Мачтовый_лес_высота_дерева

Где растет корабельная сосна

Корабельная сосна растет столетие, прежде чем ее можно использовать для судостроения. Древесина такого дерева отличается прочностью и смолистостью. Эта особая прочность объясняется тем, что корабельные сосны закалены суровыми климатическими условиями произрастания: их естественным ареалом являются запад и северо-восток Северной Америки.

Какие сосны называют корабельными

Корабельными считаются сосны, которые отвечают требованиям по высоте и структуре: так, высота ствола должна быть порядка 40 м, а диаметр – не менее 0,4 м. Чаще других необходимым характеристикам соответствуют красный, желтый и белый виды этих хвойных деревьев.

Красная сосна растет на возвышениях и сухой каменистой почве супесчаного и суглинистого типов, имеет мелкослойную смолистую древесину, которая обладает высокой плотностью. Ствол дерева достигает 37 м в высоту и 1,5 м в диаметре. Цвет ядра обычно красный либо желто-красный, кора — красно-коричневая, с чешуйчатыми пластинами и бороздами, крона имеет круглую форму.

Древесина желтой, или орегонской, сосны прочная, при этом отличается легкостью и упругостью, а также обладает особой устойчивостью к огню. Высота желтой корабельной сосны может достигать 40 — 80 м; размер в диаметре ствола — от 0,8 до 1,2 м, сучьев — до 2 см. Кора имеет желто- либо красно-коричневый оттенок. Молодые ветви имеют оранжево-коричневый окрас, но постепенно темнеют. Ствол покрывают трещины и чешуйчатые пластины. Форма кроны – округлая либо конусоподобная, мелкие ветви растут раскидисто вверх или вниз.

Для белой корабельной сосны характерна древесина меньшей плотности и слоистости, однако, при этом материал хорошо поддается обработке, качественно пропитывается, не коробится. Ствол прямой, вырастает до 30 — 70 м в высоту и от 1 до 2 м в диаметре. На срезе ядро бледно-желтое, цвет коры – светло-серый. Постепенно дерево темнеет, покрывается трещинами и пластинами, которые дают фиолетовый оттенок. Белая разновидность сосны растет в болотистых низинах на глинистой почве.

Информация! Для кораблестроения могут быть использованы и другие виды сосен: обыкновенная, крымская, сибирская и так далее. Достаточно, чтобы у дерева были нужные качественные характеристики.

Особенности корабельных сосен

Красный, желтый и белый виды сосны наиболее востребованы в судостроении в связи с закалкой древесины холодными условиями погоды: в итоге материал достигает необходимого высокого качества.

Так, хорошие экземпляры корабельных сосен обладают следующими характеристиками:

  • высота дерева –40 м и больше, диаметр – 0,5 м и больше;
  • прямой ствол;
  • отсутствие сучков и ответвлений в основании дерева;
  • высокая смолистость;
  • легкая, упругая и прочная древесина.
Читайте также:  Малина_при_заболевании_простудных_заболеваний

Требуется по меньшей мере 80 лет, чтобы выросло дерево с такими свойствами. Особенно ценными считают экземпляры старше 100 лет.

Корабельные сосны защищены от загнивания большим количеством смолы: благодаря смолистости и легкости они также отлично сплавляются руслом реки. Это значительно облегчает транспортировку к месту постройки.

Древесина с северной стороны сосен плотнее по структуре и имеет более тонкие слои, поскольку на нее приходится меньше тепла и солнечного света. Это делает ее крепче и дает использовать в качестве материала для самых важных деталей. Корабельная сосна имеет оригинальный естественный рисунок, красивую фактуру, ровные древесные волокна: такой материал считают идеальным для судостроения.

Где в России растут корабельные сосны

Сосновые деревья, пригодные для кораблестроения, произрастают в условиях сурового климата, а также в засушливых и горных регионах. В зонах с мягкими климатическими условиями, например, в Крыму, они встречаются реже.

Так, на территории России корабельные сосны растут в лесах тайги, в средней полосе, на Северном Кавказе. Существуют заказники, в которых их защищают от вырубки. Охраняемая зона с корабельными соснами есть, к примеру, на границе Республики Коми и Архангельской области. Эти края некогда описал М. Пришвин в повести «Корабельная чаща». В 2015 году в этот край отправилась научная экспедиция. Исследователи обнаружили сосновые массивы, среди которых встречаются деревья возрастом до 300 лет.

Узнать больше об экспедиции в корабельные чащи Архангельской области можно из видео:

Известен памятник природы «Мачтовый бор» в Воронежской области, где был посажен первый в России корабельный лес. Здесь представлены старейшие сосновые виды из Усманского бора. Средние показатели насаждений по высоте составляют 36 м, а по диаметру – около 0,4 метров. В 2013 году «Мачтовый бор» был причислен к категории особо охраняемых природных объектов.

Еще Петр I придал сосновым рощам статус заповедных, особенно охранялись деревья шириной полметра в отрубе. Понимая, что корабельные деревья растут крайне долго, он приказал заложить мачтовый, или корабельный лес, для строительства флота в будущем.

Петр I выбрал Выборгский уезд (сейчас Выборгский район), а именно — местность поблизости р. Линдуловки. Там и основал рощу, высадив первые семена, а уже после смерти русского правителя Фердинанд Фокель занимался размножением корабельных лесов. Чтобы ограничить свободную вырубку лесов и предотвратить, таким образом, их уничтожение, царь позаботился о государственном контроле с огромными штрафами за самовольно вырубленные деревья. Ныне посадки в этой местности постоянно продолжаются. В 1976 году здесь основали ботанический заказник «Линдуловская роща».

Читайте также:  Суп_грибной_из_боровиков_рецепт_свежих

Использование сосен в кораблестроении

Прежде чем появился металл, древесина служила основным материалом в судостроении. Название «мачтовая» сосна заслужила еще и тем, что идеально подходила для изготовления мачты на парусник: для этого использовали высокое стройное дерево диаметром от полуметра, древесина его особенно прочна в центре ствола, у ядра.

Наиболее стойкую сосновую древесину также использовали для изготовления корпуса: в первую очередь, для этого подходила красная сосна. Сейчас из нее изготавливают обшивку настил как для внутренних, так и для наружных палуб. Подходит она и для обрешетника – каркаса, что используется для крепления настила и зашивки площадок.

Основное применение желтой корабельной сосны – создание рангоутов, то есть брусьев, что поддерживают паруса. Белая сосна, как наименее прочная, используется в качестве материала для изготовления шаблонов, временных лесов, различных подручных средств. Корабельщики применяли не только древесину, но также и смолу: ею пропитывали детали, канаты и паруса.

В современном судостроении, помимо настила, древесина используется также для обшивки и внутренней отделки судна.

Заключение

Корабельные сосны получили такое название благодаря особым характеристикам, что позволяют использовать их в кораблестроении. Сегодня применение древесины в этой области ограниченно, однако ранее сосна была одним из основных ценных строительных материалов.

Источник

Почему говорят корабельная сосна?

К 80—100 годам сосну рубят для хозяйственных нужд. Корабельных рощами называют деревья, достигающие высоты до 40 метров и около полуметра в диаметре.
Из неё строили суда! До половины нынешнего столетия суда строились исключительно из дерева.
В кораблестроении употребляются три сорта Сосны желтая сосна, растущая в средней части России. Вследствие своей легкости прочности, крепости и упругости идет главным образом на части рангоута. Красная (рудовая) сосна растет в северной полосе России, на местах сухих и возвышенных. Употребляется на деревянную обшивку, как деревянных, так и железных судов, на палубный настил (кроме мест, показанных выше, см. Тик и Дуб) , внутреннюю обшивку бортов и трюмных отделений, каютные щиты и т. д. Белая сосна (мендовая) растет на местах болотистых и заливаемых водой. Употребляется на временные работы, не требующие особенной прочности и крепости; на временные леса, рыбины, шергеня, шаблоны, подставы и т. п.

Поразительная прямота ствола и небывалая высота. Помимо этого, на стволе сосны практически отсутствуют сучки. Древесина отличается смолистостью, прочностью и твёрдостью. В корабельных рощах сосны имеют высоту до 40 м и около полуметра в диаметре. Корабельщики прошлого интенсивно использовали сосновую смолу для пропитки канатов, парусов, осмолки пазов на судах и лодках.

Читайте также:  Рецепт_белого_соуса_грибной

Могучие, высокие и стройные сосны были прекрасной основой для возведения мощных кораблей, которыми издавна славилась Россия. Оттого и название — корабельная сосна. Сосновые леса часто называли «мачтовыми лесами» или «корабельными рощами» , а сами корабли — «плавучими соснами» .

«Древесина сосны не коробится и достаточно прочная. Сосновые бревна хорошо плавают, и их легко доставлять по рекам из самых глухих таежных лесов, они пропитаны смолистыми веществами, которые предохраняют их от загнивания, отчего постройки из ни довольно долговечны» .

Корабельных дел мастера хорошо разбирались в том, как наилучшим способом использовать дерево. Например, они знали, что для самых ответственных деталей лучше брать древесину из той части ствола, которая при жизни дерева была обращена на север: она получала меньше солнца и тепла, а, значит, древесина здесь оказывалась более мелкослойной и плотной. Кроме того, у дерева, которое не имеет нижних ветвей, волокна древесины ровные, стало быть, из такого ствола может получиться прекрасное бревно для киля или несколько длинных ровных досок. К корабельному лесу предъявляли исключительно высокие требования: мачтовая сосна в отрубе должна была иметь диаметр не менее 12 вершков (54 см) . Стройные сосны шли на изготовление корабельных мачт.

Указом Петр І запрещал рубку сосняков. Заповедным деревом стала «сосна 12-и вершков (со стволом примерно 40—48 см в диаметре) . За каждое срубленное дерево полагался штраф до 10 рублей (пуд ржи стоил тогда 15—20 копеек) «. Петр I не только объявлял такие сосняки заповедными, но и закладывал их во многих местах России. Петр знал, что корабельные дубы и мачтовые сосны поспевают столетиями и при свободной рубке, обычной для того времени, могли быть истреблены очень быстро. Чтобы уберечь леса от такой угрозы, Петр устанавливает строгий государственный контроль за их использованием.

В кораблестроении употребляются три сорта:
1) желтая сосна (P. ponderosa) крупное дерево (до 50– 70 м) . Вследствие своей легкости прочности, крепости и упругости идет главным образом на части рангоута.

2) Красная (рудовая) сосна растет в северной полосе России, на местах сухих и возвышенных. Употребляется на деревянную обшивку, как деревянных, так и железных судов, на палубный настил, внутреннюю обшивку бортов и трюмных отделений, каютные щиты и т. д.

3) Белая сосна (мендовая) растет на местах болотистых и заливаемых водой. Употребляется на временные работы, не требующие особенной прочности и крепости; на временные леса, рыбины, шергеня, шаблоны, подставы и т. п

сосна коробельная

Источник

Оцените статью