Методические рекомендации по ландшафт

Методические рекомендации к практическим работам по МДК 06.01. Садово-парковый и ландшафтный дизайн
методическая разработка

Методические рекомендации к практическим работам по МДК 06.01 Садово-парковый и ландшафтный дизайн разработаны для студентов специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям). Методические рекомендации предназначены для проведения практических работ по МДК 06.01. Садово-парковый и ландшафтный дизайн. В рекомендациях кратко рассмотрены теоретические вопросы курса, представлены задания для практических занятий и рекомендации по их выполнению.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskie_rekomendatsii_k_prakticheskim_rabotam_po_mdk_06.01_sadovo-parkovyy_i_landshaftnyy_dizayn.doc 1.39 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данные методические рекомендации содержат теоретический и практический материал для самостоятельного изучения отдельных тем алгебры и математического анализа , помогут студ.

Данные методические рекомендации содержат теоретический и практический материал для самостоятельного изучения отдельных тем алгебры и математического анализа, помогут студентам 1-2 курса СПО, обучающи.

Методические рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по специальности 43.02.11 Гостиничный сервиспо профессиональному модулю «Организация обслужив.

Методические рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по специальности 43.02.11 Гостиничный сервиспо профессиональному модулю «Организа.

Данные методические рекомендации предназначаются для студентов первых 1 курсов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, изучающих дисциплину .

Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ КК КГТК по специальности СПО 101101 «Г.

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине «Основы поиска работы и трудоустройства&quot.

Источник статьи: http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2020/02/13/metodicheskie-rekomendatsii-k-prakticheskim

Методические рекомендации для планирования школьных учебно-опытных участков и проведения занятий «Ландшафтный дизайн» и «Цветоводство»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

« Дебесский Центр творчества»

для планирования школьных учебно-опытных участков и проведения занятий «Ландшафтный дизайн» и «Цветоводство»

Автор: Первушина Нина Степановна

педагог дополнительного образования

Тема 1. Основные элементы цветочного оформления

Тема 2. Создание цветочных композиций

Тема 3. Гармония цвета

Тема 4. Составление проекта

Тема 5. Разбивка цветника

Тема 6. Посадка цветника

Тема 7. Уход за цветником

Представляю вам рекомендации по ландшафтному дизайну. Данные рекомендациимогут быть использованы при планировании учебно-опытных участков, при проведении занятий «Ландшафтный дизайн», «Цветоводство», а также любителями цветоводами.Методические рекомендации помогут быстро и правильно спланировать любой элемент цветочного оформления.

С уважением Первушина Н.С.

Введение

Цветы прекраснее всего,

Что нам даёт Природа на земле,

То дар её бесценный,

Их яркость нежная

всем возрастам мила,

В гирлянде, в вазе ли –

они везде прелестны,

А в зелени садов тем более уместны .

Ландшафтный дизайн – это искусство формирования окружающей среды с помощью элементов природы и архитектуры.

Цветы — сильнейшее композиционное средство, помогающее организовать участок, подчеркнуть главное, замаскировать неудачи, направить движение в нужную сторону, наконец, разнообразить и украсить весь сад. Плохо, когда они равномерно рассеяны повсюду или высажены в случайных местах и так, что не могут полностью проявить себя. Поэтому в первую очередь еще раз досконально изучите свой участок: достаточно ли он освещен, хорошо ли проветривается, каковы почва и уровень грунтовых вод, рельеф поверхности и возможность регулярного полива, — подходит ли все это цветнику вашей мечты.

Планировка цветников может быть регулярной и свободной, ландшафтной. К цветникам регулярной композиции относят бордюры, рабатки, клумбы, партерные и модульные цветники. Ландшафтные композиции – это миксбордеры, группы, каменистые участки. Особое место занимают солитеры и цветы в контейнерах и вазах. К смешанной композиции относится сочетание регулярного приема и ландшафтного.

Цветочные композиции предоставляют исключительную возможность выразить свой внутренний мир с помощью «языка» цветов. Произведения ландшафтной архитектуры, и в первую очередь цветники, «синтезируют все виды искусства», и создать красочную клумбу, так же как и любое другое произведение искусства, можно лишь изучив основные приемы и средства построения композиции. Помимо этого, важно знать стили, применяемые для оформления цветников, ориентироваться в многообразии цветочного ассортимента и умело использовать агротехнические приемы. Этот бесконечный процесс общения с живой природой, постоянное стремление к новым знаниям может сделать жизнь каждого из нас яркой и насыщенной.

Тема 1. Основные элементы цветочного оформления

Клумба

Клумба — цветник правильной геометрической формы, приподнимающийся к центру и обозреваемый со всех сторон. Клумбы устраивают из однолетних и многолетних растений одного или нескольких видов. На небольшой территории дачного участка вряд ли есть смысл создавать клумбу из декоративных растений, но зато оригинальна и уместна, будет клумба из овощных и пряных растений.

Этот цветник делают следующим образом: сначала вычерчивают границы клумбы, затем внутри отметки снимают грунт толщиной 10—15 см, утрамбовывают поверхность и дно клумбы выкладывают слоем битого кирпича, щебня или гальки. По внутреннему периметру отметки либо выкладывают ряд камней или кирпичей, либо делают керамический или бетонный бортик. Клумбу можно разбить на несколько частей, ограничивая каждую часть камнями или кирпичами. Следует избегать сложных рисунков. После этого в углубление клумбы насыпают почву таким образом, чтобы по краям клумба возвышалась над уровнем почвы на 10 см, а в центре на 30—40 см. По прошествии 10—15 дней, когда земля осядет, высаживают (высеивают) растения по направлению от центра к краям.

Лучшими украшениями составных цветников и партеров являются клумбы. Клумбы — цветники сложного очертания (в виде пересекающихся геометрических фигур), засаженные цветущими или декоративно — лиственными растениями, иногда в сочетании с газоном, с декоративными кустарниками (розы), с оранжерейными растениями в кадках, с вазами и др., предназначенные для обзора со всех сторон.

Клумбы различают по форме построения:

По долговечности цветения:

— смешанные (состоящие из летников и многолетников).

По виду посадочного материала:

По времени цветения:

По характеру посадки:

— сплошные, состоящие из одних и тех же растений;

— составные, состоящие из растений разного рода или одного рода, но разных колеров.

По сложности рисунка:

с простым и орнаментальным или узорчатым рисунками.

По характеру расположения рисунка:

концентрический (рисунок сконцентрирован вокруг центральной части) и эксцентрический (рисунок размещен у краев цветника).

Орнаментальные клумбы в свою очередь подразделяют на мозаичные (со сплошным рисунком по всей поверхности) и ковровые, в которых рисунок располагается на фоне однородного покрытия (из седума, газона и др.) и может прерываться.

В некоторых случаях при устройстве орнаментальных клумб используют инертный материал (цветной песок, гравий, шарики из цветного стекла, гранитный отсев и др.) для фона или абриса (контура).

Ковровые и мозаичные клумбы не только входят в состав партеров как элементы композиций, но и выступают в роли солистов цветочно-декоративного оформления.

Клумбы бывают или плоскими, вровень с землей, или чуть возвышенными в середине, растения высажены на одной линии или в шахматном порядке на одинаковом расстоянии друг от друга.

Клумбы можно оформить в виде различных эмблем, надписей, цветочных часов. Не обязательно рисунок клумбы должен быть симметричным, например, центр круглой клумбы может быть смещён. На небольших клумбах рекомендуется высаживать до 2-3 видов растений.

Из Германии пошла мода на клумбы со скульптурой или вазой в центре. В случаях если на клумбах высаживают луковичные растения (тюльпаны, нарциссы), то после их отцветания – рассаду летников.

1.2. Рабатка

Рабатками называют длинные узкие цветочные полосы по краям дорожек (двусторонние) или вдоль зданий, террас, оград (односторонние). Слово рабатка происходит (от нем. – Rebate – цветочная грядка.).

Как правило, ширина ее колеблется от 40см до 2 м. В середине рабатки растут более высокие растения, по краям — более низкие.

Различают однолетние и многолетние, цветочные, декоративно-лиственные, ковровые, весенние и летне-осенние, сплошные и составные рабатки. Посадка растений в них производится или строгими рядами или «в набивку» (при создании орнамента).

Как сделать рабатку интереснее:

1. Устроить между ними разрывы, сделать их с «выемками» или с закругленными концами (особенно это касается очень длинных и узких рабаток).

2. Удачное решение создание орнамента.

3. Еще один прием — посередине рабатки на определенном расстоянии друг от друга высадить высокие фокусные растения, в этом случае рабатки приобретут и дополнительный объем.

4. Чередовать высокие растения с низкими, подбирая их по колерам.

5. Ввести группы растений — цветочные акценты.

6. С одинаковым интервалом ввести группы растений какого-либо одного цвета.

Повторяя через определенный промежуток отдельные виды растений или их группы, мы создаем определенный ритм. Ритм делает композицию единой и невольно заставляет взгляд скользить по цветнику. Он помогает ограничить палитру цвета, когда есть опасность перенасытить цветник цветом и ассортиментом растений.

Метрический порядок — простейший вид ритма, который возникает при повторе одинаковых элементов и характерен для рабаток с рядами фокусных растений, размещенных через равные интервалы. Важно, чтобы периодичность повторяющихся растений была ограничена. При большом ряде ритмических повторений возникает ощущение однообразия и, как результат, потеря остроты восприятия. В этом случае для большей выразительности или вводят через определенное расстояние более высокое доминантное растение, или украшают середину композиции ярким пятном из однолетних растений.

Использование симметрии и ритма масс, линий, цветовых пятен теплых и холодных тонов придает рабаткам необходимый эмоциональный колорит — торжественность, спокойствие, уравновешенность и др.

Ритм — это чередование соизмеримых элементов целого, совершающееся с закономерной последовательностью. Необходимость ритмических построений для лучшего восприятия цветочно-декоративных композиций лишний раз подтверждает, что ландшафтное искусство тесно связано с биологическими ритмами человека.

Излюбленной темой орнаментов ритмично повторяющихся рисунков — являются растительные мотивы. Почти любое растение в своем строении орнаментально по своей природе. Оно построено по принципу повторов некоторых элементов (листья, цветы, усики). Наиболее простые примеры растительных мотивов имеют зеркальную симметрию.

Для рисунков на рабатках нередко используют национальные орнаменты. Это особенно актуально, если они служат декором площади перед посольством или гостиницей. Слово орнамент происходит (от лат. глагола « ornare » — украшать.). Ритм — основа любого вида орнамента.

Но надо всегда помнить, что за простыми рисунками стоит определенное восприятие окружающего мира, зашифрованное при помощи символов и знаков. Например, извилистая линия считалась символом воды, обладающей таинственными свойствами, одной из стихий мира; круг — солнце, олицетворяющее силу, дарующую жизнь всему сущему; крест не редко служил оберегом, противодействующим силам зла. Такие изображения наши предки наносили на какой-либо предмет для защиты от темных сил. Орнамент с подобными знаками носил особый смысл, как бы служил связью человека с окружающим его миром.

С утратой веры в магическую силу знаков из орнаментов стал улетучиваться их сокровенный смысл, они стали превращаться в элемент украшательства, декора.

Ритм обладает мощной энергетикой и может придать рабатке торжественный либо бодрый, динамичный вид. Например, равномерно повторяющиеся группы высоких растений подобны музыкальной гармонии, вносящей в жизнь ощущение красоты, согласие с миром, спокойствие, тогда как сложный, иррациональный ритм внушает нам чувство неустойчивости, беспокойства.

По своему устройству рабатки могут быть односторонними и двухсторонними, а по геометрии – симметричные и ассиметричные.

1.3. Бордюр

В переводе с французского «бордюр» обозначает «окаймление» ширина 10-40 см. Это узкие сплошные полосы из цветов или зелени, окаймляющие дорожки, газоны, рабатки, клумбы, площадки или отдельные детали цветников.

Бордюр состоит из 1-2 видов низкорослых, компактных растений, чтобы полоса выглядела аккуратно. Для бордюров хороши различные виды агератума, алиссума, лобелии, вербены, очитка, низкорослые сорта бархатцев и некоторые другие растения. Их так и называют «бордюрными». Высота бордюра не должна превышать его ширины.

Бордюр придает любой композиции особую красочность и законченность. Он выполняет организационную функцию, препятствуя высаженным внутри растениям выходить за его рамки. Бордюры выполняют еще одну функцию – прикрывают оголившиеся со временем стебли растений в клумбе. В редких случаях бордюр может стать лишним и мешать восприятию цветника. Как правило, это происходит тогда, когда за основу взят современный рисунок, выполненный в авангардном стиле.

У регулярных цветников есть свои недостатки. Например, даже 2—3 погибших растения образуют заметные глазу пустоты между ровными рядами растений и нарушают внешний вид всей композиции, поэтому в запасе всегда надо иметь растения на подсадку. В свободных же композициях этот факт остается незамеченным.

Конечно, в любых правилах могут быть исключения и при создании формальных цветников не всегда могут соблюдаться все перечисленные правила, однако желательно выполнение хотя бы большинства из них.

1.4. Миксбордер

В переводе слово миксбордер (англ. — mixborder ) означает смешанный бордюр. Это на самом деле видоизмененный бордюр из многолетников, где к ним добавляются кустарники, летники, луковичные, двулетники, почвопокровные и даже небольшие деревца.

Миксбордер — цветник, в котором путем подбора многолетников достигается постоянная смена отцветших растений цветущими, в котором, как правило, присутствуют летники и кустарники.

Сезон цветения в них длится с ранней весны до поздней осени. Миксбордеры рассчитаны на то, чтобы ими любовались с двух или трех сторон. У них плавный контур и сравнительно небольшой размер, а их канву определяют, с одной стороны, цветущие кустарники, с другой — летники и низкие почвопокровные.

Луковичные растения оживят его в начале весны, розы и многолетники будут поочередно создавать яркие вспышки цвета, а летники, высаженные на первом плане, обеспечат яркость и красочность на протяжении всего лета.

Зачастую миксбордер имеет неправильную форму, ширину от 1,5 до 3 м и более. Минимальное расстояние от точки восприятия до его границы должно равняться двойной высоте самого высокого растения. Располагать его необходимо на солнечных, защищенных от холодных ветров участках, на питательных почвах, что позволяет наиболее широко использовать ассортимент растений.

Многолетники, как и в любых других цветниках свободных форм, сажают группами. Чтобы избежать необходимости их подвязывать, рекомендуется выбирать низкорослые и стойкие современные сорта многолетников, подходящие к вашим климатическим и почвенным условиям.

Миксбордер — трудная, но наиболее эффектная композиция, радующая нас в течение длительного времени, поэтому она и занимает ведущее место в цветочном декоре современного сада. Это относительно молодой тип цветника. И поскольку основное его свойство — эффект непрерывного цветения, то при его создании используется значительное количество видов и сортов растений (не менее 20).

Ранней весной, когда еще не сошел снег, появляются крокусы. На смену им зацветают бадан и рябчики, для придания цветнику весной большей яркости луковичные сажают не только на передний план, но и по всему цветнику, между многолетниками (очитками, пионами, хостой и др.). Луковичные, как и летники, — растения-«наполнители». В апреле — начале мая, когда цветник радует сочетаниями сиреневых, голубых, белых и желтых красок, нежные ростки многолетников только появляются из земли. Когда луковичные отцветают, их желтеющие листья закрывают к тому времени уже вполне развившиеся листья пионов, хост и других многолетних растений.

При подборе растений необходимо учитывать сезонные изменения. Интересно осенью колористические сочетания красно-бордовых плоских соцветий очитка видного с пожелтевшими листьями хосты и бордовыми листьями бадана и пионов.

При введении в композицию цветника серебристо-серых растений (полынь, эдельвейс и др.) улучшилось его общее колористическое решение. Краски стали более мягкими и светлыми.

В миксбордере, как и в любой другой композиции, необходим цветовой акцент. В данном виде цветника его создают поочередно расцветающие многолетники — «красивые» растения, а также кустарник.

Вертикальный акцент остается постоянным. Эту роль в миксбордере играют самые высокие растения композиции миндаль трехлопастный (два штамбовых дерева с округлой формой кроны). Деревья, кустарники помогают поддерживать общую композиционную схему миксбордера.

Так как миксбордер имеет значительную протяженность, для лучшего восприятия композиции был введен ритм. Группы астильбы, ирисов, очитка видного, хост повторяются через определенные промежутки.

Большое внимание при посадке растений необходимо уделять текстуре, форме, размеру и цвету листьев. Для получения большего контраста и создания напряжения используют растения с самыми разными листьями: узкими и длинными (ирисы, лилейники, луки).

Миксбордер это сложный многоярусный цветник, ведущий свое происхождение из Англии. Фоном миксбордеру служит стена, ограждение сада, живая изгородь из стриженого кустарника или трельяж из вьющихся растений.

Растения сажают в несколько ярусов не случайно: более низкие цветы, размещенные на переднем плане, закрывают неприглядные или засохшие стебли более высоких. Разбивать миксбордер, нужно имея определенный опыт выращивания и компоновки цветов.

Плотность посадки растений в цветнике должна вытекать из того, что многолетние растения находятся на одном месте несколько лет, и им требуется время для разрастания. Поэтому первое время миксбордер может выглядеть несколько пустым. Прорехи можно заполнять однолетними растениями.

В качестве примера можно рекомендовать следующий набор популярных в России растений:

Задний план (растения высотой 0,8—1,2 м)

Весеннее цветение — спирея японская, сирень обыкновенная.

Летнее цветение — чубушник, дельфиниум, во второй половине лета зацветает гелениум;

Осеннее цветение — георгина, астра многолетняя;

Средний план (растения высотой 40 — 70 см)

Весна — колокольчик средний;

Лето — ромашка садовая, пионы, лилия гибридная, лилейник, колокольчик средний, рудбекия;

Осень — астра многолетняя, хризантема корейская, бессмертник;

Передний план (растения высотой до 30см)

Весна — крокусы и тюльпаны, примула гибридная, гравилат;

Лето — гвоздика гибридная, иберис горький;

Осень – анемоны и крокусы осенние.

1.5. Солитер

В переводе с французского солитёр означает «одинокий», «уединенный».

Солитером называют одиночные посадки цветочных или декоративно-лиственных растений. Для таких посадок подходят крупные многолетники и красиво цветущие кустарники с декоративными листьями либо с крупными цветками или соцветиями, например: амарант хвостатый, гортензия, парковая роза, молочай многоцветковый. Солитеры позволяют разнообразить горизонтальные пространства. На фоне газона очень красив пышный куст фуксии или клещевины, пиона или георгина. Красивое одиночное растение хорошо выглядит у дома или веранды, а на садовом участке — среди газона.

При посадке солитера важно учитывать условия произрастания растения, ведь, как правило, солитеры располагают на открытых пространствах, где они почти целый день находятся на солнце (бузульник, пионы).

Намного проще подобрать кустарники, которые самой природой, как бы созданы для солитера, к примеру, плакучие формы деревьев (акация, ива, береза), куст орешника и другие. Но необходимо учитывать не только их необыкновенность, эффектное цветение, но и красивую форму листьев и даже то, что весной и осенью их листва окрашивается в бордовые цвета.

1.6. Арабеска

Арабески (узоры на газоне) по внешнему виду напоминающие листья, цветы, гирлянды, венки, стрелы, завитки и другие разнообразные фигуры. Они могут быть частью клумб, крупных цветников, рабаток или выступать как самостоятельное цветочное оформление в регулярных цветниках.

Если они представляют часть цветника прямоугольной или квадратной формы, то их располагают в углах газона. На их обсадку идут ковровые и цветущие растения.

Арабески произошли (от франц. « arabesque е» — арабский) Именно в арабских странах орнаменты получили наибольшее развитие, достигая поражающей воображение сложности.

Одной из причин можно считать положение ислама о том, что искусство является одним из видов знания, проистекающего от всевышней мудрости единого и единственного бога — Аллаха. С точки зрения мусульманина, окружающая действительность — лишь отражение божественного мира. Поэтому, мусульманские художники обращали особое внимание на геометрию форм, на правильные фигуры (треугольник, квадрат и т. п.), отсутствующие в окружающей природе, существующие только в мире идей.

В геометрическую орнаментальную основу арабески порой вплетались изображения букв и целых изречений. Бесконечная вязь такого орнамента намекала на бесконечную текучесть форм мира. Арабески создавались на коврах и страницах книг, ими украшали мозаичные полы и стены минаретов.

В настоящее время арабески используют крайне редко, но они снова входят в моду.

1.7. Партерный цветник

Партер один из самых старинных видов цветочно-декоративного оформления. Пик популярности партеров -эпоха французского классицизма.

Партер — это самая нарядная, самая парадная, самая торжественная композиция из растений, украшением которой служили не только цветы, скульптуры, но и декоративные вазы. Старинные партеры украшали сложными узорами из стриженого кустарника (чаще всего из самшита). Идеи причудливых рисунков заимствовались из вышивок, настенных ковров и украшений.

За последние годы партеры сильно видоизменились. Современный партер может представлять собой ухоженный газон, окаймленный бордюром из цветочных культур или из стриженого кустарника. Иногда его по углам украшают арабески.

Партер может быть простым и сложным (состоять не только из цветников, но и кустарников и даже небольших деревьев). В состав партера могут входить: фонтаны, бассейны, различные виды цветников (миксбордеры, рабатки, клумбы, арабески) и связующие их элементы (дорожки, аллеи, площадки). Одна из отличительных черт партера — четкое ограничение его от прилегающих участков дорожками, газоном, стриженой изгородью.

По расположению в партерах клумбы подразделяются на центральные (главные) и второстепенные. Первые обычно отличаются большей декоративностью и яркостью, их центр украшают самые красивые экзотические растения или цветочные вазы. Иногда в середину помещают фигуры, выполненные из ковровых декоративно-лиственных растений, или крупные растения.

В редких случаях ковровые цветники или весь партер располагали на 20—30 см ниже уровня прилегающих дорожек. В зависимости от преобладания того или иного растительного материала партеры подразделяются на травянисто-цветочные, ковровые, коврово-цветочные и цветочно-кустарниковые (сложные).

1.8. Групповая посадка

Групповые посадки могут состоять из растений одного или нескольких видов. Многолетники высаживают на газоне вблизи деревьев и кустарников (в этом случае происходит плавный переход от газона к древесным насаждениям), на опушках парков, у стен зданий, вдоль оград, в цветниках и т.д.

Площадь групповых посадок колеблется от 3 – 5 до 40 – 50 м.

Группы образуют из летников или многолетников, или из тех и других одновременно. Луковичные растения (мускари, нарциссы, пролески) сажают только группами, а вот крокусы иногда высаживают одиночно по всему газону.

Очень эффектно смотрится сочетание цветочных групп с элементами малой архитектуры — скульптурой, декоративными камнями или даже старыми корнями деревьев. Контуры группы должны быть плавными, словно своим появлением она обязана природе.

Группы, состоящие из одного вида или сорта многолетников, во время цветения образуют красочное единое пятно, для таких групп используют астры, ирисы, лилейники, пионы, флоксы и др. Прекрасные группы получаются из разных сортов одного вида многолетников.

Гораздо сложнее создавать группы из нескольких (любом случае количество видов не должно быть более шести). Их сочетания могут быть самыми разнообразными, но при этом необходимо учитывать не только декоративные качества (высоту, время цветения, окраску, форму цветков и соцветий), но и условия произрастания.

Например, в затененном месте парка можно создать «теневой сад» из растений, предпочитающих влажность и прекрасно чувствующих себя без яркого солнца (астильба, волжанка, папоротники, примулы, хосты). Теневыносливые бадан, купена, лилейник, медуница предпочитают более сухие почвы и легкую полутень.

Даже для вида растений разных сотров требуются различные условия произрастания. За свойство быстро разрастаться такие растения, как барвинок, живучка ползучая, копытень, и др., относят к почвопокровным растениям, способным за один сезон закрыть землю плотным ковром.

Для того чтобы правильно подобрать растения для цветников, можно воспользоваться справочниками, в которых дана подробная характеристика каждого растения.

При подборе растений для городских цветников надо учитывать устойчивость их к загазованности.

— Петунья; — Табак душистый;

Мало устойчивы к загазованности:

Тема 2. Создание цветочных композиций

Любое цветочно-декоративное оформление — не просто сообщество растений, подобранных по определенным индивидуальным признакам, но и один из главных компонентов садово-парковой архитектуры.

Проектировать цветники следует, учитывая исходный природный ландшафт территории, организацию объемно-пространственных структур, а также законы и закономерности ландшафтной архитектуры как вида искусства.

Под композицией понимается расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоническое единство. Иначе говоря, размещая растения в цветнике, учитывая их свойства и окружение, мы стремимся к такому их соотношению, которое было бы приятно глазу и вызывало бы ощущение гармонии.

Взаимосвязь пространства, плоскости и объемов выражается объемно-пространственной композицией и основана на общих закономерностях формирования организованного пространства. При решении композиционных задач необходимо учитывать свойства, которыми обладают пространственные формы: геометрический вид формы, ее величина, масса, фактура, положение в пространстве и освещенность (светотень). Соотношения форм по их свойствам представляют собой средства композиции.

В ландшафтной архитектуре немаловажное значение приобретает умение использовать объемно-пространственные структуры и применять объективные основы категорий красоты, т. е. средств, с помощью которых можно достичь гармонического единства.

— единство содержания и формы организации пространства;

— ритм, повторы и последовательность, тесно связанные с единством и равновесием (с их помощью создается движение или статичность композиции и др.);

— пропорции и масштаб, связывающие всю схему композиции и отдельные её элементы;

— тождество, контраст, нюанс;

— фокусировка — кульминационная точка, к которой привязана вся композиция;

— акцент, служащий для выделения некоторых элементов, способствующий уходу от однообразности и монотонности, и др.

На первое место мы поставили единство содержания и формы организации пространства, а это означает, что любое цветочное оформление должно соответствовать окружающей обстановке (ансамблю площади, архитектуре здания). От этого зависят размер и конфигурация цветника и ассортимент используемых в нем растений и их цветовая гамма.

При создании цветников важную роль играют не только композиционное, но и эмоциональные доминанты.

Размеры цветочного оформления соизмеряются с общей площадью партера, газона и т.д. Здесь мы сталкиваемся с таким понятием, как пропорция еще один элемент, из которого складывается понятие красоты. Под пропорцией понимают определенное соотношение частей. В латинском языке пропорция означает соразмерность.

«Соразмерностью» или «пропорциональностью» называется правильное по количеству и величине отношение составных частей к целому, деталей к основной идее, побочных объектов к главному. При излишнем обилии второстепенных предметов они не только мешают друг другу и обоюдно умаляют собственное значение, но вредят и тому объекту, которому они по — настоящему служат. Чувство меры дано, к сожалению, слишком немногим — «даже далеко не каждому художнику; для полной оценки гармонической простоты крайнего выражения искусства — требуется аристократический вкус, тогда как природное влечение мещанства, т.е. громадного большинства, тяготит к вычурности и переполнению».

Наиболее гармоничная и приятная глазу пропорция называется «золотым сечением». Этот термин был введен Леонардо да Винчи, он отражает закономерности образования и строения форм природы, хотя эти пропорции знали еще в глубокой древности и использовали при производстве керамики, создании орнаментов в архитектуре.

Что же такое равновесие? Согласно словарю, это состояние неподвижности, покоя, в котором находится какое-либо тело под воз действием равных, противоположно направленных и потому взаимно уничтожающих сил. Равновесие же как эстетическая категория композиции может быть достигнуто посредством двух типов гармонии — симметрия и асимметрия. Симметрия ярко выражена в регулярной системе планировки, асимметрия — в пейзажной. При соблюдении этих правил человек, любуясь цветочной композицией, испытывает чувство спокойствия и умиротворения. Нарушив симметрию, мы можем вызвать в человеке чувство напряженности, дискомфорта, причем он не будет даже подозревать о настоящей причине испорченного настроения.

Для достижения пространственного равновесия пейзажных композиций необходимо гармоничное сочетание объемных форм растений и других элементов, чего можно достичь, лишь учитывая их влияние друг на друга. Поэтому при размещении группы объектов создается композиционная иерархия путем соответствующих замыслу масштабных и декоративных соотношений между ними.

Симметричной системе планировки присущи осевая направленность композиции и выявление главного объекта; организация четкого порядка в пространствах; единство и завершенность. Одинаковые элементы композиции должны равнозначно располагаться в пространстве относительно оси, и этой закономерности подчиняются все части и детали.

Асимметричная система строится по закону динамического равновесия разнородных частей, которое достигается их контрастным сочетанием по форме, высоте, колорите, освещенности и др.

Дисимметрия — еще один тип гармонии, сочетающий симметричные и асимметричные системы равновесия.

Акцент. Яркие пятна цвета всегда привлекают ваше внимание, фокусируя взгляд на том или ином уголке парка. Но если в живописных полотнах цветовые акценты остаются неизменными, то в природе они постоянно меняются. И не только ежегодно, что характерно при декоративном оформлении летниками, но и в течение одного сезона в цветнике, состоящем из многолетников. В этом случае через каждые 2—3 недели цветовые акценты создают поочередно зацветающие группы растений. Например, в цветнике из синих ирисов, белых пионов, красной астильбы и розовых очитков первыми будут цвести синие ирисы, затем к ним добавятся белоснежные пионы. А в середине лета цветник запылает ярким костром зацветшей астильбы. И только к середине осени основной цвет будет задавать очиток видный.

Нюанс отношение цвета, при котором сходство выражено сильнее, чем различие, и которое построено на оттенках одного цвета.

Контраст резкая противоположность растений по цвету, росту, форме листьев. Он помогает выявить различия и подчеркнуть декоративные достоинства растений, расположенных в композиции рядом. Применение контраста и нюансов помогает придать композиции особенную выразительность. При отсутствии промежуточных тонов получаются насыщенные цветовые композиции, в которых важно правильно найти пропорции цвета.

Произведения ландшафтной архитектуры синтезируют все виды искусства, так как строятся с учетом общих для всех приемов построения композиции.

Тема 3. Гармония цвета

Цвет активно влияет на органы чувств человека. Цвета спектра делятся на теплые или активные (красный, оранжевый, желтый), которые действуют возбуждающе, и холодные (синий, голубой, фиолетовый), которые действуют успокаивающе. Зеленый — это цвет «физического равновесия».

Цвета оказывают различное воздействие, несут разное настроение и разную смысловую нагрузку. Желтый цвет — вызывает ощущение тепла, света, солнца, живости, веселья и легкости (символика: жизнь, свет, радость, роскошь, брак, уважение к старости)

Оранжевый — теплый, праздничный, прелестный, полный жизни, вызывающий радость, сильно действующий (символика: тепло, солнце, власть, радость, тщеславие).

Красный – наиболее действенный и активный цвет, который трудно подавить другими; светлые оттенки действуют возбуждающе, наступательно, темные — серьезно, солидно (символика: жизнь, кровь, любовь, страсть, революция, огонь, праздничность, торжество).

Фиолетовый — светлый, но также и мрачный, торжественно-роскошный, служит для связи других красок, при большой поверхности может оказывать негативное воздействие (символика: величие, достоинство, роскошь, великолепие, дружба).

Синий — тихий, тяжелый, строгий, отдаляющий, холодный, но полный энергии; голубые тона действуют как ясные, чистые, почти оживленные (символика: бесконечность, даль, тоска, верность, доверие).

Зеленый — связующий, успокаивающий, мирный, пассивный; темно-зеленый — холодный, сдержанный, отступает на второй план рядом с желтым, оранжевым и красным, но оттеняет синий (символика: надежда, покой, мир, плодородие, тоска).

Белый — нейтральный, сильно контрастирует со всеми темными окрасками (символика: невинность, целомудрие, чистота).

Черный — нейтральный, уменьшает объемность, в качестве фона усиливает действие желтого и красного цветов (Символика: траур, скорбь, серьезная торжественность).

3.1 Сочетание цветов и гармония контраста

Цвета, лежащие на противоположных концах круга, являются контрастными (синий — оранжевый, желтый — фиолетовый, голубой — красный, зеленый — пурпурный). Эти сочетания характеризуются большой цветовой насыщенностью, создают красочные, яркие эффекты. Сильное эмоциональное воздействие оказывают такие сочетания, как ярко-красная пеларгония на фоне изумрудного газона, ярко-оранжевая цинния и глубокого синего тона дельфиниум, фиолетовая вербена и желтые бархатцы.

Однако яркость этих сочетаний в большой массе может быть слишком сильной и действовать на глаз утомляюще. Поэтому в цветочном оформлении лучше пользоваться гармоническими сочетаниями, которые в цветовом спектре образуются сопоставлением цветов через один (красный с желтым, оранжевый с зеленым, желтый с синим, зеленый с фиолетовым, синий с красным, фиолетовый с оранжевым).

Недопустимы использование окраски соседних спектров (например, красного и фиолетового, оранжевого и желтого) — такое сочетание дисгармоничное, т. е. неприятно для глаз. Дисгармонию сочетания окрасок можно сгладить, если поместить между ними нейтрально окрашенные белые цветы, которые сочетаются с любыми.

При разработке многоцветковой композиции сложных цветников следует учитывать, что такие цвета, как красный, оранжевый, желтый, активно воспринимаются на небольших участках, но с большего расстояния, чем синий, фиолетовый, голубой при размещении растений на крупных участках. Восприятие цветочного оформления может изменяться от интенсивности освещения, состояния погоды, времени суток ( вечером и утром красный, синий и фиолетовый цвета кажутся более насыщенными, днем голубые и синие).

При разработке композиции необходимо также знать, что многие растения (аквилегия, подсолнечник, нарцисс) поворачивают свои цветки и соцветия к солнцу, а крокус, некоторые анемоны закрывают венчики, когда на них падает тень от зданий или деревьев.

Практические советы, которыми вы можете воспользоваться при выборе цветов и оформлении цветников.

1. Темный контур (агератум, ирезине, перилла) подчеркивает цветовой контраст, цветовые тона кажутся более насыщенными.

2. Главные части клумб обычно бывают теплых тонов, второстепенные — холодными.

3. Чтобы оттенить основной цвет клумбы, необходим бордюр из цветов контрастных тонов.

4. Белый цвет для бордюров — классика, он гармонирует с изумрудной зеленью газонов; серый контур (цинерария) ослабляет контраст растений в композиции.

5. При темном бордюре цветник кажется темнее, а при светлом — светлее.

6. Цветы темных колеров (красные, синие, фиолетовые) помещают на первом плане. Цветы с большей видимостью (голубые, лиловые, розовые) можно высадить дальше. Еще дальше можно размещать белые, желтые, оранжевые цветы, хорошо видимые на больших расстояниях и увеличивающие размеры сада.

7. У входа на участок предпочтительнее использовать цветы интенсивных окрасок, в местах отдыха — пастельные.

8. За счет ограниченного подбора цвета и малого использования контрастных сочетаний можно увеличить небольшие участки территории; в больших садах используют более широкую цветовую гамму.

9. Для того чтобы быстрее получить нужный результат, экспериментировать лучше с однолетними цветами.

10. Чем интенсивнее и разнообразнее в цветовом отношении передний план цветника, тем спокойнее должен быть задний, и наоборот; то же самое можно сказать, о бордюре вокруг однотонного цветника предпочтительно устроить яркий пестрый бордюр.

11. Чем больше цветовых тонов и чем они интенсивнее, тем большей должна быть доля нейтральных тонов.

12. Необходимо правильно выбрать пропорции между доминирующим цветом (преобладающим в композиции) и цветами, соподчиненными ему.

13. Предпочтительно использовать сочетания равно ярких и равно контрастных цветов.

14. Большую площадь рекомендуем занять менее насыщенным или менее светлым цветом.

15. Выбирая основной цвет для композиции, руководствуйтесь функциональным назначением цветика, его общим замыслом, традициями, климатом, учитывайте колористку окружающего пейзажа, дома, интерьера и т.д.

3.2. Составление проекта

Создание цветника начинают с составления проекта, подготовки площади, разбивки плана в натуре, затем приступают к устройству дорог и дорожек, газона, живых изгородей, посадке растений и уходу за ними.

Итак, прежде всего на бумагу наносят границы участка, на котором намечается устроить цветник.

Для этого производят замер: больших участков при помощи угломерных инструментов и рулетки, а небольших — при помощи рулетки или мерной тесьмы, разделенной на метры.

Результаты наносят на лист бумаги, предварительно разбитый на клетки (квадраты). Условно считают, что каждая сторона квадрата равна 1-3-5 м, в зависимости от размера участка. Точки пересечений линий квадратов нумеруют на плане последовательно цифрами 1,2,3,4 и т. д.

Нужно следить, чтобы стороны участка на плане по масштабу строго соответствовали размерам сторон участка, а углы па плане были в точности равны углам участка. Для составления плана цветника необходимо четко представить, на какие части и линии распадается задуманный сложный узор. Учитывая, что растения в течение лета изменяются по форме и окраске, необходимо внимательно подходят к проектированию рисунка и тщательному сочетанию цветущих и декоративно-лиственных растений. Не следует увлекаться большим ассортиментом цветов.

При устройстве регулярных цветников подбирают главным образом декоративно лиственные или однолетние компактные, обильно и продолжительно цветущие растения. Для цветников ландшафтного стиля больше внимания уделяют многолетникам.

При посадке нужно придерживаться рекомендаций, определяющих расстояние между растениями. Растения группируют в зависимости от их высоты. Высокие растения образуют основу любой композиции.

Когда проект цветника составлен на бумаге, производят его проверку на местности, корректируя в соответствии с рельефом местности и характерным особенностями участка, и затем приступают к разбивке цветника.

3.3. Разбивка цветника

Разбивка цветника состоит в перенесении плана на участок. Земляные работы, по крайней мере, основные рекомендуется производить осенью, чтобы весной все внимание можно было сосредоточить на посадке растений.

Подготовка площади под цветники состоит из отвода и ограждения участка, расчистки и планировки его площади, обеспечения водой, подготовки почвы участка. Под цветники необходимо отводить солнечные места.

По туго натянутой веревке отбивают на земле лопатой на сторонах квадратов борозды глубиной в 4-5 см. Места пересечения борозд отмечают теми же цифрами, что и на плане. Линии вычерчивают палкой с железным наконечником или обозначают при помощи песка. На больших территориях при разбивке партера можно воспользоваться раствором извести. На прямых линиях ограничиваются двумя колышками, вбитыми на их концах, на закругленных линиях их вбивают больше. Вбитые колышки соединяют туго натянутой веревкой, вдоль которой лопатой отбивают глубокую черту.

Приходится встречаться с вычерчиванием на земле ряда линий и фигур.

Проведение прямых линий. Вбивают два кола, между ними туго натягивают веревку. Вдоль веревки проводят по земле прямую линию.

Построение прямого угла. Берут веревку, на которой отмеряют три отрезка в 3, 4 и 5 м. Если из такой веревки построить треугольник со сторонами 3, 4 и 5 м, то угол против стороны в 5 м будет прямой.

Чтобы начертить круг, в землю вбивают кол, на который петлей надевают веревку. Длина ее должна равняться радиусу вычерчиваемой окружности. В петлю свободного конца веревки вставляют палку с железным наконечником. Веревку туго натягивают и острием палки вокруг вбитого кола вычерчивают круг.

Во многих сложных и красивых орнаментах угадывается лежащий в их основе прием вращения окружностей.

Вычерчивание овала. Для получения овала намечают две точки — фокусы овала, в которые вбивают по колу. Чем больше сближены фокусы, тем больше овал по своей форме будет напоминать круг. На колы, вбитые в фокусах овалов, надевают веревку и туго натягивают ее третьим колышком, которым и вычерчивают на земле кривую овала.

Спиральная линия получается в результате последовательного описания ряда окружностей.

При нанесении рисунка можно использовать шаблоны. При помощи шаблона можно избежать сложного вычерчивания симметричных частей клумб и рабаток, что особенно важно при частом повторении отдельных фигур. Шаблон вырезают из картона, на котором сначала вычерчивают, а потом вырезают контуры фигур рисунка. Шаблон накладывают на клумбу или рабатку и намечают рисунок.

Рисунок клумб или рабаток можно также перенести на натуру с помощью концентрических кругов. В основе орнамента лежат повторяющиеся элементы, давайте рассмотрим, какие основные приемы для этого используют.

Переносы. Представим себе некую асимметричную фигуру. Простейший прием создания орнаментального ряда ее копирование и сдвиг по горизонтали. Таким образом, мы получили ряд изображений. Можно сдвигать фигуры парами или чередовать пары с одиночными изображениями.

Сдвиг изображения по вертикали используют при создании многорядных орнаментов. Сдвинув вертикально вверх или вниз весь ряд, получим два абсолютно одинаковых ряда. Он может быть сплошным или с определенными интервалами между изображениями. Возникшие пустоты заполняют другими деталями орнамента. Чередование вертикальных и горизонтальных сдвигов, выполненных в определенном ритме, создает основу для извилистой линии, объединяющей элементы орнамента. Возникшие промежутки заполняют другими элементами орнамента.

Зеркальные отражения. Можно зеркально отразить целый ряд. Можно получить одну зеркальную пару и в свою очередь получить ее зеркальное отражение. Комбинируя сдвиги и зеркальные отражения, удается получить линейный орнамент. Наконец, прием зеркального отражения можно применять при создании розеток, отражая вокруг центра пару зеркально отраженных секторов.

Полезный вспомогательный прием при построении орнаментов — предварительное вычерчивание с помощью сетки отдельных элементов. Затем эти детали включают в более сложные композиции.

3.4. Посадка цветника

Посадка производится в строгом соответствии с проектом. Растения на клумбе размещают в соответствии с их иерархией. Это дает возможность лучше оценить ритм посадок и представить, как будут выглядеть посадки в будущем, при необходимости можно ввести коррективы. Если мы, например, устраиваем рабатки, где фокусными растениями служат канны, то начинаем посадку с них, высаживая, на определенном расстоянии группами по три растения в каждой. И лишь затем высаживаем заполняющие растения.

На больших клумбах песком наносят контуры посадок или разбивают сетку с клетками по 1 м 2 . чтобы можно было по возможности точнее следовать плану посадок.

Работы по посадке ведутся от середины цветника к краям в шахматном порядке. При выполнении рисунка сначала высаживают растения по границам нанесенного контура, а затем заполняют рассадой. Более высокие и развитые растения всегда высаживают ближе к центральной части цветника или заднему плану. В качестве бордюра используют самые низкие растения, которые высаживают их чуть чаще, чем положено.

При посадке корни тщательно расправляют, а слишком длинные обрезают. У много летников срезают надземную часть, оставляя пеньки длиной 5—10 см. Расстояние между растениями зависит от схемы и места посадки, размеров цветков.

Лучшее время посадки — утренние и вечерние часы в пасмурную погоду, в жаркое время высаженные растения рекомендуется затенять. После посадки растения нужно обильно полить на глубину, равную тройной глубине заделки корней. Высаживая рассаду, желательно проследить, чтобы корневая шейка находилась на 0,5—1 см ниже уровня почвы. К сожалению, очень часто приходится высаживать переросшую рассаду. В этом случае можно не только прищипнуть верхнюю часть растения, но и углубить его при посадке.

Луковицы лилий с надлуковичными корнями заглубляют на глубину, обеспечивающую их нормальное развитие (примерно 15 — 25 см) без корней — на меньшую глубину (10 — 12 см), а лилии белой на 3—5 см. Клубнелуковицы гладиолусов на глинистых почвах сажают на глубину 6 — 8 см, на легких — до 10 — 12 см, а детки — на 4 — 6 см соответственно. Перед посадкой рекомендуется луковицы выдержать в 0,3%-м растворе марганцовокислого калия или гетероауксина. За 2—3 ч до высадки во избежание осыпания земли рассаду нужно обильно полить.

При устройстве каменистых участков размещение растений зависит от их высоты и размеров камней. Обычно низкорослые растения высаживают через 5 — 15 см, средние через 15 — 25 см и высокорослые через 30 — 50 см друг от друга.

3.5.Уход за цветниками

Весной по мере оттаивания почвы на цветниках с многолетними цветами проводят следующие работы:

— выравнивание участков граблями.

— обязательную «отбивку» края цветника

— проведение четкой границы между цветником и газоном, эту работу производят как штыковой лопатой, так и специально предназначенным для этого инструментом;

— восстановление контуров клумбы и рабаток;

— подкормка (в фазе 3—4 листьев).

Рассаду летников поливают ежедневно, пока растения не приживутся, а затем в зависимости от погоды 2—3 раза в неделю.

Многолетники поливают регулярно в первый год после посадки. Позже, когда растения разрастаются, поливают только в засушливые периоды. Почву постоянно следует поддерживать в рыхлом состоянии, периодически удалять сорняки (рыхление и прополка).

Потребность во влаге различна для разных растений. Такие виды, как гайлардия, нарциссы, очитки, тюльпаны, относительно засухоустойчивы и менее требовательны к поливу.

Полив луковичных в середине лета рекомендуется наполовину сокращать, а астр, дельфиниумов, лихниса, пионов, рудбекии — увеличивать. Георгины в период буйного роста и цветения ежедневно (утром и вечером) необходимо опрыскивать. Флоксы опрыскивания не переносят, поскольку их цветки при попадании воды теряют декоративность.

Оптимальное время полива и опрыскивания вечернее. Рыхление почвы и прополка проводятся для сохранения влаги в почве, поддержания нормального воздушного режима, удаления сорняков и активизации жизнедеятельности почвенных грибов и микроорганизмов.

Пропалывают и рыхлят обычно сразу же после полива или обильного дождя на глубину 4—5 см. Ежемесячно требуются 2—3 прополки с рыхлением, которые завершаются в сентябре—октябре накануне устойчивых заморозков.

Подкормка цветочных растений необходима только в случае недостаточного плодородия почв. Излишняя подкормка ведет к сильному росту побегов. Иногда по мере необходимости 1—2 раза за сезон для подкормки летников вводят 3 — 5 г микроудобрений на 1 м 2 . Осенью или ранней весной у всех многолетников необходимо обрезать старые побеги до появления новых ростков.

Регулирование сроков цветения — важный прием ухода за цветами, производится методом снегования или прищипкой. Слой снега толщиной 40—50 см с присыпкой опилками позволяет задерживать распускание лилий, нарциссов, пионов, прострелов, тюльпанов на 1—2 месяца.

Для продления сроков цветения производится прищипка (обрезание) основного бутона. Для мощного развития основного цветоноса прищипывается второстепенные побеги.

Чтобы аквилегии, астры, лихнисы, люпины, очитки, пионы, дернистые флоксы не выглядели неряшливо, необходимо после цветения срезать стебли вместе с соцветиями. Высокостебельные дельфиниумы, рудбекии и другие подвязываются к опорным колышкам, чтобы их не поломало ветром.

Для девичьего винограда, душистого горошка, ипомеи, хмеля и других вьющихся растений устраивают каркас из шнуров или решетки.

Источник статьи: http://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-planirovaniya-shkolnih-uchebnoopitnih-uchastkov-i-provedeniya-zanyatiy-landshaftniy-dizayn-i-cve-2044262.html

Читайте также:  Бизнес планы для центра занятости теплицы
Оцените статью