Масонский храм киндяковская беседка

Масонский храм киндяковская беседка

Шкатулка Перси-Френч | Исторический паблик запись закреплена

Беседка была выполнена в дорическом ордере с соблюдением всех пропорций и правил из специального фасонного кирпича. На круглой площадке цоколя было установлено восемь колонн, поддерживающих куполом с карнизом и антаблементом. Под куполом в центре площадки был установлен четырехгранный обелиск с двумя бронзовыми мемориальными досками.
Показать полностью. Одна представляла собой барельефный портрет И. А. Гончарова работы Цейдлера. Отливку барельефа производили, вероятно, на знаменитом Кусинском заводе на Урале. На второй доске была сделана надпись о том, что памятник установлен в честь 100-летия со дня рождения И. А. Гончарова.

В 1961 году было решено перенести беседку на новое место, так как берег подмыло волжским водохранилищем, и возникла угроза её обрушения. Новую беседку из бетона (не точную копию) соорудили на месте барского дома.

В 1980-1990-е годы вандалами были похищены бронзовые мемориальные доски.

В 2008 году при подготовке к празднованию 200-летия со дня рождения И.А. Гончарова (2012 год) беседку-памятник решили отреставрировать по первоначальному облику – по проекту А. А. Шодэ. Возникла идея (автор идеи Р.З. Губайдуллов) сделать её из мрамора, поскольку подобные сооружения ландшафтного дизайна заимствованы из Древнего Рима, где такие беседки традиционно делали мраморными. Из-за того, что исполнитель не согласовал ремонтно-реставрационные работы с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, начатые работы были на некоторое время приостановлены.

Торжественное открытие мраморной Гончаровской беседки состоялось 30 апреля 2009 года.

Источник статьи: http://vk.com/wall-175423248_27

Неверное сокровище масонов (37 стр.)

«Масонский храм «Киндяковская беседка», построен в конце 1780-х — начале 1790-х годов в Винновской роще на земле В. А. Киндякова, являвшегося членом масонской ложи «Золотой Венец», основанной в 1784 году И. П. Тургеневым. Автор проекта — симбирский архитектор, член этой же масонской ложи И. П. Тоскани. Храм находился на возвышенной продолговатой площадке в южной части Винновской рощи справа от дороги, ведущей из города в деревню Винновка, юго-западнее бывшего имения, где ныне стоит мемориальная беседка И. А. Гончарова. С западной стороны площадка прикрыта стеной лип и дубов. Каменное здание было высотой до 16 метров с четырьмя портиками, над куполом располагался восьмигранный фонарь с восемью квадратными окнами. Фонарь был покрыт конусообразным шатром. Храм служил для тайных собраний масонской ложи. 21 августа 1822 года царским указом в России были закрыты все масонские ложи. Симбирский храм без ремонта приходил в упадок и к 1860-м имел полуразрушенный вид. В 1898 году местная газета писала: «Лет 70 тому назад храм имел вид беседки, с четырёх сторон которой по углам были устроены барельефы — символические атрибуты бренности человеческой жизни, а именно: разбитая урна с текущей водой, изломанный якорь, залитая волнами ладья и человеческий череп с костями, и наверху, на красивом резном куполе стоял гипсовый ангел с вызолоченным крестом, как символ вечности и спасения». Разбитая урна с вытекающей из неё водой являла символ уходящей жизни; изломанный якорь — крушение надежд и жизненных планов. Ладья говорила о неминуемой гибели. Человеческий череп с костями — традиционный масонский знак. Храм венчала фигура с вызолоченным крестом — непременным атрибутом Иоанна Крестителя — покровителя всех масонов. Киндяковская беседка, именуемая в народе «Статуйкой», привлекала симбирских обывателей своей загадочностью и легендами.

Заброшенный масонский храм постепенно разрушался и к началу 1930-х годов был полностью утрачен.»

Оказалось, даже не нужно далеко ходить. Под статейкой стоит и ссылочка на некое издание 1927 года, откуда вся эта информация почерпнута. Можно будет порадовать дядю Борю. Хотя он, скорее всего, будет разочарован. Что остаётся от его романтической мечты? Был, оказывается, Василий Киндяков масоном, с ним же в одной ложе состоял местный архитектор. После того, как мода на тайные (впрочем, какие там они тайные!) общества прошла, здание забросили.

Есть в энциклопедии и Киндяковы. Сам Василий Афанасьевич, отставной поручик артиллерии, уездный предводитель дворянства, его сыновья Пётр и Павел, которых дядя Боря некогда безуспешно пытался протащить в предтечи декабристов, их брат Лев, прадедушка нашей Екатерины Максимилиановны Перси-Френч.

Что касается места расположения масонского храма, то деревня Винновка сейчас располагается в черте города Ульяновска. Сохранились и остатки былой рощи. Там сейчас лесопарк. Правда, площадь уже не та. При барах роща занимала около полутысячи десятин, а лесопарк — в три раза меньше.

— Но, и то хорошо, что совсем какими-нибудь дачами не застроили.

— В конце XVIII века в этой деревне было 250 крестьян, 45 дворов.

Я с сожалением посмотрел на несколько, аккуратно исписанных, листочков и вздохнул:

— Так умирают великие тайны. Бедный философ! Взамен своей юношеской мечты он получит этот сухой и занудный отчёт.

Слово «занудный», видимо, немного покоробило библиотекаря. Он развёл руками:

— Такова судьба всех философов. Когда рождается истина — умирает тайна. Я тут, чтобы подсластить пилюлю выписал немного о симбирских масонах.

«Первая в Симбирске ложа под названием Золотой Венец» была открыта 15 (03) декабря 1784 года. Основатель её — один из виднейших деятелей московского масонства Иван Петрович Тургенев. Работы в ложе велись по розенкрейцерской системе.» Тут же список членов, правда, с оговоркой «с большой долей вероятности». Об этой ложе после 1792 года ничего неизвестно.

«Вторая симбирская ложа под названием «Ключ к Добродетели» была открыта 12 декабря (30 ноября) 1817 года. Основал её князь Михаил Петрович Баратаев.» Была очень многочисленной, насчитывала 70 действительных и почётных членов и официально исчезла в 1822 году после запрета масонских лож. По некоторым сведениям продолжала работать тайно.

Читайте также:  Уютно сад огород рукоделие рецепты

Алексей закрыл блокнот.

— Вот, собственно, и всё. Если не считать статьи, обнаруженной мною в одной из современных городских газет. Я сделал её ксерокопию. Взгляните.

Статья называлась «Что нашли в Винновке?»

«В программе «Вести-Ульяновск» прошёл сюжет о якобы недавно обнаруженных подвалах в Винновской роще. Ведущая репортажа претендовала на сенсационное открытие, заявив, что каменный грот — творение масонов. А поскольку в масонскую ложу входили Карамзин, Тургенев, Баратаев, Бекетов, получилось, что подземные сооружения ещё помнят голоса знаменитых земляков.

На следующий день после репортажа в редакцию позвонил краевед Сергей Петров, заявив, что таким вот образом рождаются легенды. И попросил предотвратить историческую ошибку. Грот, о котором вдруг вспомнили, известен всем жителям округи, в народе его называют склепом. К временам масонства он отношения не имеет.»

Далее автор статьи утверждает, что грот построила последняя помещица Екатерина Перси-Френч, чтобы «напустить мистики». Но, уже через несколько строк говорилось, что это склеп, в котором была похоронена любимая гувернантка барыни Дженни Томкинс. Даже ссылка есть на письмо жены управляющего Киндяковкой Гельда. Приводятся и сведения о том, что в 1918 году склеп вскрыли, гроб вытащили и выбросили. Перси-Френч тайно перезахоронила прах гувернантки на православном кладбище.

После всего этого, автор делает предположение, что это и не склеп, а винные подвалы, в которых хранилась огромная коллекция вин. В 1917 году Перси-Френч жаловалась, что у неё разбили 3000 бутылок. Вина были дорогие, коллекционные, едва не столетней выдержки. Правда, тут же задавался вопрос, почему над винными подвалами поставлен каменный крест, похожий на масонский? Статья заканчивалась словами: «Винновская роща хранит свои тайны. К сожалению, за сто лет ни один учёный не пытался их разгадать. Попытки Гордумы объявить Винновскую рощу памятником природы и культуры не увенчались успехом. Похоже, история Винновки зарастает травой.»

Достав свой электронный навигатор, который содержал полный комплект карт, я стал разыскивать на плане Ульяновска тот самый парк, который раскинулся на месте усадьбы Перси-Френч. Он оказался буквально в двух шагах от снятой мной квартиры.

— Ну, вот и ладненько! Прогуляюсь на досуге и сделаю несколько фото, в приложение к твоему отчёту. Всё-таки Екатерина Максимильяновна была настоящей аристократкой. Только истинная леди сможет так тактично выразиться: «Разбили три тысячи бутылок вина».

— Будет хорошо Леонид, если Вы ещё побеседуете с местными краеведами. Мне тут подсказали одну фамилию. Исключительно осведомлённый человек. Его отец, преподаватель местного вуза всю жизнь занимался историей края, сын пошёл по стопам родителя. Говорят, хорошо разбирается в архитектуре. Вот телефон.

Уезжал Алексей с явным сожалением. Ему так понравилось на родине Ильича.

— Я ведь впервые увидел Волгу, — признался он. — Всё больше жил на юге и на западе, а в глубине России не бывал. Город — прелесть. Кругом старина, хорошая, ухоженная. Есть куда сходить, где погулять. А Венец! Просто чудо, какой вид.

— В поезде не пей. Даже чай. Ни с кем не разговаривай. Блокнот прячь за пазухой, — инструктировал я библиотекаря, — Как доедешь, сразу позвони.

Он послушно кивал и начинал испуганно оглядываться. Когда поезд скрылся из глаз, я неторопливо отправился восвояси. Вволю погулял по старинным улочкам, зашёл в пару магазинов. Слежки так и не заметил. Неужели отстали? Алексей тоже говорил, что его работой в библиотеке никто не интересовался. А может, я просто утратил бдительность?

В любом случае, мне сейчас скрывать нечего. Ведь и сама поездка в Ульяновск была задумана, чтобы пустить противника по ложному следу. Может, они разгадали наш замысел? Или, того хуже, с помощью какого-нибудь суперсовременного устройства прослушивают наши разговоры и отслеживают все перемещения? С них станет! С такими деньгами!

Утренний звонок из Москвы не принёс ничего нового. Дорогокупец сообщил, что доехал нормально, разговоров в поезде с ним никто не заводил и к заветному блокноту не подбирался.

Объяснение могло быть только одно. Неведомые преследователи интересовались только «домом с привидениями» и, узнав, что я занимаюсь масонскими тайнами, потеряли ко мне всякий интерес. Но, тогда непонятно: откуда они это узнали? Потом я вспомнил, что собирался ещё задать несколько вопросов синеглазой «принцессе тереньгульской». Она ведь так и не досказала мне свою историю о таинственном замке. Хотя теперь я вряд ли смогу её встретить. Учебный год закончился, началась сессия, и студенты сидят по домам, вгрызаясь в гранит науки.

Может оно и к лучшему. Женщины лишь вносят сумятицу в жизнь искателей сокровищ. Ещё аргонавты едва не погибли, услышав вдали сладкоголосое пение сирен.

Я набрал телефонный номер, оставленный Дорогокупцом, и договорился о встрече.

Краевед оказался очень весёлым и благожелательным человеком, совершенно не похожим на сухого книжного червя, образ которого рисовался в моём изображении. Скорее всего, именно многолетнее увлечение историей, научило его относиться несколько снисходительно к бушующим вокруг сиюминутным страстям, постоянно напоминая, что всё уже было, и нет ничего нового под небесами.

Источник статьи: http://mir-knig.com/read_161490-37

Масонский храм киндяковская беседка

ПАМЯТНЫЕ МЕСТА СИМБИРСКА
на старых фотографиях

На первой иллюстрации:
Заброшенный масонский храм в Винновской роще.
(Местные жители села Винновка называли его – «Статуйка»)
1900-е гг.

Фотография Ф.А. Каганина

«Нынешняя «Гончаровская» беседка в Винновской роще находится аккурат на месте бывшего когда-то здесь масонского храма. В этом храме в тайных обрядах участвовал молодой Николай Михайлович Карамзин – будущий историограф государства Российского и поклонник революционного тирана Робеспьера.

Масонский храм в Симбирске

В нашей губернии было несколько масонских лож и даже самый настоящий масонский храм Иоанна Крестителя, который был выстроен в конце XVIII века в имении Василия Афанасьевича Киндякова, в юго-восточной части Винновской рощи. Симбирский помещик увлекся масонством, будучи подписчиком изданий упомянутого здесь Новикова. Хозяин Винновки (Киндяковки тож) использовал его для собраний симбирской масонской ложи «Златого Венца», в которой состоял, в частности, и молодой Николай Карамзин. Основателем ложи являлся член новиковского кружка Иван Петрович Тургенев.

Читайте также:  Дизайн цветников ольги вороновой

Храм представлял собой каменное сооружение высотой до 16 метров, круглое в плане, с куполом и четырьмя портиками (на них изображены были масонские символы — урна с вытекающей водой, череп и кости и т. п.). Оно было увенчано деревянной фигурой покровителя ордена вольных каменщиков. Руины храма сохранялись до начала 20-х годов XX века.

Масонские обряды
Как, собственно, выглядела обрядово-мистическая сторона масонства? Возможность узнать это нам дают выдержки из русской классики (Пьер Безухов из «Войны и мира») и многочисленные воспоминания представителей дворянской интеллигенции, прошедших в свое время через масонские ложи. Так, свои воспоминания о вступлении в одну из московских лож опубликовал некто Степанов в журнале «Русская старина» за 1870. Под заголовком «Принятие в масоны в 1815 году» содержатся все возможные подробности этого обряда.

«Вошел ко мне человек, одетый просто во фрак. Он завязал мне глаза и повел через большой ряд покоев; но вдруг остановился. Я услышал гром запоров, заскрипели двери, и мы переступили через порог. Я снял повязку. Черные стены мрачной пещеры окружали меня; при слабом свете лампады, которая висела надо мною, глаза мои встретили мертвую голову и близ нее развернутую библию на бархатной голубой подушке, обшитой золотым галуном. Вверху томное мерцание изображало также мертвую голову с двумя накрест костями и надписью Memento mori. Я взял книгу религии и про себя читал, отворились двери и явился человек с обнаженным мечем; широкая голубая лента с золотым треугольником висели на его шее; такой же треугольник, но только гораздо менее, на ленте алой с серебряными каймами, украшал левую сторону груди его; он спросил у меня важно по-французски:

«Какое намерение ваше, вступая в собратство вольных каменщиков?» —

Я отвечал: «открыть вернейший путь к познанию истины».

«В.м. взял циркуль, наставил на обнаженную грудь и ударил молотком три раза. Я увидел, что из-под груди моей отнесли чашу, орошенную кровью».

«Златой Венец»
Действия, подобные описанным выше, происходили и в симбирской ложе «Златой Венец». Предназначенный для совершения обрядов храм по проекту симбирского архитектора Ивана Тоскани построил на свои средства владелец Винновки Василий Афанасьевич Киндяков. Располагалась она на возвышенной продолговатой площадке в южной части Винновской рощи. Выглядел храм довольно странно и мрачно: фундаментальное каменное сооружение высотой до 16 метров, круглое в плане, с куполом и четырьмя портиками, на которых изображены были масонские символы — урна с вытекающей водой, череп с костями, залитая волнами ладья и сломанный якорь. Над куполом располагался восьмигранный фонарь с восемью квадратными окнами. Храм венчала фигура ангела в виде покровителя ордена вольных каменщиков Иоанна Крестителя с вызолоченным крестом. Его день праздновался в самый солнечный период года — 24 июня, с непременным чтением од, сочинённых поэтами-масонами, и гимнов солнцу — одному из главных масонских символов.

В 1822 году указом Александра I в России были закрыты все масонские ложи, и симбирский храм без ремонта и реставрации постепенно пришел в упадок. В 1860-х годах храм имел полуразрушенный вид. Этому в значительной степени способствовали кладоискатели: по Симбирску долгое время гуляла легенда о том, что под беседкой зарыты несметные сокровища масонов, а их призраки до сих пор обитают под её сводами.

Автор: Дмитрий Нефедов

До начала 30-х годов XX века в восточной части Винновской роши, по правую сторону дороги, идущей из города Симбирска в деревню Винновку, на высоком холме, где сейчас находится футбольное поле, располагалось необычное архитектурное сооружение. Винновские жители называли его «статуйка» из-за расположенной на его куполе деревянной фигуры в рост человека в одежде, подобной хитону. Кто-то видел в этом изваянии ангела с позолоченным крестом, другие – Иоанна Крестителя, третьи – Мадонну.

В литературных источниках встречаются и другие названия этого строения: каменный павильон, беседка, памятник-часовня, часовня, масонский храм «Киндяковская беседка».

«Статуйка» достигала высоты 16 м, была сложена из нестандартного кир­пича, скреплённого раствором на изве­сти, и имела облик беседки, с четырёх сторон которой по углам были баре­льефы, символизирующие атрибуты бренности человеческой жизни: разбитая урна с текущей водой, изломанный якорь, залитая волнами ладья и чело­веческий череп с костями. Внутри пол над могильным склепом был выстлан чугунными плитами, стены отделаны под мрамор, на застеклённых окнах – железные решётки, у восточной стены в киоте стоял образ Спасителя с надписью «приидите ко Мне все труждающии и обременённые и Аз успокою вы». Постоянная, неугасимая лампада теплилась перед иконою. На полу в середине здания была чугунная плита, под которой простукивалась пустота, местные ребятишки развлекались тем, что бросали в неё камни и слушали ис­ходящий гул.

Существует две основные версии сооружения этого необычного памят­ника в Винновской роще. По версии краеведа А.Н. Блохинцева, «статуйка» – масонский храм, построенный в конце 80-х – начале 90-х годов XVIII века для заседания членов Симбирской масонской ложи. Такой вывод он сделал на основании того, что изваяние, украшающее купол здания, изображало фигуру Иоанна Крестителя – покровителя масонов. Аналогичной версии придерживались и некоторые жители города Симбирска.

Вторая версия связана с тем, что «статуйка» – это часовня, установленная над захоронением одного из членов дворянской семьи Киндяковых, скорее всего, барыни, которая, возможно, была захоронена вместе со своей собачкой.

Читайте также:  Как очистить участок от сорняков под газон

Много разных легенд «гуляло» среди винновских жителей о том, кто и при каких обстоятельствах похоронен под «статуйкой». Одна из них записана и опубликована в конце XIX века в «Сим­бирских губернских ведомостях»: «. рассказ старика-пчельника, который в молодости служил на барском дворе ключником; дед и прадед его тоже были при барском дворе, в числе дворовых людей. По словам этого старика, легенда о памятнике-часовне передаёт следующую печальную историю. В начале нынешнего столетия в семействе Киндяковых была дочь-девица, просватанная за офицера конногвардейца, человека очень богатого. Однажды летом жених с невестой гуляли в роще и, переходя с места на место, вышли на возвышенный холм. Дикое местопо­ложение, тишина и прохлада вечера, прелестный вид на протекающую вдали Волгу – всё это до того восторженно подействовало на девушку, что она сказала своему жениху: «Как здесь хо­рошо! Если я умру, то завещаю похо­ронить меня на этом месте. ». Была ли это одна шутка или тайное пред­чувствие запало в её сердце, но только эти мимолётные, простые слова, ска­занные под впечатлением чарующей природы, очень скоро сбылись на самом деле. Невеста внезапно заболела, умерла и похоронена на указанном холме, со­гласно её желанию. Отпевание проис­ходило в Троицкой церкви г. Симбирска, на Большой Саратовской улице, так как дом Киндяковых исстари принадлежал к приходу той церкви. О причине её смерти рассказывают, что будто её отравила горничная по наущению другого, отверженного ею жениха. Над могилой безвременно погибшей невесты и поставлен памятник-часовня; но судьба преследовала несчастную девушку и после её смерти.

По этому поводу существует такая легенда.
Однажды в кнндяковском доме у владельца собралось много гостей по случаю семейного праздника. Ночь была тёмная, осенняя; время зашло уже за полночь. Во время разгара вечера человек докладывает барину, что его спрашивает какая-то незнакомая дама по весьма экстренному делу, не желая при этом сказать, кто она. Хозяин поспешил к незнакомке и увидел перед собой даму, одетую в белое платье, с лицом, скрытым под густою вуалью. На вопрос, что ей угодно, она ответила, что она его родственница, схороненная в роще, что в эту ночь её вырыли из могилы и ограбили. Сказав это, она мгновенно исчезла, оставив после себя тяжёлый, могильный запах. Такое таинственное явление, конечно, сильно взволновало общество гостей и самого хозяина, так что всё веселье расстроилось. Не зная, чем объяснить это странное явление, хозяин, после разных предположений и догадок, отправился с гостями и прислугою к памятнику, и там они действительно нашли труп девушки, вынутый из могилы и ограбленный. После описанного случая Киндяковы долго не жили в своем загородном доме.

Недалеко от барского дома в Киндяковской роще, между редкими кустарниками, спускающимися вниз по обрыву, есть одинокая забытая могила – про­стой дикий камень покрывает её, над­пись на камне от времени сгладилась. По рассказам старожилов из крестьян деревни Винновки (Киндяковки), здесь зарыт самоубийца. Вот что гласит легенда. Вскоре после смерти девицы-невесты Киндяковой в одну летнюю лунную ночь в роще раздался выстрел. Караульщик отправился по направ­лению услышанного им выстрела и недалеко от дома наткнулся на труп молодого человека, известного бога­того симбирского помещика, первого жениха покойной барышни Киндяко­вой. После надлежащего полицейского расследования труп самоубийцы был тут же, на месте, предан земле. По народному преданию, это самоубий­ство имеет связь со смертью девицы-невесты. Наконец, рассказывали ещё, что долгое время после смерти ба­рышни Киндяковой по роще ходила какая-то белая женщина и плакала на­взрыд, и будто многие видели, как она сидела на крыльце памятника».

Легенда свидетельствует, что «статуйка» была желанным объек­том кладоискателей. Внутри поме­щения была яма в полу, вырытая в результате поисков клада. По некоторым данным, крестьяне деревни Винновки действи­ тельно находили под ней драгоценности. У жителей города Симбирска «статуйка» пользовалась большой популярностью, «. первым долгом направлялись к беседке, снимались у неё», многие посетители оставляли на её стенах надписи, самые ранние датировались сороковыми годами XIX века. Текст одной представлял собой цитату из стихотворения В.А. Жуковского «Голос с того света»: Не узнавай, куда я путь склонила, В какой предел из мира перешла. О друг! Я всё земное совершила; Я на земле любила и жила! Интересно, что В.А. Жуковский 25 июля 1837 года проезжал мимо Винновской рощи и видел «статуйку», о которой записал в дневнике: «Кладбище с часовнею в роще».

Вероятнее всего, И.А. Гончаров также посещал «статуйку», однако этому нет документальных свидетельств. Есть мнение, что она стала прототипом часовни в романе И.А. Гончарова «Обрыв», а на одной симбирской дореволюционной почтовой открытке написано, что именно в этом сооружении он писал свой роман, аналогичного мнения придерживался и ульяновский краевед А.И. Титовский.

Архитектурная и историческая цен­ность «статуйки» была признана ещё в начале XX века членами Симбирской губернской учёной архивной комиссии. Этот факт подкрепляется тем, что единственная фотография от Симбирской губернии, направленная в г. Санкт-Петербург на выставку художественно-архитектурных фотографий, отображала «статуйку». Кроме того, изображения этого строения неоднократно тиражировались на дореволюционных почтовых открытках.

После бегства последней владелицы Винновской рощи Екатерины Макси­милиановны Перси-Френч за границу оставшаяся без хозяйского присмотра «статуйка» начала разрушаться, в 1922 году был разобран один из четырёх портиков, деревянная фигура на куполе практически исчезла. В 1927 году «статуйка» была уже полуразрушена, а в начале 30-х годов XX века – полностью разобрана винновскими мужиками на кирпичи для печей. Возможно, некоторые из этих печей сохранились до настоящего времени. По свидетельству очевидцев, когда «статуйку» ломали, она «дымилась» белой пылью – пылью веков и легенд.

Источник статьи: http://vk.com/wall-86702529_3520

Оцените статью