Медвежонок_ветчину_закусил_малиной_юркий_суслик_утащил

СТИХИ-ЗАПОМИНАЛКИ

Весёлые стихи для запоминания цветов радуги, названий пальчиков, нот, алфавита, дней недели, месяцев, океанов, материков, сторон света, планет.
НАЗВАНИЯ ПАЛЬЧИКОВ
Рассмотрите вместе с малышом нарисованную ладошку. Изображённые на ней эмоции и стишок помогут запомнить названия пальчиков.
Маленький мизинчик
Плачет, плачет, плачет.
Безымянный не поймет,
Что все это значит.
Средний пальчик —
Очень важный,
Не желает слушать.
Указательный спросил:
«Может хочешь кушать?»
А большой бежит на кухню,
Тащит каши ложку,
Говорит: «Не надо плакать,
На, поешь немножко!»
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный подбирает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
___________________________________
ЦВЕТА РАДУГИ
Оля раскрасила листья у клёна
В красный, оранжевый, жёлтый, зелёный.
А Серёжа раскрасить советовал
В голубой, синий и фиолетовый.
Запоминалки цветов радуги по первым буквам:
Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.
Крот Овце, Жирафу, Зайке Голубые Сшил Фуфайки!
___________________________________
НОТЫ
До, ре, ми, фа, соль, ля, си —
Села кошка на такси.
___________________________________
АЛФАВИТ
Очень хочет бурый мишка
Прочитать все в мире книжки.
У него серьёзный вид —
Изучает алфавит.
Встанут буквы по порядку,
Если загадать загадку:
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё —
Есть три уха у неё.
Ж, З, И, Й, К, Л, М —
Ног и брюха нет совсем.
Н, О, П, Р, С, Т, У —
Хвост её длинной с версту.
Ф, Х, Ц, Ч, Ш плюс Щ —
У неё дыра в плаще.
Ъ, Ы, Ь —
Не поймать её никак.
И вдобавок Э, Ю, Я —
Сам её придумал я,
И скажу вам по секрету
На загадку нет ответа!
___________________________________
ЧАСЫ, МИНУТЫ, СЕКУНДЫ
Раз — секунда пролетела,
Оглянуться не успела.
Шестьдесят секунд промчались —
И минуткой оказались.
Ну а шестьдесят минут
Целый час с собой ведут.
Час за часом двадцать раз
И четыре про запас —
Сутки полные проходят,
День и ночь с собой уводят.
___________________________________
ДНИ НЕДЕЛИ
Прочитайте ребёнку стишок и рассмотрите вместе недельный календарь крокодила. Запомнив порядок, в котором крокодил ходил в гости, малыш запомнит и очерёдность дней недели.
В зоопарке крокодил
В гости каждый день ходил:
В понедельник к мишке,
А во вторник к мышке,
В среду у белки были посиделки,
В четверг именины у важного льва,
В пятницу зебра его позвала.
У слона со слонихой пил чай в субботу,
В воскресенье заплыл к бегемоту.
А пришёл к нему сосед —
Крокодила дома нет.
Вот неделя. В ней семь дней,
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Носит имя понедельник.
Вторник — это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка-среда —
Третьим днём была всегда.
А четверг — четвертый день —
Шапку носит набекрень.
Пятый — пятница-сестрица —
Очень модная девица.
А в субботу — день шестой —
Отдыхаем всей гурьбой.
И последний — воскресенье —
Назначаем днём веселья.
Завтра снова детский сад
Ждёт-пождёт своих ребят.
В понедельник, вторник, среду
Повар борщ варил к обеду.
А в четверг и в пятницу —
Суп из каракатицы.
За субботу с воскресеньем
Наварил он таз варенья,
Постоял над тазом
Да и съел всё сразу.
___________________________________
МЕСЯЦЫ
Прочитайте ребёнку стишок и рассмотрите вместе годовой календарь. Предложите малышу поиграть с разрезным круглым календарём: разрежьте его на 12 секторов, и пусть ребёнок складывает их в той последовательности, в которой ему подскажут картинки и стишок.
Вечно ходят друг за другом
Двенадцать месяцев по кругу:
В самом первом — январе —
Снег лежит по всей земле.
В феврале метели
Сурово загудели.
В марте — сам проверь —
Кругом слышна капель.
А в апреле птицы
Вернулись из-за границы.
В мае деревья
Цветами покрылись,
В июне и мы
Под панамой укрылись.
В июле все вместе едем на море!
В августе зерно убираем в поле.
В сентябре бежим в лес —
Не отставай!
Грибы и ягоды собирай!
В октябре — листопад,
В ноябре — «дождепад».
А что в декабре? —
Снеговики, лыжи, коньки!
Но главное — стихотворенье учи
Про то, как декабрь
С собой приведёт
Деда Мороза и Новый год!
Говорил январь:
— Я царь!
Хохотал февраль:
— Ты враль!
Март зевнул,
Апрель чихнул,
Май лягушку ущипнул.
Пел июнь,
Июль плясал,
Август яблоко кусал.
А сентябрь улетел,
А октябрь засвистел,
А ноябрь поскользнулся,
А декабрь улыбнулся:
— Год закончен и опять
Надо новый начинать!
Говорил январь:
— Я царь…
По сугробам шёл январь,
Всех морозов зимних царь!
Догонял его февраль —
Потерял из вьюги шаль.
Прибежал на смену март,
Зазвенел:
— Весна, на старт!
По ручьям приплыл апрель,
Он в кармане нёс капель.
Шелестел листвою май:
— Куртку тёплую снимай!
Одуванчик нёс июнь.
Хочешь чуда? — Просто дунь!
А в июле, а в июле
Мы на море отдохнули!
Август пчёлами гудел,
Да грибом в лесу сидел.
В золотистом сентябре
Мы забыли о жаре!
Ветер дунул октябрём:
Листьев жёлтых наберём!
Нас ноябрь заморозил,
Первый снег на землю бросил.
Вот декабрь к нам идёт,
Завершая длинный год!
___________________________________
ОКЕАНЫ
На нашей земле океанов — четыре:
ИНДИЙСКИЙ — самый солёный в мире,
Океан — АТЛАНТИЧЕСКИЙ славен сельдями,
ЛЕДОВИТЫЙ всё время спит подо льдами,
А ТИХИЙ, конечно же, вовсе не тихий,
А буйный, глубокий и самый великий!
Автор А. Усачёв
___________________________________
МАТЕРИКИ
На свете много островов,
Так много, что не счесть.
А вот больших МАТЕРИКОВ
Мы насчитаем шесть:
АФРИКА, АМЕРИКА
(Северная и Южная),
АВСТРАЛИЯ,
ЕВРАЗИЯ,
АНТАРКТИДА
(Вьюжная).
ЕВРАЗИЯ
Что такое ЕВРАЗИЯ?
Это — ЕВРОПА плюс АЗИЯ:
Из двух частей света возник
Самый большой материк!
Автор А. Усачёв
___________________________________
СТОРОНЫ СВЕТА
Ветер с горки прилетел,
Прогуляться захотел.
Облетел наш ветерок
Север, запад, юг, восток!
___________________________________
ПЛАНЕТЫ
На Луне жил звездочёт,
Он планетам вёл учёт:
МЕРКУРИЙ — раз,
ВЕНЕРА — два-с,
Три — ЗЕМЛЯ,
Четыре — МАРС,
Пять — ЮПИТЕР,
Шесть — САТУРН,
Семь — УРАН,
Восемь — НЕПТУН.
Запоминалка планет по первым буквам:
Медвежонок Ветчину Закусил Малиной, Юркий Суслик Утащил Ножик Перочинный.
П — Плутон. Ранее считался планетой, но в недавнем времени был причислен к карликовым планетам Солнечной системы.
Использованы стихи О.Емельяновой, И.Гуриной.

Читайте также:  Салтовский_лес_волгоградской_области

Источник

«Биссектриса это крыса…» 10 фраз-подсказок, которые облегчат жизнь каждого школьника

Помните фразу про охотника и фазана, с помощью которой дети учат цвета в радуге? Такой метод запоминания называется мнемоникой. У нее очень простой принцип — вы либо создаете ассоциативный ряд, либо рифмуете то, что хотите запомнить. Мы собрали еще 10 мнемонических фраз и стишков, которые помогут вашему ребенку в школе на уроках русского, математики и даже астрономии.

1. Уж замуж невтерпёж

Эту фразу знает почти каждый школьник — это нехитрая подсказка к правописанию наречий. На конце наречий после шипящих согласных мягкий знак пишется всегда: вскачь, прочь, настежь, навзничь и так далее. Исключения три: уж, замуж, невтерпёж. Повезло, что они складываются в такую удобную фразу — легко запомнить!

2. Надеваю одежду, одеваю Надежду

Эти два глагола, «одеть» и «надеть», вызывают огромное количество споров и ссор — сколько копей было сломано из-за них в социальных сетях. Объясняем еще раз и на пальцах:

  • «Надеваем» мы одежду на что-то/кого-то. То есть мы «надеваем на себя шапку»;
  • «Одеваем» мы в одежду кого-то/что-то. То есть мы «одеваем ребенка перед прогулкой».

Несмотря на довольно простые правила, люди постоянно путают эти два глагола. Поэтому среди школьников популярна мнемоническая фраза: «Надеваю одежду, одеваю Надежду». И запомнить нетрудно, и не запутаешься больше никогда!

3. У подъезда адъютант ждёт фельдъегеря

Вот еще один хороший пример мнемонической фразы, с помощью которой можно запомнить правила русского языка. Она указывает, что твердый знак нужно писать на стыке приставки и корня — если приставка оканчивается на согласную, а корень начинается с букв Е, Ё, Ю, Я. Еще твердый знак пишется в сложных словах с числительными: двухъярусный, четырехъядерный, трехъязычный.

Читайте также:  Выращивание_малины_промышленным_способом

4. Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку

Вот это уже очень похоже на всем известную цитату про фазана и охотника. Только там первые буквы слов означали цвета радуги, а здесь — названия падежей в правильном порядке. Очень удобно, сами смотрите:

  • Иван — Именительный падеж;
  • Родил — Родительный падеж;
  • Девчонку — Дательный падеж;
  • Велел — Винительный падеж;
  • Тащить — Творительный падеж;
  • Пеленку — Предложный падеж.

5. Стишок про исключения второго спряжения

Спряжения глаголов — больная тема для большинства школьников. Ко второму спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на «-ить». Но есть 11 слов-исключений. К первому — все остальные глаголы, кроме исключений — «брить» и «стелить». Вроде бы все просто, но как запомнить все исключения?

«Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключенья: брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать, вертеть
И зависеть, и терпеть».

6. Мошенник у труженика одну «н» украл!

Еще одна головная боль всех, кто пишет на русском языке — «н» и «нн». Чтобы не сделать ошибки в прилагательных, нужно обращать внимание на суффиксы и корни. Одна «н» пишется в прилагательных после суффиксов «ин», «ан» и «ян»: львиный, кожаный, стеганый. «Стеклянный», «оловянный», «деревянный» — это слова-исключения. Удвоенная «н» ставится в суффиксах «онн» и «енн»: тыквенный, традиционный, сезонный. В существительных все зависит от корня: «нн» ставится в тех случаях, когда слово образовано от корня, оканчивающегося на «н». Тем не менее, в некоторых словах это правило не работает, например в слове «труженик». Тут-то и приходит на помощь «мошенник».

7. Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц»!»

По правилам русского языка, после буквы «ц» в корне пишется «и»: цирк, цитата, Сицилия. Но, как это часто бывает, в этом правиле есть исключения. Всего таких слов 5: цыган, цыпочки, цыкнуть, цыц и цыпленок. Запомнить их не трудно, ведь они укладываются в забавную фразу.

Читайте также:  Чем_полезна_клюквенные_морсы_при_беременности

8. Медвежонок ветчину закусил малиной, юркий суслик утащил ножик перочинный.

Мнемоника помогает запомнить не только правила русского языка. Вот, например, как можно запомнить все планеты в солнечной системе в правильном порядке.

  • Медвежонок — Меркурий;
  • Ветчину — Венера;
  • Закусил — Земля;
  • Малиной — Марс;
  • Юркий — Юпитер;
  • Суслик — Сатурн;
  • Утащил — Уран;
  • Ножик — Нептун;
  • Перочинный — Плутон.

9. Биссектриса это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам

Свои мнемонические трюки есть и в точных науках. Сравнение с крысой может помочь запомнить, что такое биссектриса. Это прямая линия, которая проходит через вершину угла и делит его на две равные части. Ребенку гораздо проще запомнить это правило благодаря сравнению и рифме, которая заложена во фразе.

10. Медиана — обезьяна, лазает по сторонам, делит их пополам

Еще одна подсказка для уроков геометрии. Медиана — это линия, которая проходит через угол и делит параллельную ему сторону фигуры пополам. Что еще нужно помнить о медиане:

  • Медиана разбивает треугольник на две части одинаковой площади;
  • Медианы треугольника при пересечении делят друг друга в соотношении 2:1;
  • Треугольник можно поделить медианами на шесть равновеликих плоскостей.

Правила составления мнемонической фразы

Вы можете составить свою мнемоническую фразу, чтобы запомнить любую информацию, которая вам потребуется. Весь секрет заключается в грамотном «кодировании» фразы, чтобы вам легко было ее запомнить. Можно зарифмовать нужную информацию или придумать забавную ассоциацию (как, например, в случае с «медианой» и «обезьяной»). Важно, чтобы вам потом было легко ее раскодировать.

Идеальный пример мнемонической фразы — поговорка про охотника и фазана. По такому же принципу вы можете запомнить список продуктов, которые вам нужно купить в магазине, просто составив забавную фразу из первых букв. Потренируйтесь, и у вас обязательно получится.

Источник

Оцените статью