – 320 с.
3. Географический атлас для учителей средней школы. – М.: ГУТК, 1983.
4. Жучкова В.К., Раковская Э.М. Методы комплексных физикогеографических исследований / В.К. Жучкова, Э.М. Раковская. – М.:
Академия, 2004. – 368 с.
5. Комплексная физико-географическая (ландшафтная) практика / О.П.
Ермолаев и др. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2009. – 92 с.
6. Курбанова С.Г. Полевая учебная практика по почвоведению / С.Г.
Курбанова, В.И. Мозжерин, В.В. Сироткин. – Казань: Изд-во Глаголь, 2008. – 52 с.
7. Ландшафты Республики Татарстан. Региональный ландшафтноэкологический анализ / О.П. Ермолаев и др. – Казань: Слово, 2007. – 411 с.
8. Летняя практика по геоботанике / под ред. В.С. Ипатова. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. – 17 с.
9. Методические указания по проведению практических занятий по курсу «Методы полевых географических (ландшафтных) исследований» / С.Г.
Курбанова и др. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. – 23 с.
10. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас – определитель высших растений / В.С. Новиков, И.А. Губанов. – М.: Просвещение, 1985. – 239 с.
11. Пашканг К.В. Практикум по общему землеведению / К.В. Пашканг. – М.: Недра, 1969. – 232 с.
12. Полевая геология. Справочное руководство: Кн. 1. – Л.: Недра, 1989. – 400 с.
13. Производственная практика: учеб.-метод. указания: в 2 ч. Ч.1.
Организация и содержание практики / И.М. Гасанов и др. – Казань: Казан. унт, 2011. – 32 с.
14. Производственная практика: учеб.-метод. указания: в 2 ч. Ч.2.
Требования к оформлению отчёта по практике / И.М. Гасанов и др. – Казань:
Казан. ун-т, 2011. – 60 с.
15. Псарёв А.А. Справочник офицера по топографическим и специальным картам / А.А. Псарёв. – М.: УНИИНТЕХ, 2003. – 176 с.
Фрагменты топографических карт крупного масштаба Условные обозначения в приложении Литолого-петрографические обозначения наиболее распространенных пород (по К.В. Пашканг, 1969) Механический состав почвогрунтов Индексы генетических горизонтов П1-П2-П3 Слабоподзолистые, среднеподзолистые, П1 D — П2 D — П3 D Дерново-слабоподзолистые, дерново-среднеподзолистые, дерново-сильноподзолистые Л1 – Л2 – Л3 Светло-серые лесные, серые лесные, темносерые лесные Л1оп – Л2оп – Л3оп Светло-серые лесные оподзоленные, серые ed — элювиально-делювиальные m — морские ds -делювиально-солифлюкционные Растительный покров (по К.В. Пашканг, 1969) Шкала бонитировки некоторых автоморфных почв Подзолистые и сильноподзолистые Дерновосреднеподзолистые Дерновослабоподзолистые Светло-серые Типично-серые Тёмно-серые Чернозёмы оподзоленные Чернозёмы выщелоченные Чернозёмы типичные Для заметок
«Литература специальности: Лечебное дело, Педиатрия, Медико-профилактическое дело, Стоматология Основная 1. Антонов В.Ф., Коржуев А.В. Физика и биофизика : курс лекций для студентов медицинских вузов : учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ГОЭТАР-Медиа, 2010. – 240 с. 2. Антонов В.Ф., Коржуев А.В. Физика и биофизика : курс лекций для студентов медицинских вузов : учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ГОЭТАР-Медиа, 2007. – 240 с. 3. Антонов В.Ф., Коржуев А.В. Физика и. »
«Министерство образования и науки Российской Федерации Сыктывкарский лесной институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С. М. Кирова Кафедра теплотехники и гидравлики ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛЕСНОГО ПРОИЗВОДСТВА Учебно-методический комплекс по дисциплине для студентов специальности 220301.65 Автоматизация технологических процессов и производств. »
«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский государственный университет им. А.М. Горького ИОНЦ Нанотехнологии и перспективные материалы Физический факультет Кафедра компьютерной физики Введение в нанотехнологии Методические указания Подпись руководителя ИОНЦ Дата Екатеринбург 2007 Методические указания по изучению специальной дисциплины Введение в нанотехнологии составлены в соответствии с требованиями. »
«Учреждение образования БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра аналитической химии Е. В. Радион, А. Е. Соколовский Теоретические основы аналитической химии Учебно-методическое пособие по дисциплинам Аналитическая химия, Аналитическая химия и физико-химические методы анализа для студентов химико-технологических специальностей Минск 2013 1 Кафедра аналитической химии Е. В. Радион, А. Е. Соколовский Теоретические основы аналитической химии Учебно-методическое пособие по. »
«Нигматуллин Р.Р. Скворцов А.И. Недопекин О.В. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО КУРСУ “МЕХАНИКА” Казань 2001 Печатается по решению Редакционно-издательского совета физического факультета МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО КУРСУ “МЕХАНИКА” (Учебно-методическое пособие для студентов первого курса физического факультета) Издание третье авторы пособия: профессор кафедры теоретической физики Нигматуллин Р.Р., доцент кафедры общей физики Скворцов А.И. ассистент кафедры общей физики. »
«1 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ ВОЛГОГРАДСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ Кафедра физики ФИЗИКА И БИОФИЗИКА Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников 2 курса по специальности 040500 ФАРМАЦИЯ Волгоград-2002 2 Автор: З.А.Филимонова – старший преподаватель кафедры физики Волгоградской медицинской академии Научный консультант: Е.С.Верстаков –заведующий кафедрой физики ВМА, к.ф.-м.н., доцент Рецензент: профессор кафедры общей физики ВГПУ В.С.Харькин Методические указания и. »
«СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛЕСНОЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ Методические указания для подготовки дипломированных специалистов по направлению 654700 Информационные системы специальности 230201 Информационные системы и технологии СЫКТЫВКАР 2007 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛЕСНОЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ. »
«Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Казанский государственный технологический университет О.И. Кондратьева, И.А. Старостина, С.А. Казанцев, Е.В. Бурдова ВОЛНОВАЯ ОПТИКА И КВАНТОВАЯ ФИЗИКА Учебное пособие Допущено Научно-методическим Советом по физике Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по техническим направлениям. »
«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ ОБЩАЯ ГЕОЛОГИЯ Учебное пособие Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2008 Утверждено научно-методическим советом геологического факультета 21 февраля 2008 г., протокол № 2 Составили: В.И. Сиротин, В.М. Ненахов, В.Н. Бунеев, С.А. Коваль, В.А. »
«УДК 3 7 3.1 6 7.1 :[5 3 + 5 4 ] ББК 22.3я721+24я721 Г95 Гуревич, А. Е. Г95 Физика. Химия. 5 кл. : рабочая тетрадь / А. Е. Гуревич, М. В. Краснов, JI. А. Нотов. — 5-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2 0 1 2.— 64 с. ISBN 978-5-358-10489-1 Рабочая тетрадь является составной частью учебно-методического комп лекта, в который входит учебник Физика. Химия. 5—6 кл. авторов А. Е. Гуревича, Д. А. Исаева, Л. С; Понтак. В тетрадь включены вопросы и расчётные задачи, экспериментальные задания и. »
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ Мнацаканов С.С., Варламов А.В., Сидорова И.В. Плёнкообразующие полимеры для носителей записи информации. Учебное пособие Санкт — Петербург 2 УДК 678 : [77+778.5] Мнацаканов С.С., Сидорова И.В., Варламов А.В. Плёнкообразующие полимеры для носителей записи информации СПб.: изд. СПбГУКиТ, 2006. ISBN 5 – 94760 – 082 — x В настоящем учебном пособии рассмотрено несколько представительных видов полимеров, объединяемых, на первый. »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕХАНИКИ И ОПТИКИ В.В. Зуев ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТАНТЫ РАВНОВЕСИЯ КЕТО-ЕНОЛЬНОЙ ТАУТОМЕРИИ АЦЕТОУКСУСНОГО ЭФИРА В РАСТВОРЕ Учебно – методическое пособие Санкт-Петербург 2014 Зуев В.В. Определение константы равновесия кето-енольной таутомерии ацетоуксусного эфира в растворе: Методические указания. СПб: НИУ ИТМО, 2014. 46 с. В методических указаниях. »
«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский государственный университет им. А.М. Горького ИОНЦ Нанотехнологии и перспективные материалы Физический факультет Кафедра физики конденсированного состояния Рентгеновские и нейтронные методы исследования наноматериалов Методические указания по изучению дисциплины Руководитель ИОНЦ Черепанов В.А. _2007 г. Екатеринбург 2007 Лекционный курс Рентгеновские и нейтронные. »
«Министерство науки и образования Российской Федерации Московский физико-технический институт (Государственный университет) ФАКУЛЬТЕТ МОЛЕКУЛЯРНОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ КАФЕДРА МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКИ А. П. Пурмаль В. ПРОСТАЯ КИНЕТИКА СЛОЖНЫХ РЕАКЦИЙ. Учебное пособие Москва 2011 ОГЛАВЛЕНИЕ В. ПРОСТАЯ КИНЕТИКА СЛОЖНЫХ РЕАКЦИЙ Предисловие В-I. Типы сложных реакций В-1.1. Методология изучения сложных реакций В-1.2. Прямая и обратная задача кинетики В-1.3. Типы сложных реакций В-1.4. Активация частиц. »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра биохимии СТРУКТУРНАЯ БИОХИМИЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ МИНСК 2011 1 УДК 577. 11 (112, 113, 114, 115). 15. 16. ББК в.р. Б Авторы О.И. Губич, Т.Н. Зырянова, Е.О. Корик, Т.А.Кукулянская, С.И. Мохорева, Д.А. Новиков, Н. М. Орл, И.В. Семак Рекомендовано Ученым советом биологического факультета 7. 09. 2011 г., протокол № Рецензенты: кафедра биохимии и биофизики УО Международный государственный. »
«Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ухтинский государственный технический университет Сборник лабораторных работ по дисциплинам: Геофизические исследования скважин и Промысловая геофизика Часть I Методические указания для студентов специальностей 130201 Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых, 130304 Геология нефти и газа, 130503 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых. »
«Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО “Уральский государственный горный университет” Л. И. Комарова, В. В. Морилов, Б.И. Бортник КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Методические указания для самостоятельной работы студентов очного и заочного обучения экономических специальностей Екатеринбург 2010 Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО “Уральский государственный горный университет” ОДОБРЕНО Методической комиссией Института геологии и геофизики УГГУ 200 г. Председатель комиссии. »
«Министерство образования Российской Федерации Ростовский государственный университет Бессчетнов И.И., Машкина Е.В. Методические указания к практической части курса ГИСТОЛОГИЯ для студентов заочного и вечернего отделений биолого-почвенного факультета Издание 2-е, исправленное и дополненное Ростов-на-Дону 2001 2 Печатается по решению издательской комиссии по биологическим наукам Ростовского госуниверситета. Протокол № 5 от 22 июня 2001 года Ответственный за выпуск: зав. кафедрой генетики. »
«АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ И ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА Издательство ТГТУ Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тамбовский государственный технический университет М.И. ЛЕБЕДЕВА АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ И ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА Лекции к курсу Тамбов Издательство ТГТУ УДК 543(075) ББК Г4я73- Л Рецензенты: Доктор химических наук, профессор А.Б. Килимник Кандидат химических наук, доцент кафедры. »
«Л.Л. Мейснер Учебное пособие по курсу Кристаллография кафедра физики металлов, ФФ ТГУ, специальность 01.04.07 – физика конденсированного состояния Томск — 2010 УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. М.П. ШАСКОЛЬСКАЯ. КРИСТАЛЛОГРАФИЯ. М., ВЫСШ.ШК., 1976. 2. Ю.И. СИРОТИН, М.П. ШАСКОЛЬСКАЯ. ОСНОВЫ КРИСТАЛЛОФИЗИКИ. М. НАУКА, 1975. 3. Я.С. УМАНСКИЙ, Ю.А. СКАКОВ, А.Н. ИВАНОВ, Л.Н. РАСТОРГУЕВ. КРИСТАЛЛОГРАФИЯ, РЕНТГЕНОГРАФИЯ И ЭЛЕКТРОННАЯ МИКРОСКОПИЯ. 4. К.М. РОЗИН. ПРАКТИЧЕСКАЯ КРИСТАЛЛОГРАФИЯ. М. МИСИС, 2005. »
© 2013 www.diss.seluk.ru — «Бесплатная электронная библиотека — Авторефераты, Диссертации, Монографии, Методички, учебные программы»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Источник статьи: http://diss.seluk.ru/m-fizika/827113-1-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-bakalavrov-magistrantov-instituta-ekologii-geografii-obuchayuschihsya-napravleniyam-geogr.php