Меры защиты лесов от вырубки
Охрана лесов от незаконных рубок на сегодняшний день нуждается в дополнительном правовом обеспечении. В соответствии с Кодексом, леса подлежат охране от пожаров, загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Можно только предполагать, что под словами «от иного негативного воздействия» подразумевается охрана лесов от незаконных рубок. Тем не менее определения незаконной рубки ни Кодекс, ни лесное законодательство в целом не дает.
Под незаконной рубкой принято понимать рубку лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан без разрешительных документов, либо рубку по документам, выданным с нарушением действующих правил, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в разрешительных документах. Но такое определение законом не установлено. Оно базируется на определении, которое дало постановление Пленума Верховного Суда РФ №14 от 5 ноября 1998 г. И оно устарело в связи с отменой разрешительных документов на заготовку древесины, действовавших в то время Шуваев Ю., Анализ мер по совершенствованию лесного законодательства // Устойчивое лесопользование, 2010, № 3.
На основании вышесказанного, я предлагаю добавить понятие «незаконная рубка» в Лесной Кодекс. А конкретно — в статью 16, пункт 4.
Незаконная рубка — это добыча, перевозка, хранение и переработка древесины, кустарников и лиан с нарушение действующего законодательства.
Органы государственной власти рассматривают нелегальные рубки как правонарушение, за которое виновник должен понести соответствующее наказание. В соответствии с российским законодательством, незаконные рубки относятся к экологическим правонарушениям. А на практике, они не классифицируются как опасные или значимые. Но, по сути, завладение древесиной, которая была добыта и заготовлена незаконно, следует квалифицировать как хищение государственного имущества.
Правонарушения в лесном законодательстве приводят к серьезным негативным последствиям — экологическим, экономическим и социальным. Появляются неравные конкурентные условия для легального теневого бизнеса.
Существенной проблемой для экологических организаций будет возможность обеспечения мероприятий по сохранению биоразнообразия, сохранению наиболее ценных участков леса и обеспечению мероприятий по предотвращению нелегальных рубок.
До последнего времени правоохранительные органы смотрели на все это «сквозь пальцы». Они не принимали серьезных мер к нарушителям. Поэтому виновников не привлекали к ответственности или наказывались условно. Но ситуация начинает меняться.
Законом предусмотрено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную и уголовную ответственность. Привлечение лиц к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает их от обязанности возместить причиненный вред.
Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.11.2015) // «Российская газета», N 256, 31.12.2001 — ст.8.28. Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконную рубку лесных насаждений «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 16.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2015) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954 — ст.260. Тем не менее правовая ответственность за оборот незаконно заготовленной древесины в законодательстве Российской Федерации не установлены.
В связи с этим, я предлагаю внести изменение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в статью 8.28 добавить пункт 4.
Незаконное заготовление древесины, кустарников и лиан, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до семи тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Так же, я считаю, что нужно ужесточить уголовную ответственность за незаконную рубку, которая предусмотрена статьей 260 УК РФ.
Во втором параграфе второй главы речь идет о незаконных вырубках лесов и лесных насаждений. Однако, я опять с толкнулась с проблемой того, что в ни в одном нормативно-правовом акте нет понятия «незаконная рубка». Поэтому, я предложила закрепить это понятие в Лесном Кодексе.
Так же, я коснулась проблемы санкций за незаконную рубку. В большинстве случаев, они весьма малы (достаточно заглянуть в КоАП РФ или в УК РФ). Поэтому, так же предложила изменить статью 8.28 КоАП РФ и добавить туда санкцию о незаконной заготовке древесины (в настоящее время, данной санкции вообще нет). И еще следует ужесточить уголовное наказание за незаконную рубку.
§3. Рациональное использование лесов и земель лесного фонда
В соответствии со статьей 101 Земельного кодекса, к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.)Жарников Валерий Борисович, Бочарова Анастасия Александровна ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА // ИНТЕРЭКСПО ГЕО-СИБИРЬ . 2012. №7. С.84-89.. Особая ценность этой категории заключается в наличии большого разнообразия природных и биологических ресурсов. Эта особенность позволяет использовать в хозяйственной деятельности не только землю, но и находящиеся на ней леса.
Также следует отметить, что наряду с экологическим, правовым и техническим аспектам обеспечения рационального использования лесных систем важен и экономический аспект. Переход к экономическим методам управления ресурсами привет к тому, что государство ввело плату за их использование в разных формах — земельный налог, арендная плата, штрафы за ущерб экологии и др. Раньше лесопользование и землепользование было бесплатным. Это негативно отразилось на качестве природных ресурсов, ухудшилось их состояние.
Следующей проблемой является постоянное ухудшение качества используемых населением лесных участков в РФ, уменьшается доля хозяйственно-продуктивных лесов. Причиной этому служит нерациональное ведение лесозаготовок и низкая интенсивность выращивания новых лесов в лесном хозяйстве в России.
Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2011 г. N 281 дополняет меры противопожарного обустройства лесов указанных в части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, к одним из которых относятся:
— установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах;
— создание и содержание противопожарных заслонов и устройство лиственных опушек;
— принятие мер, повышающих ответственность за нарушение противопожарной безопасности на землях лесного фонда.
Результатом рационального использования земель лесного фонда будет повышение эффективности использования земель лесного фонда, а также реализация грамотно продуманной государственной политики в сфере государственного управления землями и взаимодействие государства непосредственно с народом в вопросах касающихся земельно-лесных правоотношений.
В третьем параграфе второй главы я рассмотрела основные проблемы рационального использования земель лесного фонда. Здесь сложно выделить конкретную проблему, т.к. само по себе рациональное использование лесов является проблемой в нашей стране. Это связано и с пожарами, и нерациональное ведение хозяйства, экономические аспекты и многое другое.
Источник