Метод_включенного_наблюдения_малиновский

Билет № 21 Включенное (участвующее) наблюдение как основной метод социально-культурной антропологии.

Включенное (участвующее) наблюдение как основной метод социально-культурной антропологии.

Н.Н. Миклухо-Маклай поселился у «дикарей»(1870-1872), применив тип исследования, которое через полвека основатель Британской школы Б. Малиновский сформулировал как метод включенного наблюдения, который до сих пор является базовым для социально-культурной антропологии.

Включенное наблюдение — наблюдение, при котором наблюдатель лично участвует в наблюдаемом процессе, что предполагает устранение «барьера» между объектом исследования и ученым. «Барьер» должен преодолеваться в процессе полевой работы по срокам достаточной для того, чтобы исследователь стал «своим» для носителей культуры, чтобы он мог, зная их язык, свободно наблюдать поведение изучаемых в повседневной жизни. Сведения, полученные посредством наблюдения «изнутри», нередко коренным образом отличаются от информации, добытой в ходе опросов, анкетирования.

Включенные наблюдения подразделяются на:

— открытые (недостаток такого метода заключается в том, что иногда поведение исследуемого объекта может быть не обычным поведением, а реакцией на наблюдателя.)

— скрытые, когда наблюдаемые не знают о наблюдателе.

Некоторые исследователи полагают, что преимущества включенного наблюдения связаны с возможностью уточнения и усовершенствования теоретических понятий в ходе непосредственного взаимодействия исследователя с описываемой им реальностью, что особенно существенно в том случае, когда сам исследователь исходно не принадлежит к изучаемой культуре или сообществу. В этом случае социолог получает значительную часть своих теоретических представлений в прямом сотрудничестве с хорошо осведомленным информатором. Информатор здесь становится прямым источником содержательных представлений и понятий, которые социолог в дальнейшем подтверждает, уточняет или опровергает.

Н.Н.Миклухо-Маклай – 1870-1872 поселился у аборигенов, позже такой метод Б.Малиновский назвал включенным наблюдением – база для социально-культурной антропологии.

Устранение барьера, личное присутствие -> иные данные, чем во время анкетирования.

Бывают открытые(реакция) и скрытые(наблюдаемые не знают о наблюдателе).

Наблюдение за отсталыми обществами современности о проецирование этих данных на историю возникновения народа или этноса.

Билет №22 Политическая антропология как субдисциплина социально-культурной антропологии.

Политическая (юридическая) антропология — исследование национальной и этнокультурной специфики политических (юридических) отношений.

Сближение СКА с дисциплинами, от которых она ранее дистанцировалась, началось в 60-х годах XX века в связи с крахом колониализма, появлением вместо колоний новых государств современного типа. Сформировались субдисциплины А: политическая А., экономическая А., юридическая А…. их интерес распространяется и на «традиционный сектор» (сельская местность) и на «современный» (европеизированные города). Исследуя реалии таких государств, ученые обнаружили, что под покровом внешних европейских форм может скрываться жизнь, подчиняющаяся неписанным законам, традициям. Без учета этого факта исследования какой-либо сферы общественной жизни оказывается малопродуктивным, научные выводы не отражают реальность. Например, исследования данных официальной статистики (цифры по зарплате, ценам, доходам…) говорят, что большинство людей просто физически не могут существовать. В действительности же люди получают доходы от различных видов деятельности, которые никак не отражаются в официальных данных. Например, такой неформальный сектор в некоторых странах Африки в 80-х годах составлял до 70 %, а в Индии 80-90 %. Относительно экономики развивающихся стран появилось понятие «неформальная экономика», при которой фирмы не регистрируются, уклоняются от выплаты налогов, товары минуют регулируемые рынки, контрабандно переправляются туда, где цены выше. В связи с огромным масштабом экономического предпринимательства вне официального сектора, официальные источники по доходам населения значительно отличаются от реальных. Важную роль играет государство через коррумпированных чиновников, которые образуют теневые структуры, гарантирующие выполнение «черных» или коррупционных контрактов. Поэтому конкуренция на рынке зависит от бюрократии, поддерживающей «черный рынок». Очень важно, что этот неформальный рыночный обмен жестко структурирован на основе отлаженных, устойчивых социальных сетей, в которых первостепенное значение имеет репутация, базирующаяся на традиционных статусах в зависимости от принадлежности к определенной семейно-родовой группе, касте, общине. Фиксируется превращение криминальных моделей поведения в норму. Формируются неписанные законы, предусматривающие суровые санкции за отказ играть по правилам теневых структур.

Читайте также:  Дождливый_лес_шри_ланка

В связи с большим количеством неофициальных сфер общественной жизни развивающихся государств существует большое количество неофициальных юридических механизмов, регулирующих эти сферы. Эти механизмы отождествляются антропологами с «обычным правом» или «неписанными законам». Под обычным правом в современной антропологии подразумевается неформальные регуляторы поведения, возникающие в устойчивых коллективах людей (от первобытного общества до современной субкультуры), поддерживаемые не государством, а общественным мнением, харизматическими лидерами, «теневыми» структурами. Юридическая антропология изучает универсальные механизмы возникновения обычного права и в первобытном и в современном обществе, общие закономерности функционирования обычного права и его взаимодействия с государственным правом, религиозное право (мусульманское, индусское, конфуцианские правовые нормы), формы их сосуществования с современными политико-правовыми образованиями.

Политические культуры таких государств сохраняют свою идентичность в условиях заимствования западных политических институтов. Деятельность политических институтов определяется традиционной политической культурой этнических образований государства, а не официальными нормами. Традиционная политическая культура представляет собой формы естественно сложившихся отношений по поводу власти и управления, воспринимаемые участниками как данные испокон веков. Власть, основанная на половозрастных и родственных характеристиках, продолжает сохраняться в большинстве афро-азиатских государств. Поэтому там реально существуют авторитарные режимы, несмотря на официально принятые на бумаге демократические формы правления.

Политическая (юридическая) антропология – исследование национальной и этнокультурной специфики политических отношений. В 60х гг. 20века произошло сближение антропологии с субдисциплинами (экономической, политической) из-за падения колониальной системы на Востоке. Ученым стали интересны общества, так как на бумаге могут быть одни цифры и данные, но на самом деле все быть по-иному. Сохранилась власть на родственных хырыктеристиках, поэтому существует автократия, хотя по бумаге может быть и демократия.

Источник

4. Этнография как метод полевого исследования.

Этнография для антрополога – метод исследования, особый метод сбора информации, не предполагающий предварительного выдвижения неких исследовательских гипотез. Для антрополога этнографический метод чаще всего — синоним полевого этапа проводимого исследования, т.е описание, опирающееся на ту или иную форму наблюдения в полевых условиях.

Читайте также:  Жареные_пирожки_грибами_рецепт

Основные характеристики этнографического метода исследования:

1. Индуктивное исследование, концептуальная схема которого разворачивается в процессе самого исследования.

2. Комплексное – основано на совокупности методов полевых исследований (отсюда неверно называть включённым или любым другим наблюдением, т.к это лишь частный случай). Как правило, исследователь использует ряд методов (наблюдение, интервью, визуальные, статистические и т.д) в поле, не сводя их к одному наблюдению.

3. Обязательное требование – процедура верификации полученных данных, т.е повторное обращение к тем или иным сюжетам, моментам, повторное подтверждение результатов своего исследования. («Антрополог в поле должен трижды укусить каждую вишню» — минимум троекратная проверка любой полученной информации)

4. Предполагает прямой и устойчивый контакт с людьми в контексте их повседневной жизни, что обеспечивает контекстуальность самого исследования, и затем контекстуальность интерпретации полученных данных. (На практике – непосредственный контакт с людьми там, где они живут).

5. Необходимо разграничивать информацию, полученную методом наблюдения в поле и в процессе опроса той или иной группы.

6. Осознание роли исследователя

5. Метод включенного наблюдения в социальной антропологии.

Бронислав Малиновский разработал методологию полевой работы и ввел в понятийный аппарат антропологии понятие включенного наблюдения.

1914-1918 использовал ссылку на далёких островах Новой Гвинеи для изучения культуры коренного населения, пробрианцев. С его лёгкой руки в антропологию пришли принципы полевых исследований, релевантные и сегодня. Не значит, что до него никто не собирал полевые материалы, но именно он впервые осмыслил полевые исследования с т.зрения методов антрополога в поле. Впервые разработал основные принципы полевых этнографических исследований.

Принципы этнографического полевого исследованния

1. Непрерывное длительное наблюдение людей в процессе их повседневной жизни. Во время этого наблюдения устанавливаются типичные формы поведения.

2. Принцип «четырёх S» — синхронное изучение изолированной общины. Важно: обозначен локальный уровень исследований (намеренный выбор группы таких размеров, которые могут быть изучены методом непосредственного наблюдения). Но при этом: наблюдать хорошо, но при изучении изолированной группы предполагается, что культурные характеристики могут быть связаны с той или иной культурной группой. Группу рассматриваем как отдельную культуру, отдельное сообщество со своими характеристиками, свои специфические черты.

Читайте также:  Малина_как_декоративное_растение

3. Протяжённость во времени. Длительность исследования – минимум 15 месяцев. 3 месяца – вхождение в поле, установление контактов, поиск информантов, изучение языка. 12 месяцев – само исследование.

2 больших проблемы антрополога: войти в поле и остаться там (трудно жить в чужой культуре и следовать принятым там нормам); и показать своё место в поле, место по отношению к представляемому материалу.

5. 1 этап антропологического процесса доминирует наблюдения. Самое важное – установить контакт с теми представителями изучаемого сообщества, которые пользуются определённым влиянием и обладают достоверной информацией о жизни изучаемого сообщества.

6. В любом случае присутствие исследователя, а тем более экспедиции, оказывает серьёзное воздействие на жизнь изучаемого сообщества. Очень редко в качестве респондентов бывают люди, которые занимают престижные позиции в сообществе. Очень трудно войти в постоянный контакт с эк активным населением. Основные респонденты – либо маргиналы (пограничная позиция), либо старшие (уже есть много времени), очень активны дети и подростки, люди, которые рассматривают общение с антропологами как свою профессиональную деятельность. То есть мы как исследователи должны выбирать тех информантов, которые действительно являются знатоками в интересующей нас области.

Позиции, которые исследователь может занять в поле (Базируются на степени включенности исследователя в наблюдения):

1. Включённое полное (скрытое) наблюдение – исследователь не заявляет о своей программе исследователя и стремится к полному включению в жизнь изучаемого сообщества. Есть (+) и (-). Так как исследователь не декларирует программу и стремится к слиянию профессиональной идентичности с идентичностью людей из группы (стать одним из них), то не может взаимодействовать с объектом своего исследования как исследователь. Более того, в этом случае невозможно получить ответ на некоторые вопросы (ведь все думают, что тебе и так понятно). С другой стороны – доступ в те сферы, куда закрыт путь для посторонних. Самый большой минус – полное исключение реакций изучаемых людей на исследователя.

2. Участник как наблюдатель и наблюдатель как участник – участвующее наблюдение. Исследователь вступает в контакт с людьми, участвует в жизни сообщества, но сохраняет определённую дистанцию. Возможность увидеть со стороны, находясь в контакте с представителями изучаемой группы.

Источник

Оцените статью