Логопедическое занятие в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме «Огород. Овощи»
Ольга Беденко
Логопедическое занятие в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме «Огород. Овощи»
Логопедическое занятие в старшей группе компенсирующей направленности.
Тема «Огород. Овощи»
Цель: Расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках.
Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение и расширение словаря по теме (овощи, огурец, помидор, морковь, свекла, репа, редис, кабачок, рвать, таскать, срезать, круглый, длинный, зеленый, красный, желтый). Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа).
Коррекционно-развивающие задачи. Активизация речевой деятельности детей. Развитие диалогической речи, дыхания, мышления, тонкой, общей и артикуляционной моторики.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.
Оборудование. Натуральные овощи (целые и разрезанные на части, игрушечный грузовик, конверты с целыми и разрезанными предметными картинками с изображениями овощей, игрушки для сопровождения выполнения артикуляционной гимнастики — волк и слон, лото «Один — много», тетради по числу детей, контейнер с цветными карандашами, наклейки.
Предварительная работа. Рассматривание с родителями овощей, разучивание упражнения «Урожай».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед ввозит игрушечный грузовик с овощами.
В огороде нашем
Нет редиски краше.
Как сочна, красна, кругла,
Не смотрите, что мала.
Репка тоже удалась,
Желтым солнышком зажглась.
Ну а разве плох лучок,
В ста одежках старичок?
Ребята, посмотрите, что привез нам грузовик? (Овощи).
Откуда он их привез? (Из огорода).
Где растут овощи?
(В огороде. На грядках. В теплице. В парнике).
Правильно. Сегодня мы с вами будем рассматривать овощи и говорить о них.
2. Рассматривание овощей. Беседа.
Логопед достает из грузовика овощи по одному, предлагает детям потрогать их и рассмотреть, задает вопросы.
— Что это? (Показывает морковь.)
— Она длинная, красная, гладкая.
— В огороде, на грядке.
— Что это? (Показывает помидор.)
— Он круглый, красный, мягкий.
— На грядке. В теплице.
— Что это? (Показывает огурец.)
— Зеленый, длинный, колючий.
— На грядке. В парнике.
— Вы очень хорошо рассказали об овощах.
3. Общая артикуляционная гимнастика.
Сегодня к нам опять пришли маленькие волчонок и слоненок. Волчонок научит вас делать упражнение «Улыбка», а слоненок — «Трубочку».Давайте поиграем вот как: если я покажу волчонка, вы сделаете «Улыбку», а если я покажу слоненка, вы сделаете «трубочку».
Упражнение «Улыбка — трубочка» выполняется 5—8 раз.
Упражнение «Вкусное варенье»
Зверятам очень понравилось, как вы делали гимнастику.
4. Игра «Узнай овощ».
Мы рассмотрели овощи, а теперь давайте их понюхаем. Сначала понюхаем ломтики огурца. Посмотрите, как нюхаю их я.
Логопед показывает,как делается глубокий вдох через нос:
плавно, медленно, без подъема плеч. Дети по очереди нюхают ломтики огурца. Затем логопед и дети по очереди нюхают лук, чеснок, укроп и запоминают запахи.
А теперь давайте проверим, запомнили ли вы, как пахнут овощи.
Логопед завязывает глаза по очереди детям и предлагает нюхать овощи, следя за тем, чтобы они делали вдох правильно, без подъема плеч. Дети по очереди нюхают овощи и называют их.
5. Физкультминутка «Урожай».
В огород пойдем Идут по кругу, взявшись за руки.
Мы морковки натаскаем выполняют наклоны с
имитирующими движениями рук.
И картошки накопаем. выполняют движения руками, имитирующие работу с лопатой.
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный Рисуют в воздухе круг три раза.
Щавеля нарвем немножко Приседают и рвут
И вернемся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки.
6. Развитие тонкой моторики.
Дети садятся на свои места, логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.
Вы рассмотрели и понюхали овощи, запомнили, как они выглядят и пахнут. Посмотрите, что нарисовано в тетради? (Помидор, огурец).
Правильно. Послушайте стихи про помидор и огурец, а потом раскрасьте их карандашами.
Вот красавец помидор — Круглый, толстый, гладкий.
Щеки докрасна натер. И висит над грядкой.
Вот зеленый огурец, Длинноусый молодец.
Он от холода дрожит, Весь в пупырышках лежит.
Дети обводят по контуру и раскрашивают помидор и огурец.
Логопед оценивает выполнение задания каждым ребенком.
7. Лото «Один — много».
Овощи нужно подобрать парами. Например, помидор — помидоры.
Дети показывают свои карточки и называют сначала один, а затем много овощей.
8. Разрезные картинки.
Садитесь за стол. Достаньте из конвертов целые картинки. Посмотрите, какие красивые овощи на картинках. Назовите их. (Репка, свекла, редиска, лук.)
Теперь достаньте такие же, но разрезанные на части картинки. Возьмите их и попробуйте собрать, чтобы овощи стали целыми.
9. Окончание занятия.
(Оценка работы детей.)
Логопед просит детей убрать картинки в конверты, а затем предлагает им рассказать, чем они занимались, что им понравилось. Обязательно оценивается деятельность каждого ребенка.
Игровые технологии по лексической теме «Овощи» в старшей группе Цель: Формировать обобщённые представления об овощах (овощи — это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления.
Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Р] в рамках лексической темы «Насекомые» Индивидуальное логопедическое занятие по лексической теме «Насекомые», автоматизация звука IРI. Задачи: Образовательные: — закреплять.
Конспект НОД на тему «Овощи» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Конспект НОД на тему «Овощи» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности. Основная образовательная область «Развитие.
Конспект НОД «Мебель» в старшей группе компенсирующей направленности Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Мебель» Основная образовательная область «Развитие речи» Образовательные.
Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности «Овощи, ягоды и фрукты — самые витаминные продукты» Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Тема проекта: «Овощи, ягоды и фрукты — самые витаминные.
Лексико-грамматическое занятие в старшей группе для детей с ОВЗ «Откуда овощи в магазине?» по теме «Овощи, зелень» 1. Рассмотреть натуральные овощи: картофель, морковь, лук, помидор, кабачок, репу, капусту, перец, огурец, редис, свеклу, чеснок, горох.
Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по лексико-грамматической теме «Зимние забавы» Логопедическое занятие «Зимние забавы» в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (ОНР) по лексико-грамматической теме «Зима». Цель:.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/logopedicheskoe-zanjatie-v-starshei-grupe-kompensiruyuschei-napravlenosti-po-leksicheskoi-teme-ogorod-ovoschi.html
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Сад. Огород»
Ирина Навоева
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Сад. Огород»
1. Коррекционно –образовательные:
– Уточнение словарного запаса по теме «Сад-огород».
–Совершенствовать грамматический строй речи: формировать навык образования и употребления уменьшительно-ласкательных форм существительных, согласования прилагательных с существительным, употребления существительных во множественном числе.
— Обучать ответам на вопросы полным предложением.
– Формировать навык образования относительных прилагательных;
2. Коррекционно –развивающие:
— развивать тонкую и общую моторику, чувство ритма, координации речи с движениями;
– формирование фонематического слуха;
– автоматизация произнесения поставленных звуков в словах;
– формирование памяти и мышления.
–воспитание интереса к окружающему миру;
Оборудование: муляжи овощей и фруктов, предметные картинки сада, огорода, овощей и фруктов, стаканы с соком и и тарелки с салатом.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Психологический настрой на занятие.
— Начинаем занятие. Давайте улыбнемся друг другу, подарите свои улыбки.
— Ребята, сегодня я для вас приготовила сюрприз. Но для того, чтобы узнать, что здесь находится, вам нужно отгадать загадки. Готовы?
1. Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один —
Кислый очень, очень. (Лимон)
2. Как на нашей грядке
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
К осени краснеют.
— Ребята, так что у меня здесь лежит? (ответ: две корзины одна с овощами, вторая с фруктами.)
2. Закрепление пройденного материала.
— Посмотрите, что лежит в этой корзине (рассматриваются и называются овощи) при первом правильном ответе овощ кладётся на стол ребёнку.
— Ребята, а какие вы ещё знаете овощи?
— Как вы думаете, где я взяла так много овощей? (ответы детей) .
Посмотрите на картинку
— Огород — это огражденный участок земли, где есть грядки и парники. Там люди выращивают овощи.
— А что в этой корзине? Фрукты. Назовите их. Фрукты также раздаются детям.
— Ребята, какие вы ещё знаете фрукты?
— Хорошо, а где я собрала фрукты? (Ответы детей).
— Посмотрите на картинку.
— Садом называют ограждённую территорию с плодовыми деревьями — это яблочное дерево, персиковое дерево и др.
— Сегодня мы с вами закрепим знания об овощах и фруктах.
— А сейчас садитесь на свои места.
3. Дидактическая игра «Что из чего?».
На доске вывешена картинка со стаканчиками, на которых нарисованы фрукты и овощи.
— Давайте попробуем сказать, какой сок мы можем получить из фруктов?
— Влад, что это за фрукт? Какой мы получим из него сок? (Сок из яблока – яблочный, из банана -, из абрикоса -, из апельсина -, из винограда – виноградный)
— Вы знаете, что сок можно делать также из овощей.
— Посмотрите, какой это овощ? Какой сок мы из него получим? (сок из моркови – морковный, а из помидора – томатный.)
На доске расположены тарелки с овощами.
— Ребята, какой салат получится из?
свёклы – свекольный, из моркови – морковный, а из капусты – капустный.
4. Мы попробуем тоже приготовить компот.
Пальчиковая гимнастика «Компот»
Будем мы варить компот, (Левую ладошку держать “ковшиком” указательным пальцем правой руки “мешают”)
Фруктов нужно много.
Будем яблоки крошить, (имитируют движения, крошат)
Грушу будем мы рубить. (имитируют движения, рубят)
Отожмем лимонный сок (имитируют движения отжимают)
Слив положим и песок. (имитируют движения)
Варим, варим мы компот. (“варят” и мешают”.)
Угостим честной народ. (угощают)
5. Развитие мыслительных операций дидактическая игра «Четвёртый лишний» .
— Ребята, а теперь давайте поиграем в игру «Четвертый лишний». Посмотрите, овощи и фрукты перепутались. Давайте выберем лишний предмет.
6. Физминутка с элементамилогоритмики «Овощи — фрукты».
Дети выходят на ковёр и встают в круг. Звучит музыка из спектакля «Чебурашка» (песенка продавца овощной лавки). Дети повторяют спортивные движения.
Логопед: Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.
7. Дидактическая игра «Назови ласково». Образование уменьшительно-ласкательной формы существительного.
— Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Назови ласково». А вам называю большой овощ или фрукт, а вы мне маленький.
8. Дидактическая игра «Один – несколько» .
— Я вам буду показывать один овощ или фрукт, а вы мне несколько.
Груша – груши, огурец – огурцы и т. п.
9. Дидактическая игра «Подбери признак».
Ребята, у вас на столах лежат овощи и фрукты. Посмотрите на них и назовите их признаки.
Лимон (какой) – кислый, жёлтый, маленький, круглый, твёрдый, апроматный; морковь (какая) – оранжевая, длинная, гладкая, вкусная, полезная; яблоко (какое) – круглое, сочное, спелое, красное, свежее.
— Ребята, мы с вами знаем много стихотворений об овощах и фруктах. Расскажем их нашим гостям? (уход детей за ширму, одевание масок).
Я – морковка, рыжий хвостик.
Приходите чаще в гости.
Чтобы глазки заблестели,
Чтобы щечки заалели,
Я – толстый красный помидор,
Люблю детишек давних пор.
Я – витаминов сундучок,
А ну-ка, откуси бочок!
А я — сочная капуста,
В голубцы, борщи, салаты
Я, конечно, пригожусь.
Яблоко — чудесный фрукт
Я расту и там и тут
Свежее и наливное.
Называют меня грушей.
Я скажу,а ты послушай:
Полюбите меня, дети!
Я полезней всех на свете.
Я — заморский гость, банан,
Переплыл я океан.
Меня солнце попросило
Передать свою вам силу.
Вместе: Ешьте овощи и фрукты, будете здоровы!
11. Подведение итогов.
— Что мы сегодня с вами повторили?
— В какие игры играли?
— За то, что вы так хорошо играли, я подготовила вам угощение. Занятие окончено.
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе «Овощи» Цели: Коррекционно-образовательные: Обобщить и расширить имеющиеся знания об овощах. Обогащение словарного запаса. Образование отглагольных.
Наглядное пособие «Логопедический коврик» ГБОУ СОШ №3 СП ДС №7 «Ягодка» г. Чапаевск Авторы Борисова Н. В. Приданцева Н. В. Цель: Повысить эффективность коррекционной работы логопеда.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-logopedicheskogo-zanjatija-v-podgotovitelnoi-grupe-kompensiruyuschei-napravlenosti-po-teme-sad-ogorod.html