Логопедические_задания_старшая_группа_фрукты

Конспект подгруппового занятия в старшей логопедической группе. Лексическая тема: «Фрукты»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

2.Образование прилагательных от существительных; согласование прилагательных с существительными.

3. Развитие навыков фонематического анализа (опреде­ление места звука [б] в словах).

4. Совершенствование навыков слогового анализа слов

5. Закрепление представлений о фруктах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Сад. Фрукты»

6. Формировать умение составлять рассказы описательного характера с опорой на картинно-графическую схему.

Оборудование. Наборное полотно, контейнер с предметными картинками по теме. Паровоз с зеленым и красным вагоном. Картинки (стаканы с разным соком). Зондозаменители (вертушки). «Фиолетовый лес» (ежик, мышка, яблоки). Картинно — графическую схему («В саду» Бардышева. Моносова.)

1. Организационный момент. [Развитие тонкой моторики, так­тильных ощущений, навыков фонематического анализа (опреде­ление места звука [б] в словах).]

Логопед. Опустите руки в бассейны. Найдите то, что я спря­тала там. Расскажите, что вы нашли.

3-й ребенок. А у меня — банан.

Логопед. В каких из этих названий есть звук [б] ?

Л о г о п. е д. На каком месте в слове яблоко стоит звук [б] ?

Дети. В середине слова. Логопед. А в слове банан?

Логопед. Молодцы. Вы справились с первым заданием. Са­дитесь.

2. артикуляционная гимнастика

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

«Щечки-яблочки». Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.

«Спрячем сливу за щеку». Надувать попеременно то правую, то левую щеку.

«Круглая виноградинка». Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.

«Банан». Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.

«Язычок пролезает через щель в заборе в сад». «Широкий» язык с силой протискивается между зубами.

«Язычок-листок прикрыл яблочка бочок». Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу.

3. Игра «Веселые паровоз».

[Совершенствование навыков слогового анализа слов.]

Логопед вывозит на ковер два игрушечных вагона, выносит поезд с муляжами фруктов.

Логопед. Мальчики должны по­грузить в зелёный вагон все фрукты, названия кото­рых можно разделить на три слога. А девочки погрузят в красный грузовик те фрукты, названия которых делятся на два слога. Приготовьтесь. Начнете выполнять задание на счет «три». Раз, два, три!

Дети выполняют задание. Логопед следит за правильностью выполнения, а затем определяет победителя по скорости и по пра­вильности выполнения задания. Если были допущены ошибки, необ­ходимо предоставить детям возможность исправить их самосто­ятельно.

4.Упражнение «Ежик и яблоки».

[Развитие речевого слуха, элементарных математических представлений. Формирование навыка составления и решения задач.]

Логопед достает плоскостное изображение ежа с тремя плоскостными изображениями яблок на иголках и помещает его на коврограф.

Читайте также:  Фрукты_разрешенные_при_сушке

Логопед. А теперь постарайтесь помочь вот этому ежику. Он очень нуждается в вашей помощи.

Три яблока из сада

Ежик притащил.

Самое красивое

Мышке подарил.

С радостью подарок

Получила Мышка.

Сосчитайте яблоки у ежа на спинке.

Д е т и. У ежа осталось два яблока.

Логопед. Верно. Как вы это узнали? Расскажите.

Дети. У ежа было три яблока. Одно он отдал мышке.

Д е т и. А у ежа осталось два яблока.

Логопед. Правильно! Молодцы! Вы порадовали меня и ежа. Он подарил вам мешочек с подарками.

4. Дидактическая игра «Какой фрукт спрятался?»»

Игра по типу «Чудо мешочек»

Лимон — желтый, кислый, овальный.

Банан – желтый, длинный, сладкий.

Яблоко – круглое, сладкое, румяное.

Груша – сладкая, желтая, мягкая, сочная, ароматная.

Цель: развитие длительного плавного выдоха , активизация губных мышц.

Носом – вдох, а выдох – ртом

6. ирга. Какой сок?

Цель: — формирование лексико-грамматических категорий; — образование прилагательных от существительных; — согласование прилагательных с существительными.

Ход игры: Ребенок внимательно рассматривает картинку и называет, из чего сделан сок. Например, сок из граната. Какой сок? Гранатовый сок.

7. «Фрукты. Распространенные предложения».

Цель: формировать умение составлять рассказы описательного характера с опорой на картинно-графическую схему.

Послушай рассказ «В саду» и перескажи его по картинно-графическому плану.

Что росло около дома?

Кто пришел в сад?

Что делает семья?

Что мама сварила из фруктов?

Какими будут компот и варенье?

Около дома рос фруктовый сад.

Семья собрала созревшие фрукты.

Из фруктов мама сварила компоты и варенье, выжала разные соки.

Компоты, варенье и соки получились очень вкусными.

Источник

Речевые дидактические игры по лексической теме «Фрукты»
картотека по логопедии (старшая группа)

Цель: закрепить словарь по теме, развивать тактильные ощущения.

Оборудование: натуральные фрукты или муляжи в непрозрачном мешке.

Ход. Взрослый показывает мешочек с фруктами детям и предлагает им по очереди, не заглядывая в мешочек, определить фрукт на ощупь и назвать его. Если ребенок правильно выполнит задание, фрукт достают из мешочка и кладут на стол. Если ошибся, возвращают в мешок.

Цель : образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ход. Взрослый называет какой-нибудь фрукт и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Он называет его ласково и возвращает мяч взрослому (яблоко -…яблочко; банан- …бананчик; лимон -…лимончик; абрикос -…абрикосик; мандарин -…мандаринчик; апельсин -…апельсинчик; виноград -..виноградик; дыня – дынька и т. д.).

Цель: учить согласовывать имена существительные с числительными.

Оборудование: муляжи фруктов

Ход. Попросите детей: «Выйдите на дорожку и подровняйте ножки». (Дети встают в шеренгу.) Скажите детям: «Вот корзина фруктов — посчитайте их скорей» Дайте ребенку, стоящему первым слева, муляж яблока и скажите: «Одно яблоко». Попросите малыша передать его следующему ребенку. Когда второй ребенок возьмет в руки яблоко, скажите: «Два яблока». При получении муляжа третьим ребенком произнесите: «Три яблока», и так далее по эстафете до конца шеренги: «Четыре яблока, пять яблок, шесть яблок. »

Читайте также:  Цукаты_в_сушилке_фруктов

Следующий овощ дети обыграют сами: они будут передавать муляж друг другу и одновременно говорить: «Одина груша, две груши… пять груш, шесть груш. »

Цель: учить составлять рассказ о фруктах по картинному плану

Оборудование : муляжи фруктов или натуральные фрукты в корзине, план рассказа о фруктах.

Ход. Скажите детям, что теперь они так много узнали о фруктах, что могут сами о них рассказать. Объясните, что рассказ надо составлять по плану, изображенному на картинках. Установите на доске или наборном полотне 6 картинок-символов в виде плана из картинок.

Объясните детям значение этих символов: 1 — какого цвета фрукт; 2 — какой формы (круглый, овальный, грушевидный); 3—какой величины; 4 — какой на ощупь (гладкий, шершавый или бархатистый); 5 — какой на вкус (сладкий или кислый); 6 — имеет ли запах (ароматный или нет).

Попросите детей составить рассказ о любом фрукте. Попросите детей по очереди доставать муляжи фруктов из корзины (или брать картинки) и составить рассказ из нескольких предложений. Например, рассказ о яблоке будет звучать примерно так: «Яблоко желтое, румяное, круглое, большое. Яблоко гладкое, сладкое и ароматное».

Закончив свой рассказ, ребенок кладет муляж обратно в корзину.

Цель: образовывать множественное число имен существительных.

Оборудование: карточки с изображением фруктов

Ход. Взрослый называет фрукт в единственном числе и показывает карточку с изображением, например одного яблока. Ребенок называет его во множественном числе (яблоки) и находит соответствующую карточку. (дерево — ..деревья, сад -..сады; садовник – садовники; плод -…плоды; яблоко -…яблоки; груша -…груши; банан- …бананы; персик -…персики; лимон -…лимоны; абрикос -…абрикосы; мандарин -…мандарины; апельсин -…апельсины; дыня -…дыни и т.д )

Цель: образовывать множественное число имен существительных в родительном падеже

Оборудование: предметные картинки с изображением фруктов

Ход. Взрослый называет фрукт в единственном числе и показывает карточку с изображением, например одного яблока. Ребенок называет его во множественном числе (яблоки) и говорит, что у него нет этого фрукта (у меня нет яблок). Яблоко -…яблоки – нет яблок; слива – сливы – нет слив; груша -…груши – нет груш; банан — …бананы – нет бананов; персик – персики — нет персиков; лимон-лимоны – нет лимонов; абрикос -…абрикосы – нет абрикосов; мандарин -…мандарины – нет мандаринов; апельсин -…апельсины — нет апельсинов; дыня -…дыни – нет дынь.

Цель: образовывать прилагательные от существительных

Оборудование: картинки с изображением фруктов и цветных банок (зеленая, желтая, оранжевая, фиолетовый)

Ход. Педагог предлагает сделать фруктовый сок, разложив фрукты по соответствующим банкам и назвать какой сок получился.

Сок из яблок (какой?) -…яблочный;

Сок из лимона (какой?) — …лимонный;

Сок из груш (какой?)- ..грушевый;

Сок из персика (какой?) -…персиковый;

Читайте также:  Аппликация_фрукты_ягоды_подготовительная_группа

Сок из абрикосов (какой?) — …абрикосовый;

Сок из мандаринов (какой?) – мандариновый;

Сок из апельсинов (какой?) — ..апельсиновый;

Сок из винограда (какой?) — … виноградный;

Сок из бананов (какой?)-…банановый;

Сок из ананаса (какой?) -..ананасовый;

Сок из вишня (какой?) -…вишнёвый;

Сок из грейфрукта (какой?) -..грейфруктовый;

Сок из сливы (какой?) -…сливовый.

«Подбирай, называй, запоминай» или «Кто больше?»

Цель: активизировать словарь по теме, посредством прилагательных и глаголов.

Оборудование: муляжи фруктов

Ход. Дети сидят по кругу и передают по очереди друг другу фрукт и каждый называет по одному признаку или действию. Например: яблоко (какое?) – спелое, румяное, наливное, твёрдое, гладкое, сладкое, вкусное, сочное, полезное, витаминное, круглое…

Яблоко (что делает?) – растёт, созревает, наливается, висит, падает..

С яблоками (что делают?) — ..собирают, моют, чистят, перебирают, сушат, варят…

Цель: согласовывать существительные с личными местоимениями, развивать интонационный компонент речи.

Оборудование: предметные картинки с изображением фруктов, корзинка

Ход. Дети по одному достают из корзинки фрукт и изображают «жадину». И говорят:

яблоко — ..это моё яблоко; мандарин -..это мой мандарин; груша – это моя груша; сливы — это мои сливы и т.п. (персик, банан, вишни, слива, абрикос, дыня…)

Цель: развивать слуховое внимание, обобщать признаки предмета.

Оборудование: сюжетная картинка с изображением сада.

Ход. Педагог предлагает угадать фрукт по описанию

— Круглый, сочный, оранжевый, сладкий, большой – это…апельсин;

— Длинный, жёлтый, мягкий, вкусный, сладкий – это…банан;

— овальный, жёлтый, кислый, твёрдый, полезный – это..лимон;

— круглое, румяное, наливное, спелое, сочное, твёрдое – это яблоко.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕчевые дидактические игры на лексическую тему «Семья»

ЦЕЛЬ: развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Семья», развитие творческого воображения.Практическое образов.

Речевые дидактические игры по лексической теме «Осень»

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.

Речевые дидактические игры по лексической теме «Овощи»

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.

Речевые дидактические игры по лексической теме «Весна»

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.

Речевые дидактические игры по лексической теме «Грибы»

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.

Речевые дидактические игры по лексической теме «Деревья»

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.

Речевые дидактические игры по лексической теме «Дикие животные»

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.

Источник

Оцените статью