Малиновский_рэдклифф_браун_функционализм

18. Функционализм в британской социальной антропологии (б.К-Малиновский, а.Р. Редклифф-Браун).

Социа́льная антрополо́гия — научная дисциплина, изучающая человека и человеческое общество, закономерности их развития и культурное многообразие.

Бронислав Малиновский (1884 — 1942) — британский антрополог польского происхождения, основатель функционализма в антропологии. Считается виднейшим этнографом современности. В основе концепции культуры Б.Малиновского лежит теория потребностей. Исследователь рассматривает культуру как вещественную и духовную систему, посредством которой человек обеспечивает свое существование и удовлетворяет возникающие потребности. Потребности разделяются на два вида: основные биологические потребности и производные. Определяющий принцип концепции Малиновского при изучении культур — принцип универсального функционализма. Главный постулат функционального подхода: «. в любом типе цивилизаций любой обычай, материальный объект, идея и верования выполняют некоторую жизненную функцию, решают некоторую задачу, представляют собой необходимую часть внутри действующего целого».Согласно Малиновскому, любая культура в ходе своего развития вырабатывает некоторую систему устойчивого «равновесия», где каждая часть целого выполняет свою функцию. Если уничтожить какой-либо элемент культуры (например, запретить вредный, с нашей точки зрения, обряд), то вся этнокультурная система, а значит, и народ, живущий в ней, может быть подвержена деградации и гибели. Б.Малиновский резко осуждал грубое вмешательство колониальных чиновников в жизнь коренного населения, что свидетельствовало о невежестве и непонимании ценностей других культур. Наряду с институтом центральное место в концепции Б.Малиновского занимает понятие «функция». Ученый подчеркивает важность определения культурных феноменов через их функцию, чтобы избежать фантастических эволюционных схем или раздробленных истолкований отдельных элементов. Понятие функции рассматривалось им в качестве вспомогательного инструмента при изучении институциональных групп. Каждый элемент культуры считается им не как что-то случайное или ненужное, а как образование, выполняющее определенную функцию, как необходимое звено целостной системы культуры. Исследователь подходит к определению функции через понятие полезности и взаимосвязи, через удовлетворение определенной потребности человека.

Рэдклифф-Браун -(1881-1955) один из основателей британской социальной антропологии. Научные взгляды Р-Б были во многом близки идеям Малиновского,но его концепция отличалась значительной самостоятельностью. Он создал научное направление — структурный функционализм, в котором сочетались функционалистский и структуралистский подходы к анализу общественной жизни, сознания и поведения людей и их культуры. Функционализм учения Р-Б проявляется в том, что культура в его работах рассматривается как интегрированная функционирующая система. В жизни конкретного сообщества каждый элемент культуры играет особую роль, выполняет свою специфическую функцию. В основе данного метода лежит постулат, согласно которому существуют общие «физиологические», или функциональные законы, истинные для всех человеческих обществ, для всех культур. Цель функционального метода открыть эти общие законы и объяснить с их помощью каждый конкретный элемент той или иной культуры» Функционалистский подход Р-Б проявляется и в понимании социальной структуры. Применительно к социальным системам и их теоретическому осмыслению слово «функция» может быть использовано для указания на взаимосвязь между социальной структурой и процессом общественной жизни. Постулаты функционализма: человеческое общество, будучи частью объективного мира, развивается и существует как живой организм; основу человеческого общества составляет структура взаимосвязанных и дополняющих друг друга культурных элементов; практическая направленность исследований функционализма.

Читайте также:  Листья_малины_от_прыщей

19. Теория социального действия Толкотта Парсонса.

Толкотт Парсонс (1902-1979) — выдающийся американский социолог, основатель школы структурного функционализма, пропагандист идей М. Вебера. Центральная тема его творчества- проблема социального порядка, П. решал задачу с позиций системного подхода (исследование объектов как систем) =>позволяет изучать общество в виде стабильной социальной структуры, в которой человек руководствуется жестко заданным образцом поведения, который установлен коллективом. П. стремился отделить социологию от биологии, обосновать ее самостоятельность. Полемике с биологами и экономистами, которые не признавали за социологией равное по статусу положение в ряду социальных наук, Парсонс уделил более 60% места в своем труде (1937). Многие специалисты отмечают, что П. крайне сложно интерпретировать из-за сложности его языка, непонятности формулировок.

В теории социального действия П. целью было представление такой концептуальной структуры социологии, которая могла бы служить интеграции всех социальных наук. Эта цель могла бы быть достигнута посредством соединения анализа индивидуального действия с анализом целых социальных систем. Отправным моментом для этого анализа является теория социального действия, неотъемлемую черту которого составляет отношение между деятелями и элементами социальной и природной среды. Важнейшей чертой теории социального действия выступает попытка объединить человека и его природное и социальное окружение, которое он, наделяет своими смыслами и значениями. Наиболее важные элементы этого окружения – сами люди, социальное взаимодействие – интеракция =>исследование должно сосредоточиться на социальном взаимодействии, в рамках которого людям приходится обращать внимание на действия, желания и цели других людей. В процессе этого взаимодействия решающее значение имеют нормы и ценности, регулирующие социальное взаимодействие, поскольку они делают поведение индивидов упорядоченным и предсказуемым =>оказывается возможным стандартизировать отдельные виды деятельности внутри сети социальных отношений

Читайте также:  Горшочки_мясом_фасолью_грибами

Логическая схема единичного акта действия: актор (субъект действия), цели (представление о будущем состоянии события), средства (находящиеся и не находящиеся в собственности актора, материальные и не материальные, доступные или недоступные), условия действия, характеризующие его зависимость от объективных обстоятельств, и, наконец, ценности и нормы, задаваемые обществом.

Источник

21. Функционализм в британской социальной антропологии( Малиновский, Рэдклифф-Браун)

Радклифф-Браун Альфред Реджиналд (1881—1955), английский этнограф и социолог, антрополог, один из лидеров британской школы социальной антропологии первой половины XX в., теоретик функциональной школы в этнографии. Малиновский Бронислав Каспер (1884—1942), английский этнограф и социолог польского происхождения, один из основателей и лидеров английской функциональной школы в британской антропологии.

Британские антропологи, следуя за Малиновским и Редклиффом-Брауном, рассматривают себя, прежде всего как «социальных антропологов».Сегодня «функциональный подход» в социологии – один из основных методологических подходов в современном обществоведении. Его сущность состоит в выделении элементов социального взаимодействия, подлежащих исследованию и определении их места (функции) в некоторой связи, качественная определенность которых делает необходимым его системное рассмотрение. В том или ином виде функциональный подход присутствует во всех социальных концепциях, где общество рассматривается системным образом. При этом возникла и оказалась очень устойчивой аналогия между обществом и организмом. Функциональный подход относительно составных частей социального целого предполагает отыскание их функции внутри этого целого. Но функциональное объяснение самого этого целого требует иной точки соотнесения, то есть того, относительно чего функционально общество, культура или институт. Эту независимую точку отнесения Малиновский находит в базовых органических потребностях человека или расы, а функциональный анализ дополняется у него институциональным – служащим выделению единиц человеческой организации для удовлетворения потребностей. У Радклиффа-Брауна преимущество отдается социальному целому, а роль тех или иных явлений в его поддержании называется функцией. Следуя принципам функционализма, сторонником которого М. оставался всю жизнь, считал, что в культуре нет ничего лишнего, в ней все функционально связано друг с другом. А то, что кажется лишним, свидетельствует о нашем непонимании местной культуры. Всякое культурное событие или явление благотворно потому, что наделено функцией. Надо только обнаружить ее. У каждой социальной группы свои инновации, т.е. реакции на изменяющуюся реальность. Если бы все они сохранялись, человеческая культура представляла собой хаотическое образование. Множеству социальных и национальных групп в обществе соответствует множественность культурных ответов на одну и ту же потребность. М. предлагал взглянуть на проблему изнутри, понять внутренние мотивы поведения представителей местной культуры. Его метод получил в науке название включенного наблюдения.

Читайте также:  Надо_ли_обрезать_штамбовую_малину

22. Теория соц-го действия Парсонса

Парсонс говорит, что общество связывают не только экономические

отношения, но и то, что делает возможным эти отношения, а именно: «общность ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения.Так он выделял элементарное социальное действие, для объяснения которого прибегал к теории психоанализа. Специфика социального действия от физического и биологического заключается прежде всего в: 1)символичности (наличии таких механизмов регуляции действия, как язык, традиции, ценности и др.), 2) нормативности (что указывает на зависимость индивидуального поведения от принятых в данном обществе правил и норм), 3)волюнтаристичности (что проявляется в зависимости социального действия от субъективных определений ситуаций).

Основные элементы социального действия: ситуация, условия

деятельности, деятель, цели, нормы, правила поведения, способы достижения целей. Все эти элементы включены в систему и каждый выполняет свою функцию.Социальное действие должно быть целенаправленно и обладает субъективным значением. Ситуацией могут быть разнообразные физические, культурные, социальные факторы, которые актуальны на данный момент. Тот, кто действует

должен владеть знанием условий, в которых реализуется цель, предметов, с которыми он имеет дело; чувствовать потребность в достижении целей и эмоционально реагировать на свою деятельность. Окончательно структуру социального действия определяют: 1)система норм и ценностей, которая в общих чертах соотносит цель с ситуацией, ограничивая выбор средств, задавая диапазон, набор возможного и невозможного, 2)принятие индивидуальных решений о путях достижения целей, существующие средства и условия. В определенном смысле всякое действие является действием индивидов. Но как бы ни были важны индивидуальные различия для определения конкретного действия, именно общие свойства больших человеческих групп — включая их дифференциацию по полу — образуют органическую основу действия.

Источник

Оцените статью