Как медведь стал символом России?
«Косолапый», «хозяин леса», «Михаил Потапыч» – все эти прозвища издавна закрепились за медведем. Наши предки с древних времен почитали медведя, а для язычников он и вовсе был тотемным животным. Однако олицетворением целой страны медведь стал, скорее, с подачи иностранцев – да так и прижился на этом «посту».
Медведь карающий, цирковой и рекламный…
В разные периоды нашей истории медведи выполняли зачастую прямо противоположные функции. В XVI веке, особенно в годы опричнины, их могли использовать для приведения в силу смертных приговоров. Тягаться с мощным зверем было невозможно, и осужденных ждала страшная смерть. В XVII столетии роль медведя изменилась: теперь он воспринимался как сказочная диковинка, способная при должной тренировке выполнять захватывающие трюки. В городе Сморгонь, который был тогда в составе Речи Посполитой, даже открыли «Медвежью академию», где зверей дрессировали, а затем продавали в европейские цирки. Именно тогда медведя впервые стали называть символом России, причем – по ошибке. Далеко не все покупатели будущих цирковых артистов были сильны в географии и попросту путали соседние страны. Обращаясь в «Академию» за покупкой косолапого, они были уверены, что заведение имеет прямое отношение к Государству Российскому, или, как его порой называли, Московии.
В России участь мишек, по правде говоря, была незавидной. С животными редко обходились подобающим образом и воспринимали как источник дохода. На потеху публике «хозяин леса» в наморднике и поводке появлялся на ярмарках. В лучшем случае, медведей там заставляли выполнять заранее разученные трюки, а в худшем – стравливали с собаками ради зрелищного боя.
В 1865 году в Российской империи было основано Общество покровительства животным. Численность зоозащитников составляла немногим более пятидесяти человек, однако им удалось развернуть бурную деятельность и подать прошение в Министерство внутренних дел о запрете использования медведей ради забавы и в корыстных целях. В поддержку Общества выступила церковь, призвавшая милосердно относиться к братьям нашим меньшим. Спустя два года император издал указ о запрете медвежьих выступлений. Увы, гуманным начинанием оказались довольны не все. Крестьяне осыпали царя проклятиями – ведь в пореформенные годы, получив свободу, они утратили часть средств к существованию (земельные наделы им достались очень маленькие) и восполняли недостаток в семейном бюджете «медвежьими концертами». Неудавшиеся предприниматели, как правило, покупали полугодовалых медвежат и учили тех забавным трюкам: к примеру, повторять движения за человеком. Когда косолапый подрастал, по улицам его водили в сопровождении трех человек: дрессировщика, барабанщика и скрипача. Если выступление проходило удачно, прибыль они делили на четыре части.
В XIX веке образ «русского медведя» просочился в политическую карикатуру. Стремясь показать Россию, иностранцы все чаще прибегали к изображению медведя. Бороться с этим явлением было бесполезно и бессмысленно, поэтому русские сами стали охотно ассоциировать себя с этим зверем. Тенденция не угасла и в советские годы: чего стоит один символ летних Игр 1980 года олимпийский мишка, взмывающий в небо под плач растроганных зрителей.
«Конкуренты» косолапого
Шансы стать символом России были и у других животных, по той или иной причине важных для наших соотечественников. Так, еще на Руси почитали соколов. Былинные богатыри обращались хищными птицами и доблестно сражались с врагами. В XI-XII веках воронами было принято называть половцев, а соколами – противостоявших им русских правителей. В «Слове о полку Игореве» князей неслучайно именуют «соколичами». Кроме того, в этом произведении впервые употребляется слово «кречет», а это название птицы из отряда соколообразных.
В XVII веке царь Алексей Михайлович возвел в культ соколиную охоту. Птиц он любил с детства, а, унаследовав русский престол, распорядился создать Приказ Соколиной охоты. Домом для хищных птиц стали села Покровское, Коломенское и Сокольники. Попасть «в гости» к царским любимцам было почти невозможно. Особое разрешение нужно было заслужить, например, преподнести соколу дар или вылечить его от недуга. В 1673 году, после томительного ожидания, в кречатне смог оказаться датский посол и с позволения государя изобразил рисунок гордой птицы. Охота с кречетом считалась самой зрелищной. Движимая инстинктом, птица камнем обрушивалась на добычу и могла повторить свой бросок до семидесяти раз. Жертвами кречетов обычно становились утки, лебеди, тетерева и цапли.
Алексей Михайлович охотился с птицами почти ежедневно. Порой процессия выезжала на место дважды: после завтрака и во второй половине дня. Царь давал сигнал из рожка или миниатюрной литавры: жертвы охотников, испугавшись, взмывали в небо. Тут-то их и подстерегали соколы. Обратно ловчие птицы прилетали на зов своего хозяина. Случалось и так, что из поля зрения Алексея Михайловича выпадали и пернатый охотник, и его добыча. Тогда люди седлали коней и отправлялись на поиски по окрестностям. Сокола удавалось отыскать по звону серебряных колокольчиков, заранее подвешенных к его хвосту. Самого талантливого «напарника» после охоты подносили к государю. Тот с улыбкой ласкал сокола и называл молодцом. В XIX веке отношение к хищным птицам по-прежнему было весьма уважительным. За срубленное дерево, на котором располагалось соколиное гнездо, наказывали крупным штрафом. В 2021 году Союз охраны птиц России назвал символом года кобчика – представителя рода соколиных. Несмотря на скромные размеры, у этой птички гордый и даже дерзкий нрав. Кобчики дружно бросаются на защиту птенцов, если тем грозит опасность, и готовы биться за своих, даже если значительно уступают в размерах противнику.
Другое животное, сыгравшее в истории Российского государства не последнюю роль, – соболь. Этот зверек стал важной причиной расширения территорий на восток и освоения Сибири. Стремление добыть как можно больше собольего меха толкало землепроходцев вслед за ареалом распространения пушного зверя. Русские меха пользовались огромной популярностью не только на родине, но и в Англии, Голландии и Германии. К этому времени белка и куница почти утратили свою ценность, уступив соболю. Его шкурки были больше по размеру, прочнее и красивее. На одну шубу уходило 40-80 таких шкур. Для развития промысла и были созданы Соболиная казна и Соболиный приказ. Изображения соболя присутствовали на печатях семи городов Сибири, а два соболя расположены на титулярном гербе царства Сибирского. В геральдике соболь символизирует грацию, скорость, справедливость и богатство.
Источник
Юридическая социальная сеть
1.2М
1.2М
Не будите русского медведя! Как хранитель леса стал символом России
Медведь в России – это больше, чем просто медведь, и особенно теперь!
В качестве символа России медведь появился на Западе еще в XVIII веке. Для европейцев наш русский мишка – это символ варварства, лени, агрессии, это всегда было шансом подчеркнуть отсталость России и возможность продемонстрировать свое превосходство.
С другой стороны, русский медведь всегда вызывал у европейцев и страх: «как бы ни разбудить эту опасную бестию!», а частенько его пытались приучить или хотя бы приструнить, посадив на цепь. Вот такая аллегория…
Так кто же он на самом деле, наш русский мишка? И почему ему придают такое значение? Какими качествами он на самом деле обладает? Ответы на все эти вопросы ниже, а выводы делайте сами.
Медведь только с виду кажется этаким неповоротливым увальнем, который умеет только реветь и ульи разорять. На самом же деле это очень умный зверь, и равных ему в северных широтах просто не существует. Неспроста древние русичи так почитали это животное, у них был буквально культ медведя! Они изготавливали самые разные обереги в виде медведя и были уверены, что они дадут в бою силу, защитят от врагов. Для русичей медведь был олицетворением силы, мужества, благородства. Символ медведя был защитником всего рода.
Еще с древности мишка считался хранителем здоровья, сил, благополучия. Часто его олицетворяли с человеком, есть масса сказаний о том, что человек произошел от медведя или наоборот. Северные народы считали его своим предком.
Облик медведя имел славянский языческий бог Велес, который по значимости находился после Перуна. А поскольку он покровительствовал сельскому хозяйству, то и называли его Хранителем, или Царем леса, Царем зверей (лев стал гораздо позднее царем зверей). Но после принятия христианства восприятие медведя изменилось, что можно отметить по русским народным сказкам, где косолапый хоть и стал более безалаберным и простодушным, но все равно отличался силой, сообразительностью, умением выживать даже в очень сложных условиях.
А вот ленивым и глупым медведь быть ну никак не может, ведь он отличается отменным здоровьем, силой и, что очень интересно, высоким для млекопитающих уровнем рассудочной деятельности. Вот только один пример: медвежата уже с рождения обладают способностью в любых условиях окружающей среды строить берлогу любого вида.
Еще одно удивительное качество медведя в том, что он после человека стоит приблизительно пятым по развитию головного мозга. У мишки имеются мыслительные процессы, это не раз доказывали ученые. Поэтому его можно назвать именно умным животным! И тут речь не об инстинктах, косолапым присущи пространственная ориентация, образная память, умение накапливать жизненный опыт и так далее. Мишка умеет соотносить одно обстоятельство с другим. И как после этого медведя можно называть глупым?
А теперь об агрессии медведя. Агрессивным он может быть лишь по двум причинам: защита себя и своей семью от возможной опасности или добыча пропитания. Но! По статистике, практически все нападения медведя на человека оказывались спровоцированными именно человеком, медведь просто отвечал на действия, направленные на него».
Из всех перечисленных качеств мишки можно сделать вывод: над медведем легко смеяться, пока его нет рядом! Не нужно будить русского медведя – это известно всем западным государствам еще с древности. Медведь – это символ именно нашего народа, а не чьей-то партии или человека. Характер русского человека по своей простоте и правде очень похож именно на медведя.
В следующей публикации я расскажу о современном русском медведе, о том, какое место он занимает в нашей жизни сейчас, и каким его изображали в разные исторические периоды, а также, что думают иностранцы о нашем символе. Продолжение следует https://www.9111.ru/questions/777777777910715/
Дорогие мои постоянные и новые читатели! Всем рада! Читайте, комментируйте, делитесь мнениями, только не злитесь и не обижайте никого! Под моими публикациями запрещено оскорблять автора и форумчан, комментарии нарушителей просто удаляю. Всем отличного настроения, здоровья, успехов! Улыбнись Миру — и Мир улыбнётся тебе!
Понравилась публикация?
Проголосовали: 10
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Источник