Логоритмическое занятие в саду

Программа по логоритмике для детей 4-7 лет
рабочая программа по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются.

Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые коррекционной педагогики доказали филогенетическую связь между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс. Коррекция нарушенных и развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти (образной, эмоциональной, словесно-логической, двигательно-моторной, произвольной).

Не каждый ребенок имеет возможность посещать специализированное дошкольное учреждение или логопедическую группу. Поэтому возникла необходимость в осуществлении дополнительных видов работ по коррекции речевых нарушений и одним из таких видов речевой работы стали занятия по логоритмике.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально — волевых качеств личности.

С этой целью была разработана программа дополнительного образования «Логоритмика», которая составлена на основе учебно-методического пособия Картушиной М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду», «Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет», «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет», Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет».

Направленность программы : данная программа направлена на активизацию речевого развития, формирование правильного дыхания; формирование необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации, развитие чувства ритма; развитие артикуляционной, лицевой, общей и мелкой моторики; развитие эмоционально — личностных качеств дошкольника: отзывчивость, различение эмоционального состояния игрового персонажа и т.д.

Читайте также:  Делаем сами своими руками сад

Новизна и актуальность: логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, которые не только благотворно влияют на весь организм ребенка, но и способствуют максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей. Данная программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей среднего и старшего дошкольного возраста.

  1. развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
  2. формирование правильного дыхания — упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания;
  3. развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц;
  4. развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций;
  5. развитие мелкой моторики — пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.
  6. развитие внимания – игровые упражнения, направленные на расширение объема внимания, его переключаемости.
  7. развитие восприятия и воображения – игры и упражнения, способствующие развитию творческих способностей детей.

Цель программы: стимулирование речевых и познавательных процессов развития ребёнка, овладение двигательными навыками, развитие коммуникативных навыков в процессе общения со взрослым и сверстниками.

  1. Коррекционно-развивающие задачи :
  • развивать речевое дыхание;
  • развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;
  • развивать тонкие движения пальцев рук;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
  • формировать грамматический строй и связную речь.
  1. Образовательные задачи:
  • формировать двигательные умения и навыки;
  • развивать пространственные представления;
  • развивать переключаемость и координацию движений;
  • развивать ритмическую выразительность;
  • развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;
  • развивать коммуникативные умения и навыки;
  • воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.
  1. Оздоровительные задачи:
  • укреплять костно-мышечный аппарат;
  • формировать правильную осанку, походку;
  • развивать координацию движений и моторных функций.

Ожидаемые результаты обучения

Повышение уровня развития познавательных процессов и речевого развития ребёнка:

  • зрительного восприятия, внимания и памяти;
  • слухового внимания и памяти;
  • статической координации движений;
  • произвольной регуляции мышечного тонуса;
  • ориентировки в схеме собственного тела;
  • ориентировки в пространстве с опорой на правую руку;
  • восприятия пространственных признаков предметов;
  • динамической координации движений рук;
  • артикуляционной моторики;
  • мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
  • смыслоразличительной способности языка на основе материала звукоподражаний;
  • слогоритмической структуры слов;
  • поставленных звуков;
  • функций фонематического слуха;
  • понимания предметного, глагольного словаря.

Возраст детей: программа ориентирована на детей в возрасте 4-5, 5-7 года.

Сроки реализации программы : 1 год.

Формы работы с детьми : подгрупповые занятия с детьми в музыкальном зале детского сада.

Длительность занятий : составляет 30-35 минут. Периодичность проведения для детей 4-5 лет и 5-7 лет – 2 раза в неделю, во 2-ой половине дня .

Читайте также:  Красивое оформление своего сада

Программа кружка «Весёлая логоритмика» рассчитана на 8 месяцев обучения:

учебный перспективный план для старшего возраста и младшего возраста с октября по май:

— количество занятий в неделю – 2;

— количество занятий в месяц – 8;

— количество занятий за 8 мес. – 64;

— количество часов в месяц – 4 часа для младшего возраста и 4часа 40 минут; для старшего.

Предполагаемые результаты по реализации программы: формирование навыков позитивной коммуникации, обогащение словарного запаса детей, развитие познавательной активности, познавательных процессов и самостоятельности, формирование основ самоконтроля.

Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические, музыкально-хореографические темы .

8,16,24,32,40,48,56,64 –занятия повторение пройденного материала.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ для детей 4-5 лет

Источник

Логоритмическое занятие «Детский сад»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме

— Ходьба; легкий бег змейкой; перепрыгивание через обруч (через лужи).

Здравствуй, дружочек, Вытянуть правую руку вправо.

Здравствуй, дружок То же с левой рукой.

Встанем с тобою мы вместе в кружок Взявшись за руки, идут по кругу.

Дружно по кругу с тобою пойдем,

Здороваться вместе начнем.

Здравствуйте, здравствуйте, ручки. Вытянуть по очереди руки перед собой

Здравствуйте, здравствуйте, ножки. Ритмично выставлять ноги перед собой

Здравствуйте, наши ладошки По очереди поставить перед собой ладони.

Хлоп, хлоп. Тарелочки ритмичные.

Здравствуйте, наши коленки. Ритмичные поглаживания ног.

Шлеп, шлеп. Ритмичные легкие шлепки.

Здравствуйте, круглые щечки. Надуть щеки.

Пух, пух. Ритмично сдуть щеки.

Здравствуйте, ноготочки. Ритмичное сжимание и разжимание

Здравствуй, веселый мой носик. Круговые движения носом.

Мы улыбнемся друг другу с тобой. Улыбка.

Здравствуйте, люди. Ритмичные повороты головы вправо,

Солнцу, привет. Тянем руки вверх с подъемом на носки.

Земле, привет. Руки вниз, на пяточки.

«Здравствуйте.» — слышим в ответ.

Чтоб расти нам сильными, ловкими и смелыми,

Ежедневно по утрам мы зарядку делаем.

И сейчас все по порядку встанем дружно на зарядку.

(Движения выполняются по тексту).

— Раз, два, три, четыре, пять — Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже – руки за спину мы сложим.

Голову мы тянем выше и легко-легко подышем.

  1. Воздух носом мы вдыхаем – руки вверх мы поднимаем.
  2. Воздух ртом мы выдыхаем — руки вниз мы опускаем.

Пошли дети руки мыть. Намылили руки и сделали

(Дети имитируют мятье рук. Ладони раскрыты перед губами. Губы сложены трубочкой. Набрать воздух и спокойно его выдохнуть. По мере раздувания пузыря руки разводить в стороны).

Мы к нему дотронулись, он лопнул (хлопок перед собой, на выдохе произносить звук ш-ш-ш-ш…). А мы взяли и еще один

надули (повторить 2-3 раза. Следить, чтобы плечи детей не поднимались.)

Читайте также:  Где посадить растения чтобы сад был уютным

Пришло время позавтракать.

А. В группе детей весело встречают. Чай с вареньем тут же предлагают.

Ах, какое вкусное, сладкое варенье. Да и каша – просто объеденье.

Ням-ням-ням… (свободно опускается челюсть вниз).

Б. «Ах, как вкусно!» (на выработку подвижности кончика языка).

Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка до другого. Обратить внимание детей, что при выполнении упражнения язык должен доходить до уголков рта. Движения языком делать плавно, без скачков, не двигая челюстью.

В. «Очень вкусно» (на укрепление мышц языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать нижнюю губу из стороны в сторону, загибая кончик языка до внешнего края губы и не двигая нижней челюстью. Язык должен доходить до уголков рта.

Г. «Откусим пышку» (на активизацию мышц мягкого неба). Имитировать жевательные и глотательные движения. )см. сборник Картушиной «Конспекты логоритмич.зан. с детьми 5-6 лет. Стр.120.

Д. «Блинчик». Для расслабления мышч.

Е. «Пьем чай». Язык широкий положи и края приподыми. Получилась чашка.

Чашку в рот мы занесем, ее края к зубам прижмем.

Ки-ки-ки – пироги нам напеки. Пекут пирожки.

Ок-ок-ок –румяный пирожок Движ.сомкн. рук от груди вперед.

Ка-ка-ка – кто хочет пирожка? Руки перед собой ладонями вверх

Ке-ке-ке – пирожок держу в руке Сжимать и разжимать пальцы.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики Сжим.,разжим.пальры рук

Мы сейчас подружим маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять — Поочеред.соед.пальцев

Начинай считать опять. Сжим.пальцы

Раз, два, три, четыре, пять — Поочеред.соед.пальцев

Мы закончили считать. Стрях.кисти рук.

Подружки и товарищи, мы весело живем.

Друг друга очень любим мы, в обиду не даем.

Мы веселые ребята, любим бегать и играть.

Раз, два, три. Раз, два, три. Ну, скорее нас лови.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашняя игротека: логоритмические и пальчиковые игры

Материал для родителей и воспитателей.

Значение логоритмических занятий в развитии речи детей дошкольного возраста

Статья «Значение логоритмических занятий в развитии речи детей дошкольного возраста» (из опыта работы).

Конспект итогового логоритмического занятия

Итоговое логоритмическое занятие с детьми подготовительной группы с ЗПР.

использование логоритмических средств при устранении дислалии

Упражнения и игры для коррекции нарушений звукопроизношения.

Логоритмическая гимнастика

Логоритмическая гимнастика помогающая развивать речь и совершенствовать уровень основных движений у детей дошкольного возраста.

Использование игровых приёмов и методов на физкультурных и логоритмических занятиях с детьми с ОНР и заиканием
проект логоритмических занятий «Интеграция образовательных областей «Коммуникация» и «Музыка» на логоритмических занятиях»

Цель: преодоление речевой, двигательной и коммуникативной недостаточности у детей с нарушением речи и зрения.

Источник

Оцените статью