Лукас кранах старший мадонна с младенцем под яблоней описание

Описание картины «Мадонна с младенцем под яблоней» — Лукас Кранах

Updated on 9 марта, 2020 By Admin

Картина «Мадонна с младенцем под яблоней» написана мастером северного ренессанса Лукасом Кранахом Старшим в 20-х годах 16 столетия в период расцвета своего таланта. Размер картины художника 53 x 42 см, холст, масло; возможно

картина была обрезана.

Немецкий художник Лукас Кранах изобразил Мадонну в образе очаровательной земной женщины с младенцем на руках, расположившейся в яблоневом саду. С целью подчеркнуть роль Богоматери, как хранительницы света и радости мира, художник поместил непорочную Деву Марию и младенца на высокой горе, усиливая перспективу дальним пейзажем у подножья гор.

И Мадонна, и младенец Иисус внимательно смотрят с картины на зрителя, словно давая нам понять, что им двоим уже известна уготованная судьба и они готовы ее принять без тени сомнения. Взгляд Богоматери чуть тронут печалью, нежностью и тихой скорбью — она знает, что должна потерять сына и вновь обрести его на небесах.

Похожие картины:

Описание картины «Мадонна с Младенцем» — Лукас Кранах Лукас Кранах — один из самых известных мастеров немецкого Возрождения. Он учился живописи у своего отца. В 1502-1503 Кранах работал в Вене, позднее он совершил путешествие по Нидерландам и почти 45 лет […].

Описание картины «Мадонна с Младенцем и святыми» — Тициан Вечеллио Созданное Тицианом в середине жизни, когда он стал первым венецианским художником, это полотно является образцом его полнокровной, мощной, отмеченной богатым колоритом живописи. Оно было написано для церкви Сан Никколб деи Фрари в […].

Описание картины «Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем» — Рафаэль Санти Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем была создана в Риме, но уже в период творческой зрелости художника, в 1509-1510 годах, когда он работал и над фресками. Эта небольших размеров доска содержит […].

Описание картины «Мадонна с младенцем» — Алессандро Аллори Картина флорентийского художника Алессандро Аллори «Мадонна с младенцем». Размер картины 131 x 117 см, холст, масло. Картина имеет и другое название «Аллегория христианской веры». Картина приобретена в коллекцию Эрмитажа из собрания испанского […].

Описание картины «Мадонна с младенцем (скульптура)» — Микеланджело Буонарроти Скульптура Микеланджело «Мадонна с младенцем». Высота скульптуры 128 см, мрамор.- Микеланджело Буонарроти изобразил классический вариант Богоматери с младецем Христом. Идеализацию подобного рода использовали многие другие художники. Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником […].

Описание картины «Мадонна с Младенцем и ангелами (Мадонна Оньисанти)» — Джотто Этот большой алтарный образ Джотто, представляющий Богоматерь с Младенцем, которых окружают ангелы и святые, выполнен в традиции XI-XIII веков. Тогда итальянская живопись находилась под сильным византийским влиянием, но художник внес нечто совершенно […].

Описание картины «Мадонна с Младенцем и святыми» — Джованни Беллини Большой алтарь работы Беллини для капеллы в северном крыле церкви Сан Дзаккария в Венеции был изготовлен в 1505 г. Подобная композиция — Святая Дева с Младенцем на коленях и святыми, обычно четырьмя […].

Описание картины «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» — Сандро Боттичелли Имя Боттичелли обычно вызывает в памяти образ Мадонны. Будущий художник жил и воспитывался в патриархальной, глубоко религиозной семье, что наложило отпечаток на всю его последующую жизнь. «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» […].

Описание картины «Мадонна с Младенцем и ангелами» — Томмазо-ди-Джованни Мазаччо Лондонская галерея владеет центральной частью полиптиха Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами, заказанного Мазаччо в 1426 году для капеллы в церкви Санта-Мария дель Кармине в Пизе. Работам Мазаччо чужд декоративный стиль, столь […].

Описание картины «Мадонна с Младенцем, святым Домиником и святым Фомой Аквинским» — Фра Беато Анджелико Фреска «Мадонна с Младенцем, святым Домиником и святым Фомой Аквинским» некогда украшала стену доминиканского монастыря во Фьсзолс, но после его упразднения была вырезана из стены и продана двум итальянским художникам. Работа принадлежит […].

Описание картины «Мадонна с младенцем и святые» — Витторе Карпаччо Картина Витторе Карпаччо «Мадонна с младенцем и святые». Размер картины 96 x 126 см, дерево, масло. Художник в своей работе изобразил Мадонну на троне с младенцем Христом и Иоанном Крестителем. Слева от […].

Описание картины «Мадонна с Младенцем и ангелами» — Энтони Ван Дейк Многие ранние картины ван Дейка написаны на религиозные сюжеты ). Однако пик религиозной тематики в его творчестве пришелся на 1627-32 годы, когда художник создал ряд больших алтарных образов. Полотно «Видение святого Августина» […].

Описание картины «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» — Витторио Карпаччо Карпаччо довольно часто трактовал религиозные сюжеты в жанровом ключе — чаще, чем современные ему венецианские живописцы. Однако одна из его религиозных картин необычна даже и для него. Это Мадонна с Младенцем и […].

Описание картины «Мадонна с Младенцем, Святыми и донатором» — Давид Герард Картина Мадонна с Младенцем, Святыми и донатором написана художником около 1510 года. На самом деле сюжет работы — Мистическое обручение Святой Екатерины. На темном фоне в темном платье сидит на троне Мадонна, […].

Описание картины «Мадонна с Младенцем» — Андреа Мантенья Увлечение Мантенья Античностью и канонами красоты этого периода яснее всего отразились в его алтарном образе «Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и Марией Магдалиной». Скульптурная трактовка героев наиболее явственно видна в их застывших […].

Описание картины «Мадонна с младенцем, Иоанн Креститель и ангелы» — Микеланджело Буонарроти Единственной картиной на деревянной доске, относительно которой не возникает сомнений в авторстве Микеланджело, считается «Тондо Дони». Впрочем, в последнее время специалисты склоняются к тому, чтобы причислить к числу таких работ Микеланджело и […].

Описание картины «Иоганн Фридрих Великодушный» — Лукас Старший Кранах Портрет Иоганн Фридрих Великодушный в возрасте шести лет написан художником в 1509 году. Перед нами белокурый мальчик, пышные волосы и миловидное лицо делают его похожим на девочку, а нарядное платьице зеленого цвета […].

Описание картины «Святые Женевьева и Аполлония» — Лукас Кранах Картины Кранаха на религиозные темы и мифологические сюжеты чаще всего населены белокурыми и белотелыми красавицами. В них, то с младенцем на руках, то обнаженных, художник воспроизводил тип современных ему немецких женщин. Работа […].

Описание картины «Мадонна с младенцем и грушей» — Альбрехт Дюрер «Мадонна с младенцем и грушей» — одно из самых совершенных творений великого мастера Северного Возрождения. Юная мать с любовью и нежностью смотрит на младенца, который играет с разрезанной грушей. Ребенок изображен в […].

Описание картины «Троица. Мадонна с младенцем (диптих)» — Робер Кампен Небольшой дубовый складень, на левой створке которого изображена «Троица», на правой — «Мадонна с младенцем», был выполнен в 30-е годы XV века, в период становления и расцвета нидерландской живописи. В настоящее время […].

Описание картины «Мадонна с Младенцем в окружении ангелов, св. Розы и св. Екатерины» — Пьетро Перуджино Вазари называет Перуджино изобретателем новой манеры живописи, характеризующейся особой «нежностью красок» и завораживающей настолько, что «люди сбегаются как сумасшедшие, чтобы посмотреть на эту непревзойденную красоту». Его творчество представляется идеалом безмятежного равновесия ритмов […].

Описание картины «Мадонна с Младенцем, Св. Григорием Великим и святыми» — Питер Рубенс В конце 1606 г. Рубенсу поручено исполнение алтарного образа для римской церкви Санта Мария Валличелла, так называемой Кьеза Нуова. Для Кьеза Нуова Рубенс пишет большую картину «Мадонна с Младенцем, Св. Григорием Великим […].

Описание картины «Мадонна с Младенцем» — Витторе Карпаччо Ученик Беллини Витторе Карпаччо, внесший в религиозный сюжет сугубо венецианские натуралистические детали, не забывал, что картина прежде всего должна быть украшением и радовать глаз. Он обладал великолепной фантазией и любил веселые, яркие […].

Описание картины «Мадонна с младенцем у камина» — Робер Кампен Искусство Робера Кампена стоит у истоков нидерландской живописи XV века. Его кисти исследователи приписывают группу произведений, которые ранее считались работами анонимного художника, известного под именем Флемальский мастер. Почти все работы Робера Кампена […].

Описание картины «Мадонна с младенцем, святые Рок и Антоний Падуанский» — Джорджоне Картина «Мадонна с младенцем, святые Рок и Антоний Падуанский» создана итальянским художником Джорджоне приблизительно в первые годы 16 столетия. Точная дата написания картины неизвестна. Размер работы 92 x 133 см, холст, масло. […].

Читайте также:  Яблони проросли как ухаживать

Описание картины «Мадонна с Младенцем и святыми» — Анджелико Фра Фра Анджелико первым из художников обратился к сюжету, ставшему впоследствии необыкновенно популярным; его суть: Богородица, Христос, ангелы и святые помещаются в единое пространстве. В готической живописи они разбивались на три отдельные группы, […].

Описание картины «Мадонна с Младенцем, ангелами и св. Иеронимом» — Франческо Пармиджанино Образ матери и ребенка является всеобщим и присутствует в символике многих религий. Христианское учение ставило художника перед двумя задачами: передать девственную чистоту Марии и вместе с тем ее материнство, и четко показать, […].

Описание картины «Мадонна с младенцем на троне со Святыми Петром и Павлом» — Дирк Баутс Мадонна с Младенцем на троне со Святыми Петром и Павлом — произведение зрелого периода творчества мастера, но в нем отразились достоинства и недостатки Боутса. В работе точно в соответствии с перспективным сокращением […].

Описание картины «Венера» — Лукас Кранах Лукас Кранах Старший часто обращался к мифологическим сюжетам. Венеру изображал много раз и это всегда очаровательная обнаженная женщина. Картина «Венера», где волосы богини любви украшены драгоценной сеткой, а шея — ожерельем. Венера […].

Описание картины «Мадонна с младенцем» — Бондоне Джотто С именем Джотто связано начало нового этапа в развитии итальянского искусства, ознаменованного разрывом со средневековой традицией итало-византийского искусства. Джотто учился у Чимабуэ, работал во Флоренции, Риме, Падуе, Неаполе и других городах Италии. […].

Описание картины «Мадонна с Младенцем и четырьмя святыми» — Рогир ван дер Вейден Еще при жизни Рогира ван дер Вейдена его работы стали широко известны в Италии. Среди заказчиков его было много знатных и богатых итальянцев. По некоторым сведениям, сам мастер тоже посетил Италию в […].

Описание картины «Мадонна с младенцем» — Фра Бартоломео Фра Бартоломео — мастер Флорентийской школы эпохи Высокого Возрождения. Он учился у К. Росселли, посещал мастерскую Гирландайо, на него сильное влияние оказало искусство Леонардо да Винчи и Рафаэля. Художник был сторонником религиозных […].

Описание картины «Эдем» — Лукас Кранах Христианская религия гласит, что Бог создал как первого человека. так и позаботился о том, чтобы человеку жилось вольготно на земле, и создал на востоке рай, или сад, в Эдеме, в нем имелось […].

Описание картины «Голгофа» — Лукас Кранах Художник изображает Голгофу в необычном ракурсе. Он смещает традиционный эмоционально-смысловой центр, распятие, в сторону и пишет Христа почти в профиль, а лицо одного из разбойников оказывается вообще скрытым от зрителя. Напряжение тревожной, […].

Описание картины «Алтарь св. Екатерины» — Лукас Кранах Первым большим заказным произведением Кранаха, возникшим в 1506 г. для дворцовой церкви Виттенберга после его переселения в 1505 г. в резиденцию курфюрстов того времени Виттенберг, был «Алтарь св. Екатерины», отличающийся почти шпалерным […].

Описание картины «Мадонна с вишнями» — Тициан Вечеллио Картина происходит из собрания эрцгерцога Леопольда Вильгельма в Брюсселе. После смерти Леопольда Вильгельма перешла в австрийское собрание Габсбургов. По-видимому, является самой ранней в группе стилистически близких друг другу композиций, таких, как «Мадонна […].

Описание картины «Мадонна с Младенцем» — Пьетро-ди-Христофоро-Вануччи Перуджино Работавший много и, по-видимому, очень быстро, Перуджино помимо многочисленных фресковых циклов создал множество больших алтарных композиций и написал ряд небольших станковых работ. Одной из его излюбленных тем была Мадонна с Младенцем. В […].

Описание картины «Мадонна с Младенцем и прялкой в виде креста» — Луиса де Моралеса В жизни и творчестве Луиса де Моралеса, прозванного в XVIII в. «Божественным», много загадочного. Остается невыясненным, у кого учился художник, как происходило его творческое формирование. Известно, однако, что он прожил почти всю […].

Описание картины «Мадонна в зелени (Мадонна дель Прато)» — Рафаэль Санти Картина Рафаэля Санти «Мадонна в зелени» или «Мария с младенцем и Иоанном Крестителем». Размер картины 113 x 88 см, дерево, масло. Заказчик картины — Таддео Таддеи. Во Флоренции Рафаэль создал цикл «Мадонн», […].

Описание картины «Автопортрет» — Лукас Кранах Автопортрет Лукаса Кранаха Старшего, портрет создан художником в возрасте 77 лет. Собственно, картина так и называется «Автопортрет на 77 году жизни». Размер 67 x 49 см, дерево, масло. Первая треть 16 века […].

Источник статьи: http://ru.opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-madonna-s-mladencem-pod-yablonej-lukas-kranax/

Лукас кранах старший мадонна с младенцем под яблоней описание

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

«Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом». Часть II.


Лукас Кранах Старший. «Мадонна с Младенцем под яблоней» конец 1520х холст (перевод с дерева) темпера, масло Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Справа, на стволе дерева значок дракона. Поступила в середине XIX века (до 1859).

В образе мадонны с младенцем, в руках которого изображены хлебец и яблоко, заключено характерное для живописи годов Реформации символическое содержание: Мария – «вторая Ева», искупившая, в качестве матери Христа, грех «первой Евы». Яблоко – символ грехопадения Адама, хлебец – символ «тела Христова». Т.е. искупления Христом «первородного греха» Адама.


Лукас Кранах Старший. «Мадонна с Младенцем под яблоней» фрагмент

Предполагают, что моделью для этого образа послужила Сибилла Клевская, невеста Иоганна Фридриха Саксонского, у которого Кранах состоял на службе. Ему доверили воспитание юного Иоганна Фридриха. И в 1526 году художник во главе Саксонского посольства прибыл ко двору курфюрста Иоганна III Миротворца в Бранденбурге, чтобы посватать его дочь Сибиллу за своего воспитанника. Тип лица Сибиллы с тех пор не только повторяется в ее многочисленных портретах, вышедших из мастерской Кранаха, но и встречается в образах его библейских и мифологических персонажей. Кранах необычно часто для лютеранина писал образ Мадонны. Лютер, с которым дружил художник, относился к этому терпимо. Видимо, большинство заказчиков было католиками.
Эта работа вдохновила Иосифа Бродского написать стихотворение, которое он так и назвал — «Иллюстрация»:
В накидке лисьей — сама хитрей,
чем лиса с холма
лесного, что вдалеке
склон полощет в реке,
сбежав из рощи, где бог,
охотясь, вонзает в бок
вепрю жало стрелы,
где бушуют стволы,
покинув знакомый мыс,
пришла под яблоню из
пятнадцати яблок — к ним
с мальчуганом своим.
Головку набок склоня,
как бы мимо меня, ребенок,
сжимая плод, тоже смотрит вперед.
Бродский, сосчитавший точно все яблоки, прекрасен тут своей метафорой — или ненамеренной ошибкой: на картине нет никакой накидки, вместо нее — рыжие волосы, но хитроватый прищур и ощущение лисы присутствуют.


Лукас Кранах Старший. «Венера и Амур» (1509) переведена с дерева на холст в 1850, при этом формат изменен, темпера, масло Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

В 1769 году Екатерина II приобрела крупную коллекцию из более 600 картин у наследников саксонского министра, графа Генриха фон Брюля, в которой была и картина Лукаса Кранаха Старшего «Венера и Амур», — первая работа Кранах, попавшая в Россию.
Слева на листке бумаги монограмма и дата LC со знаком дракона.
По обе стороны головы Венеры – двустишие, предостерегающее от соблазна : «Всеми силами души гони Купидоново сладострастие, иначе твоей ослепительной душой овладеет Венера». Автором латинского дистихона мог быть кто-либо из виттенбергских гуманистов, с которыми Кранах был особенно тесно связан после поездки в Нюрнберг в 1508 году (Шоль или Сибутус).
Это самое первое из известных науке обращений Лукаса Кранаха к теме Венеры, к языческой традиции, к теме, контрастирующей с тем, о чем говорили в Виттенберге — городе протестантском, где были популярны диспуты о христианской вере. Впрочем, недаром там же был и университет, в котором те же ученые мужи могли предаваться диспутам и об античных богах . Кранах здесь делает то, что до него осмеливались сделать только люди вроде Боттичелли: он поклоняется фактически античным богам, выставляя их на всеобщее обозрение. Фронтальное изображение обнаженной женщины, конечно, должно было шокировать современников. В картине очень много отсылок к творчеству Альбрехта Дюрера: сама постановка фигуры на темном фоне, записка с левой стороны от Венеры отсылает к иллюзионистским приемам дюреровского творчества. Однако сам Дюрер изображал так лишь Еву, а не античное божество. Одновременно в этой картине начинает проявляться еще один важный для Кранаха сюжет — тема, именуемая немецким словом Weibermacht, «власть женщин над мужчинами».
После 1530 года Кранах и его мастерская многократно обращались к этому сюжету. Насчитывается около 35 картин кисти Кранаха, его учеников, последователей и подражателей с изображением Венеры и Амура.

Читайте также:  После того как алеша полил 6 саженцев


Мастерская Лукаса Кранаха Старшего «Неравная пара (богатый крестьянин и молодая куртизанка» ( Нач. 1530 Дерево (бук?) масло Собрание Светланы Антоновой Москва


Лукас Кранах Старший «Неравная пара (старуха и молодой человек)» начало 1520х дерево (бук) темпера, масло Музей изящных искусств Будапешт


Лукас Кранах Старший «Неравная пара (старуха и молодой человек)» фрагмент


Лукас Кранах Старший.» Адам и Ева. Грехопадение» 1527 дерево (бук) темпера, масло. Москва, ГМИИ им.А.С.Пушкина

Из »трофейного фонда»: Работа «Адам и Ева» («Грехопадение») долгое время считалась одним из главных шедевров коллекции в Готе. Картину, в которой Кранах предстает не только как мастер обнаженной натуры, но и как тонкий ландшафтный художник, саксонские курфюрсты приобрели для своего собрания еще в 1624 году. Эта картина первой «выбралась» из спецхрана. Впервые она была показана на выставке «Дважды спасенные» в 1995 году.


Лукас Кранах Старший.» Адам и Ева. Грехопадение» фрагмент

Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. В сознании людей той эпохи грехопадение было связано с проблемой личной ответственности человека за свои поступки. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. Грехопадение, отказ от покаяния и изгнание прародителей из Эдема повергло будущее человечество в суетность земной жизни.


Лукас Кранах Старший. «Грехопадение, изгнание из рая и искупительная жертва Христа (Аллегория Ветхого и Нового Завета)» (1529) Дерево (липа) темпера масло Гота, Фонд замка Фриденштайн

Чрезвычайно важный в контексте исторической ситуации и для творчества Кранаха сюжет, существующий в нескольких версиях и вариантах, вплоть до повторения в книжной миниатюре. Программу этой картины, как считается, мог придумать сам Филипп Меланхтон — радикальный сторонник Лютера и идеолог Реформации. Здесь в единой истории заключены взгляды Лютера и Кранаха на судьбу человеческого рода и на отношения между человеком и Богом. Снабжена она текстовыми пояснениями по нижнему краю, чтобы зритель не запутался.
Начинается аллегория сотворением человека и мира, Господь отделяет воду от суши, мир, ему внимают ангельские хоры. Тут Адам и Ева совершают свое грехопадение, а здесь является падший человек, которого преследуют по пятам Смерть и Дьявол, два главных врага. Дьявол непременно обращает на себя внимание зрителей своим каким-то странным нутром с сочетанием биологии и механики, похожим на рисунки сумасшедших, но так или иначе это все нас отсылает, конечно же, к Босху.


Лукас Кранах Старший. «Грехопадение, изгнание из рая и искупительная жертва Христа (Аллегория Ветхого и Нового Завета)» фрагмент

Моисей показывает на свой Закон, свои заповеди.


Лукас Кранах Старший. «Грехопадение, изгнание из рая и искупительная жертва Христа (Аллегория Ветхого и Нового Завета)» фрагмент

Другая сцена разворачивается на второй половине, где этот самый человек, нуждающийся в спасении, приходит к Крещению через Иоанна Крестителя и на него проливается божественная кровь Христова, которая смывает грехи. Рядом снова изображены Смерть и Дьявол, они лежат здесь, поверженные, в сторонке, и над ними — триумф божественного Агнца, Агнца Божьего, то есть, символа Христа, и пещера, где совершается его воскресение, и вот он сам здесь с флагом святого Георгия, победителя дракона, символ всей победы.
И здесь параллель двух эпох, времени старого и времени нового: здесь справа — какой-то кранаховский город, очевидно, 1529 года, а слева — пустыня египетская, в которой евреи оказываются атакованы дикими змеями. Это поклонение Медному змею — как предвозвестник, парафраза событий Нового Завета, изображение этого змея становится очевидной визуальной параллелью Распятия. Немаловажный нюанс: кроме Моисея и Иоанна Крестителя, нигде в этой истории нет посредников между человеком и Богом — ни прелатов, ни епископов — в полном соответствии с пятью принципами протестантского богословия, пятью протестантскими «Только. »


Лукас Кранах Старший. «Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского» 1526 Холст, перевод с дерева, темпера, масло Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Католический кардинал Альбрехт Бранденбургский был непримиримым врагом Реформации, истреблял протестантов огнем и мечом и был сторонником в этом деле самых радикальных мер. Портрет несколько пострадал — в особенности правый глаз — при реставрации в Эрмитаже в XIX веке. Техника перевода картин с дерева на холст, от которой сегодня все единодушно отказались, была, начиная с XVIII столетия, попыткой сохранить картины на досках от воздействия жуков и от других опасностей, но принесла гораздо больше вреда, чем пользы.

Мастерская Лукаса Кранаха Старшего. курфюрст Саксонии Иоганн Фридрих Великодушный. 1528. Дерево (буг) масло ГМИИ им. А.С.Пушкина

Интересна история, которая произошла уже в старости Кранаха Старшего. Его воспитанник Иоганн Фридрих Великодушный, который возглавил коалицию протестантских князей, потерпел поражение в битве при Мюльберге, где ему противостояли католики во главе с Карлом V. Иоганн Фридрих в качестве пленника был отправлен в замок, недалеко от Инсбрука. И вот 75-летний художник добровольно едет к своему покровителю, чтобы разделить с ним изгнание и тяжесть поражения, оставив мастерскую на попечение младшему сыну, выступив как верный вассал своего покровителя; при этом лояльность его была штукой относительной. Кранах работал и на католиков, и на протестантов, стремился сделать хороший бизнес в любой ситуации. Там художник прожил пять лет. Когда Иоганн Фридрих Великодушный был прощен и отправлен в Веймар, Кранах едет туда же. Благо там же жила его дочь со своей семьей. В Веймаре до сих пор есть могила Кранаха — на старом кладбище Якобсфриденхоф.


Лукас Кранах Старший и мастерская. Портрет дамы с яблоком. 1527 Дерево (дуб) темпера, масло Прага. Картинная галерея Пражского града


Лукас Кранах Старший. «Женский портрет» (1526) дерево (буг) масло Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж . Поступила в конце XVIII века (до 1797 года)

Эта работа из Эрмитажа является суммой всех кранаховских женских портретов: в ней его стереотипно написанные костюмы со шнуровкой, и его плоскостно написанные руки, и немецкий пейзаж, и характерную красную шляпу, в которую одеты его многочисленные Венеры, куртизанки и многие другие персонажи, вышедшие из кранаховской мастерской. В чертах лица модели с узкими глазами и несколько плосковатым лицом, писанным не то в фас, не то в профиль, не то одновременно и так и так, видят предположительно или вполне достоверно портрет Сибиллы фон Клеве, Сибиллы Клевской, которая была супругой Иоганна Фридриха Великодушного и которая могла этими своими чертами наделить многих других кранаховских красавиц..


Лукас Кранах Старший. «Женский портрет» фрагмент

Причиной частого повторения этого женского образа может быть также почтение к жене вероучителя (Лютера), посаженным отцом которой на свадьбе был младший сын Лукас Кранах и к невесте наследника княжества, которому художник впоследствии сопутствовал в годы плена.
Украшения на шее — по утверждению современных ученых — не золото, а делались из дерева по специальной технике, напоминавшей папье-маше


Лукас Кранах Старший и мастерская «Сибилла фон Клеве, герцогиня Саксонская» 1535 дерево (бук темпера, масло Гота, Фонд замка Фриденштайн

Портрет из музея в Гейдельберге, хотя попал к нам из Готы. В конце войны немцы перевезли музейные сокровища в штольни в Тюрингии, Саксонии, и произведения из разных музеев там оказались рядом. Небольшое изображение, напоминающие сегодняшние открытки, оно было чем-то между листовкой и визитной карточкой и основывалось на печатной графике, которая раскрашивалась. Текст, нанесенный типографским способом, перечисляет заслуги портретируемого. Образ Сибиллы фон Клеве искажен почти до карикатуры. Особенно это заметно при сравнении с предыдущим портретом Сибиллы фон Клеве.


Сибилла Клевская (17 января 1512 — 21 февраля 1554) — супруга Иоганна Фридриха, курфюрста Саксонии. Приходилась сестрой Анне Клевской, четвёртой жене короля Англии Генриха VIII.

Сибилла Клевская была старшей дочерью герцога Клевского Иоганна III и Марии фон Юлих-Берг (1491—1543). В сентябре 1526 года Лукас Кранах сосватал 14-летнюю Сибиллу за наследника саксонского престола Иоганна-Фридриха Великодушного. Венчание прошло в начале июня 1527 года в замке Бург .С Иоганном-Фридрихом у неё было четверо сыновей: Иоганн Фридрих II (8 января 1529 — 9 мая 1595), герцог Саксен-Готский в 1554—1566 гг, Иоганн Вильгельм (11 марта 1530 — 2 марта 1573), Иоганн Эрнест (5 января 1535 — 11 января 1535), Иоганн Фридрих III (16 января 1538 — 31 октября 1565). Иоганн-Фридрих Великодушный умер две недели спустя после смерти своей жены, Сибиллы Клевской. Вместе они поддерживали реформаторское движение.
Множество портретов Сибиллы Клевской создал Лукас Кранах Старший. На самом раннем (1526) она изображена невестой (Государственные художественные собрания, Веймар). Уже после её смерти Кранах закончил алтарь в веймарской церкви, где портрет Сибиллы дополняет портрет её мужа. Так же Кранах создал шутливый аллегорический портрет Сибиллы в виде Юдифи с головой Иоганна Фридриха в руках.

Читайте также:  Рукава для саженцев рассады

.
Лукас Кранах Старший и мастерская «Курфюрст Саксонии Иоганн Фридрих Великодушный», 1530х дерево (бук) темпера, масло Гота, Фонд замка Фриденштайн

Портрет из музея в Гейдельберге, хотя попал к нам из Готы. Та же история, что и с предыдущим портретом.


Лукас Кранах Старший и мастерская «Курфюрст Саксонии Иоганн I Твердый», 1530х дерево (бук) темпера, масло Гота, Фонд замка Фриденштайн

Как и два предыдущих — небольшое изображение, напоминающие сегодняшние открытки, оно было чем-то между листовкой и визитной карточкой и основывалось на печатной графике, которая раскрашивалась. Текст, нанесенный типографским способом, перечисляет заслуги портретируемого.

Иоганн Твёрдый (Постоянный) (; 30 июня 1467, Мейсен — 16 августа 1532) — саксонский курфюрст с 5 мая 1525. Сын саксонского курфюрста Эрнста. Юность провёл при дворе императора Фридриха III. Участвовал в походах Максимилиана I против венецианцев и венгров. После смерти отца управлял Саксонией вместе с братом Фридрихом Мудрым, а после смерти последнего (1525) стал единовластным правителем Саксонии. Он был одним из первых последователей Лютера и в августе 1525 года приказал духовенству своей страны проповедовать лишь чистое евангельское учение. Твёрдость, с которой курфюрст Иоганн вынес угрозы лишить его курфюршества за отступление от католичества, доставила ему название Твёрдого.


Лукас Кранах Старший и мастерская «Курфюрст Саксонии Фридрих III Мудрый», дерево (бук) темпера, масло Гота, Фонд замка Фриденштайн

Фри́дрих III Му́дрый (17 января 1463, дворец Хартенфельс в Торгау — 5 мая 1525, Лохау) — курфюрст Саксонский с 26 августа 1486 года. Сын курфюрста Эрнста, которому и наследовал в 1486 году после его смерти. Остальными владениями управлял вместе со своим братом Иоганном Твёрдым. Благодаря хорошему воспитанию, усердному чтению и общению с учёными, отличался редким знанием произведений древних писателей. Пользовался большим уважением императора Максимилиана I и у всех имперских князей. В 1502 году он основал Виттенбергский университет, о развитии которого много заботился. Из этого университета, в котором одно время профессорами были Лютер и Меланхтон, разлилась потом по всей Германии волна Реформации. Фридрих стал могущественным защитником Лютера и после его осуждения на Вормсском сейме предоставил ему убежище в Вартбурге. В 1519 году после смерти императора Максимилиана курфюрсты предложили Фридриху императорскую корону, но, чувствуя себя недостаточно сильным для этого, он отклонил их выбор и способствовал избранию внука Максимилиана, Карла Испанского, отплатившего ему потом неблагодарностью. Не признавая себя открыто сторонником учения Лютера, Фридрих беспрепятственно допускал его распространение в своей стране. Умер Фридрих посреди в разгар Крестьянской войны. Он не был женат, ему наследовал его брат, Иоганн Твёрдый. Его статуя входит в состав памятника Лютеру, воздвигнутого в Вормсе.


Лукас Кранах Старший и мастерская (Ганс Кранах?). «Юдифь на пиру в лагере Олоферна» (1531), дерево (липа) темпера, масло Гота, Фонд замка Фриденштайн

Парные картины «Юдифь на пиру в лагере Олоферна» и «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» из старого собрания замка Фриденштайн в Готе впервые упомянуты в инвентаре 1644 года. Предполагают, что ассистентом художника был его старший сын Ганс Кранах.

Здесь — наглядный символ женского могущества: ведь красотой своей Юдифь соблазняет Олоферна, который потом за это жестоко наказан, ему отрубают голову. Но кроме этой истории есть здесь и иллюстрация того мира придворной жизни, турниров, пиров и праздников, который Кранах застал при саксонском дворе и к украшению которого приложил руку. Такие парадные, торжественные изображения, утопающие в пейзаже, за которые, как известно, его особенно ценил саксонский курфюрст, интересно рассматривать. Еще одна прекрасная деталь — еда на столе. На картине Олоферн чертами лица и характерным фасоном щегольски сдвинутой набок широкополой шляпы напоминает Карла V, императора Священной Римской империи, ревностного католика и злейшего врага саксонского курфюрста Иоганна Твердого, на службе у которого состоял Кранах. В протестантских кругах поступок библейской героини Юдифи воспринимался как символ отважного тираноубийства, противостояние германских вольных городов религиозной экспансии Карла V.


Лукас Кранах Старший и мастерская. «Юдифь на пиру в лагере Олоферна». Фрагмент

История Олоферна подается здесь как бы между прочим, как рассказ о вещах, которые Лукас Кранах видел сам, и вот тут в углу очень кстати приходится его автопортрет. Художник показывает пальцем на стол, за котором он как бы символически сам присутствует.


Лукас Кранах Старший и мастерская. «Юдифь на пиру в лагере Олоферна». Фрагмент


Лукас Кранах Старший и мастерская (Ганс Кранах?)., «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1531) дерево (липа) темпера, масло Гота, Фонд замка Фриденштайн

На фоне основного события происходит масса всего: парадные турниры, рыцарские сходы, игроки в кости, которые, конечно же, воплощают такой же образ греха и могут быть аллегорией грешного ассирийского войска, погрязшего в праздном времяпрепровождении, — а над всем этим высится собор в духе поздней готики, изображающий, если верить книгам, город Варбург.


Лукас Кранах Старший и мастерская (Ганс Кранах?)., «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» фрагмент

Христианские богословы трактовали библейскую историю иудейки Юдифи, обезглавившей вождя ассирийского войска Олоферна, защищая свой народ, как символическую победу чистоты и смирения над похотью и гордыней. В Италии эпохи Возрождения Юдифь чаще всего представляли как молодую прекрасную женщину с мечом в правой руке и отрубленной головой Олоферна в левой. Рядом было принято изображать старуху-служанку для различия с Саломеей, одинокой юной особы, держащей серебряное блюдо с головой Иоанна Крестителя.


Лукас Кранах Старший «Плоды ревности (Серебряный век)» 1530 дерево (дуб), темпера, масло Подпись в виде изображения дракона и дата справа внизу. Не позднее 1851- собр. Христиана Шухардта, Веймар; до 1873 собр. Ф.Липпмана, Вена; с 1891 собрание -Д.И.Щукина, Москва; с 1918 2-й Музей старой западной живописи; с 1924 в коллекциях ГМИИ.

Возможно, сюжет был подсказан художнику его друзьями-гуманистами из Виттенбергского университета, которые полагали, что праведная земная жизнь и богоугодные дела способны после смерти возвратить душу человека в потерянный прародителями рай. Картина «Плоды ревности» навеяна, вероятно, сюжетом древнегреческого поэта Гесиода «Труды и дни», и рассказывает нам ту же историю, что и новозаветное предание, — историю об ухудшении человека, о том, как с течением времени происходят изменения. О том, как на смену золотому веку приходит серебряный, серебряному — бронзовый и каждый раз жители этих веков становятся все несчастнее, все наглее, все агрессивнее, им все труднее ладить друг с другом. Группа на переднем плане разрывает между собой некую девушку, за что ее прозвали «плодами ревности» и видели в ней массу разнообразных аллегорий. Протестантский нравоучительный смысл все же ясен: перед нами человечество, первобытное, дикое и странное, оно уже подверглось тем самым воздействиям греха, тем самым событиям, которые находят свою параллель в истории Адама и Евы. Она, эта группа, могла быть подсмотрена Кранахом на одном алтаре Мемлинга, ныне хранящемся в Варшаве. Но в правой части здесь равнодушно взирают на эти события очень стереотипные кранаховские обнаженные девицы, которых искусствовед Бернард Айкема, не стесняясь в выражениях, обзовет Лолитами, — и в них тоже несомненный секрет кранаховского успеха.


Лукас Кранах Старший и мастерская. «Лукреция» (1535) дерево (липа или тополь) темпера, масло Нижний Новгород, Нижегородский государственный художественный музей

Один из самых характерных сюжетов кранаховской мастерской, иногда штампованных и одновременно довольно забавных, — это Лукреция, которая является персонажем древнеримской истории о чести и доблести, образцом добродетели. Будучи супругой одного римского патриция, она была обесчещена сыном тирана Тарквиния Гордого и должна была смыть с себя позор единственным возможным способом по римскому законодательству — она должна была заколоть себя, сделать это на глазах у мужа. Это событие послужило началом бунта, поднятого Луцием Юнием Брутом и привело к свержению царской власти в Риме и к установлению республики. Именно поэтому на протяжении веков римской истории и в дальнейшем Лукреция была весьма почитаема. Кранах превращает этот сюжет в немного гламурную позирующую девушку с обнаженной грудью, которая, естественно пользовалась спросом и продавалась очень хорошо — есть более 20 повторений этой истории. Девушки на них всегда меняются в угоду вкусу заказчика. Работа эта из Нижегородского музея и давно не проходила реставрацию, а ранее была в фонде ГМИИ.

Источник статьи: http://bellezza-storia.livejournal.com/453581.html

Оцените статью