- Краткий анализ стихотворения Есенина «Поёт зима, аукает…» по плану
- 2. Литературное направление
- 3. Род
- 4. Жанр
- 5. Проблематика
- 6. Тематика
- 7. Идея
- 8. Пафос
- 9. Система образов
- 10. Центральные персонажи
- 11. Лирический герой
- 12. Сюжет
- 13. Композиция
- 14. Художественные особенности
- 15. Размер, рифма, строфика
- 16. Средства художественной выразительности
- 17. Значение произведения
- 18. Актуальность
- 19. Моё отношение
- 20. Чему учит
- Биография Пушкина
- Есенин «Поёт зима — аукает» — какие есть эпитеты, метафоры, сравнения?
- Школьное чтиво
Краткий анализ стихотворения Есенина «Поёт зима, аукает…» по плану
Есенину исполнилось на тот момент 15 лет. Юношу глубоко трогала красота русской природы.
Суровая сила русской зимы и драма маленьких замерзающих пташек задела его за живое, стала темой отдельного стихотворения, которое впоследствии вошло в школьные учебники и полюбилось многим детям.
2. Литературное направление
Стихотворение написано в реалистической манере, по звучанию и стилю оно напоминает произведения крестьянских поэтов И. Никитина и А. Кольцова.
Однако Есенин привносит в описание зимы новую ноту: память о лютости стихии, её беспощадности. Он даёт почувствовать, что зима не только прекрасна, но и страшна для всего живого.
3. Род
Стихотворение «Поёт зима, аукает…» — образец пейзажной лирики.
4. Жанр
По жанру это лирическое стихотворение, тяготеющее к народной песне.
Многие произведения Есенина стали песнями, так как они мелодичны, напевны, задушевны.
5. Проблематика
Поэт затрагивает проблему сурового русского климата.
Озябшие пташки могут замёрзнуть, ведь зима не знает жалости. Они засыпают с думами о весне. Разговор о борьбе за тепло – это вариация на тему жизни и смерти.
6. Тематика
Стихотворение рассказывает о суровости зимы и жажде жизни, которая присуща каждому живому существу даже в холодную пору вьюг.
Тема произведения: хрупкость мира.
7. Идея
Зима радует своей красотой: снегами, ледяными узорами на окнах, но в эту пору трудно приходится тем, у кого нет крова и хлеба.
Чтобы пережить зиму, крестьянин трудится весь год. А вот бедные пташки, о которых некому позаботиться, брошены на произвол судьбы. Они вот-вот замёрзнут. Им остаётся лишь мечтать о приходе весны.
8. Пафос
Стихотворение наполнено тревогой за судьбы маленьких птенцов, трепетом перед природной стихией, уважением к холодной красоте зимы и зимнего леса.
9. Система образов
Образы зимы в стихотворении разнообразны.
С одной стороны, это нечто роскошно-праздничное, как «стозвон сосняка» и «шелковые ковры» метелицы, с другой – это стихия смерти, беспощадная и злая («а вьюга с рёвом бешеным стучит по ставням свешеным»).
Образы пташек по-детски трогательны. Они противопоставлены суровой непогоде. Нежные, беспомощные, маленькие, жмутся они к окнам, надеясь уцелеть в снежной буре.
В стихотворении много контрастов. Зима противопоставлена весне, жизнь – смерти.
Промежуточным звеном между ними становится сон. Метель «баюкает» «мохнатый лес»; пташки «дремлют у окна». Вся природа пережидает это время и надеется на счастливое пробуждение.
10. Центральные персонажи
Главные герои происходящей драмы – метель и птенчики. Они вступают в неравный бой.
Метель огромна, стихийна, неразборчива. Ей нет дела до каких-то крошечных пташек. «Пташки малые» озябли, они «жмутся поплотней», изо всех сил стараясь не потерять последнее тепло.
В лице этих двух персонажей борются стихии жизни и смерти.
11. Лирический герой
Лирический герой отсутствует, но у происходящего есть наблюдатель, который сочувствует бездомным птицам.
12. Сюжет
Есенин недолюбливал это своё стихотворение, признавая, что оно лишено сюжета. Однако в его основе лежит конфликт, который заменяет развитую сюжетную линию.
Маленькая сценка, увиденная в метели на крестьянском дворе, — это и есть нехитрый сюжет произведения.
13. Композиция
Композиция произведения линейная. В 4 строфах стихотворения рассказывается о лютости зимы.
В первых двух строфах подробно и образно описан снегопад: сначала поэт говорит о наступлении зимы, звуках, которые его сопровождают; затем переносит изображение в деревенский двор, масштаб происходящего меняется. Мы видим крошечных птенчиков, сидящих у тёплого окна избы.
Кульминация стихотворения – это его третья строфа. Метель достигает предела злости, а птички сжимаются под вихрями снега.
В последней строфе намечается спад напряжения: птички засыпают, убаюканные воем вьюги.
14. Художественные особенности
Язык стихотворения прост и понятен даже детям. Поэт пользуется общелитературными словами. Среди них преобладают прилагательные и глаголы, ведь поэт создаёт описание и одновременно передаёт контрасты, которые проявляются через действия.
Поэт использует приёмы народного творчества:
- постоянные эпитеты («ковром шелковым»),
- обратный порядок слов — инверсию («пташки малые», «вихри снежные», «с рёвом бешеным»),
- просторечия «но больно холодна!»).
Необычность стихотворения связана с его особой ритмикой и строфикой. Есенин находит интонацию, схожую с завыванием ветра, рёвом метели. Это делает стихотворение лёгким для восприятия, музыкальным.
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с чередованием дактилической и мужской рифмы.
В стихотворении 4 строфы. В рамках строфы каждая картинка выглядит завершённой, словно закольцованной кружением метели.
В каждой строфе – по 6 строк, связанных между собой особой схемой рифм: ААБВВБ. То есть параллельная рифмовка сочетается с перекрёстной.
16. Средства художественной выразительности
В стихотворении используются следующие тропы:
- эпитеты: «мохнатый лес», «седые облака», «ковром шелковым», «воробышки игривые», «пташки нежные», «с рёвом бешеным»;
- олицетворения: «поёт зима, аукает, … лес баюкает», «облака плывут … с тоской глубокою», «вьюга… стучит по ставням», «злится всё сильней».
- метафоры: «стозвоном сосняка», «плывут… в страну далёкую», «ковром шелковым стелется», «в улыбках солнца»;
- сравнение: «воробышки игривые, как детки сиротливые».
В целом стихотворение держится на антитезе: вьюга, метель противопоставлена сиротливым воробышкам.
Аллитерации («з», «с», «ц») и ассонансы («о», «у») помогают представить звуки метели, нагнетают волнение и тревогу, вызывая мысль о чём-то грозном и неотвратимом.
17. Значение произведения
Стихотворение «Поёт зима, аукает…» рисует русскую зиму во всех красках, подчёркивая как положительные, так и отрицательные её стороны.
Контраст живого, тёплого и равнодушно-холодного поражает читателя своей яркостью. Образ, найденный Есениным, удивителен в своей ёмкости. Это маленькое художественное открытие поэта.
18. Актуальность
Произведение не теряет своей актуальности. Россия – страна снегов и морозов. Мы любим зиму, но где-то в глубине души немного боимся её, потому что в нас говорит память предков.
Зиму нужно пережить, переждать, тогда и придёт красавица весна. Так происходит каждый год, это учит нас тому, что жизнь изменчива и разнообразна.
19. Моё отношение
Стихотворение «Поёт зима, аукает…» заворожило меня картинами зимней природы. Но мне очень жаль маленьких птенчиков, которым некуда спрятаться от стихии.
Я подумал(а), что надо жалеть тех, у кого нет дома, по возможности, заботиться о них.
20. Чему учит
Стихотворение учит состраданию, доброте, сочувствию к окружающим, заботе о тех, кому холодно и голодно.
Биография Пушкина
- Школьникам
- Хронологическая таблица
- Краткая биография
- Для дошкольников
- 1 класс
- 2 класс
- 3 класс
- 4 класс
- 5 класс
- 6 класс
- 7 класс
- 8 класс
- 9 класс
- 10 класс
- 11 класс
- По периодам и этапам
- В детстве
- В лицее
- В Петербурге
- В Южной ссылке
- В Михайловской ссылке
- После ссылки
- Болдинской осени
- В последние годы
- Происхождение
- Детство
- Лицейские годы
- Петербург (1817-1820)
- Южная ссылка
- Ссылка в Михайловское
- После ссылки (1826-1830)
- Болдинская осень
- Петербург (1831-1833)
- Вторая Болдинская осень
- Последние годы
- Дуэль
- Для детей
- Из детства
- Из лицея
- О южной ссылке
- О Болдинской осени
- О дуэлях
- О браке
- О творчестве
- Личная жизнь
- Брак с Гончаровой
- Дети
- Подробная биография
Все материалы принадлежат автору сайта. Копирование и распространение для коммерческих целей запрещено.
Связаться с администрацией сайта можно через электронную почту kontakt@hronika.su. © 2017-2023 г. ХРОНИКАИсточник
Есенин «Поёт зима — аукает» — какие есть эпитеты, метафоры, сравнения?
Есть ли в стихотворении олицетворение? Докажите, подобрав нужные слова.
Найдите эпитеты и сравнения. Как они влияют на создание в нашем воображении яркого образа зимы?
Выпишите из текста стихотворения Есенина эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.
Начнём, пожалуй, с того, что попроще. Эпитеты — это, по сути, прилагательные. Их особенность состоит в том, что они создают яркий образ для описываемого существительного. Так что, выбрать нужно не любое прилагательное, а только то, которое стилистически окрашено.
Мохнатый лес — это эпитет, потому что передаёт образ часто насаженных деревьев, возможно, хвойных
(Страна) далёкая — это обыкновенное прилагательное, поскольку сообщает факт.
Итак, к эпитетам в этом стихотворении Есенина можно отнести следующие слова:
мохнатый, седые, игривые, бешеный.
Метафора. Это аналогия, где показано сходство одного предмета с другим без использования слова «как». То есть, один предмет называется другим словом и из-за этого в мыслях возникают яркие ассоциации или картины.
Например: Метелица Ковром шелковым стелется (метелица образно напоминает шелковый ковёр).
Сравнение. Присутствуют два объекта, разделенные словом «как».
Воробьи похожи на сиротливых детей, они их очень сильно напоминают внешне.
Олицетворение. Это придание неживым объектам, предметам, стихиям, человеческих свойств, эмоций. Как правило, выражается глаголом.
Зима поёт и аукает. Петь может только человек,, аукать — тоже. У зимы голоса нет, это даже не предмет, а состояние природы. Но через олицетворение у читателя создаётся образ, что вокруг дует ветер, издавая шум, похожий на пение и ауканье.
Ещё примеры: (зима лес) баюкает, вьюга стучит и злится (стучат ставни под действием ветра, а сила ветра напоминает злость и кажется, что зло стучится именно вьюга), улыбка солнца (солнце не может улыбаться, но своим весенним светом после холодной зимы вызывает улыбку у людей).
Источник
Школьное чтиво
Чему учит стихотворение «Поет зима — аукает»
Стихотворение учит не боятся зимней непогоды, морозов. Учит уметь ждать, учит терпению. Учит помогать друг другу пережить нелегкие времена. Учит верить в лучшее.Отзыв на стихотворение «Поет зима — аукает»
Мне очень нравится это живое и яркое стихотворение о зиме. Его главные герои маленькие озябшие пташки, которым хочется есть и которые согревают друг друга своими телами. Это жалостливая картина, но финал стихотворения пронизан оптимизмом и верой в скорой приход весны.Анализ стихотворения «Поет зима — аукает»
Стихотворение Сергей Есенина было написано в 1910 году.
По жанру это пейзажная лирика.
Действие стихотворения происходит возле окна деревенского дома, к которому приютились замерзающие воробьи. Вокруг бушует метель и вьюга, птиц морозит стужа. Но они согревают сами себя и верят, что скоро придет теплая весна.
Стихотворение пронизано ярким оптимизмом и призывает к стойкости перед лицом бед.
Стихотворный размер ямб, рифмовка смешанная.Средства художественной выразительности в стихотворении «Поет зима — аукает»
Эпитеты: мохнатый лес, тоской глубокою, страну далекую, ковром шелковым, воробушки игривые, детки сиротливые, пташки малые, голодные, усталые, ревом бешеным, ставням свешенным, пташки нежные, вихри снежные, мерзлого окна, прекрасная, ясная весна.
Метафоры: стозвоном сосняка, плывут облака, ковром стелется, вьюга стучит,
Сравнения: как детки
Олицетворения: поет зима, аукает, баюкает, с тоской плывут облака, вьюга с ревом злится, в улыбках солнца, красавица веснаПословицы к стихотворению «Поет зима — аукает»
Два друга — мороз да вьюга.
Стужа да нужа, нет того хуже.
Береги нос в большой мороз.
Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет.
Будет зима, будет и лето.Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Поет зима — аукает»
Зима поет и баюкает лес. А облака плывут в далекую страну.
Метелица стелется ковром, но она очень холодна. И воробьи жмутся к окнам.
Пташки озябли и оголодали. Они все плотней жмутся друг к другу. А вьюга стучит по ставням и все сильнее злится.
Пташки дремлют под звуки вьюги, и снится им теплая весна.Читать стихотворение «Поет зима — аукает»
Поет зима — аукает
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.Источник