ГДЗ русский язык 5 класс М.М. Разумовская
354. Ребята сегодня ходили в поход и очень устали. Но вечером они выходят из палаток и собираются у костра. Потрески¬вают ярко сухие сучья. Задорно звучат песни.
355. Орел громко закричал (крик), расправил крылья и тяжело (тяжесть) полетел (полет) к морю . Он вернулся только поздно вечером . Он летел тихо и_низко.над„землей . В когтях у него была большая рыба.
Он подлетел (полет) к дереву , оглянулся (взгляд); быстро сложил крылья и сел на.краю гнезда . Орлята подняли головы и разинули рты.
а) Определение — листочки (какие?) разноцветные.
б) Обстоятельство — трепетали (где?) на осинке.
в) Обстоятельство — трепетали (как?) бесшумно.
361. 1) Растворились в темноте (темный) рощи, сады, поля.
2) Текла (течь), извивалась (виться), блестела река. (С. Маршак)
3) Снег ложился на поля, на кусты, на деревья. 4) Луна освещала (свет) сад, дорожки, беседку. 5) Подарит яблонька людям крупные, сочные плоды.
365. 1) Митя нырнул в воду глубоко, но дна не достал. 2) Последние листья падают с деревьев и медленно кружатся в воздухе. 3) Ураган пронесся над городом, но бед серьезных не принес. 4) В сильные морозы белка спит в гнезде или в дупле, а в слабые — прыгает с ветки на ветку, бегает по снегу.
366.
Дрозд-рябинник
1) Дрозд — большой любитель рябины. 2) Осенью тяжелые (тяжесть) гроздья рябины покрывают деревца (дерево), гнут их ветки. 3) В такие годы рябинник не улетает (полет) на зиму с другими дроздами, а остается на своей (свой) северной родине.
4) Дрозды поедают (есть) рябину, можжевельник и чернику.
5) Живут они в березовых рощах и в лесу.
(По Г. Скребицкому)
373. Ветер занес семена в топкое болото.
а) Определение: — в болото (какое?) топкое.
б) Обстоятельство: — занес (куда?) в болото.
в) Дополнение: — занес (что?) семена.
376. 1) В реке ребята ловили рыбу: плотву, окуней, щук. 2) В лукошке лежали грибы: сыроежки, лисички, подберезовики и белые. 3) Он побывал в разных городах: во Львове, в Риге, в Одессе и в Киеве. 4) В нашу школу приезжали космонавты: Гречко, Леонов, Джанибеков.
377. 1) В саду у старушки росли цветы: гвоздики, лилии, тюльпаны .
2) Ребята полюбили героев. сказки: Элли, Дровосека, Страшилу . 3) В зоопарке живут разные звери: тигры, львы, слоны . 4) На столе лежали инструменты: молоток, стамеска, щипцы.
378. В природе сменяют друг друга четыре времени года: зима, весна, лето, осень. Необходимо беречь все растения: деревья, кустарники, цветы и просто травинки. В детской энциклопедии рассказывается о многих писателях: Пушкине, Гоголе, Тургеневе, Грине, Паустовском. На карте легко можно найти разные созвездия: Большую и Малую Медведицы, Орион, Лебедь.
379. Утро. Роса еще не обсохла. Крошечные водяные капли повисли всюду: на листьях, цветах, на стеблях травы.
Из-за вершин деревьев выглянуло солнце, и в тот же миг в каждой капле росы зажегся ослепительно яркий фонарик. Они были все разные: синие, розовые и голубые. Весь лес сиял розовым светом.
Крошечные водяные капли повисли всюду: на листьях, цветах, на стеблях травы.
Они были все разные: синие, розовые и голубые.
382. Книга — наш советчик и друг. Из книг мы узнаем много интересного. Над созданием их трудятся писатели, художники, печатники. Труд их важен и почетен. Помни об этом и береги книги!
Умная книга научит тебя многому: доброте, честности, справедливости. Старайся читать разные книги: фантастику, приключенческую литературу, книги о путешествиях и открытиях.
389. Мой друг скоро вернется домой. Юный мой друг! Читай больше, читай каждый день.
Москва — крупнейший город мира. Москва! Я горжусь тобой.
За окном березонька веточками машет. Милая березонька, как красива ты.
Родина гордится своими сынами. Обещаю служить тебе, Родина, честно.
390. Дорогие читатели, не забывайте, что книга — ваш помощник в учебе. Ребята, берегите книги! Юные натуралисты, прочитайте книгу Г. Скребицкого «Лесные переселенцы».
391. 1) Не шуми ты, рожь, спелым колосом. Ты не пой, ко¬сарь, про широку степь. (А. Кольцов) 2) Куда ты, светлый ручеек, стремишься? (А. Фет) 3) Спой, светик, не стыдись! (И. Крылов) 4) Друзья, к чему весь этот шум? (И. Кры1лов) 5) Как, милый петушок, поешь ты громко, важно! (И. Крылов.)
Источник статьи: http://reshebnik5-11.ru/gdz-5-klass/russkij-yazyk/15-5klass-razumovskaya?start=7
Диктанты по русскому языку .Тема «Однородные члены предложения»
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)
Диктанты для закрепления темы по русскому языку «Однородные члены предложения» в 4 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diktanty_odnorodnye_chleny_predl_4_klass.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Диктанты по русскому языку
по теме «Однородные члены предложения» 4 класс
Примечание: При диктовке педагогу следует обратить внимание учеников на интонацию перечисления.
Растворились в темноте рощи, сады, поля.
Текла, извивалась, блестела река.
Снег ложился на поля, на кусты, на деревья.
Луна освещала сад, дорожки, беседку.
Подарила яблонька ребятам крупные сочные плоды.
- Объясните постановку запятых в предложениях.
- Для закрепления орфографического навыка повтори правила на примере слов диктанта.
Ласточка выпила воды и рассказала Дюймовочке свою историю. На озере ребята купались, плескались, веселились. Отряд шёл бодро, уверенно и легко. Солнце осветило луг, поле, речку, разбудило бабушкиного петушка. Ручная ворона сидела на воротах и хлопала крыльями.
- Обоснуй постановку знаков препинания между однородными членами предложения.
- Обоснуй правописание выделенных орфограмм.
Лежу в траве. Лохматые шапочки одуванчиков похожи на маленькие солнышки. Вокруг меня летают пчёлы, мушки, комары. Они не просто летают, жужжат и кружатся надо мной. Это их трудовые будни. Цветы, травы, кусты и деревья радуют меня. Успокаивает писк. Рокот, гудение природы. Я чувствую себя счастливым.
Выпиши из текста только предложения с однородными подлежащими.
Маша проснулась рано. Девочка оделась и пошла в лес. Девочка оделась и пошла в лес. В лесу на пригорке краснела душистая земляника. Маша быстро набрала корзиночку и побежала назад к дому. Она весело прыгала с кочки на кочку.
Но вдруг нога поскользнулась . Машенька громко вскрикнула от боли. Она до крови укололась о какие-то острые колючки. Под кочкой сидел ёж. Он сейчас же свернулся в клубок и зафыркал. Маша плакала и платьем вытирала кровь с ноги.
В это время из кустов прямо к девочке поползла серая змея с чёрными зигзагами на спине. Это была гадюка. От страха у Маши ноги отнялись.
Тут ёж развернулся и быстро засеменил к змее. Гадюка кинулась на ежа. Но ёж ловко подставлял свои колючки. Гадюка страшно зашипела, повернулась и хотела уползти от него. Настойчивый ёж бросился за змеёй.
Тут Маша опомнилась, вскочила и убежала домой. Она мысленно благодарила своего спасителя.
При написании работы используй не менее трёх предложений с однородными членами.
Равнина седая унылая и серая. И небо над ней серое скучное сырое. Всюду только мох кочки лужи на тысячи вёрст вокруг.
Если и встретишь лес – то высотой по колено! Ивы берёзы толщиной с карандаш. Зато грибов ягод – видимо-невидимо!
Приползёт туча – накроет тундру холодная тень. Следующая спрыснет частым дождём. Третья пробарабанит крупой ледяной. Четвёртая снегом засыплет.
Ярче всего тундра летом. На лужах пёстрые белые чёрные рыжие птицы. На кочках синеют краснеют желтеют яркие цветы.
Спиши, расставляя запятые в предложениях с однородными членами.
В этом лесу всегда стоит шум. Это старый, дремучий бор. Высокие сосны с красными стволами стоят плотной ратью. Сквозь сосновые иглы из почвы пробиваются яркие папоротники. Пышные, причудливые, величавые, раскинули они свои крупные, резные листья.
Я узнаю тонкий, острый свист синиц, тревожные крики сорок. Но самые нежные, самые мелодичные голоса остаются неизвестными. Стройная, изящная птичка сидит на верхушке молодой ели и заливается на весь лес.
В нос бьёт запах грибов, воды и хвои. В такие минуты человек ощущает себя частью природы.
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2019/02/05/diktanty-po-russkomu-yazyku-tema-odnorodnye-chleny
Луна освещала сад дорожка беседку
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.
Я кипяч.. крепкий ч..й в ч..рном зак..пчённом чайнике. (В)чайник.. плавают пер..горевшие в к..стре ивовые лист..я.
Особенно хор..шо пишет..ся в беседк.. (в)тих..ю осенн..ю ноч. когда (в)саду шумит отвес..ный дождь.
От прохладн..го воздуха едва (1) к..чает..ся язычок св..чи. Угловатые тени от в..ноградных (3) лист..ев ложат..ся на потолок бесе(т/д)ки. Ноч..ная бабоч..ка садит..ся на ра..крытую книгу и ост..вляет (на)листе тон..чайшую бл..стящую пыль. Воздух пахн..т дождём острым зап..хом грибной влаги и с..довых дорожек.
На ра..свет.. я пр..сыпаюсь. Утренний вет..р шурш..т и воз..т..ся (в)саду (4) . Со..нце уже осв..щает (2) ветви дерев..ев и лучи спускают..ся (к)доро(ш/ж)кам сада.
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Я кипячу крепкий чай в чёрном закопчённом чайнике. В чайнике плавают перегоревшие в костре ивовые листья.
Особенно хорошо пишется в беседке в тихую осеннюю ночь, когда в саду шумит отвесный дождь.
От прохладного воздуха едва качается язычок свечи. Угловатые тени от виноградных листьев ложатся на потолок беседки. Ночная бабочка садится на раскрытую книгу и оставляет на листе тончайшую блестящую пыль. Воздух пахнет дождём, острым запахом грибной влаги и садовых дорожек.
На рассвете я просыпаюсь. Утренний ветер шуршит и возится в саду. Солнце уже освещает ветви деревьев, и лучи спускаются к дорожкам сада.
е — [й’] — согласный,звонкий, мягкий
[и] — гласный, безударный
д — [д] — согласный, звонкий, твёрдый
в — [в] — согласный, звонкий, твёрдый
а — [а] — гласный, ударный
4 буквы, 5 звуков, 2 слога
Морфемный разбор (по составу)
(от) виноградных (3) (листьев)
1) виноградных (листьев) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: листьев (каких?) виноградных;
2) начальная форма — виноградный; во множественном числе, в родительном падеже;
3) в предложении является определением.
Утренний ветер шуршит и возится в саду (4) .
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: ветер (подлежащее), шуршит и возится (сказуемые).
Второстепенные члены предложения: (ветер) утренний — определение; (возится) в саду — обстоятельство.
Источник статьи: http://rus5-vpr.sdamgia.ru/problem?id=29
Однородные члены предложения
Перечислительная интонация в предложении требует постановки запятых.
1) Растворились в темноте (темный) рощи, сады, поля. 2) Текла (течь), извивалась (виться), блестела река. (С. Маршак) 3) Снег ложился на поля, на кусты, на деревья. 4) Луна освещала (свет) сад, дорожки, беседку. 5) Подарит яблонька людям крупные, сочные плоды.
1) Митя нырнул в воду глубоко, но дна не достал. 2) Последние листья падают с деревьев и медленно кружатся в воздухе. 3) Ураган пронесся над городом, но бед серьезных не принес. 4) В сильные морозы белка спит в гнезде или в дупле, а в слабые — прыгает с ветки на ветку, бегает по снегу.
Источник статьи: http://xn--24-6kct3an.xn--p1ai/%D0%93%D0%94%D0%97_%D0%BF%D0%BE_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D1%83_%D0%B7%D0%B0_5_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81_%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D1%83%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F/60.html
Однородные члены предложения
Перечислительная интонация в предложении требует постановки запятых.
1) Растворились в темноте (темный) рощи, сады, поля. 2) Текла (течь), извивалась (виться), блестела река. (С. Маршак) 3) Снег ложился на поля, на кусты, на деревья. 4) Луна освещала (свет) сад, дорожки, беседку. 5) Подарит яблонька людям крупные, сочные плоды.
1) Митя нырнул в воду глубоко, но дна не достал. 2) Последние листья падают с деревьев и медленно кружатся в воздухе. 3) Ураган пронесся над городом, но бед серьезных не принес. 4) В сильные морозы белка спит в гнезде или в дупле, а в слабые — прыгает с ветки на ветку, бегает по снегу.
Источник статьи: http://xn--24-6kct3an.xn--p1ai/%D0%93%D0%94%D0%97_%D0%BF%D0%BE_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D1%83_%D0%B7%D0%B0_5_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81_%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D1%83%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F/60.html