Логопедическое_занятие_овощи_конспект_занятия

«Логопедическое занятие на лексическую тему «Овощи» с домашним заданием»

Цель занятия: формирование лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Овощи».

Коррекционно-образовательные:

  • Систематизировать знания об овощах, активизировать словарь по данной теме.
  • Учить образовывать множественное число имен существительных.
  • Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Упражнять в образовании относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными.
  • Упражнять в правильном употреблении предлогов «на, в».

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать лексико-грамматический строй речи.
  • Развивать память, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, умение слушать ответы детей.
  • Воспитывать доброжелательность, желание помочь другим.
  • магнитная доска,
  • картинки с изображениями овощей,
  • сюжетная картинка «Огород»,
  • мяч,
  • зеркала.

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, к нам в гости пришел Гномик, и он подготовил много интересных игр. Но для начала отгадайте-ка его загадку:

Они разные бывают,
В огородах созревают,
Одним словом называют,
В борщ их мама добавляет!

Логопед: Правильно. Тема сегодняшнего занятия – овощи. Послушайте и отгадайте, какой это овощ.

Под землёй росла девица,
Но свежа и круглолица.
Громко лает пёс Артошка:
— Гав-гав-гав – привет, …!
(картошка)

Сто одежек –
Все без застежек.
(капуста)

Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(морковь)

Логопед : Ребята, расскажите Гномику, какие овощи вы еще знаете?

Дети: огурец, помидор, кабачок, лук, свекла. (Поочередно овощи прикрепляются к магнитной доске).

Логопед: А вы знаете, что овощи растут в огороде на грядках (к доске прикрепляется картинка «Огород»).
Одни овощи растут на земле, к ним относятся помидоры, огурцы, капуста.
Некоторые овощи растут в земле, к ним относятся картофель, морковь. Какие еще овощи растут в земле, назовите их.
Когда овощи созревают, их надо собрать. Овощи, которые растут на земле, срывают, срезают. Овощи, которые растут в земле, выкапывают, выдёргивают.

Читайте также:  Царица_овощей_здоровая_пища

1) Пальчиковая гимнастика

Ребята, мы уже сказали, что овощи растут в огороде на грядке. Давайте посмотрим сколько овощей растёт на нашем огороде.

В нашем огороде
В нашем огороде много овощей
Их пересчитаем, станет веселей.
(сжимаем – разжимаем пальцы)

Морковка, лук и огурец,
Помидор и перец.
(загибаем пальцы, начиная с большого)

Пять видов овощей назвали,
Пять пальчиков в кулак зажали.
(сжимаем – разжимаем пальцы)

2) Массаж биологически активных точек лица «Горох».

В магазине жил горох – массируем щеки круговыми движениями.
Закричал горох: «Ох – Ох!» – массируем уши движениями сверху вниз
Тут я, детки, посмотрите, на конфеты не глядите – массируем внешние уголки глаз
Ну, скорей меня купите – нажимаем на крылья носа указательными пальцами.
От конфет ведь пользы нет – указательными пальцами массируем уголки губ
Я нужней, чем сто конфет! – прижимаем ладони к щекам.

3) Игра «Назови ласково»

Логопед: Наш гость живет в волшебной стране, где все предметы маленькие, поэтому там все называют ласково. Сейчас мы попробуем назвать ласково овощи:

Дети: огурец – огурчик, помидор – помидорчик, капуста – капустка, картошка – картошечка, лук – лучок.

Логопед: Ребята, Гномик подготовил для вас следующую игру. Сейчас я буду называть вам один овощ, а вы – когда их много.

Дети: огурец – огурцы, лук — луковицы, кабачок – кабачки, помидор – помидоры.

5) Физминутка «Сажаем огород»

Логопед: Гномик очень любит кушать овощи круглый год, вот только забыл, что нужно сделать, чтобы собрать хороший урожай. Давайте вместе вспомним. Смотрите и повторяйте за мной.

Мы лопатки взяли,
Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.
Семена рядами
Дружно мы сажали,
А потом водою
Теплой поливали.

Читайте также:  Световой_день_овощных_культур

6) Дидактическая игра «Собираем урожай»

Логопед: На огороде вырос хороший урожай, давайте его соберём. Скажите, какие овощи срываю, какие выдёргивают, какие срезают, а какие выкапывают?

Срывают: (помидор, огурец),
Выдёргивают: (лук, морковь),
Срезают: (кабачок, капуста),
Выкапывают: (картофель).

Логопед: Ребята, скажите, что можно приготовить из овощей?

Дети: сок, суп, салат…

Логопед: Подумайте и скажите, сок из моркови – какой сок?

Дети: Морковный.
Сок: морковь, огурец, помидор.
Салат: капуста, огурец, овощи.
Суп: помидор, картофель, овощи.

8) Дидактическая игра «Поваренок»

Логопед: Давайте приготовим угощение (суп или салат). Выбирайте нужные овощи для блюда, назовите их и объясните, как будете готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).

9) Логопед: Ребята, давайте вспомним, какие овощи растут под землей, а какие на земле.

Логопед кидает ребенку мячик и называет овощ.

Дети: Морковь растет под землей и т.д.

Повторение и обобщение материала, с которым дети познакомились на занятии.

Логопед: Дети, нашему гостю понравилось, как вы отвечали на его загадки и охотно играли. Давайте повторим, что изображено на картинках, где растут овощи, что можно приготовить.

— Молодцы, ребята, а гномик приготовил для вас сюрприз, принес вам волшебные листочки, на них вы найдете разные овощи!

http://www.birzhanova.ru/storage/editor/razvivalki/vegetables.jpg

https://i.ytimg.com/vi/8RvYf4c3b80/maxresdefault.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%BC%D0%B8-%D1%8B%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%B5-%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2-%D1%8F%D1%82%D1%8C-%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B0-41078350.jpg

https://s1.studylib.ru/store/data/004944401_1-46872f90146551dc7433649ff58ddda5.png

https://pandia.ru/text/80/020/images/image007_3.jpg https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0c84/0004a063-ed208278/hello_html_m19aac79f.png

Родителям рекомендуется:

рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель,

огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;

обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;

по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет. ).

1. «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительной форме).

огурец ‒ огурчик помидор ‒ помидорчик перец‒ перчик

Читайте также:  От_свежих_овощей_болит_живот

лук‒ лучок горох‒ горошек морковь ‒морковка

2. «Чем мы наелись?» (образование существительных во множественном числе творительного падежа)
Помидоры ‒ мы наелись помидорами Огурцы ‒ мы наелись огурцами

Перцы ‒ мы наелись перцами Баклажаны ‒ мы наелись баклажанами Бобы ‒ мы наелись бобами Кабачки ‒ мы наелись кабачками

3. «Скажи, какой? какая?» (подбор однородных прилагательных к существительным)

Тыква какая?– оранжевая, круглая, сладкая, большая, ароматная,…

Помидор какой?круглый, мягкий, сочный, кисло-сладкий, витаминный,…

Овощи какие?полезные, вкусные, сочные, спелые, разноцветные,…

4. «Есть – нет» (родительный падеж единственного числа)

баклажан – нет баклажана картофель – нет картофеля луковица – нет луковицы

петрушка – нет петрушки огород – нет огорода земля – нет земли

грядка – нет грядки корень – нет корня стебель – нет стебля

5. «Что приготовим» (образование относительных прилагательных от существительных)
Из картошки ‒ картофельное пюре Из тыквы – каша тыквенная
Из огурцов – салат огуречный Из помидора – салат, сок томатный

Из моркови – сок морковный Из гороха – суп гороховый

Из кабачков – икра кабачковая Из чеснока – соус чесночный

6. Пересказ рассказа по наводящим вопросам.

Дни стали ненастные, ночи холодеют. На огородах стали овощи убирать, чтобы не попортились, не померзли. Сначала убрали огурцы-голыши. Потом лук в бумажных рубашках. Потом бобы в шерстяных чулочках. Убрали репу, брюкву, редьку, морковку, свёклу и разную петрушку.

Одна капуста осталась. Её позже всех убирают. У неё, у капусты, семьдесят одёжек, она холода не боится!

Какие овощи убирали с огородов?

У капусты семьдесят одежек. Почему так говорят? (Ребёнок должен вспомнить загадку о капусте).

Источник

Оцените статью