“Малиновая вода”, анализ рассказа Тургенева
Рассказ “Малиновая вода” был опубликован в журнале “Современник” № 2 за 1848 г. В нем соединены замыслы двух очерков, которые Тургенев называл в планах “Туман” и “Степушка”. Рассказ написан в Париже осенью 1847 г.
В первой журнальной публикации рассказ подвергся значительной цензурной правке. В издании “Записок охотника” 1852 г. первоначальный текст был восстановлен.
Литературное направление и жанр
Рассказ “Малиновая вода” реалистический, имеет антикрепостническую направленность.
Читатель наблюдает ряд типичных образов крестьян и помещиков. По своей описательности рассказ похож на очерк, в нем нет ярко выраженной кульминации.
По насыщенности персонажами и событиями рассказ приближается к повести.
Проблематика
Основная проблема рассказа связана с крепостным правом, которое делает и крестьян, и помещиков по-своему несчастными и лишает их не только достоинства, но и человеческого облика.
Сюжет и композиция
Рассказ “Малиновая вода” входит в цикл “Записок охотника”, объединенных героем-рассказчиком. Название рассказа посвящено источнику, ключу, который
Небывалая августовская жара, сопровождающая героев на протяжении рассказа, приводит охотника к источнику. Экспозиция рассказа – летний пейзаж и описание ключа, возле которого рассказчик встречает двух стариков – Степушку и Тумана.
Рассказав о Степушке, охотник подходит поближе и узнает другого старика, Тумана, с которым вспоминает порядки при старом графе. Таким образом, через монолог (рассуждения рассказчика о Степушке) и диалог (с Туманом) читатель узнает о жизни не только этих крестьян, но и барина Петра Ильича.
Рассказ как будто завершается этим диалогом. Но за ним следует пейзаж, в котором еще усиливается ощущение жары и духоты. Он играет роль своеобразной интерлюдии, после которой в действие вводится новый персонаж – крестьянин Влас.
Из диалога Тумана с подошедшим Власом, недавно потерявшим сына, читатель узнает, что жизнь при сыне графа, Валериане Петровиче, еще более тяжела.
Унылая песня в финале на том берегу реки соответствует настроению героев. Финал у рассказа открытый, не определена судьба ни одного из героев.
Герои рассказа
Степушка – самое жалкое существо, которое могло быть порождено крепостным правом. Это человек без прошлого, неизвестно откуда взявшийся в деревне Шумихино и живущий при садовнике Митрофане, которого помещики поселили на месте сгоревшего когда-то господского дома.
Только рассказав о жизни Степушки, автор описывает его внешность, подчеркивая, что Степушка – маленький человек не только в переносном, но и в прямом смысле: “Лицо у него маленькое, глазки желтенькие, волосы вплоть до бровей…” Детскую, примитивную внешность дополняет речь героя. Говорил Степушка запинаясь, “словно пуды языком ворочал”.
Степушка не только не был дворовым, не получал никакого жалования или пособия, но его даже нельзя было считать человеком. У Степушки не было ни положения в обществе, ни связей, ни родственников, никто не знал о нем, у него даже прошлого не было. И он не числился по ревизии, то есть был мертвой душой.
Степушка жил, как животное, в клети позади курятника, зимой – в предбаннике или на сеновале. Он питался тем, что подавали добрые люди. Автор сравнивает Степушку с муравьем, который хлопочет только ради пропитания.
Движения его суетливы, он в любую минуту готов спрятаться.
Туман – прозвище вольноотпущенного Михайла Савельева, который раньше был дворецким у графа Петра Ильича. Это был семидесятилетний человек с правильным и приятным лицом. Он разговаривал немного в нос, “добродушно и величаво”, все делал не торопясь, даже сморкался и нюхал табак. С удовольствием Туман рассуждает о разных сторонах жизни помещиков: о собаках и псовой охоте, о богатых барских приемах, одежде и даже господской морали.
Он недоволен утратой положения при барине, потому что вместе с этим утратил свою значимость.
Третий крестьянин, с которым встречается рассказчик – Влас. Это мужик лет пятидесяти. Его запыленная дорожная одежда и котомка выдают в нем человека, проделавшего дальний путь.
Влас очень пострадал от крепостного права. Он потерял сына и не мог больше платить оброк “девяносто пять рублев с тягла”. Поэтому он пошел в Москву к барину Валериану Петровичу, сыну Петра Ильича.
Но барин отказался перевести его на барщину, велев сначала заплатить недоимку. Влас относится к жизненной несправедливости как к чему-то естественному, будто речь идет о другом.
Особое место в галерее реалистических типов русской деревни занимают помещики. Граф Петр Ильич, “вельможа старого века”, проживал в селе Троицком в огромном деревянном доме в 2 этажа. Граф любил принимать гостей, наслаждаясь их подобострастием.
Он созывал всю губернию и жил на широкую ногу, а разорившись, уехал в Петербург искать себе места и умер в забвении в гостинице.
Читатель узнает подробности жизни графа из рассказа его дворецкого. Туман восхищается пышностью барских банкетов. В пример доброй души графа Туман приводит обыкновенную, видимо, историю: “Побьет, бывало, тебя – смотришь, уж и позабыл”.
Туман считает мудростью самодурство барина, который выгнал капельмейстера из немцев, захотевшего кушать с господами за одним столом, потому что музыканты (а их было 40 человек, целый оркестр) и так “свое дело понимают”. По словам Тумана, барина разорили матрески (любовницы), имевшие над ним власть.
Рассказчик – выразитель авторского отношения к крепостному праву. Если мужики не понимают во всей полноте трагедии своего подневольного существования, оправдывают господ, то рассказчик искренне сочувствует крепостным. Это отражается в деталях: он называет крестьянина “мой бедный Влас”, задает Туману неудобные вопросы о строгости покойного барина.
Тургенев осуждает систему, выпавший из которой человек (Степушка) вообще перестает быть человеком.
Стилистические особенности
Рассказ поэтичен и даже музыкален. С помощью психологического параллелизма Тургенев описывает внутреннее состояние героев. Усиливающаяся жара соответствует нагнетанию эмоций крестьян: совершенно равнодушного Степушки, робко возмущающегося Тумана и отчаявшегося Власа.
Детали в рассказе важны для психологической характеристики героев. Туман смущается, когда рассказчик вынуждает его признать, что нынешние порядки лучше прежних, потому что скучает по “хорошему времечку”. Влас смеется и бодрится, но лицо выдает горе от потери сына, обиду на барина: на глазах его слезинки, губы подергивает, голос срывается.
Крестьяне у Тургенева – яркие индивидуальности. Они даже говорят по-разному: Степушка нечленораздельно, Туман правильно и разумно, по-господски поддерживает беседу, Влас – кратко, сдерживая обиду.
Источник
Тургенев И.С. «Малиновая вода» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Тургенев Иван Сергеевич, родился в 1818г, умер в 1883г. Один из классиков русской литературы, писатель-реалист, публицист, переводчик. Наиболее известные произведения – «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Муму», «Записки охотника», «Ася».
Название: «Малиновая вода»
Жанр произведения: рассказ
Тема произведения: беззаконие крепостного права
Число страниц: 11
Год написания рассказа «Малиновая вода» — 1847, в Париже. Опубликован в 1848 г. в журнале «Современник», № 2. В рассказе соединены замыслы двух очерков, которые Тургенев называл в планах «Туман» и «Стёпушка». Входит в цикл «Записки охотника».
Главные герои (персонажи) и их характеристика
- Стёпушка – безродный. Тихий, робкий, скрытный. Никто не знает, откуда он появился в деревне и на что живет. «Стёпушка не получал решительно никаких пособий, не состоял в родстве ни с кем, никто не знал о его существовании».
- Михайло Савельев – вольноотпущенный, по прозвищу Туман. Пожилой человек. Умный, опытный, знающий себе цену. «Улыбался он почти постоянно, как улыбаются теперь одни люди екатерининского времени: добродушно и величаво».
- Влас – крестьянин. Бедный, простой мужик, покорно тянущий свою лямку. «Я оглянулся и увидал мужика лет пятидесяти, запыленного, в рубашке, в лаптях, с плетеной котомкой и армяком за плечами».
Время и место действия рассказа «Малиновая вода» — середина XIX в., Российская империя, село Шумихино.
Краткое содержание рассказа «Малиновая вода»
Кратчайшее содержание
Сельские жители беседуют о своей жизни. Один из них, крестьянин, жалуется на большой оброк, который требуется заплатить барину. Это безвыходная ситуация для него, и остальные тоже ничем не могут помочь.
- В сильную жару рассказчик с собакой вышел к реке и спустился к ключу «Малиновая вода». Он встретил двух местных жителей, ловивших рыбу – Стёпушку и Михайло Савельева по прозвищу Туман. Рассказчик знал, что Стёпушка живет в деревне Шумихино, а Туман – у хозяина постоялого двора.
- Туман начал вспоминать жизнь у графа Петра Ильича, при котором служил дворецким и получил потом вольную. Граф жил богато и широко, но его сгубили женщины, до которых граф был большой охотник. Туман охотно оправдывает и грубость графа, и его расточительство, считая, что такое было время.
- К источнику подошел знакомый Тумана, крестьянин Влас. Он рассказал, что ходил в Москву к барину, просил его убавить оброк. У Власа умер сын, который помогал ему платить. Барин прогнал мужика, велев сначала идти к приказчику. Сын перед смертью долго болел, и тоже оставил долг по оброку. Рассказчик узнал, что барин – сын графа Петра Ильича, который и подарил эту деревню сыну. Оброк барин установил большой, 95 рублей с тягла.
- Стёпушка пытался что-то посоветовать Власу, но смутился. Все приуныли. Посидев еще полчаса, мужики разошлись.
Главная мысль рассказа «Малиновая вода»
Крепостное право было тяжелым бременем для российского крестьянства. Чтобы уплатить оброк, крестьяне были вынуждены голодать и терпеть лишения, но не получали никакой защиты своих прав.
Отзыв о рассказе «Малиновая вода»
Начало рассказа навевает лирическое настроение: кажется, что впереди характерные для Тургенева описания природы уголков России. Не случайно и называется он по наименованию местного ручья. Но проблема, которая раскрывается в ходе повествования – тяжелая, неразрешимая, погубившая тысячи жизней. Каждый из описываемых деревенских жителей несчастен и влачит тяжелую долю. Влас – крепостной крестьянин, погибающий от непосильного оброка, голодающий. Туман – бывший слуга, навсегда сохранивший рабскую психологию и раболепие перед барином. Фактически вольный только Стёпушка – в силу своей никому не нужной жизни без семьи, без корней, без привязки к месту. Но именно он молчит во время грустного разговора, не решаясь сказать, что хочет, он просто не умеет высказывать свое мнение. Но всех объединяет беспросветное существование в условиях крепостного права и несправедливого общественного устройства.
Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Больше всего меня впечатлил рассказ Власа о случившейся с ним беде, о визите к барину, о смерти сына, оставившего после себя долги. Не умея жаловаться и зная, что никто ему не поможет, Влас «рассказывал нам всё это с усмешкой, словно о другом речь шла». Он покорен своей судьбе и не разрешает себе даже погоревать о сыне, слишком тяжела беда, свалившаяся на него. Но отрывистые, короткие фразы и скорбная интонация говорят за него.
Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)
- Оброк — одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами
- Тягло — система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV — начале XVIII века
Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений
- Побьет, бывало, тебя, — смотришь, уж и позабыл.
- Тяжелый, знойный воздух словно замер; горячее лицо с тоской искало ветра, да ветра-то не было.
- Жена, чай, теперь с голоду в кулак свистит.
Источник