- Конспект НОД по ознакомлению с окружающим «Ландшафты земли» методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Как влияет природный ландшафт на человека?
- Анализ защитной функции лесных внутригородских и загородных массивов
- Формирование представлений детей о ландшафте, животном и растительном мире
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим «Ландшафты земли»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Данная методическая разработка позволяет в интересной и занимательной форме знакомить дошкольников с картой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
landshafty_zemli.docx | 16.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим.
Тема: «Ландшафты земли»
Программное содержание : познакомить детей с понятием ландшафта, продолжать работу по карте; закрепить знания детей о диких животных и местах их обитания; учить передавать в рисунке изображения разных животных; создавать композицию в поделках.
Словарь: активизация: животные, моря, горы, луг, поле, река;
новые: остров, полуостров, ландшафты, русло.
Оборудование: карта, картины с изображением разных ландшафтов, обручи, презентация о природе наших широт, краски и бумага для рисования, природный материал, цветная бумага.
Ребята, я сегодня что-то для вас принесла. Это карта. На ней изображены разнообразные поверхности нашей земли. Помните сказку «Доктор Айболит». Ему пришлось путешествовать по многим местам Земли, добираясь, к больным зверушкам на Лимпопо. Давайте рассмотрим карту и отметим те места, где он побывал.
«И встал Айболит, побежал Айболит,
По полям, по лесам, по лугам он бежит…»
Отмечаем эти места на карте.
«И сейчас же к нему из-за елки
Выбегают мохнатые волки…»
Ребята, какие еще животные живут в наших полях, лугах и лесах. (ответы детей)
«Но вот перед ними море –
Бушует, шумит на просторе.
А в море высокая ходит волна,
Сейчас Айболита проглотит она.»
«…Но тут выплывает кит:
Садись на меня Айболит…»
Каких еще морских обитателей вы знаете?
«И горы встают у него на пути,
И он по горам начинает ползти,
А горы все выше, а горы все круче,
А горы уходят под самые тучи!»
«И сейчас же с высокой скалы
К Айболиту спустились орлы…»
Какие еще животные могли бы помочь Айболиту в горах?
«…А в Африке, а в Африке,
На черной Лимпопо,
Сидит и плачет в Африке
Какие же животные ждали Айболита в Африке?
Итак, мы отметили с вами карту путешествий Айболита, а проходило путешествие по самым разным районам Земли, которые и называются ландшафтами, т.к. отличаются друг от друга.
Повторим их названия. Горы: высокие и низкие, равнины, лес, луг, поле, пустыня, река, исток, русло, дельта, озеро, море, океан, остров, полуостров. Айболит добрался до зверей на Лимпопо, вылечил их, и они стали веселиться и играть, и мы сейчас можем поиграть. Представим – все вы животные: птицы, звери, насекомые – т.е. все те, кто живет на нашей планете в разных районах – ландшафты. А вот ваши домики – обручи: желтый – горы, зеленый – лес, красный – луг, оранжевый – пустыня, синий – река, сиреневый – море.
Кто буде каким животным, выбирайте.
Правила: днем животные бегают, летают, летают, прыгают, добывают корм, ночью собираются в своем домике – ландшафте. Понравилось? Устали? Сядем отдохнем, я вас хочу спросить, а на каком из районов ландшафта живем мы?
— Равнина: луг, есть реки, озера.
Ребята, есть у меня задумка. Хочется мне нашу карту оживить, а для этого надо на нее поставить животных всех этих разных ландшафтов. Для этого у меня есть самые разные материалы, выбирайте, кому что больше подходит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
На занятии дети знакомятся с понятием «почва»,из чего она состоит,кто в ней живет и как мы можем сохранить ее.
Давайте расскажем детям о том, что же было раньше на месте нашего города.
Программные задачи: знакомство с многообразием и жизнедеятельностью птиц; познакомить с удивительными загадками и тайнами природы; продолжать активизировать познавательные способности дете.
Знакомство с разнообразием жилых построек, характерных для отдельных климатических зон планеты Земля.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди.Познако.
Цели:1. Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди.2. Познакомить детей с.
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект занятия «Земля наш общий дом» который позволит детям расширить представления о планете Земля и всех живых существ, живущих рядом с человеком.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/01/21/konspekt-nod-po-oznakomleniyu-s-okruzhayushchim
Как влияет природный ландшафт на человека?
Ландшафт (географический) – достаточно обширный участок земной поверхности, в пределах которого различные компоненты природы (горные породы, рельеф, климат, воды, почвы, растительный и животный мир), взаимосвязанные и взаимообусловленные, составляют одно целое, образуя определенный вид местности.
Природный ландшафт служит пространственным базисом развития города. Все его компоненты – рельеф, климатические условия, почва, поверхностные и подземные воды, растительность и животный мир – важные ресурсы социально–экономической жизни.
В процессе застройки и развития города природный ландшафт претерпевает значительные изменения, связанные с расширяющимся и увеличивающимся воздействием промышленного, жилищного и транспортного строительства. Засыпаются овраги, уничтожается растительность, уплотняется грунт, нарушается гидрогеологический режим вод.
Большую роль играет сейсмичность, заболоченность, карст, оползни, месторождения полезных ископаемых и т. п.
Ландшафт антропогенный – географический ландшафт, созданный в результате целенаправленной деятельности человека, вследствие которой могут возникнуть также непреднамеренные изменения природного ландшафта.
Экология рассматривает такие антропогенные типы ландшафтов как городской, сельскохозяйственный, промышленный и др. В развитых странах городские и сельскохозяйственные ландшафты, земли, нарушенные в результате хозяйственной деятельности, вытесняют естественные ландшафты.
Ландшафт оказывает существенное влияние на качество окружающей среды, с которым очень тесно связано здоровье человека.
Городской ландшафт относится к искусственным ландшафтам, созданным человеком на природной основе. Он включает в себя города и села, промышленные (энергетические и транспортные) узлы, полосы наземных коммуникаций, горные разработки и т. п.
В благоустроенном городе преобладают камень, бетон, асфальт и постоянно наблюдается относительное уменьшение природных элементов, а как следствие — ухудшение состояния воздушного бассейна. Формирование ландшафта города как жизненной среды людей создает неблагоприятные санитарно-гигиенические условия.
Перед градостроителями должна быть поставлена цель сохранения для города обширных включений природного ландшафта в виде открытых озелененных пространств и создания благоприятных условий для труда и досуга.
В условиях современной практики строительства городов с её тенденцией уплотнения застройки открытые пространства, образуемые водоемами и насаждениями, приобретают все возрастающее значение в формировании архитектурно–планировочной структуры и ландшафта города.
Нужно отметить культурные ландшафты, то есть преобразованные человеком: поля, сады, плантации многолетних культур, сеяные луга, лесонасаждения, пригородные лесопарки.
В таких ландшафтах природные связи в той или иной степени изменены (иногда настолько, что речь идет о принципиально иных ландшафтах) и постоянно поддерживаются путем культиваций, мелиорации, химизации почвы, разведения полезных человеку растений и животных, создания полезащитных лесокустарниковых полос и т. д. Культурный ландшафт – это гармония между деятельностью человека и природой.
Город не должен вредить здоровью людей. Так, вблизи жилых кварталов могут размещаться только те промышленные предприятия, которые не представляют опасности в гигиеническом отношении и необходимы для нужд города. На территории городской застройки, в каждом микрорайоне и между микрорайонами имеются зеленые массивы различной площади.
Анализ защитной функции лесных внутригородских и загородных массивов
Современный город должен иметь благоприятную для жизни и здоровья человека среду обитания – чистые воздух и воду, радующий глаз городской ландшафт, зеленые уголки, где бы каждый мог в тишине отдохнуть, любуясь красотой природы. Общая площадь зеленых насаждений в городах должна занимать больше половины его территории.
Для повышения эффективности зеленых насаждений необходимо соблюдать следующие оптимальные параметры: площадь городского парка должна равняться примерно 50 — 100 га, площадь лесного массива в жилом районе – 2 — 4 га, а площадь зеленого массива микрорайона должна быть примерно 0,4 — 1 га. Ширина зеленых полос должна быть равна 10 — 50 метров, а коэффициент озеленения – примерно 50%.
Все это обеспечит улучшение микроклимата и состояния воздушного бассейна города. При этом происходит увеличение влажности, повышается теплозащита, ветрозащита, газозащита, шумозащита, пылезащита.
Например, полоса деревьев и кустарников шириной 25 метров снижает уровень звука на 10-12 децибел, концентрацию углекислого газа – на 70%; 1 га парковых насаждений поглощает за год до 80 кг фтора и 200 кг сернистого ангидрида, перехватывает из атмосферы до 70 тонн промышленной пыли. Уникальны фильтрующие свойства деревьев. Они как бы притягивают мельчайшие взвешенные в воздухе твердые частицы.
Лес способствует вертикальному перемещению слоев воздуха. Один гектар леса в среднем очищает до 18 млн. куб. м. воздуха. Поэтому не случайно в России вокруг городов и промышленных предприятий создаются надежные заслоны из лесных посадок, которые, как самый эффективный фильтр, очищают воздух от пыли и вредных примесей.
В арсенале защитных средств растений имеются специальные вещества – фитонциды. Они убивают болезнетворные микробы, в изобилии расселившиеся в зоне города. 1 грамм фитонцидов очищает несколько сотен кубометров воздуха.
Для посадок в черте города рекомендуется тополь. Он неприхотлив к условиям обитания, хорошо чувствует себя везде, где в почве довольно влаги, растет быстрее других пород, в хороших условиях за год вырастает на 2 м. Он превосходит все древесные породы по продуцированию кислорода, дымогазоустойчивости и поглощению вредных газов, регулированию ветрового и температурного режимов.
Только пух, который летит с тополя в период плодоношения, причиняет людям беспокойство. Но это продолжается всего 10 дней. В остальное время тополь только очищает атмосферу от пыли и газов. Кроме того, пух, летящий с тополей подобно снегу, собирает частицы пыли, находящиеся в воздухе наших городов. Для промышленных городов тополь является самой ценной древесной породой.
В санитарно – защитных зонах промышленных предприятий, где высока концентрация токсичных атмосферных выбросов (газов, сажи, пыли), способен расти и оздоровлять окружающую среду только тополь.
Зеленые насаждения в полной мере выполняют свою роль, если правильно размещены, занимают 50% заселенной площади города. Общегородские парки рекомендуется размещать так, чтобы они находились в 2-3 км от жилья, районные – в 1,5 км, детские – в 1 км, скверы – в 400-500 м.
На качество окружающей среды города в значительной степени влияет система озеленения его территорий. Расположенные на городской территории отдельные участки леса выполняют важную санитарно – гигиеническую роль. Они являются наиболее эффективным и доступным средством экологического улучшения окружающей среды. Зеленые насаждения сильно успокаивающее средство.
Зеленый цвет растений вызывает у человека благотворный психофизиологический эффект. Созерцание растительности способствует снижению внутриглазного давления, меньше утомляет зрение. Улучшению самочувствия и настроения, снятию чувства переутомления, бессонницы может способствовать уменьшение растительностью электрической загрязненности воздуха, обогащение его легкими отрицательными ионами, необходимыми для жизни всех живых организмов.
Таким образом, растительные зоны обладают исключительными условиями для восстановления и поддерживания здоровья, трудоспособности и долголетия человека, служат источником его производственного и творческого вдохновения.
Зеленые насаждения играют важную шумозащитную, газо-защитную, пылезащитную роль и к тому же выполняют и другие здравоохранительные функции. Городские парки, бульвары и скверы защищают от ветров, повышают влажность и снижают температуру воздуха, очищают атмосферный воздух от вредных газов и пыли.
На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
- архитектурный ландшафт города более благоприятно влияет на здоровье его жителей;
- система озеленения городской территории в значительной степени улучшает качество окружающей среды;
- компактность в расположении зданий на городской территории вносит вклад в снижение силы ветров, а гари и вырубки, наоборот, способствуют их усилению;
- лесопромышленный комплекс расположен в благоприятной по отношению к городу зоне.
Источник статьи: http://chudoogorod.ru/prochee-dacha/kak-vliyaet-prirodnyj-landshaft-na-cheloveka.html
Формирование представлений детей о ландшафте, животном и растительном мире
наталия денисова
Формирование представлений детей о ландшафте, животном и растительном мире
Формирование представлений детей о ландшафте, животном и растительном мире.
Растения:
2 младшая группа: Формировать у детей элементарные представления о некоторых растениях, растущих в данной местности (о деревьях, цветущих травянистых и комнатных растениях). Учить называть части травянистых растений (стебель, листья, цветок)
Средняя группа: Формировать начальные знания о приспособленности растений к среде обитания. Учить отличать деревья и травянистые растения. Уточнять и обогащать представления детей о многообразии растительного мира. Знакомить детей с изменениями внешнего вида деревьев в зависимости от времени года. Познакомить детей с тем, что растениям нужен свет, воздух, тепло.
Старшая группа: Учить детей делать выводы о закономерностях и взаимосвязях окружающего мира; углублять и конкретизировать знания детей об условиях жизни растений, об особенности той местности, где они произрастают; закреплять обобщенные представления о растениях ближайшего окружения.
Расширять и уточнять знания детей о растениях (деревья, кустарники, травянистые растения; растения леса, луга, сада)
Закреплять сезонные изменения в природе.
Дети должны знать 2-3 вида травянистых растений.
Учить устанавливать зависимость между состоянием природы, растительным миром и бытом людей.
Подготовительная группа: Углублять и конкретизировать представления детей об условиях жизни растений (деревья, кустарники, травянистые растения; растения луга, сада, леса); познакомить с биосистемами «лес», «луг»; учить классифицировать растения.
Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды, замечать изменения, происходящие с растениями, связанные со временем суток, изменениями в погоде, сменой времен года.
Животные:
2 младшая группа: Знакомить с некоторыми домашними животными, особенностями их передвижения, поведения и питания, дать понятие о жилище собаки (конура).
Закреплять умение узнавать домашних животных и их детенышей. Знакомить с некоторыми особенностями жизненных проявлений, учить называть отличительные особенности внешнего вида знакомых животных.
Средняя группа: Формировать начальные знания о приспособленности животных к среде обитания. Обогащать представления детей о многообразии животного мира. Объяснить особенности среды обитания животных в природе (птицы в воздухе, звери – на земле, рыбы – в воде, червяки – в земле, познакомить с размножением птиц (самка откладывает яйца и насиживает их). Совершенствовать умения сравнивать и выделять общие и отличительные особенности млекопитающих, птиц, рыб и пресмыкающихся, развивать интерес ко всему живому; учить детей делать выводы о взаимосвязи живых организмов со средой обитания. Учить замечать и сравнивать особенности поведения животных, делать выводы.
Старшая группа: Учить делать выводы о закономерностях и взаимосвязях окружающего мира; углублять и конкретизировать знания детей об условиях жизни животных, особенностях той местности, где они проживают; знакомить с дикими животными и их повадками, учить называть некоторых животных, обитающих как в нашей стране, так и в других странах. Систематизировать представление о домашних животных.
Познакомить детей с некоторыми особенностями жизни диких животных (волк, медведь, лиса, заяц, еж): где живут, чем питаются, как добывают пищу, как некоторые готовятся к зимней спячке.
Подготовительная группа: Углублять и конкретизировать представления детей об условиях жизни животных.
Продолжать знакомить детей с дикими животными и их повадками; учить называть некоторых животных (бурый медведь, верблюд, осел, олень, расширять знания об их особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках, особенностях приспособления (линька, спячка, условиях, необходимых для их жизни (человек, содержит домашних животных, подкармливает зимой диких животных). познакомить детей с тем, как млекопитающие заботятся о своем потомстве. Учить рассказывать об особенностях внешнего вида животных и их проявлениях. Развивать у детей умение отличать и называть представителей животного мира по строению и условиям обитания.
Ландшафт:
2 младшая группа: Наблюдать за тем, как взрослые возводят снежные постройки на участке, подвозить снег на санках.
Средняя группа: Приучать к работе на огороде, в цветнике.
Учить лепить снеговиков, украшать цветными льдинками, дополнять природным материалом.
Старшая группа: Продолжать углублять знания детей о различных почвах (песчаная, чернозем, лесная).
Приучать детей перекапывать землю для грядок и цветочных клумб, развешивать кормушки на участке детского сада, сажать кустарники под зиму, сооружать постройки из снега, заливать дорожки для катания.
Подготовительная группа: Познакомить с климатическими условиями разных материков.
Привлекать детей к пересадке цветущих растений, следить за клумбой.
Примерные критерии знаний детей по теме «Ознакомление с природой» Воспитатель Полякова Т. М. Примерные критерии знаний детей всех возрастных групп по теме «Ознакомление с природой». Младшая группа от 2.
Проект по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Комнатные растения — наши друзья» По видам деятельности: творческо-исследоватнльский. По срокам реализации: краткосрочный. По составу участников: групповой. Участниками проекта.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-predstavlenii-detei-o-landshafte-zhivotnom-i-rastitelnom-mire.html