Мерс_каннингем_тропический_лес

Мерс Каннингем на сцене и экране

Между пресс-показом «Тропического леса» и вечером одноактовок в трех отделениях успел смотаться (помимо пресс-конференции Серебренникова и Синайского в Большом) в «Пионер» на кинопрограмму из трех видеоверсий постановок Каннингема. Две из них — самые ранние, 1950-х годов: «Summerspace» (1958) и «Suit for five» (1953), и еще один — из числа позднейших: «Interscape». В гастрольной программе — тоже работы разных лет: «Тропический лет», который я в результате увидел два раза за один день — 1968 года, «Хоver» — 2007, едва ли не последний, и «Biped» — 1997.

Пластический язык Каннингема, какой бы он там ни был «революционер» для своего времени, мне показался скудным и однообразным — от артистов требуется при этом много, но прежде всего — отличная техническая и в еще большей степени общая физическая подготовка: поди постой в абсолютной неподвижности на одной ноге, а у Каннингема это едва ли не основное «па» (я вон на двух еле стою — но, правда, и на революцию в современном танце не претендую).

Концептуальным содержанием спектакли тоже, мягко говоря, не поражают воображение. «Тропический лес», правда, визуально выигрывает за счет оформления Энди Уорхола — накачанных газом «подушек» серебристого цвета: на вечернем спектакле некоторые из них перекачали, и одна улетела в зал, а другая лопнула и сдулась, утром на прогоне этого не было, но зато по сцене они были разбросаны в совершенно другой конфигурации, при том что считается — движения у Каннингема выверены до секунды, однако подушки, надо полагать, все же вносят некоторые коррективы. В геометрии тел артистов в пространстве можно при желании выделить зоо- и фитоморфные образы — а можно и не разглядеть.

То, что я смотрел в записи, очень похоже на то, что увидел на сцене: «Summerspace» — движения в разноцветно-пятнистых трико на фоне такого же задника в духе абстрактного экспрессионизма, «Interscape» — на фоне задника, представляющем собой коллаж из фотоизображений афинского Пантеона, римского Колизея, голов медной лошади и живой, кажется, гусыни (Роберт Раушенберг), «Suit for five» — вовсе без всякого сценографического оформления, не считая вспомогательных полосок, которыми расчерчена сцена. В «Хоver» задник очень похож на «Interscape» — тоже коллаж, но из каких-то «строительных пейзажей», музыкальное же сопровождение (Джон Кейдж — постоянный соавтор Каннингема) интереснее — на партитуру искусственных шумов накладывается живой вокал солистки, которая попутно использует в качестве погремушек подручные предметы — от колокольчика до не совсем понятной игрушки.

Читайте также:  Terraria_грибной_биом_создать

Осмыслять увиденное я при всем желании не готов, а если вести разговор на уровне «нравится-не нравится», то по-настоящему понравился единственный из «живых» спектаклей, самый продолжительный и завершающий программу гастролей — 45-минутный «Biped». В нем, как я понимаю, использованы наработки последних лет Каннингема, когда он экспериментировал с виртуальной хореографией, моделируя движения тел на компьютере: танцовщики работают на сцене в сопровождении видеопроекции на полупрозрачный занавес-экран, и хотя пластический язык здесь мало отличается от того, что Каннингем придумывал в 1950-е, «Biped» смотрится эффектнее прочих балетов (если это понятие тут уместно) и, в отличие от 21-минутного «Тропического леса», не кажется затянутым.

Источник

Балет Biped. Xover. Тропический лес

Мерс Каннигем — один из главных авангардистов XX века. Он сочинял танец, нисколько не заботясь о том, чтобы быть доступным и понятым, всю свою длинную жизнь меняя методу, почерк, даже взгляд на природу танца. В 2009 году Каннингема не стало. Теперь прекращает существование и сама его труппа. Три спектакля из последних гастролей, считай, антология американского танцевального эксперимента.

Бот

Плати частями

На Чеховский фестиваль приезжает труппа Мерса Каннингема — одного из главных авангардистов XX века; про нее достаточно сказать, что вторым основателем в 1953 году был композитор Джон Кейдж. Кроме того, Мерс Каннингем жил очень долго и счастливо. Без признаков художественной усталости он сочинял танцы в течение семидесяти лет, а умер — в девяносто. Это случилось в 2009 году, и, как многие труппы со столь сильным лидером, эта попробовала помыкаться по белу свету сама, но не избежала естественной участи. Корабль без капитана придется затопить. В своем завещании Каннингем дал указание распустить труппу через два года после его смерти, но все равно решение стоило танцовщикам немалого мужества. В этом году труппа прекращает свое существование. Эти гастроли — прощальные. Что очень честно: живой, как дыхание, неуловимый, как игра света в радужке, изумительный, совершенно неописуемый танец, который сочинял Каннингем, невозможно поместить в гербарий, законсервировав на радость следующим поколениям (что успешно пережили, например, балеты другого гения XX века — Джорджа Баланчина). Хореография Каннингема, как оказалось, была связана с автором — как эмбрион с организмом матери. Не исключено, что в Москве придется заметить, как этот танец высыхает, осыпается, немеет прямо на сцене. Как срезанные цветы, которые все еще благоухают, сверкают красками и даже пьют воду, но уже, конечно, по ту сторону жизни. Это очень грустное и великолепное зрелище. Последний парад.

Читайте также:  Вес_куба_соснового_леса

Привозят наиклассического Каннингема. С танцовщиками, затянутыми в белые трико (и только у Каннингема они умудряются не выглядеть при этом ­эдакими мучными червячками). С музыкой Кейджа. С гениальной властью над временем: когда дуэт длится, длится и длится — но при этом совсем не хочется пристукнуть хореографа минуте на пятой. Это отнюдь не зрелище для широкой публики, впрочем. Даже Баланчин — при всем его снобизме — куда более демократичен. Хореография Каннингема никогда не пыталась увлекать и нравиться. Сам автор, наверное, с наивностью гиганта даже не понимал, что это значит: голова его терялась в облаках, а вся эта суета копошилась где-то подле больших пальцев ног. Эта хореография не желает вашего активного соучастия. Вам надо просто сесть в кресло, расслабиться — и дать ей сделать все остальное.

Тропический лес.
Неестественная естественность. Люди — звери. Люди — лес. Помогают звуковое сопровождение и название. Время выбрано идеально. 21 минута внимания. Его хватает, что бы прочуствовать, но мало для того чтобы успеть устать.
Xover.
Нет. Слишком сложно и непонятно для простого обывателя. Тем более, что название ничего не подсказывает и ты все время пытаешься понять о чем это. Хотя этого не нужно. Вокал не помогает. Он существует где-то отдельно и сам по себе прекрасен.
Biped.
Все-таки танцу в классическом понимании помогает музыка. А совмещенные с музыкой электронные спецэффекты удивительно сочетаются с цифровой графикой. За 45 минут пробегает волна, она то усиливает, то ослабевает внимание. Но все время интересно и ново.

вчера сходил на BIPED. рядом сидела первокурсница и весь балет играла на iPad2, светя неоном в темноте.

Читайте также:  Цепь_питания_гриб_лягушка_улитка

я на выходе из моссовета мямлю жене: «мне кажется, этот балет о рождении и смерти и о том, что происходит между двумя этими событиями, а также этот балет о том, что есть два типа людей: те, для которых существует только мир материальный и те, для которых есть еще душа и дух; так вот сам танец — это в том числе и символ танцующих, играющих душ; играющих в лучшем смысле этого слова, как Премудрость играла и танцевала пред Богом в Ветхом Завете; то есть такой танец-игра как акт творчества, божественного творчества, то есть любви».

а жена мне в ответ: «Ты всегда какую-то фигню говоришь, причем непонятно. Я ничего не поняла». Я почувствовал себя идиотом и в очередной раз убедился в этом. честно.

Первый одноактный — абсолютная музейная пыль, не спасает ни Энди Уорхол, ни авторитет времени (год постановки — 1968!). Второй одноактный XOVER — сплошной эксперимент- самое интересное это солистка (вокал) и Раушенберг в качестве кулисы. Приговор обоим — балет не живет без музыки!

Третий — BIPED оправдывает все обещания и надежды на эту последнюю гастроль. Появляется прекрасная музыка, трехмерное пространство, движение переходит в хоровод X&Y хромосом, математику пластики — формулируя главную идею действа — ЖИЗНЬ ЭТО ДВИЖЕНИЕ. ДВИЖЕНИЕ ЭТО КРАСОТА. ФОРМУЛА КРАСОТЫ, ВОЗМОЖНО, СКРЫТА В ЭТИХ ФРАКТАЛАХ ТАНЦА. ИЩИТЕ

Источник

Оцените статью