«В сад — за фруктами». Конспект логопедического занятия для детей старшей группы с ОНР 3 уровня (1 год обучения) (11 фото)
2. Закрепить умения детей образовывать новые слова: существительные с уменьшительно — ласкательными суффиксами, относительные прилагательные (коммуникация).
3. Активизировать словарь по теме фрукты (коммуникация).
1. Развить фонематическое восприятие: выделение первого и второго звука в сочетаниях ау, уа.
2. Совершенствовать слуховое и зрительное внимание (коммуникация)
Публикация «„В сад — за фруктами“, Конспект логопедического занятия для детей старшей группы с ОНР 3 уровня (1 год обучения)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Младшая группа
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Фрукты. Конспекты логопедических занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
3. Совершенствовать динамическую координацию пальцев левой и правой руки, координацию речи с движением (здоровье, физическая культура) артикуляционную моторику, речевое дыхание (здоровье)
4. Совершенствовать наглядно-действенное, наглядно образное и логическое мышление (познание)
1. Воспитывать положительное отношение к занятию, доброжелательность (социализация)
2. Воспитывать стремление прийти на помощь в трудной ситуации (социализация).
3. Воспитывать стремление к речевой активности (социализация).
Форма организации детей на занятии:
дети сидят за столами, стоят полукругом, передвигаются по кабинету
Формы организации совместной деятельности:
1. Двигательная: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, согласование речи с движением.
2. Коммуникативная: беседа о фруктах, Словесные игры «Назови какой», «Назови ласково», «Подбери слово», «Один-много», «Сравни фрукты». загадывание загадок, .
3. Игровая: создание игровой ситуации: «Дорога в сад», «Сбор фруктов», «Дорога в детский сад», «Встреча с садовником».
4. Продуктивная: «Почини корзинку»
Предварительная работа: рассматривание фруктов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу. Упражнение детей в образовании существительных с помощью уменьшительно ласкательных суффиксов и образовании относительных прилагательных. Дифференциация звуков [а], [у]. Проведение упражнения на согласование речи с движением: «Корзинка», «В саду яблоки поспели»
Индивидуальная работа: оказание индивидуальной помощи детям при выполнении пальчиковых упражнений, исправление грамматических ошибок в речи детей.
Оборудование: зеркала по количеству детей; пособие с наклеенными образцами обоев и бумаги разной фактуры по количеству детей; дуга для подлезания; мяч; дерево с пятью яблоками (яблоки можно снимать); дерево с пятью спелыми сливами и несколькими зелёными сливами; дерево с пятью большими жёлтыми грушами и несколькими маленькими жёлтыми, зелёными маленькими и большими грушами; разрезанное яблоко; кусочки сливы по количеству детей;две одинаковые корзинки (одна пустая, другая с фруктами); пособие корзинка (плоскостное бумажное) с вырезанными геометрическими фигурами для игры типа: «Почини коврик»; клей, кисточки для нанесения клея по количеству детей, салфетки по количеству детей; кепка; схемы для составления предложений с противительным союзом а (символизирующие: размер, цвет, твёрдость или мягкость, наличие косточки или семян).
Ход занятия
— Послушайте внимательно и отгадайте загадку:
Вместе все зовутся. («фрукты»)
— А где растут фрукты? («На деревьях, в саду. «)
— Как называются деревья, на которых растут фрукты? («Фруктовые»)
2. Объявление темы и цели занятия
— Сегодня на занятии мы с вами отправимся за фруктами в сад
3. Упражнение на развитие слухового внимания
— Покажите как вы рады, улыбнитесь.
— А теперь похлопаем в ладоши? Хлопать будете после того, как я скажу «хлопайте»
— Хлопайте (дети хлопают один раз)
— Хлопайте (дети хлопают два раза)
— Хлопайте (дети хлопают три раза)
4. Упражнение на развитие тактильной чувствительности и динамической координации движений пальцев рук
— Дорога в сад не будет быстрой. Проходите, садитесь на свои места. Я вам всё расскажу.
(перед детьми пособия с наклеенными кусочками обоев и бумаги разной фактуры)
— Сначала мы пойдём по гладкой, ровной дороге. (Дети поглаживают кусочек фольги)
— Затем пойдём по шероховатой дороге. (Дети поглаживают кусочек обоев с грубой шероховатой фактурой)
— Потом мы пойдём по кочкам, поставьте мизинчики левой и правой руки на кочки. Поочерёдно каждым пальчиком левой и правой руки прыгайте на кочку. (Дети поочерёдно касаются подушечками пальцев левой и правой руки кусочка гофрированного картона, начиная с мизинца)
— Дальше на пути песчаная тропинка. Пальчики правой руки превратились в ножки, и пошли по дорожке. Затем пальчики левой руки превратились в ножки, и пошли по дорожке. (Дети выполняют упражнение «Человечек бегает» правой затем левой рукой)
5. Упражнение на развитие артикуляционной моторики
— Добраться до сада нам поможет язычок.
— Вот мы идём по гладкой дороге. (Гладят язычок губами)
— Затем по шероховатой дороге. (Упражнение «Мясорубка»)
— Прыгаем по кочкам. (Покусывают язык зубами: «тя-тя-тя»)
— Идём по мягкому песочку. (Похлопывают язык губами»: «пя-пя-пя»)
— Дорога наша широкая. (Упражнение «Лопаточка»)
— Сворачивает дорога то вправо, то влево. (Упражнение «Часики»)
— Вот нам на пути встретилась горочка. (Упражнение: «Горочка»)
— Спустились с горочки. (Упражнение «Прокатимся с горочки»)
6. Упражнение на развитие фонематического восприятия
— А за горочкой сидит зайчик и плачет. Он потерялся. Посмотрите и догадайтесь, что он говорит? (Логопед демонстрирует двухстороннее пособие. Сначала сторону, где зайчик с артикуляцией на звук [У]. Потом сторону, где зайчик с артикуляцией на звук [А]). (Зайчик говорит:»Уа»)
— Как вы догадались? («Он сначала округлил губки и сказал звук [у], затем широко открыл рот и сказал звук [а]»
— Успокойте зайчика, скажите, чтобы он не плакал, мы ему поможем.
— Ведь мы дети знаем, что когда заблудишься надо кричать. («Ау)
— Какой первый звук надо сказать?
— Какой второй звук надо сказать?
— Посмотрите, зайчик обрадовался, поднял ушки и стал кричать: «АУ!» (Логопед демонстрирует двухстороннее пособие. Сначала сторону, где зайчик с поднятыми ушками и артикуляцией на звук [А]. Потом сторону, где зайчик с артикуляцией на звук [У]).
— Мама быстро нашла зайчонка по голосу. Попрощаемся с зайчиком и пойдем дальше.
7. Упражнение на развитие согласования речи с движением и развитие общей моторики
— До сада нам осталось всего несколько шагов.
— Вот и ворота сада. Проходите в ворота. (Дети пролазят под дугой для подлезания)
8. Упражнение для профилактики нарушений зрения
— Вот мы и в саду. Посмотрим вокруг:
Груши, (производят движения глазами влево, вправо)
Виноград. (Производят движения глазами вверх, вниз)
Этим фруктам, этим фруктам (моргают глазами)
Детский садик очень рад. (Вытягивают правую руку перед собой с поднятым указательным пальцем. Смотрят на подушечку указательного пальца с приближением его к носу.)
9. Упражнение в образовании множественного числа имён существительных
— В саду на деревьях не один плод, а плоды.
(Логопед бросает мяч детям)
— Не одно яблоко, а. («яблоки»)
— Не один персик, а. («персики»)
-Не один апельсин, а. («апельсины»)
— Не одна груша, а. («груши»)
— Не абрикос, а. («абрикосы»)
10. Упражнение на образование существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов
— Давайте порадуем фрукты, назовём их ласково.
— Мандарин -. («мандаринчик»)
— Апельсин -. («апельсинчик»)
11. Упражнение на развитие речевого дыхания
— А сейчас закройте глазки и попытайтесь узнать по запаху фрукт. («Это яблоко. «)
— Давайте сделаем вдох и на выдохе произнесём: «Ах, как вкусно пахнет!»
12. Лексико-грамматические упражнения
— Первое дерево, к которому мы подойдём – это яблоня. Проходите в сад. (Дети садятся)
— Посчитаем хором, сколько яблок выросло на яблоне. («Одно яблоко, два яблока. пять яблок»)
— А сейчас Даша посчитает яблоки. А я её прерву. («Одно яблоко. «)
— Подожди, Даша. Скажите, дети, что делает Даша? («Даша считает яблоки. «)
— А теперь продолжай считать. («Два яблока, три яблока. пять яблок»)
— Чтобы собрать яблоки, надо сказать красивые слова. Ответить на вопрос «Какое яблоко?»
(«Яблоко вкусное, сочное, спелое. «)
— Следующее фруктовое дерево, угадаете по вкусу плода. («Это слива. «)
— Посчитайте только спелые сливы. (Ребёнок считает сливы)
— Чтобы собрать сливы, надо сказать, что мы из них можем приготовить. («Сливовый компот, сливовый сок,. «)
Упражнение на закрепление умения распознавать геометрические фигуры
— Ой, наша корзинка, кажется, не выдерживает, столько фруктов. На ней появились трещинки. (Логопед показывает пособие «Корзинка», аналогичное пособию «Почини коврик». На «корзинке» вырезаны геометрические фигуры). Надо корзинку починить. Я приготовила заплатки, мы их приклеим к корзинке, и она не развалится. Подходите, дети, берите заплатки, намазывайте их клеем и приклеивайте к корзинке.
13. Упражнение на согласование речи с движением
— Мы знаем стихотворение о корзинке.
Стояла корзинка на полке без дела
Скучала, наверно, все лето она
Вот осень пришла и листва пожелтела,
Настала пора собирать урожай
Что так много фруктов в саду уродилось!
14. Лексико-грамматические упражнения
— У нас остались не собранными плоды с ещё одного дерева. Догадайтесь, с какого?
С дерева упала. («груша»)
— Посчитаем сколько крупных жёлтых плодов, выросло на груше. (Логопед спрашивает одного ребёнка)
— Груши будем собирать, называя, что можно делать с грушей,
— Пойдёт собирать груши Максим, а я его прерву, задам вопрос. («Груши можно мыть, резать,есть,. «)
— Подожди Максим. Дети, что делает Максим? («Максим собирает груши»)
— Продолжай Максим собирать груши. («Груши можно варить, сушить»)
15. Упражнение в составлении предложений с союзом а
— Ой, я слышу чьи — то шаги! Сейчас вы должны справиться без меня. Оставляю вам схему (сравнительного описания фрукта, она вам поможет.
(Логопед надевает бейсболку)
— Теперь я не Елена Владимировна, а хозяин этого сада – садовник.
— Не отдам я вам свои фрукты, пока не пойму, что вы всё о них знаете. Расскажите-ка мне, чем яблоко отличается от сливы? («Яблоко большое, а слива маленькая. » «Яблоко твёрдое, а слива мягкая. » «Яблоко красное, а слива синяя. » «У яблока несколько семян, а у сливы одна косточка. » «У яблока маленькие семена, а у сливы крупная косточка. «)
— За то, что вы знаете фрукты, я вам дам своих лошадей, и они вас быстро домчат в детский сад.
— И поедем на лошадках. (Дети цокают язычками и изображают езду на лошадях)
(Логопед от имени садовника прощается с детьми и снимает кепку)
— Скажите, где мы были на занятии? («Мы были в саду»)
— Что мы там делали? («Собирали фрукты»)
— Кому мы помогали? («Мы помогали зайчику. «)
— Что мы починили? («Мы починили корзинку. «)
— Вот вам и корзинка с фруктами. (Логопед незаметно меняет корзинку с нарисованными фруктами на корзинку с настоящими фруктами) Берите её и угощайте всех детей в группе.
Игры для развития лексико-грамматического строя речи на этапе автоматизации звуков. Игры для развития лексико-грамматического строя речи на этапе автоматизации звуков. (на примере звука [р]) 1 Игра «Один – много» Цель: развитие.
Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР по теме: «Фрукты» Цель: — уточнить и активизировать словарь по теме «Фрукты» — сформировать обобщающее понятие «Фрукты» — сформировать умение образовывать.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Младшая группа
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Фрукты. Конспекты логопедических занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
Источник