«Логопедическое занятие на лексическую тему «Овощи» с домашним заданием»
Цель занятия: формирование лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Овощи».
Коррекционно-образовательные:
- Систематизировать знания об овощах, активизировать словарь по данной теме.
- Учить образовывать множественное число имен существительных.
- Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Упражнять в образовании относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными.
- Упражнять в правильном употреблении предлогов «на, в».
Коррекционно-развивающие:
- Развивать артикуляционную моторику.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Развивать лексико-грамматический строй речи.
- Развивать память, внимание, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, умение слушать ответы детей.
- Воспитывать доброжелательность, желание помочь другим.
- магнитная доска,
- картинки с изображениями овощей,
- сюжетная картинка «Огород»,
- мяч,
- зеркала.
1. Организационный момент.
Логопед: Ребята, к нам в гости пришел Гномик, и он подготовил много интересных игр. Но для начала отгадайте-ка его загадку:
Они разные бывают,
В огородах созревают,
Одним словом называют,
В борщ их мама добавляет!
Логопед: Правильно. Тема сегодняшнего занятия – овощи. Послушайте и отгадайте, какой это овощ.
Под землёй росла девица,
Но свежа и круглолица.
Громко лает пёс Артошка:
— Гав-гав-гав – привет, …!
(картошка)
Сто одежек –
Все без застежек.
(капуста)
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(морковь)
Логопед : Ребята, расскажите Гномику, какие овощи вы еще знаете?
Дети: огурец, помидор, кабачок, лук, свекла. (Поочередно овощи прикрепляются к магнитной доске).
Логопед: А вы знаете, что овощи растут в огороде на грядках (к доске прикрепляется картинка «Огород»).
Одни овощи растут на земле, к ним относятся помидоры, огурцы, капуста.
Некоторые овощи растут в земле, к ним относятся картофель, морковь. Какие еще овощи растут в земле, назовите их.
Когда овощи созревают, их надо собрать. Овощи, которые растут на земле, срывают, срезают. Овощи, которые растут в земле, выкапывают, выдёргивают.
1) Пальчиковая гимнастика
Ребята, мы уже сказали, что овощи растут в огороде на грядке. Давайте посмотрим сколько овощей растёт на нашем огороде.
В нашем огороде
В нашем огороде много овощей
Их пересчитаем, станет веселей.
(сжимаем – разжимаем пальцы)
Морковка, лук и огурец,
Помидор и перец.
(загибаем пальцы, начиная с большого)
Пять видов овощей назвали,
Пять пальчиков в кулак зажали.
(сжимаем – разжимаем пальцы)
2) Массаж биологически активных точек лица «Горох».
В магазине жил горох – массируем щеки круговыми движениями.
Закричал горох: «Ох – Ох!» – массируем уши движениями сверху вниз
Тут я, детки, посмотрите, на конфеты не глядите – массируем внешние уголки глаз
Ну, скорей меня купите – нажимаем на крылья носа указательными пальцами.
От конфет ведь пользы нет – указательными пальцами массируем уголки губ
Я нужней, чем сто конфет! – прижимаем ладони к щекам.
3) Игра «Назови ласково»
Логопед: Наш гость живет в волшебной стране, где все предметы маленькие, поэтому там все называют ласково. Сейчас мы попробуем назвать ласково овощи:
Дети: огурец – огурчик, помидор – помидорчик, капуста – капустка, картошка – картошечка, лук – лучок.
Логопед: Ребята, Гномик подготовил для вас следующую игру. Сейчас я буду называть вам один овощ, а вы – когда их много.
Дети: огурец – огурцы, лук — луковицы, кабачок – кабачки, помидор – помидоры.
5) Физминутка «Сажаем огород»
Логопед: Гномик очень любит кушать овощи круглый год, вот только забыл, что нужно сделать, чтобы собрать хороший урожай. Давайте вместе вспомним. Смотрите и повторяйте за мной.
Мы лопатки взяли,
Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.
Семена рядами
Дружно мы сажали,
А потом водою
Теплой поливали.
6) Дидактическая игра «Собираем урожай»
Логопед: На огороде вырос хороший урожай, давайте его соберём. Скажите, какие овощи срываю, какие выдёргивают, какие срезают, а какие выкапывают?
Срывают: (помидор, огурец),
Выдёргивают: (лук, морковь),
Срезают: (кабачок, капуста),
Выкапывают: (картофель).
Логопед: Ребята, скажите, что можно приготовить из овощей?
Дети: сок, суп, салат…
Логопед: Подумайте и скажите, сок из моркови – какой сок?
Дети: Морковный.
Сок: морковь, огурец, помидор.
Салат: капуста, огурец, овощи.
Суп: помидор, картофель, овощи.
8) Дидактическая игра «Поваренок»
Логопед: Давайте приготовим угощение (суп или салат). Выбирайте нужные овощи для блюда, назовите их и объясните, как будете готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).
9) Логопед: Ребята, давайте вспомним, какие овощи растут под землей, а какие на земле.
Логопед кидает ребенку мячик и называет овощ.
Дети: Морковь растет под землей и т.д.
Повторение и обобщение материала, с которым дети познакомились на занятии.
Логопед: Дети, нашему гостю понравилось, как вы отвечали на его загадки и охотно играли. Давайте повторим, что изображено на картинках, где растут овощи, что можно приготовить.
— Молодцы, ребята, а гномик приготовил для вас сюрприз, принес вам волшебные листочки, на них вы найдете разные овощи!
Родителям рекомендуется:
рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель,
огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;
обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;
по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет. ).
1. «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительной форме).
огурец ‒ огурчик помидор ‒ помидорчик перец‒ перчик
лук‒ лучок горох‒ горошек морковь ‒морковка
2. «Чем мы наелись?» (образование существительных во множественном числе творительного падежа)
Помидоры ‒ мы наелись помидорами Огурцы ‒ мы наелись огурцами
Перцы ‒ мы наелись перцами Баклажаны ‒ мы наелись баклажанами Бобы ‒ мы наелись бобами Кабачки ‒ мы наелись кабачками
3. «Скажи, какой? какая?» (подбор однородных прилагательных к существительным)
Тыква какая?– оранжевая, круглая, сладкая, большая, ароматная,…
Помидор какой? ‒ круглый, мягкий, сочный, кисло-сладкий, витаминный,…
Овощи какие? ‒ полезные, вкусные, сочные, спелые, разноцветные,…
4. «Есть – нет» (родительный падеж единственного числа)
баклажан – нет баклажана картофель – нет картофеля луковица – нет луковицы
петрушка – нет петрушки огород – нет огорода земля – нет земли
грядка – нет грядки корень – нет корня стебель – нет стебля
5. «Что приготовим» (образование относительных прилагательных от существительных)
Из картошки ‒ картофельное пюре Из тыквы – каша тыквенная
Из огурцов – салат огуречный Из помидора – салат, сок томатный
Из моркови – сок морковный Из гороха – суп гороховый
Из кабачков – икра кабачковая Из чеснока – соус чесночный
6. Пересказ рассказа по наводящим вопросам.
Дни стали ненастные, ночи холодеют. На огородах стали овощи убирать, чтобы не попортились, не померзли. Сначала убрали огурцы-голыши. Потом лук в бумажных рубашках. Потом бобы в шерстяных чулочках. Убрали репу, брюкву, редьку, морковку, свёклу и разную петрушку.
Одна капуста осталась. Её позже всех убирают. У неё, у капусты, семьдесят одёжек, она холода не боится!
Какие овощи убирали с огородов?
У капусты семьдесят одежек. Почему так говорят? (Ребёнок должен вспомнить загадку о капусте).
Источник